Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности'

Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ПОТЕНЦИАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / POTENTIAL / POTENTIAL OF EDUCATIONAL WORK / CRITERIA OF ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович

Раскрываются содержание, цели, задачи и направления воспитательной деятельности в условиях современного вуза, а также понятия «потенциал», «потенциал воспитательной деятельности». Предложены структура потенциала воспитательной деятельности и оценочные показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the contents, goals, tasks and directions of educational activities in the conditions of a modern higher school. The notions “potential”, “potential of educational work” are described. The structure of the potential of educational activities and assessment is suggested in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности»

- теория и исто

A.B. ПОНОМАРЕВ, A.B. АЛЕШКИН (Екатеринбург)

теоретические Подходы к определению потенциала воспитательной деятельности

Раскрываются содержание, цели, задачи и направления воспитательной деятельности в условиях современного вуза, а также понятия «потенциал», «потенциал воспитательной деятельности». Предложены структура потенциала воспитательной деятельности и оценочные показатели.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, потенциал, потенциал воспитательной деятельности, критерии оценки воспитательной деятельности.

В настоящее время изменение ориентиров работы с молодежью связано с переосмыслением сущности воспитания: от трактовки молодежи как объекта воспитания к пониманию ее как субъекта. В русле такого переосмысления в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» [11] акцент сделан на необходимости нового понимания социальной роли молодежи: «Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей».

По мнению Н.М. Борытко [2], важнейшей функцией профессионального образования в условиях ускорения темпов социально-экономического развития общества, расширения возможностей политического и социального выбора становится преобразование студента из преимущественно объекта в преимущественно субъект учебно-воспитательного процесса, профессиональной деятельности и поведения. Достижение цели развития субъ-ектности специалиста невозможно лишь средствами профессионального обучения как

О Пономарев A.B., Алешкин A.B., 2017

ш педагогики -

функциональной подготовки. Необходимо профессиональное воспитание как обращенность к человеческой сущности, к качественным изменениям человека, его самоопределению и самоутверждению в социокультурной и профессиональной среде.

В Уральском федеральном университете в 2014 г. с участием авторов разработана и принята Ученым советом Концепция воспитательной деятельности до 2020 г. [8, с. 327340]. В Концепции отмечается, что воспитание призвано сформировать социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться.

Цель воспитания: воспитание гражданина и патриота, конкурентоспособного на современном рынке труда, имеющего потребность в постоянном профессиональном развитии и разделяющего миссию, принципы и ценности университета.

цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач:

- формирование у студентов мотивации к профессиональной деятельности, стремления к саморазвитию и самообразованию;

- совершенствование и повышение эффективности системы воспитательной деятельности университета, неразрывно связанной с учебным, научным и инновационным процессами, системы, построенной на активном взаимодействии субъектов;

- создание в университете условий для раскрытия творческого потенциала талантливой студенческой молодежи;

- формирование у студенческой молодежи системы социально значимых ценностей (образование, здоровье, семья и т. д.);

- создание условий для реализации потенциала молодежи в инновационной и предпринимательской среде;

- создание системы социальной поддержки и защиты студенческой молодежи;

- реализация потенциала воспитательной деятельности в профориентационной работе;

- внедрение новых технологий воспитательной деятельности, организация межструктурного, межведомственного и межвузовского взаимодействия;

- формирование информационно-образовательной среды, благоприятно влияющей на

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

становление и развитие личности специалиста.

Характер проблем профессионального воспитания определяет приоритетные направления воспитательной деятельности, комплекс программ и проектов, способствующих реализации поставленных задач и достижению цели: профессиональное воспитание, формирование социально значимых ценностей, развитие студенческого самоуправления, поддержка и развитие талантливой молодежи, продвижение университета в международном пространстве [8, с. 334-335].

Для выявления потенциала воспитательной деятельности нужно достаточно четко определить, что мы понимаем под воспитательной деятельностью. Так, в соответствии со Стандартом организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО) [14], под воспитательной деятельностью в образовательной организации высшего образования понимаются «планомерные целесообразные взаимосвязанные действия различных коллективных и индивидуальных субъектов воспитания ООВО (ректората, управлений, деканатов, кафедр, преподавателей, общественных объединений, культурных и творческих центров, спортивных и иных структур, а также самих студентов, органов студенческого самоуправления и иных формирований), направленные на содействие профессионально-личностному становлению обучающихся, обогащение их социально значимого опыта, создание условий и обеспечение возможностей разносторонних личностных проявлений, преодоление негативных тенденций в молодёжной среде».

В соответствии с Концепцией воспитательной деятельности до 2020 г. в Уральском федеральном университете воспитательная деятельность определена как «система действий субъектов воспитательной системы, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности, основанная на передаче от поколения к поколению накопленного человечеством культуры и опыта» [8, с. 331].

В монографии А.В. Пономарева [9] разработана модель воспитательной деятельности в новых социокультурных условиях на основе компетентностного подхода и принципов системы менеджмента качества, рассматриваемая как инструмент реализации социально-педагогической функции вуза в подготовке специалиста нового социокультурного типа,

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

отвечающего современным запросам общества и рынка труда.

Под системой качества воспитательной деятельности вуза автором понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к подпроцессам деятельности, а также критериев, определяющих уровень совершенства этих подпроцессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют весь процесс воспитательной деятельности.

На основе анализа понятия системы менеджмента качества, принципов ее организации, подходов к ее построению в образовательном учреждении показана важность процессного подхода, предполагающего рассмотрение воспитательной деятельности как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подпроцессов и управления ею посредством управления этими подпроцессами.

А.В. Пономарев доказал, что научно-практическое моделирование и реализация стратегии воспитания в вузе предполагают реализацию экономически значимой социально-педагогической функции вуза, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе вуза, формирующей динамично развивающуюся воспитательную среду и одновременно формируемой ею.

содержание воспитательной деятельности, по мнению И.В. Руденко [12], может базироваться на трёх фундаментальных принципах, которые являются основополагающими при проектировании основных образовательных программ: системности, студентоцентри-рованности, преемственности. При проектировании социально-воспитательного компонента вуза автор выделяет три уровня задач: стратегический - опирается на правовую базу и целевую направленность стандартов; концептуальный - разрабатывается с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций в каждом вузе; организационный - направлен на создание модели, в структуре которой представлены все субъекты, обеспечивающие организацию воспитательного процесса в вузе.

Эффективными являются модели воспитательной деятельности, в которых осуществлён переход от многочисленных мероприятий к системе конкретных дел, от просветительско-развлекательных, досуговых форм к иннова-

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

ционным, ориентированным на реализацию социальных инициатив и деловой предприимчивости, что способствует активизации функции социальной защиты [5].

Повышение потенциала и обеспечение условий эффективной реализации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях являются одной из приоритетных задач реформирования высшего образования. