18
Педагогические науки
УДК 378
И. В. Вяткина, Н. К. Гарифуллина, А. А. Курзякова
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Воспитательная среда как инструмент профессионального
ВОСПИТАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Важнейшая задача, стоящая перед преподавателем-воспитателем будущего профессионала, - это проблема понимания внутреннего мира студента, его отношений к жизни. Правильно спроектированная и организованная воспитательная среда дает богатые возможности для личностнопрофессионального становления. Эффективно работающая воспитательная среда гарантированно обеспечивает профессиональное воспитание выпускников и рост качества образования.
Ключевые слова: воспитательная среда вуза, развитие, воспитательный процесс, проектирование, организация.
События последних десятилетий XX в. по своему воздействию на общество подобны революции, что отразилось на формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения. Эти ориентиры сказались на отношении к восприятию гражданственности и патриотизма. К сожалению, на сегодняшний день система воспитания студенческой молодежи еще не сумела полностью выйти из состояния кризиса личности и перейти к новому социокультурному типу, обладающему высокой гуманностью, духовностью, гражданственностью, творческим потенциалом, социальной активностью и профессиональными качествами. Современные цели и задачи воспитания направлены на решение данных проблем, и важную роль в этом играет воспитательная среда вуза [5].
По мнению И. С. Кона, одним из направлений косвенных воспитательных влияний является путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [14]. При таком подходе становление ценностных ориентаций происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого студента в специально педагогически организованной среде. Как пишет Н. Н. Иорданский, «вопрос о роли и значении среды при воспитании - не новый...» [5]. К. Д. Ушинский указывал на то, что «пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно и широко, на основании науки формировались педагогические убеждения... общественное образование наше будет лишено основания» [15]. Любая среда по своему воздействию полифункциональна. Ее воздействие на объект носит и образовательный, и культурный,
и воспитывающий характер. Название лишь подчеркивает совокупность ведущих факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на объект. Воспитательной, с нашей точки зрения, можно считать среду, в которой субъекту доступно усвоение и практическое применение возможно большего количества социального, исторического и культурного опыта посредством развития индивидуальных потребностей и способностей. Причем такая среда складывается и объективно существует в любом вузе либо стихийно и неуправляемо, либо создается планомерно и продуманно. Именно во втором случае ее положительное влияние представляется более существенным.
Роль воспитательной среды как мощного фактора формирования, развития и самореализации личности сегодня рассматривается во многих исследовательских трудах. Различные концепции средового подхода в воспитании разрабатываются Н. М. Борытко, Ю. С. Мануйловым, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Н. Е. Щурковой и другими [1; 11; 12; 18]. Идеи их подходов исключительно плодотворны и вполне могут быть осмыслены в интересах становления и функционирования событийной общности субъектов педагогического процесса.
Воспитательная среда высшей школы способна сыграть решающую роль в осуществлении задач гармоничного развития личности, в формировании системы целесообразного воспитательного взаимодействия педагогов и студентов. Она пронизывает образовательный процесс вуза и интегрирует внеучебную деятельность, выступая в качестве основного инструмента становления профессионала. Профессиональное воспитание обучающихся в воспитательной среде обеспечивается посредством
И. В. Вяткина, Н. К. Гарифуллина, А. А. Курзякова
19
их активного включения в социально значимую, научно-исследовательскую, управленческую и досуговую деятельность [6]. Правильно организованная воспитательная среда дает богатые возможности: свободы принятия студентом решения о его вхождении в воспитательную среду, выбора деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; освоения различных сред - культурной, природной, информационной и др. [4].
Анализ сложной иерархии образовательных целей высшего образования и потребностей общества, структуры и функций воспитательной среды вуза и специфики технического вуза позволил разработать критерии, характеризующие воспитательную среду вуза как личностно развивающую, то есть как среду профессионального воспитания, саморазвития и самореализации:
- воспитательная среда вуза, обладая гибкостью и открытостью, направлена на создание условий для гармонизации воздействия на личность, что достигается освоением и внедрением в воспитательный процесс системного и средового подходов;
- поддерживается определенный баланс между постоянством воспитательной среды и ее динамичностью (способность преобразовываться);
- воспитательная среда максимально приближает или даже погружает в сферу профессиональной деятельности;
- субъекты воспитательного процесса участвуют в развитии доброжелательной, комфортной, лич-ностно утверждающей воспитательной среды [7].
В реальной вузовской практике проектирование воспитательной среды представляет определенную проблему. Исследователи выделяют следующие свойства воспитательной среды вуза:
- целостность (свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов, вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции);
- структурность (функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
- иерархичность (каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема);
- взаимозависимость системы и среды (система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой);
- множественность описаний связана со сложностью системных объектов и тем, что в процессе познания могут быть использованы различные
схемы, модели их описания) [13]. Воспитательная среда каждого вуза весьма специфична: динамичная система, базирующаяся на постоянных инновационных переменах.
Для того чтобы спроектировать воспитательную среду, необходимо определить основные ее компоненты и их взаимосвязь, условия, направления и уровни развития, а также технологию включения в эту деятельность обучающихся [2]. Только тогда мы сможем рассчитывать на то, что воспитательная среда станет существенным фактором профессионального воспитания. В противном случае отдельные компоненты среды будут разнородно влиять на студентов, причем эти влияния отнюдь не обязательно будут позитивными [17]. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия профессорско-преподавательского состава по организации воспитательной работы. В настоящее время при создании воспитательной среды далеко не всегда удается сделать ее средой воспитания, а не функционирования образовательного учреждения. Студент находится в воспитательной среде, но не осваивает, а присваивает ее. Одним из свойств воспитательной среды является ее индивидуальность, способность приспосабливаться под конкретные условия. Основным свойством воспитательной среды является направленность воспитательных воздействий. Если удается обеспечить индивидуальность, востребованность, профессиональную направленность воспитательной среды - она будет работать на повышение качества вузовской подготовки. Если этого добиться не получается - воспитательная среда работает против повышения качества. При этом важно помнить: конкурентоспособность вуза сегодня прямо зависит от его способности использовать все имеющиеся резервы. Планировать и реализовывать инновационные изменения, в том числе в области воспитания своих студентов. Если формированием воспитательной среды не будет целенаправленно заниматься руководство вуза, то этой проблемой займутся другие [16].
Воспитательная среда в техническом вузе позволяет двигаться к достижению основных целей воспитания, в том числе и к профессиональному воспитанию студента (рис.).
Создавая необходимые педагогические условия для развития личности обучающихся, реализации их профессионально важных качеств, мы выстраиваем такую систему воспитания в вузе, которая дает возможность студенту развиваться в социуме, в специально спроектированной воспитательной
20
Педагогические науки
среде, где он одновременно является и объектом, и субъектом воспитания [3].
В педагогической литературе отражена проблема приобщения к НИР студентов [5]. К сожалению,
в последние годы научно-исследовательская подготовка многих студентов находится на низком уровне, что значительно ослабевает влияние этого фактора на их профессиональное воспитание.
Учебная Студенческие
работа трудовые отряды
Социально-
психологический
отдел:
- анализ актуальных проблем в студенческой среде;
- консультативная деятельность психологической помощи;
- профилактика девиантного поведения
Научно-исследовательская работа студента
Студенческое
научно-технологическое общество
Учебно-производственный комплекс «Болан»
Инновационный полигон «Искра»
Культурно-досуговый центр
- культурно-массовая работа со студентами университета;
- организация
культурно-просветительских, театрально-зрелищных и развлекательных мероприятий
Спортивнооздоровительный отдел
Секции, спартакиады, соревнования,
спортивно-оздоровительный лагерь «Зеленый бор»
Студенческое самоуправление
Студенческие Союз студентов
советы дома и аспирантов КНИТУ:
аспирантов
- организация культурно-
и студентов массовых мероприятий;
- пропаганда здорового
Старостат образа жизни;
- волонтерская деятельность;
Студенческий - налаживание сотрудничества
профком с вузами и общественными
организациями РТ и РФ
Воспитательная среда КНИТУ
Анализ вузовской практики показывает, что у значительной части студентов не сформированы умения исследовательской деятельности. По мнению Ф. Л. Ратнер, «современная система организации научной деятельности студентов не создает необходимых условий для развития креативных студентов и молодых исследователей» [5]. Для того чтобы дать будущим специалистам хорошие знания, необходимо уже в процессе обучения привить им навыки самостоятельной исследо-
вательской деятельности, т. е. научить работать с учебной и научной литературой, накапливать и анализировать информацию, систематизировать и обобщать факты, писать тезисы и статьи, выступать с сообщениями на занятиях и с докладами на конференциях. Поэтому прежде всего речь должна идти о научной деятельности студентов как об одном из эффективных средств формирования личности в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов на основе социального
И. В. Вяткина, Н. К. Гарифуллина, А. А. Курзякова
21
заказа общества. Накопление и осмысление студентами нового опыта, перестройка их мотивов и установок осуществляется не путем прямого, линейного воздействия, а за счет обучения новым средствам организации познавательного материала, в том числе и ранее незнакомого. Это позволяет молодым людям изучать мир и себя в нем на комфортном, индивидуальном мировоззренческом уровне, осмысленно ставить жизненные цели, строить эффективную профессиональную карьеру. Научно-исследовательская деятельность -это сфера реализации потенциала большей части. Это и участие в экспериментальной деятельности, и собственная исследовательская деятельность, и прекрасная школа ораторского искусства, научно-делового этикета и коммуникативных способностей. Выбор профессии для молодого человека является основой самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Находясь перед выбором жизненного пути, молодые люди должны уметь анализировать свои ресурсы (интересы, способности), оценивать возможность коррекции несоответствий между своими особенностями и требованиями избираемой профессии.
