Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования'

Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2012
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / IDENTITY / CIVIC IDENTITY / CIVIC EDUCATION / SOCIALIZATION / ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION / ETHNOCULTURAL COMPETENCE / ETHNIC IDENTITY / FORMATION OF CIVIC IDENTITY / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожанов Игорь Владимирович

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых автором даются свои определения терминам «гражданская идентичность», «этнокультурная социализация», раскрывается их содержание. В структуре гражданской идентичности личности выделяются четыре компонента (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельностный), каждый из которых включает три составляющие: этническую, общероссийскую и общекультурную. Указывается на то, что этнокультурная социализация является системообразующим фактором формирования гражданской идентичности личности. В статье представлены: разработанная и реализованная модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования, включающая в себя совокупность блоков (целевой, теоретико-методологический, диагностический, прогностический, содержательный, праксиологический, организационный, результативный); концепция и технологическое обеспечение, частности выявленные и обоснованные социально-педагогические условия формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования; программа, построенная на модульной основе и включающая шесть взаимосвязанных модулей («Образовательный», «Воспитательный», «Кружки и клубы», «Общественные объединения обучающихся и социальное проектирование», «Культурно-досуговый», «Конкурсный»). Даются результаты проведенной экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of civic identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in the system of continuous education

The article is devoted to a problem of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in the system of continuous education. On the basis of the analysis of works of domestic and foreign scientists the author’s definitions of the terms “civil identity", "ethnocultural socialization" are given, their contents are revealed. In the structure of civil identity of the personality four components (cognitive, emotional and estimated, valuable and approximate, activity) are allocated, each of which includes three components: ethnic, all-Russian and common cultural. It is specified that ethnocultural socialization is a backbone factor of formation of civil identity of the personality. The developed and realized model of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in system of continuous education including set of blocks (target, teoretiko-methodological, diagnostic, predictive, substantial, praksiologichesky, organizational, productive), the concept and technological support, particulars the revealed and reasonable social and pedagogical conditions of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in system of continuous education, the program constructed on a modular basis and which is turning on six interconnected modules ("Educational", "Educational", "Circles and clubs", "Public associations trained and social design", "Cultural and leisure", "Competitive") are presented in the article. The results of the carried-out experimental work are given.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/180PVN515.pdf DOI: 10.15862/180PVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/180PVN515)

УДК 37.017.4

Кожанов Игорь Владимирович

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Россия, Чебоксары1 Доцент кафедры «Дошкольного образования и сервиса»

Кандидат педагогических наук РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=664361

E-mail: i.v.k.21@mail.ru

Формирование гражданской идентичности личности

в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования

1 428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Афанасьева, д. 9, кв. 290

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. На основе анализа работ отечественных и зарубежных ученых автором даются свои определения терминам «гражданская идентичность», «этнокультурная социализация», раскрывается их содержание. В структуре гражданской идентичности личности выделяются четыре компонента (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельностный), каждый из которых включает три составляющие: этническую, общероссийскую и общекультурную. Указывается на то, что этнокультурная социализация является системообразующим фактором формирования гражданской идентичности личности. В статье представлены: разработанная и реализованная модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования, включающая в себя совокупность блоков (целевой, теоретико-методологический, диагностический, прогностический, содержательный, праксиологический, организационный, результативный); концепция и технологическое обеспечение, частности выявленные и обоснованные социально-педагогические условия формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования; программа, построенная на модульной основе и включающая шесть взаимосвязанных модулей («Образовательный», «Воспитательный», «Кружки и клубы», «Общественные объединения обучающихся и социальное проектирование», «Культурно-досуговый», «Конкурсный»). Даются результаты проведенной экспериментальной работы.

Ключевые слова: идентичность; гражданская идентичность; гражданское воспитание; социализация; этнокультурная социализация; этнокультурная компетентность; этническая идентичность; формирование гражданской идентичности; система непрерывного образования.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/180PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/180PVN515

Глобальные социокультурные, политические и экономические изменения, рост числа полиэтничных и мультикультурных по своему составу стран, участившиеся случаи межэтнических, межкультурных и межконфессиональных противоречий ставят перед всеми государствами мира, в том числе и перед Российской Федерацией, задачу консолидации своих граждан, налаживания диалога, основанного на принципах взаимоуважения и толерантности.

Главной целью выступает укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), что позволит решить задачи содействия формированию и развитию общероссийского гражданского патриотизма и солидарности; будет способствовать сохранению этнокультурного многообразия народов России, а также обеспечит гармонизацию межэтнических и этноконфессиональных отношений.

Достижение поставленной цели и вышеназванных задач возможно при условии формирования личности в трех основополагающих аспектах: этническом, гражданском и общечеловеческом. При этом можно говорить о необходимости формирования гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку данный процесс предполагает под собой как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей и норм.

Ведущая роль в формировании гражданской идентичности личности отводится системе образования. Так, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

2) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

В философии термин «идентичность» (от лат. identificare - отождествлять, позднелатинское identifico - отождествляю) определяется как «...соотнесенность чего-либо (имеющего бытие) с самим собой в связности и непрерывности собственной изменчивости и мыслимая в этом качестве» [4].

Идентичность бывает разного вида, на что указывает И. Гоффман, выделяя такие ее виды, как: социальная идентичность, когда происходит типизация личности на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит; личностная идентичность, составляющую совокупность уникальных качеств и свойств индивида вместе с его неповторимой историей жизни; Я-идентичность, представляющую субъективное ощущение человеком своей жизненной ситуации [1].

Одним из видов социальной идентичности является гражданская идентичность, которая на основании анализа работ отечественных и зарубежных ученых [3, 7, 12, 14, 15, 16] рассматривается нами как социальный, культурный и педагогический феномен, является уникальной характеристикой индивидуальности личности, заключающейся в осознании индивидом своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей личностный смысл и определяющей целостное отношение к социальному и природному миру.

Гражданская идентичность личности характеризуется наличием четырех компонентов (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельностного),

каждый из которых включает три составляющие: этническую, общероссийскую и общекультурную [10].

Формирование гражданской идентичности личности в системе непрерывного образования - это сложная система, отличающаяся разнообразием структурных компонентов и характером взаимосвязи, обусловленная функциональными задачами, которые следует решать на каждой ступени образования, каждая из которых подготавливает к формированию гражданской идентичности личности на последующей ступени, обеспечивая преемственность и непрерывность.

Многими исследователями отмечается тесная взаимосвязь процесса формирования гражданской идентичности с социализацией личности, а в условиях поликультурной среды -с этнокультурной социализацией [2, 5, 6, 11, 13], которая рассматривается нами как единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, усвоения этнических ценностей и норм, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, ценностям и нормам, формированием этнокультурной компетентности, обеспечивающей эффективное функционирование личности в условиях поликультурной среды.

Этнокультурная социализация является системообразующим фактором формирования гражданской идентичности личности, что обусловлено такими закономерностями, как: потребности общества; признание ценности этого процесса со стороны государственных институтов; взаимодействие всех субъектов образовательного пространства: представителей педагогической науки, образовательных учреждений - администрации, педагогов, детей, родительской общественности (в социальном контексте); необходимость учета этнопсихологических особенностей личности воспитуемого в образовательном процессе; этнопедагогический подходом к образовательному процессу, выбор соответствующего содержания, методов, средств и форм организации этого процесса; этнопедагогическая культура педагога (в общепринятом контексте); использование идей и опыта традиционного воспитания в условиях современных образовательных учреждений; взаимодействие субъектов педагогического процесса в его организации и управлении (в процессуальном контексте).

Для решения проблемы формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования нами была разработана соответствующая концепция, ведущими идеями которой являются следующие положения:

• формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования предполагает сочетание базовой основы, представленной в федеральных государственных образовательных стандартах, и части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса;

• формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования - это сложная система, отличающаяся разнообразием структурных компонентов и характером взаимосвязи, она обусловлена функциональными задачами, которые следует решать на каждом уровне образования, каждый из которых подготавливает к обучению на последующей, обеспечивая преемственность и непрерывность;

• особенности формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования включают: диагностику сформированности гражданской идентичности у воспитанников и обучающихся; государственно-нормативное обеспечение; учет результатов, достигнутых на предыдущем уровне образования, уровня сформированности компонентов гражданской идентичности личности; учет этнических, региональных, национальных особенностей при проектировании процесса формирования гражданской идентичности личности в системе непрерывного

образования; педагогическое обеспечение формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации на всех уровнях образования, в условиях последовательности, систематичности и непрерывности; создание воспитательного пространства для проявления и развития гражданских качеств, демократических, гуманистических и творческих свойств личности; включение воспитанников и обучающихся в практическую деятельность, в ходе которой они реализуют себя как граждане, представители определенного этноса и мирового сообщества.

Реализация цели формирования гражданской идентичности личности обеспечивается личностно-ориентированным обучением и воспитанием, в основе которого лежат системно-деятельностный, гуманистический, компетентностный, аксиологический и этнокультурный подходы.

Данные подходы реализуются с помощью ряда принципов, основными из которых являются: принцип непрерывности, принцип системности, принцип культуросообразности, принцип природосообразности, принцип диалогичности, лингвокультурологический принцип, принцип гуманизации, принцип единства теории и практики, принцип преемственности [8].

В соответствии с разработанной концепцией была создана программа формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Программа построена на модульной основе, предполагающей наличие 6 модулей:

• «Образовательный» - направлен на актуализацию этнокультурного потенциала учебного плана, акцентирование внимания на темах, раскрывающих своеобразие и единство этнокультур, их роль в поликультурном пространстве Российской Федерации;

• «Воспитательный» - проведение тематических занятий с обучающимися, направленных на формирование различных компонентов гражданской идентичности личности и их составляющих (тематические занятия с дошкольниками, осуществляемые вне непосредственной образовательной деятельности, классные часы со школьниками, кураторские часы со студентами);

• «Кружки и клубы» - способствует формированию этнокультурной компетентности через художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную деятельность;

• «Общественные объединения обучающихся и социальное проектирование» -предоставляет обучающимся возможность раскрыть свой социальный потенциал, получить опыт общественно-полезной деятельности, практики принятия решений и их выполнения как в рамках самоуправления, так и в процессе подготовки и реализации социально ориентированных проектов этнокультурной направленности;

• «Культурно-досуговый» - способствует этнокультурному развитию обучающихся в процессе и на основе активизации художественных впечатлений, формирование творческих способностей и творческого мышления;

• «Конкурсный» - направлен на углубление знаний, обучающихся истории и культуре родного народа, народов Российской Федерации и мира.

Каждый из модулей имеет свой круг задействованных обучающихся, свои методы и формы организации процесса формирования гражданской идентичности личности. Вместе с

тем, модули взаимно дополняют друг друга и направлены на всестороннее формирование каждой из составляющих гражданской идентичности личности: этнической, общероссийской и общекультурной.

Основой формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования выступает модель, ориентированная на реализацию стратегии формирования личности как представителя этноса, гражданского общества и мирового сообщества, и отражающая последовательность этапов формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования: пропедевтического (целевой и теоретико-методологический блоки), диагностико-прогностического (диагностический и прогностический блоки), формирующе-продуктивного (содержательный, праксиологический и организационный блоки), оценочно-итогового (диагностический и результативный блоки).

С учетом структурных компонентов и их составляющих, в совокупности сводимых к наличию определенных знаний, отношений, ценностных ориентаций и деятельности на этническом, общероссийском и общекультурном уровнях, для оценки уровня сформированности гражданской идентичности личности нами были использованы такие критерии как когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный и деятельностный, для каждого из которых в зависимости от уровня образования были представлены показатели и описаны уровни (низкий, средний, высокий) сформированности гражданской идентичности личности [9].

Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

В эксперименте было задействован 681 обучающийся. Констатирующий и контрольный этапы эксперимента проводилась в контрольных и экспериментальных группах, формирующий - в экспериментальных группах.

На констатирующем этапе эксперимента было выявлено состояние сформированности основ гражданской идентичности личности (для обучающихся уровня дошкольного и начального общего образования) и гражданской идентичности личности (для обучающихся уровня основного общего, среднего (полного) общего и высшего профессионального образования).

Экспертная оценка степени сформированности гражданской идентичности личности проводилась на основе выделенных нами критериев и их показателей: определялся уровень сформированности когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельностного компонентов и их составляющих (этнической, общероссийской и общекультурной).

В ходе диагностики сформированности гражданской идентичности личности использовался комплекс исследовательских методов, включающий:

• для дошкольников - наблюдение, беседа, проектная методика;

• для школьников и студентов - анкетный опрос и тестирование.

Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся уровня дошкольного и начального общего образования и гражданской идентичности личности у обучающихся уровня основного общего, среднего (полного) общего и высшего профессионального образования, как в экспериментальной, так и контрольной группах.

Среди дошкольников отсутствуют обучающиеся с высоким уровнем сформированности основ гражданской идентичности личности; среди учащихся начальных классов данный показатель составляет 7,5% (экспериментальная группа), 10% (контрольная группа); среди учащихся средних классов: 12,7% (экспериментальная группа), 12,5% (контрольная группа); среди учащихся старших классов: в экспериментальной группе отсутствуют обучающиеся с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности личности, а среди контрольной группы - 5%; среди студентов: 12% (экспериментальная группа), 15% (контрольная группа).

Формирующий этап эксперимента проходил с 2012 по 2015 гг. на основе разработанной нами концепции, программы и модели формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования.

Технологическое обеспечение формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования реализовывалось на основе ряда принципов:

• вариативности (выделение в содержании проводимой работы общей части для обучающихся всех уровней образования и единично-особенных частей, обеспечивающих учет возрастных и личностных особенностей, обучающихся);

• системности и интегративности (формирование всех структурных компонентов гражданской идентичности личности: когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельностного и их составляющих на всех уровнях образования, взаимосвязь формируемых компонентов на горизонтальном и вертикальном уровнях);

• тождественности (содержательно-технологическое и научно-методическое обеспечение должны соответствовать сути проводимой работы);

• доминантности (выделение смысловой доминанты, которая приоритетна в формировании гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации для каждого уровня образования, объединяет все компоненты многоаспектного гражданского образования);

• регионализации (отражение в содержании процесса формирования гражданской идентичности личности этнокультурных особенностей региона).

Процессуально-технологическими составляющими формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования являлись:

• диагностическая - определение уровня сформированности гражданской идентичности личности;

• организационно-процессуальная - научно-методическое обеспечение всех форм, направлений формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования;

• мониторинговая - экспертная оценка эффективности формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социлизации в системе непрерывного образования.

Для эффективного формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования необходим ряд социально-педагогических условий:

• лонгитюдный характер формирующей работы, предполагающий непрерывное поэтапное формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации, охватывающее дошкольное, общее и высшее профессиональное образование и связанный с этим учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;

• создание образовательной среды, направленной на всестороннее формирование компонентов гражданской идентичности личности и их составляющих в процессе этнокультурной социализации;

• использование этнокультурных педагогических технологий, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, используемых в педагогическом процессе;

• удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в общественной деятельности, в том числе представленной социально ориентированной деятельностью этнокультурной направленности.

На контрольном этапе, с целью оценки результативности формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика сформированности основ гражданской идентичности у обучающихся уровня дошкольного и начального общего образования, и гражданской идентичности личности у обучающихся уровня основного общего, среднего (полного) общего и высшего профессионального образования.

Результаты диагностик представлены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.

Полученные результаты свидетельствуют о значительных изменениях, произошедших в экспериментальной группе (количество обучающихся с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности личности увеличилось среди дошкольников на 23,2%, учащихся начальных классов - на 22,5%, учащихся средних классов - на 34,6%, учащихся старших классов - на 22,5%, студентов - на 20%) и незначительных в контрольной группе.

Таблица 1

Распределение дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности основ гражданской идентичности личности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы

Уровень Группа

экспериментальная контрольная

Этап Этап

констатирую щий контрольный констати )ующий контрольный

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий - - 19 23,2 - - 3 9,7

средний 38 46,3 48 58,5 14 45,2 18 58,1

низкий 44 53,7 15 18,3 17 54,8 10 32,3

Таблица 2

Распределение учащихся начальных классов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности основ гражданской идентичности личности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы

Группа

экспериментальная контрольная

Уровень Этап Этап

констатирую щий контрольный констати )ующий контрольный

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий 9 7,5 36 30 4 10 6 15

средний 69 57,5 72 60 22 55 26 65

низкий 42 35 12 10 14 35 8 20

Таблица 3

Распределение учащихся средних классов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности гражданской идентичности личности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы

Уровень Группа

экспериментальная контрольная

Этап Этап

констати эующий контрольный констати )ующий контрольный

абс. % абс. % абс. % абс. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокий 7 12,7 26 47,3 5 12,5 8 20

средний 31 56,4 26 47,3 23 57,5 25 62,5

низкий 17 30,9 3 5,4 12 30 7 17,5

Таблица 4

Распределение учащихся старших классов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности гражданской идентичности личности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы

Группа

экспериментальная контрольная

Уровень Этап Этап

констатирую щий контрольный констати )ующий контрольный

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий - - 9 22,5 2 5 6 15

средний 25 62,5 28 70 22 55 23 57.5

низкий 15 37,5 3 7,5 16 40 11 27,5

Таблица 5

Распределение студентов по уровням сформированности гражданской идентичности личности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы

Уровень Группа

экспериментальная контрольная

Этап Этап

констати ующий контрольный констати ующий контрольный

абс. % абс. % абс. % абс. %

высокий 24 12 64 32 6 15 11 27,5

средний 126 63 115 57,5 27 67,5 24 60

низкий 50 25 21 10,5 7 17,5 5 12,5

Для статистической проверки результатов проведенной нами работы был использован показатель х2 критерий. Полученное нами значение в экспериментальной группе значительно превышает критическое значение х2-критерия, составляющего 16,27 при допустимости вероятной ошибки р<0,001, следовательно, выявленные улучшения произошли за счет проведенной работы. В контрольной группе изменений не выявлено. Гипотеза о значимых изменениях, которые произошли в уровне сформированности гражданской идентичности обучающихся в экспериментальной группе в результате проведения формирующего эксперимента, подтвердилась.

Выше изложенное позволяет сделать определенные выводы:

1. Гражданская идентичность личности - социальный, культурный и педагогический феномен, является уникальной характеристикой индивидуальности личности, заключающейся в осознании индивидом своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей личностный смысл и определяющей целостное отношение к социальному и природному миру. Она характеризуется наличием четырех компонентов (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-ориентировочного, деятельностного), каждый из которых включает три составляющие: этническую, общероссийскую и общекультурную. Формирование гражданской идентичности личности в системе непрерывного образования - это сложная система, отличающаяся разнообразием структурных компонентов и характером взаимосвязи, обусловленная функциональными задачами, которые следует решать на каждой ступени образования, каждая из которых подготавливает к формированию гражданской идентичности личности на последующей ступени, обеспечивая преемственность и непрерывность.

2. Этнокультурная социализация, представляющая неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, усвоения этнических ценностей и норм, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, ценностям и нормам, формированием этнокультурной компетентности, обеспечивающей эффективное функционирование личности в условиях поликультурной среды, является системообразующим фактором формирования гражданской идентичности личности.

3. Формированию гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования способствует реализация социально-педагогических условий, к которым относятся:

• лонгитюдный характер формирующей работы, предполагающий непрерывное поэтапное формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации, охватывающее дошкольное, общее и высшее

профессиональное образование и связанный с этим учет возрастных и личностных особенностей обучающихся;

• создание образовательной среды, направленной на всестороннее формирование компонентов гражданской идентичности личности и их составляющих в процессе этнокультурной социализации;

• использование этнокультурных педагогических технологий, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, используемых в педагогическом процессе;

• удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в общественной деятельности, в том числе представленной социально ориентированной деятельностью этнокультурной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в западной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1.

2. Багдасарова, А.Б. Гражданская и этнокультуральная идентичность в образовательном пространстве современной России / А.Б. Багдасарова, М.Е. Попов // Обсерватория культуры. - 2007. - №5. - С. 110-114.

3. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. - 2010. - №5-6. - С. 140-142.

4. Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Совр. литератор, 2002. - 976 с.

5. Дзидзоева, С.М., Формирование основ гражданской идентичности в условиях поликультурного дошкольного образования / С.М. Дзидзоева, З.П. Красношлык, Л.А. Кучиева. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2013. - 171 с.

6. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. - М., 2002. - С. 213-244.

7. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, Т.Д. Марциновская / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2011. - Ч.2 -339 с.

8. Кожанов, И.В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов, Т.Н. Петрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. - 2013. - №1. - Ч. 1. - С. 83-89.

9. Кожанов, И.В. Показатели сформированности гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов // Современные проблемы науки и образования. -2013. - №4; URL: http://www.science-education.ru/110-9802.

10. Кожанов, И.В. Сущность и структура гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. науч. тр.: в 4-х ч. Ч. 3. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013

- С. 87-92.

11. Леонтьев, А.А. Деятельный ум: (деятельность, знак, личность) / А.А. Леонтьев.

- М.: Смысл, 2001. - 380 с.

12. Фахрутдинова, А.В. Общее и особенное в подходах к гражданскому воспитанию в США, Канаде, Австралии и Великобритании // Образование и саморазвитие. -2011. - №4. - С. 215-220.

13. Федорова, С.Н. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: монография / С.Н. Федорова, З.В. Медведева. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2014. - 248 с.

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996.

- 344 с.

15. Marcelo K., Lopez M., and Kirby E. Civic engagement among young men and women. Washington DC: Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement. 2007.

16. Yates M., Youniss J. Roots of civic identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 6.

Рецензент: Л.В. Кузнецова, доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского института им. академика РАО Г.Н. Волкова ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Kozhanov Igor Vladimirovich

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University

Russia, Cheboksary E-mail: i.v.k.21@mail.ru

The formation of civic identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in the system of continuous education

Abstract. The article is devoted to a problem of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in the system of continuous education. On the basis of the analysis of works of domestic and foreign scientists the author's definitions of the terms "civil identity", "ethnocultural socialization" are given, their contents are revealed. In the structure of civil identity of the personality four components (cognitive, emotional and estimated, valuable and approximate, activity) are allocated, each of which includes three components: ethnic, all-Russian and common cultural. It is specified that ethnocultural socialization is a backbone factor of formation of civil identity of the personality. The developed and realized model of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in system of continuous education including set of blocks (target, teoretiko-methodological, diagnostic, predictive, substantial, praksiologichesky, organizational, productive), the concept and technological support, particulars the revealed and reasonable social and pedagogical conditions of formation of civil identity of the personality in the course of ethnocultural socialization in system of continuous education, the program constructed on a modular basis and which is turning on six interconnected modules ("Educational", "Educational", "Circles and clubs", "Public associations trained and social design", "Cultural and leisure", "Competitive") are presented in the article. The results of the carried-out experimental work are given.

Keywords: identity; civic identity; civic education; socialization; ethnocultural socialization; ethnocultural competence; ethnic identity; formation of civic identity; system of continuous education.

REFERENCES

1. Antonova, N.V. Problema lichnostnoy identichnosti v zapadnoy psikhologii / N.V. Antonova // Voprosy psikhologii. - 1996. - №1.

2. Bagdasarova, A.B. Grazhdanskaya i etnokul'tural'naya identichnost' v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoy Rossii / A.B. Bagdasarova, M.E. Popov // Observatoriya kul'tury. - 2007. - №5. - S. 110-114.

3. Vodolazhskaya, T. Identichnost' grazhdanskaya / T. Vodolazhskaya // Obrazovatel'naya politika. - 2010. - №5-6. - S. 140-142.

4. Vsemirnaya entsiklopediya: Filosofiya XX vek / Gl. nauch. red. i sost. A.A. Gritsanov. - M.: AST, Mn.: Kharvest, Sovr. literator, 2002. - 976 s.

5. Dzidzoeva, S.M., Formirovanie osnov grazhdanskoy identichnosti v usloviyakh polikul'turnogo doshkol'nogo obrazovaniya / S.M. Dzidzoeva, Z.P. Krasnoshlyk, L.A. Kuchieva. - Vladikavkaz: Izd-vo SOGPI, 2013. - 171 s.

6. Drobizheva L.M. Rossiyskaya i etnicheskaya identichnost': protivostoyanie ili sovmestimost' // Rossiya reformiruyushchayasya. - M., 2002. - S. 213-244.

7. Kak rozhdaetsya grazhdanskaya identichnost' v mire obrazovaniya: ot fenomenologii k tekhnologii: monografii v 2 ch. / A.G. Asmolov, O.A. Karabanova, T.D. Martsinovskaya / Pod red. A.G. Asmolova. - M., 2011. - Ch.2 - 339 s.

8. Kozhanov, I.V. Nauchno-teoreticheskie podkhody i printsipy formirovaniya grazhdanskoy identichnosti lichnosti / I.V. Kozhanov, T.N. Petrova // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. - 2013. - №1. - Ch. 1. - S. 83-89.

9. Kozhanov, I.V. Pokazateli sformirovannosti grazhdanskoy identichnosti lichnosti / I.V. Kozhanov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - №4; URL: http://www.science-education.ru/110-9802.

10. Kozhanov, I.V. Sushchnost' i struktura grazhdanskoy identichnosti lichnosti / I.V. Kozhanov // Teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitiya nauchnoy mysli v sovremennom mire: sb. nauch. tr.: v 4-kh ch. Ch. 3. - Ufa: RITs BashGU, 2013 - S. 87-92.

11. Leont'ev, A.A. Deyatel'nyy um: (deyatel'nost', znak, lichnost') / A.A. Leont'ev. - M.: Smysl, 2001. - 380 s.

12. Fakhrutdinova, A.V. Obshchee i osobennoe v podkhodakh k grazhdanskomu vospitaniyu v SShA, Kanade, Avstralii i Velikobritanii // Obrazovanie i samorazvitie. - 2011. - №4. - S. 215-220.

13. Fedorova, S.N. Etnokul'turnye obrazovatel'nye tekhnologii: sushchnost', komponenty, metodika ispol'zovaniya v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi: monografiya / S.N. Fedorova, Z.V. Medvedeva. - Yoshkar-Ola: Mariyskiy gosudarstvennyy universitet, 2014. - 248 s.

14. Erikson, E. Identichnost': yunost' i krizis / E. Erikson. - M.: Progress, 1996. - 344 s.

15. Marcelo K., Lopez M., and Kirby E. Civic engagement among young men and women. Washington DC: Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement. 2007.

16. Yates M., Youniss J. Roots of civic identity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.