Научная статья на тему 'Психологические особенности этногенеза ценностных ориентации личности'

Психологические особенности этногенеза ценностных ориентации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Накохова P. P.

В статье рассматривается особенности разрабатываемой автором научной концепции этногенеза ценностных ориентации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE ETHNOGENY OF VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON

The article considers the features of the scientific concept of the ethnogeny of value orientations of the person developed by the author.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности этногенеза ценностных ориентации личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОГЕНЕЗА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

P.P. Накохова

Кафедра педагогики и психологии Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования Ул. Фабричная ,109, Черкесск, Россия, 369000

В статье рассматривается особенности разрабатываемой автором научной концепции этногенеза ценностных ориентаций личности.

XXI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных и актуальных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии.

Концепции ценностей и ценностных ориентации в психологии базируются на теориях развития личности и общества-этноса, разработанных в философии, социологии, психологии.

В философских концепциях, представленных в творчестве Платона, Аристотеля, Т. Гоббс, Б. Спинозы, И. Бентама, И. Канта, Ф. Ницше, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, В.А. Василенко, В.П. Тугаринова, О.Г. Дробницкого изучается проблема изучения генезиса развития ценностной ориентации который показывает, что с изменением идеологии общества, меняются нормы, которые влекут за собой изменение ценностей и ценностных ориентации. Этот процесс происходит на протяжении всего существования человеческой цивилизации. На более высоких ступенях развития общества в связи с образованием этноса, нации, народности характер ценностной ориентации структурируется, обогащается общечеловеческими и национальными особенностями, интегрирующими в том и другом случае как идеальные нормы человеческого общежития.

А.М. Воронина, изучавшая ценности того периода, рассматривает их как систему регулятивных идей, идеалов и императивов, выражающую цели и интересы определенных социальных групп и человечества в целом, являющихся социальным ориентиром индивида и общества, из-за чего ценности становятся эффективным средством социализации индивида, принципом общественной организации.

В психологических и социально-психологических концепциях понятие ценностной ориентации личности возникает для объяснения социально значимого поведения. Но вопрос об истоках данного понятия не решается одно-

значно среди психологов. В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных ценностям и ценностным ориентациям, в которых изучается их иерархия (Cantril, 1965; Kluckhohn, 1951; Rokeach, 1973). Нор-мативно-ценностный подход изучения социально менталитета общества идет от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето. Много лет этой проблематикой занимались американские ученые: У. Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Мид. В основе их теорий лежит представление о том, что силой развития и преобразования общества является несовпадение целей и интересов людей или определенных групп.

Этнические особенности социализации, черт национального характера, межэтнических контактов рассматривали Г.М. Андреева, С.М. Арутюнян, А.А. Белик, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Б.А. Душков, С.Н. Еникополов, И.С. Кон, Н.М. Лебедева, А.А. Леонтьев, А.Б. Мулдашева, В.Ф. Петренко, Г.В. Старовойтова, Т.Г. Стефаненко, А.В. Сухарев, П.Н. Шихирев, Е.И. Шляги-на. К важнейшим достижениям отечественных исследователей относятся теория этногенеза Ю.В. Бромлея, биолого-географическая концепция этноса Л.Н. Гумилева, исследования межэтнической напряженности Г.У. Кцоевой-Солдатовой.

Изучению роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям посвящены работы Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И. Анцыферовой, B.C. Мухиной, А.А. Бодалева, Г.Г. Дилигенского, В.Г. Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности — ценностные ориентации — формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов. В.Г. Алексеева формулирует общепринятое определение ценностных ориентации как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. (А.И. Донцов, 1975; Д.А. Леонтьев, 1988; Ajzen, Fishbein, 1975, 1980; Rokeach, 1968, 1973). Выделяя три типа убеждений — экзистенциальные, оценочные и прогностические, — К. Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности),

Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два больших класса в зависимости от того, направлены ли они на социум, интерперсонально сфокусированные или на индивида, интраперсональные (Allport, 1960; Maslow, 1959; Morris, 1956; Rosenberg, 1960; Smith, 1969; Woodruff, 1942). Соотношение этих ценностей у каждого человека индивидуально и вариативно.

В то же время в силу того, что ценностные ориентации оказались предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, теоретические представления о них крайне многозначны. Под ценностными ориентацииями понимаются цели, стремления, желания, жизненные идеалы, система определенных норм (Ольшанский В.Б.), установки на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества (Здравомыслов А.Г., Ядов); конкретное отношение к окружающей среде, нравственность личности (Зотова О.И., Бобнева М.И.); ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения (Яницский М.В.); детерминанты принятия решения (Жуков Б.Д.); сложные обобщенные системы ценностных представлений (Попова И.М., Мойн В.Б.); основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей (Алексеева В.Г.).

Процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» — социальную группу, являющуюся «ретранслятором» ценностей общества (Э.А. Арутюнян). Процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества и регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп (Л.П. Буева; Г.А. Погосян и др.); возможности субъекта для социального развития (А.И. Донцов, Э.А. Арутюнян и др.) и социальной адаптации, т.е. защитного отождествления с группой, что особенно актуально в условиях социального кризиса (В.А. Ядов).

Механизмом личностного освоения групповых ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности (Ю.Л. Качанов, Н.А. Шматко). Социальная идентичность — один из механизмов субъективноличностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром (Леонтьев А.Н.).

Таким образом, ценностные ориентации личности формируются при инте-риоризации личностью групповых (общественных, национальных, этнических) идеалов и принципов, в процессе социализации.

Ценностные ориентации, являясь функцией социальной среды, это в то же время и целостная характеристика, составляющая сущность личности и открывающая внутренние тенденции к ее существованию и формированию (А.И. Донцов, 1975).

Система ценностных ориентаций образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Стабильные условия бытия народов закрепляют систему ценностей в виде определенных культурных традиций и передают их из поколения в поколение как значимые социокультурные нормативные регуляторы всех сфер социально-

го и индивидуального бытия этноса. При радикальном изменении общества меняются и фундаментальные нормы регуляции.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентации перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Ценности являются частью жизненного мира, или мира повседневности. Это интерсубъективный мир, в котором люди, с одной стороны, выступают в качестве созидателей социальной реальности, а с другой стороны, сдерживаются ранее образовавшимися социальными и культурными структурами, созданными их предками, т.е. этническими ценностями.

Этнические ценности — совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее специфичных, маркирующих его историческое и культурное своеобразие черт. При этом реальное происхождение культурных форм, интерпретируемых как этнические ценности не имеет принципиального значения; оно может быть как автохтонным, так и иноэтничным, что не влияет на степень вероятности включения их в систему этнических ценностей.

Основанием для формирования системы этнических ценностей является исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса (этнофоров).

Исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфичных этнокультурных систем называется этногенезом.

Главным механизмом этнической консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, так в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнической популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнокультурной системы (языка, обычаев, нравов, ценностей, приемов хозяйственной практики, этнически окрашенных черт в специализированных областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии, культуре и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой этногенез. Мы согласны с мнением А.А. Налчаджян, что «под этногенезом понимают только те процессы далекого прошлого, в ходе которых впервые возникли этносы. Однако такая точка зрения представляется нам устаревшей, поскольку те, кто придерживается, ее предполагают, будто в наши дни этногенетические процессы прекратились. Но это не так, по этому словом «этногенез» следует обозначать многие этнопсихологические процессы, протекающие на наших глазах» [8. С. 10].

Наша концепция заключается в том, что система ценностных ориентации личности меняется в процессе этногенеза и в каждой фазе этногенеза и в социально исторических кризисах данной фазы по такой же схеме, повторяя все фазы этногенеза, идет сдвиг ценностных ориентаций личности и процесс этногенеза ценностных ориентаций.

Этногенез протекает по вполне определенной схеме, и хотя его фазы совершенно различны, это различие определяется вовсе не изменением индивидуальной психологии всех членов этноса. Имеет значение лишь процентное со-

держание в этносе людей с определенными доминантами поведения. Такими доминантами Гумилев считает пассионарность и атграктивность. Пассионар-ность — потребность в самоактуализации, способность изменять окружающую среду и самого себя, потребность в преодолении — является формально динамическим свойством психики. Пассионарии характеризуются высокой общей психической активностью и эмоциональностью. Уровень пассионарности оказывает влияние на направленность личности [7. С. 9].

Внешне пассионарность этноса (определяемая процентным содержанием в нем пассионариев, т.е. носителей повышенной пассионарности) проявляется в количестве исторических событий, совершающихся за определенное время. Такими событиями могут быть столкновения внутри этноса, захват чужих территорий, преобразование ландшафта, экспансия идей и т.д. в зависимости от этнической доминанты. При таких кризисах в этносе происходит и кризис в ценностных ориентациях личности, что способствует сдвигу ценностных ориентации личности (этнофоров), и начинается опять процесс этногенеза ценностных ориентаций.

В постсоветском пространстве процесс этногенеза ценностных ориентаций происходит следующим образом.

Изменился социальный строй — начался процесс демократизации общества, развивается капитализм после 70 лет социализма.

Сначала шла латентная фаза формирования сдвига ценностных ориентации, в этот момент были только замыслы у некоторых пассионариев об изменении строя.