Занятия в творческих объединениях и клубах, участие в студенческом самоуправлении, работа в волонтерских отрядах, научно-исследовательская деятельность способствуют профессиональному воспитанию обучающихся [10]. Студенческое научно-технологическое общество - добровольное объединение студентов, членами которого могут быть студенты, бакалавры, магистры и аспиранты. Студенческое научно-технологическое общество условно структурировано двумя ступенями: теоретической и практической. На теоретической ступени студенты (преимущественно младшие курсы) ведут исследования по проблемам истории, по иностранным языкам; эколого-биологическим проблемам и т. п. А на практической ступени студенты выполняют «реальные» проекты, участвуют и побеждают в конкурсе «50 инновационных идей для Республики Татарстан» в номинациях «Молодежный инновационный проект», «Старт-1», «Старт-2».
Теоретическая и экспериментальная деятельность формирует у обучающихся навыки проведения научных исследований, углубляет знания методов научного познания, обобщения научных фактов и формирования выводов, содействуя таким образом повышению качества профессиональной подготовки студентов, научных и исследова-
тельских кадров, решают основные задачи деятельности. Основными задачами студенческого научно-технологического общества являются:
- пропаганда и популяризация научной и общественной деятельности среди студентов;
- организация и проведение тематических научных конференций, семинаров, круглых столов совместно с ППС;
- сбор, накопление, систематизация информации научного и практического опыта по исследуемым вопросам [5].
Как фактор развития научного мышления можно рассматривать и участие студентов в НИРС (научно-исследовательская деятельность студента). Задания НИР студенты выполняют либо индивидуально, либо малыми группами. Как отмечают сами студенты, НИР способствует развитию чувства ответственности, коммуникабельности. Эти задания позволяют реализовать себя в качестве субъекта учения и служат «мостиком» к научной работе. На базе КНИТУ существует учебно-лабораторный комплекс «Болан» (УЛК «Болан»). «Бо-лан» - инновационный полигон КГТУ в области легкой промышленности. С начала 2007 года на площадях «Болана» размещены семь инновационных и коммерчески привлекательных малых предприятий, основную часть сотрудников которых составляют преподаватели и аспиранты университета. Особенностью этой формы НИРС является погружение студентов Института легкой промышленности, моды и технологии в профессиональную деятельность начиная уже с 1 -го курса, а в дальнейшем используется уже традиционная система: студенты 3-го курса проходят технологическую, 4-го - преддипломную практики [5].
Направления деятельности малых предприятий:
- производство кожевенного полуфабриката для последующего использования при пошиве готовых изделий из кожевенного сырья с применением инновационного процесса низкотемпературной плазменной обработки для достижения максимальных значений потребительских свойств полуфабриката;
- производство мехового полуфабриката для последующего использования при пошиве готовых изделий из мехового сырья в виде шкур овчины, кролика, зайца, песца, норки, ондатры, волка с применением инновационного процесса низкотемпературной плазменной обработки для достижения максимальных значений потребительских свойств полуфабриката;
- производство меховых головных уборов из мехового полуфабриката с использованием нового
22
Педагогические науки
швейного оборудования и инновационных подходов к организации производства;
- производство расширенной номенклатуры и нового модельного ряда швейных изделий из кожи, меха, текстиля с использованием инновационных технологий организации производства;
- производство широкого спектра швейных изделий из текстиля с приоритетным направлением на изготовление продукции корпоративного использования и модельного ряда доступных товаров для женщин среднего возраста;
- массовое производство верхней одежды, соответствующей сезонным и модно-временным требованиям основной категории покупателей с постоянной «опытной» проверкой покупательских приоритетов.
Подобная форма «погружения» (как на УЛК «Болан») существует и для студентов Института полимеров, энергомашиностроения в профессиональную деятельность на инновационном полигоне «Искра» (ИП «Искра»). Основной целью деятельности полигона «Искра» является обеспечение структурных подразделений КНИГУ экспериментальной опытно-промышленной базой для разрабатываемых инновационных проектов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусматривающих доведение результатов этих работ до создания промышленного образца готовой продукции, запуска промышленного производства и коммерческий сбыт полученной продукции на отечественном и зарубежном рынках. Промышленная база используется также для практических занятий и расширения возможности студентов в получении трудовых навыков и дополнительного профессионального образования [5].
Участие студентов в НИРС играет важную роль в интеграции учебного, воспитательного, научного процессов и в формировании ценностной ориентации студентов. Научно-исследовательская работа помогает будущим специалистам лучше понять пути получения нового знания, придавая научному процессу практико-ориентированную направленность, наглядность. Реализация воспитательной среды как среды развития и саморазвития личности позволяет студенту, независимо от его успеваемости и других факторов, попробовать свои силы в научной работе.
Можно выделить следующие уровни организации воспитательной среды вуза:
1) воспитательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие
пространственных отношений социокультурной, материально-технической, информационной, педагогической сред;
2) воспитательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: воспитательная среда кафедры, факультета, курса, педагогического учреждения;
3) воспитательная среда вуза как контекст становления личности профессионала;
4) воспитательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста [9].
Следовательно, воспитательная среда не должна быть жесткой структурой, напротив, она должна быть гибкой, в ней, в частности, должны присутствовать зоны неупорядоченности, являющиеся источником дальнейшего развития, так как в «застывшей» системе молодому человеку нечего будет присваивать, познавать, да и сама система в этом случае не сможет развиваться и начнет угасать. Принципиальным положением является представление о том, что полноценное использование личностью возможностей воспитательной среды способствует профессиональному воспитанию будущих специалистов в техническом вузе, ее самореализации.
Ш
1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: моногр. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.
2. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград: ВГИПК РО, 2004. 120 с.
3. Вяткина И. В. Моделирование системы профессионального воспитания студентов технического вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 12. С. 61-67.
4. Вяткина И. В. Основные психолого-педагогические принципы профессионального воспитания // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 3. С. 164-169.
5. Вяткина И. В. Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011. 216 с.
6. Вяткина И. В. Роль интеграции учебной и внеаудиторной деятельности в профессиональном воспитании студентов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 3. С. 261-268.
7. Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р. Траектория профессионального воспитания будущих специалистов по направлению «Химическая технология» // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Г. 16. № 17. С. 301-308.
8. Гарифуллина Н. К. Формирование профессиональной (коммуникативной) компетентности бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Г. 16. № 14. С. 309-310.
И. В. Вяткина, Н. К. Гарифуллина, А. А. Курзякова
23
9. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студентов: дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2007. 156 с.
10. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111.
11. Мануйлов Ю. С Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вести ун-та Рос. акад. образования. 2003. № 1. С. 36-68.
12. Новикова Л. И., Караковский В. А. Концептуальные основы теории воспитательных систем: материалы конференции. Ярославль, 2000.
13. Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 488-492.
14. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн. / под ред. Л. И. Новиковой. М.: ИТПИМИО, 1994. Кн. 1. 143 с. Кн. 2. 206 с.
15. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Пед. соч.: в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М., 1990. С. 66.
16. Хайруллина Э. Р., Вяткина И. В. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию будущих специалистов по направлению «Химические технологии» в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 19. С. 218-223.
17. Хайруллина Э. Р., Низамутдинова Г. Ф., Вяткина И. В. Индивидуализация профессионального воспитания в высшей школе. Казань: ООО «Центр инновационных технологий», 2008. 124 с.
18. Щуркова Н. Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания: учеб. пособие для ст-тов пед. вузов и пед. колледжей /под ред. П. И. Пидкасистого М.: Педагогика, 1996. 390 с.
1. Borytko N. M. V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monogr., Volgograd: Peremena, 2001, 180 p.
2. Borytko N. M. Professional'noe vospitanie studentov vuza, Volgograd: VGIPK RO, 2004, 120 p.
3. Vjatkina I. V. Modelirovanie sistemy professional'-nogo vospitanija studentov tehnicheskogo vuza, Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2010, No. 12, pp. 61-67.
4. Vjatkina I. V. Osnovnye psihologo-pedagogicheskie prin-cipy professional'nogo vospitanija, Vestnik Kazan-skogo tehnologicheskogo universiteta, 2009, No. 3, pp. 164-169.
5. Vjatkina I. V. Pedagogicheskie uslovija professional'nogo vospitanija budushhih specialistov s tehnicheskom vuze: dis. ... kand. ped. nauk, Kazan', 2011, 216 p.
6. Vjatkina I. V. Rol' integracii uchebnoj i vneauditor-noj de-jatel'nosti v professional'nom vospitanii studentov v tehni-cheskom vuze, Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo univer-siteta, 2011, No. 3, pp. 261-268.
7. Vjatkina I. V., Hajrullina Je. R. Traektorija professional'nogo vospitanija budushhih specialistov po napravleniju «Hi-micheskaja tehnologija», Vestnik Kazanskogo tehnolo-gi-cheskogo universiteta, 2013, T. 16, No. 17, pp. 301-308.
8. Garifullina N. K. Formirovanie professional'noj (kommu-nikativnoj) kompetentnosti bakalavrov, obuchajushhihsja po na-pravleniju "Pedagogicheskoe obrazovanie", Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2013, T. 16, No. 14, pp. 309-310.
9. Kalashnikova N. Ju. Vospitatel'naja sreda vuza kak faktor lichnostno-professional'nogo stanovlenija studentov: dis. ... kand. ped. nauk, Chita, 2007, 156 p.
10. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Sovremennye metody obuchenija kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti studentov vuza, Vestnik jf the Mari State University, 2013, No. 12,
pp. 108-111.
11. Manujlov Ju. S Konceptual'nye osnovy sredovogo pod-hoda v vospitanii, Vesti un-ta Ros. akad. obrazovanija, 2003, No. 1, pp. 36-68.
12. Novikova L. I., Karakovskij V. A. Konceptual'nye osnovy teorii vospitatel'nyh sistem: materialy konferen-cii, Jaroslavl', 2000.
13. Rogaleva G. I. O vospitatel'nom prostranstve vuza, Mo-lodoj uchenyj, 2012, No. 5, pp. 488-492.
14. Teorija i praktika vospitatel'nyh sistem: v 2 kn. / pod red.
L. I. Novikovoj, M.: ITPIMIO, 1994, Kn. 1, 143 p., Kn. 2, 206 p.
15. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii, Ushinskij K. D. Ped. soch.: v 6 t., sost. S. F. Egorov, M.: 1990, p. 66.
16. Hajrullina Je. R., Vjatkina I. V. Konceptual'nye podhody k professional'nomu vospitaniju budushhih specialistov po napravleniju "Himicheskie tehnologii" v tehnicheskom vuze, Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta, 2012, T. 15, No. 19, pp. 218-223.
17. Hajrullina Je. R., Nizamutdinova G. F., Vjatkina I. V. Individualizacija professional'nogo vospitanija v vysshej shkole. Kazan': OOO "Centr innovacionnyh tehnologij", 2008, 124 p.
18. Shchurkova N. E. Vospitanie kak pedagogicheskoe javlenie. Obshhie zakonomernosti i principy vospitanija: ucheb. posobie dlja st-tov ped. vuzov i ped. kolledzhej, pod red. P. I. Pidkasistogo,
M. : Pedagogika, 1996, 390 p.
I. V. Vyatkina, N. K. Garifullina, A. A. Kurzyakova
Kazan national research technological university, Kazan
The educational environment as a tool for professional
EDUCATION OF GRADUATES OF TECHNICAL COLLEGES
The major task facing the teacher-tutor of future professional is a problem of understanding of an inner world of the student, his relations to life. Correctly designed and organized educational environment gives rich opportunities for personal and professional formation. Effectively working educational environment it is guaranteed provides increase а professional qualities of graduates and growth of quality of education.
Keywords: educational environment of higher education institution, development, educational process, design, organization.