Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО "ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ")'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО "ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / PEDAGOGICAL COLLEGE / ВНЕАУДИТОРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / NATIONAL REGION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / ФГОС / CHECHNYA / FSES (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARTS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

В статье ставится задача рассмотреть формы организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Раскрывается подход к отбору этих форм при решении задач воспитания студентов. Учитываются особенности в воспитании студентов вуза национального региона. Отмечается необходимость предоставления обучающимся самостоятельности в организации внеаудиторной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE NATIONAL REGION (ON EXAMPLE OF FSBEA HE (FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL AGENCY OF HIGH EDUCATIONAL) "CHECHEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY")

In the article put a task to view the forms of extracurricular educational activities of students of the Chechen State Pedagogical University. It is discloses the approach to the selection of these forms when addressing the challenges of educating students. It is considered the features in the education of University students of national region. It is notes the need to provide students autonomy in organizing extra-curricular work.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО "ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ")»

России необходимо выработать отечественную модель совершенствования системы работы по поиску, диагностике и развитию творчески одаренной учащейся и студенческой молодежи. Существенного обновления требует социогуманитарная составляющая образовательной деятельности, как сама по себе, так и в плане ее органической взаимосвязи с воспитательной работой. Образовательную деятельность необходимо преобразовать в соответствии с ее ориентацией на содержательный результат.

Литература и источники

1. Молодежные субкультуры // Alt-Sector.net>subkultury.html: [дата обращения: 18.05.2017]

2. Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России // Гуманитарное знание в XXI веке- zpu-journal.ru

3. Боташева Х.Х. Культура и проблемы взаимоотношений поколений // Современные научные исследования. 2012. №5. С. 123-126.

4. Мид Д. Культура межпоколенных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1979. 362 с.

5. Цит. по: Абрамова Н.Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания // Вопросы философии. 1999. № 6. С. 29.

6. Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С.В. Луков (руководитель), Б.Н. Гайдин, В.А. Гневашева, К.Н. Кислицын, Э.К. Погорский; Моск. гуманит. унт, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. 260 с.

7. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях^сЫ29-ufa.ucoz.ru>publ... vospitatelnoj_ komponenty...2: [дата обращения: 18.05.2017]

8. Структура программы поведения -http://www.psychologos.ru/articles /view/programma_povedeniya: [дата обращения: 18.05.2017]

9. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Биосоциальные факторы повышенной умственной активности -http://www.ibmh.msk.su/vivovoco / VV/PAPERS/MEN/EPHRO.HT: [дата обращения: 18.05.2017]

ЯРЫЧЕВ НАСРУДИ УВАЙСОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета.

YARYCHEV, NASRUDI U. - Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the department of the theory and history of social work, Chechen State University (nasrudiny@mail.ru).

УДК 37.017.93:378.1

ГАТАЕВ А.С-А.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Ключевые слова: Чеченская Республика, педагогический вуз, внеаудиторная воспитательная деятельность, национальный регион, духовно-нравственное воспитание, ФГОС.

В статье ставится задача рассмотреть формы организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов Чеченского государственного педагогического университета. Раскрывается подход к отбору этих форм при решении задач воспитания студентов. Учитываются особенности в воспитании студентов вуза национального региона. Отмечается необходимость предоставления обучающимся самостоятельности в организации внеаудиторной работы.

GATAEV, A.S-A.

FORM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE NATIONAL REGION (ON EXAMPLE OF FSBEA HE (FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL AGENCY OF HIGH EDUCATIONAL) «CHECHEN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY»)

Keywords: Chechnya, pedagogical college, extracurricular educational activity, the national region, spiritually-moral education, FSES (Federal State Educational Standarts).

In the article put a task to view the forms of extracurricular educational activities of students of the Chechen State Pedagogical University. It is discloses the approach to the selection of these forms when addressing the challenges of educating students. It is considered the features in the education of University students of national region. It is notes the need to provide students autonomy in organizing extra-curricular work..

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (ЧГПУ) был основан в 1980 г. как Чечено-Ингушский государственный педагогический институт. Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 сентября 2015 года он был преобразован в университет. Сегодня ЧГПУ - вуз, занимающий лидирующие позиции в сфере высшего образования Чеченской Республики и, по итогам мониторинга деятельности вузов России, признан эффективным вузом, выполнившим все основные показатели.

ЧГПУ готовит высококвалифицированных специалистов, которые могут работать в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, органах государственного управления и различных службах социального направления, коммерческих структурах, средствах массовой информации и т.д. Количество студентов, обучающихся в вузе в 2016-17 учебном году, составило 8200. Из них на очной форме - 2885, на заочной - 5101.

ЧГПУ вносит огромный вклад в сохранение и развитие национально-культурных ценностей чеченского народа, представляет собой крупный научно-методический центр республики. За 36 лет своего существования ЧГПУ выпустил почти 20 тысяч специалистов, среди которых есть известные ученые и общественные деятели, знаменитые спортсмены. Это И.-Б.С.-Ц.Альбиев - российский борец греко-римского стиля, Олимпийский чемпион 2008 года, М.Д. Газимагомадов (1964-2003) - подполковник милиции, командир отряда милиции особого назначения при МВД по Чеченской Республике, Герой России; Ш.А. Гапуров - российский ученый, доктор исторических наук, профессор, академик и президент Академии наук Чеченской Республики; М.Х. Закриев - чеченский художник, живописец, член Союза художников России, заместитель председателя Союза художников Чеченской Республики, Заслуженный художник Чеченской Республики, Народный художник Республики Ингушетия; И.Х. Мациев - российский дзюдоист, четырехкратный чемпион России, многократный призер чемпионатов России, Европы и мира; А.Х. Шайхиев -известный современный чеченский поэт и писатель, журналист; А.А. Музаев - заместитель руководителя Рособрнадзора и многие другие.

Но особая гордость педагогического университета - несколько поколений высококвалифицированных учителей, которые добросовестно трудятся в школах Чеченской Республики, вкладывая свои знания и душу в будущее республики.

Содержание воспитательной работы в ЧГПУ определяется актуальными задачами социально-экономического развития национального региона, задачами духовно-нравственного воспитания молодежи и ожидаемыми результатами высшего образования, заданными ФГОС ВО в форме компетентностной модели выпускника [1]. При этом общекультурные компетенции, определенные во ФГОС, могут лежать в основе компетенций, формируемых у студентов в рамках концепции воспитания, принятой национальным регионом. Определены следующие содержательные направления воспитания в вузе: традиции и культура народа; Ислам и религиозная духовность; практика просвещения и воспитания; общественная, проектная и волонтерская деятельность.

Разработан подход к отбору форм организации внеаудиторной работы в вузе при решении задач национального воспитания студентов, который может быть представлен в следующих положениях.

1. Отбор форм организации внеаудиторной работы в вузе осуществляется на основе согласования задач формирования общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных соответствующими ФГОС ВО, и задач формирования этнокультурной идентичности студентов на основе различных видов деятельности (исследовательской, проектной, творческой, организаторской, коммуникативной, игровой, профессиональной, общественно-полезной трудовой, рефлексивной).

2. Для организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов используются как те формы, которые заимствованы из практики работы других образовательных организаций, так и те, которые выработаны непосредственно в вузе во взаимодействии руководства, преподавателей и студентов. При этом предпочтение отдается, прежде всего, тем формам, которые:

- во-первых, являются производными от народных традиций чеченского народа, непосредственно связаны с народными обычаями и обрядами;

- во-вторых, сочетают педагогическую результативность и внешнюю социальную продуктивность, выраженную в их направленности на разрешение определенных социальных проблем и наличии конкретного адресата просветительского воздействия, социальной помощи, поддержки.

3. В основу отбора форм организации внеаудиторной работы в вузе положен системный подход, предполагающий реализацию определенного набора форм на основе специально разработанных программ по направлениям воспитания. Отказ от разовых мероприятий в пользу повторяющихся дел позволяет традиционализовать внеучебную воспитательную деятельность в вузе, т.е. выстроить систему традиций, отвечающую духу народной культуры, системе светских и религиозных ценностей.

4. Внеаудиторная воспитательная работа осуществляется на основе интеграции внутренней и внешней воспитывающей среды вуза.

5. Отбор конкретных форм и определение их места в программе воспитания определяются задачей постепенного повышения степени активности, самостоятельности и ответственности студента при реализации научных, образовательных, культурно-просветительских, трудовых, волонтерских проектов и спортивных мероприятий.

На основе обозначенного подхода отобраны и адаптированы к условиям национального региона конкретные формы организации внеаудиторной воспитательной деятельности студентов вуза (дискуссия, научно-исследовательская работа студентов, формы организации творческой деятельности студенческой молодежи - фестивали, конкурсы, соревнования, социальные проекты и акции, волонтерство, студенческое самоуправление).

Опытно-экспериментальная работа по апробации представленного подхода, проведенная на базе ЧГПУ, показала его высокую педагогическую эффективность.

Рассмотрим далее некоторые конкретные формы, имеющие наибольшую воспитательную результативность при работе со студентами в условиях национального региона, и практику их использования в ЧГПУ.

Дискуссия - исторически одна из первых форм организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы студентов, широко использовавшаяся (обычно в форме диспутов) еще в средневековых университетах.

Особенность использования дискуссии в условиях национального региона состоит в том, что равноправными участниками дискуссии могут быть только студенты. Дисконтирование студентов с мнением старших (например, приглашаемых в ЧГПУ представителей муфтията, правительства, профессионалов различного профиля, творческих деятелей) не допускается. Это важный момент духовно-нравственного воспитания, связанный с формированием умения обращения к старшим в соответствии с традиционными нормами чеченского народа.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) реализуется в ЧГПУ в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности; при этом ее задачи в обоих случаях различны. Особенность НИРС за рамками учебного плана - создаваемый ею простор для свободного самовыражения личности, становления индивидуальных склонностей и интересов.

Принадлежность вуза к национальному региону отражается в содержании тем в рамках НИРС, реализуемой во внеаудиторной работе студентов, прежде всего, по социально-гуманитарным и психолого-педагогическим направлениям исследований. В то же время сами рамочные форматы организации НИРС носят достаточно традиционный для педагогического вуза характер. Особое значение имеют мероприятия, стимулирующие развитие НИРС: конференции, конкурсы и т.д.

Соревнования, конкурсы, фестивали - формы организации творческой деятельности студенческой молодёжи.

Соревнование (в широком смысле) - форма организации совместной деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга. Цель соревнования для каждого

участвующего в нем - достичь первенства (победить), поэтому успех в соревновании носит вполне конкретный и ясный характер. Соревнование как форма организации воспитательной деятельности создает у участников и зрителей сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы учебной (учебно-профессиональной) и личностно-развивающей деятельности студентов.

Конкурс - одна из разновидностей соревнования. Другие разновидности -олимпиады, чемпионаты и т.д.

Особенность фестиваля - мощный эффект эмоционального воздействия на участников, возникающий за счет большой концентрации, высокой динамики и вдохновляющей среды. По этой причине такого рода мероприятия часто становятся важным «толчком» для студентов, способствующим формированию у них положительной внутренней мотивации к избранной профессии и к профессиональной деятельности в целом.

Соревнования и фестивали - это, как правило, заключительные этапы продолжительной деятельности кураторов групп и преподавателей, направленной на поддержку творческой самодеятельности студентов. Отметим, что направления творческой деятельности в условиях традиционного национального региона во многом определяются конкретной социокультурной средой, в которой тесно переплетены традиции и новации.

Социальные проекты и акции - формы организации внеучебной деятельности, обеспечивающие максимально высокую активность, самостоятельность и ответственность обучающихся на всех этапах воспитательного дела, начиная от целеполагания и заканчивая оценкой результатов.