Затем начинается фаза подъема ценностных ориентаций у пассионариев, интенсивный рост пассионарного напряжения в ценностной системе, который характеризуется экспансией вновь возникающего строя.

В этой фазе этногенеза ценностных ориентации у личности (этнофоров) идет сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации.

Акматическая фаза этногенеза ценностных ориентаций характеризуется наивысшим для этого периода количеством пассионариев и их сподвижников. В этой фазе у личности (этнофоров) идет процесс расстройства индивидуальной ценностной системы — состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения.

Фаза надлома — резкое снижение пассионарного напряжения, раскол и конфликты внутри этнической системы и внутриличностные конфликты. На основании этого начинается процесс смещения ценностных ориентаций у личности этнофора, смещение, сдвиг старых ценностных ориентации по направлению к новым.

Инерционная фаза этногенеза ценностных ориентаций характеризуется повышением, а затем плавным снижением уровня пассионарного напряжения. В этот период происходит укрепление государственной власти и социальных институтов, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей.

В связи с этим в данной фазе у личности начинает процесс развития — такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере через начало процесса принятия новой ценностной системы нового строя. Наше общество после перестроечных лет сейчас находится в инерционной фазе.

Фаза обскурации — пассионарное напряжение убывает до уровня ниже геомостатического. Сдвинутые ценностные ориентации стабилизируются. Некоторые представители этносов на окраинах ареала пассионарности пытаются перейти в фазу регенерации старых ценностных ориентаций, но это лишь небольшой всплеск активности накануне завершения этногенеза ценностных ориентации старого строя. В этой фазе у личности идет процесс интеграции, понимаемый как снятие противоречий между ценностями личности и группы путем трансформации и тех и других. И затем наступает мемориальная фаза этногенеза ценностных ориентации старого строя (рис.).

Рис. Диаграмма этногенеза ценностных ориентаций

Развитие тех или иных сфер на стадиях личностной динамики отражает фазовый характер ряда циклических процессов, которые принимают участие в формировании системы ценностных ориентации личности. К таким процессам

можно отнести следующие: адаптацию, заключающуюся в устранении тревоги и поддержании баланса в системе человек — среда посредством модификации ценностных ориентации; интеграцию, понимаемую как снятие противоречий между ценностями личности и группы путем трансформации и тех и других; социализацию, отражающую внутреннее принятие ценностей значимых для других; индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей. Данные процессы реализуются соответственно посредством психологических защитных механизмов устранения тревоги, механизмов идентификации и интернализации. Процессы адаптации, социализации и индивидуализации определяют формирование «защитного», «заимствованного» и «автономного» уровней, системы ценностных ориентации.

На каждой стадии личностного развития выбор преобладающего механизма формирования ценностной системы определяется сложным комплексом внутренних и внешних факторов. Внутренние психологические факторы и факторы внешней социальной среды определяют особенности развития системы ценностных ориентаций, взаимодействуя между собой при осуществлении той или иной деятельности, в процессе целенаправленного психологического воздействия при развитии личности.

Таким образом, процесс этногенеза ценностных ориентаций личности подчиняется определенным закономерностям: преобладание на протяжении общественного и индивидуального развития действия тех или иных факторов и механизмов, реализующих процессы личностной динамики, определяет доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, которое, в свою очередь, формируется через внешние и внутренние факторы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологическим процессом этногенеза ценностных ориентаций называется историко-психологический процесс формирования в психике и сознании этнофоров и этносов специфичных этнокультурных систем, целей, стремлений, жизненных идеалов, систем этнических норм, традиций, установок на те или иные этнические ценности, этнокультуру, на конкретном этапе историко-психологического развития, трансформируя социальные ценности через социальную адаптацию, этническую идентичность к новой социокультурной среде в процессе социализации

[9].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63—70.

[2] Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. — 1999. — № 5. — С. 38—44.

[3] Василенко В.А. Ценности и оценка. —Киев, 1964.

[4] Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. — 1974. — №5, —С. 67—76.

[5] Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992.

[6] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гип-пенрейтер, А.А. Пузырея. —М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108—118.

[7] Коваленко М.И Пассионарность как психол. феномен. — Спб., 1999.

[8] Налчаджян А.А. Этногенез и ассимиляция. — М., 2004.

9] Накохова P.P. Психологическая система ценностных ориентации личности. — Ставрополь, 2007.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE ETHNOGENY OF VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSON

R.R. Nakokhova

The Chair of Pedagogics and Psychology Karachaevo Circassian Republican Advanced Teacher Training Institute Factory St., 109, Cherkessk, Russia, 369000

The article considers the features of the scientific concept of the ethnogeny of value orientations of the person developed by the author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.