При подготовке специалистов педагогического профиля социальные проекты и акции имеют значение для формирования не только общих, но и профессиональных компетенций, прежде всего тех, которые составляют «компетентность социального взаимодействия» [3]. Вовлечение студентов в разработку и реализацию социальных проектов и акций, - отмечает Д.А. Хорват, - «решает задачи формирования мотивации к социально-педагогической деятельности и социально значимых умений взаимодействия, развития умения рационального выбора форм и методов устного и письменного общения, апробации социально-педагогических технологий в образовательной сфере» [4, с. 77-78].

Волонтерство - современная форма организации внеучебной деятельности, которую можно рассматривать как системное развитие идеи социальных проектов и акций.

Главная особенность волонтерского труда состоит в том, что он не оплачивается. В то же время участие в волонтерском труде приносит студенту ярко выраженное приращение нефинансового капитала: волонтер приобретает бесценный жизненный опыт, расширяется его база полезных личных контактов, происходит развитие социальных компетенций (общих, а также профессиональных компетенций педагога).

Большой отклик у студентов вызвала инициатива, связанная с организацией общественного наблюдения за ходом ЕГЭ. Из более чем двухсот студентов ЧГПУ, изъявивших желание стать федеральными общественными наблюдателями на ЕГЭ в 2015 г., Российским союзом молодежи совместно с Ассоциацией студенческих объединений России было отобрано 60 человек, которых разделили на несколько групп, из которых одна группа (15 человек) выехала в Санкт-Петербург, остальные работали в Грозном. Работа в качестве общественных наблюдателей стала отличной практикой для студентов, площадкой для развития всевозможных навыков и умений. Благодаря проекту «За честный ЕГЭ» студенты ЧГПУ не только приобрели практику в области нормативно-правовой базы ЕГЭ, но и наладили отношения со студентами с разных регионов Российской Федерации.

Работу студентов и в г. Санкт-Петербург, и в Чеченской Республике высоко оценили руководители проекта, о чем свидетельствуют благодарственные письма от Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Российского союза молодежи.

Студенческое самоуправление - инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 26.6) предусмотрены две формы самоуправления обучающихся: 1) советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы); 2) профессиональные союзы обучающихся.

В ЧГПУ создан Студенческий комитет самоуправления (СКС). Состав СКС ежегодно обновляется и реорганизуется. Безусловно, работа студенческого самоуправления ведется в тесном взаимодействии с руководством вуза и кураторами групп. Руководство университета регулярно проводит встречи-совещания с активом СКС институтов и факультетов по вопросам реализации среди студенческой молодежи. В то же время члены СКС принимают активное участие в оптимизации учебно-воспитательного процесса, вырабатывая и выдвигая на суд руководства кафедр, факультетов, вуза свои предложения по совершенствованию аудиторной и внеаудиторной работы.

С 2015 года в рамках программы развития студенческих объединений функционирует студенческая организация «Центр гармонизации межэтнических отношений» (ЦГМО).

Создание данного Центра было обусловлено необходимостью обеспечения условий для успешной адаптации и интеграции представителей чеченской молодежи в поликультурное российское общество.

Одной из основных целей деятельности ЦГМО является - обеспечение позитивного социального самочувствия молодежи, основанного на ценностях общегражданского патриотизма и солидарности, через создание условий для реализации этнокультурных и языковых потребностей каждого и поддержание межнациональной стабильности.

Свою деятельность ЦГМО реализовывает в форме семинаров, деловых игр, тренингов, коммуникативных и дискуссионных площадок, вебинаров и видеоконференций. Разнообразные формы работы позволяют обучающимся формировать готовность к принятию ответственных решений, развивать необходимые для публичного выступления ораторские навыки и навыки управления аудиторией, также развивать способности координировать позиции в групповой работе и находить согласованные решения, что особенно важно при рассмотрении и разрешении конфликтных (кризисных) ситуаций.

Подводя итоги, мы обратимся к мысли Н.Ю. Абрамян о том, что «традиционный механизм, являющийся одним из наиболее эффективных в ... воспитании студентов вуза, становится педагогически управляемым благодаря целенаправленной организации активности студентов как субъектов воспитательного взаимодействия и созданию в вузе воспитывающей среды, предполагающей целенаправленное использование существующих и создание новых традиций на основе нравственных ценностей» [2, с. 150]. Результаты данного исследования не только подтвердили этот вывод, но и позволили его дополнить следующими положениями:

- в условиях национального региона эффективны, прежде всего, те формы внеаудиторной работы студентов, которые опираются на национальные традиции родного народа и / или наполнены этнокультурным содержанием; в этом случае они способствуют решению воспитательных задач в контексте процесса социокультурной идентификации студента;

- наибольшая результативность внеаудиторной воспитательной работы студентов достигается, если последовательность использования организационных форм определяется задачами постепенного повышения степени самостоятельности, ответственности и активности студента при реализации научных, образовательных, трудовых, волонтерских проектов, культурно-просветительских и спортивных мероприятий. В этом случае каждый студент проходит самостоятельный путь от участника до организатора.

Литература и источники

1. Абдуллина O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки [Текст] // Высшее образование в России. 1998. №3. C.35-39.

2. Абрамян Н.Ю. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций. Дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 179 с.

3. Гуковская М.В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 221 с.

4. Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2015. 176 с.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - проректор Чеченского государственного педагогического университета.

GATAEV, ANZOR S-A. - vice-rector Chechen State Pedagogical University (anzor74@mail.ru).

УДК 37.01:51-77

АНИСИМОВА Т.С., ЖАМАЛОВА А.Р. ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ключевые слова: «образование», «антиципация», «инновационная программа», «антиципативная педагогика», «метод-форсайта».

В статье рассмотрена проблема установления закономерностей в инновационном образовании, сопряженных с рисками и неопределенностью, обоснована необходимость выделения новой отрасли педагогики: антиципативной педагогики. На примере программы образовательной организации авторы описывают педагогический опыт реализации форсайт-проекта.

ANISIMOVA, T.S., ZHAMALOVA, A.R.

EDUCATION IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Keywords: education, anticipation, innovative program, anticipatory pedagogy, foresight method.

In the article viewed the problem of establishing of regularities in innovation education, connected with risks and uncertainty, substantiated the need of distinguish of new branch of pedagogy: anticipatory pedagogy. On the example of the program of educational organization, the authors describes a pedagogical experience of realization of foresight project.

Развитие производительных сил в XXI веке требует адекватных и стремительных изменений в образовании. В первую очередь, сегодня необходимо осмысление новых целей образования и создание образовательных программ, которые решали бы задачи не только обучения, но и создавали условия для радостного детства, выбора детьми жизненной цели, формировали способности к ее достижению. Решение этих задач - проблема сложная. Любая инновация в образовании ведет к риску и неопределенности, которые усиливаются недостаточным прогнозным потенциалом развития общественных отношений в целом. В образовании Российской Федерации последнего десятилетия наблюдается рост коррупции и других негативных явлений. Принимаемые меры карательного характера не приводят к желаемым результатам. Модернизационные изменения, связанные с переходом к англоамериканской дидактической модели, основанной на конкуренции, рейтингах и тестах, введение различного рода стандартов не решают проблемы.

Исследования основных направлений деятельности педагогов показывают, что, в основном, они озадачены поиском новых технологий, видов оценивания и измерения, методов мотивации. Однако у учеников иные ценности, связанные с личными увлечениями и развлечениями, поиском смыслов, освоением интерактивного коммуникационного пространства. И все, что интересно ученику, чаще всего находится вне системы образования. Учителя не могут противостоять стремительно меняющимся ценностям, новые технологии неизбежны. Но система образования обязана управлять инновациями, чтобы предвидеть риски и сдерживать негативные явления. Для решения этой проблемы педагогическая наука и образовательная практика должны отказаться от патернов прошлой эпохи и не объяснять уже случившиеся факты, а предвидеть их.

В 2016 году появились исследования, авторы которых предлагают выделить новую отрасль педагогики «антиципативную педагогику», чтобы не отставать от технологического прогресса, а предвидеть риски инноваций и минимизировать их [1]. Антиципативная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.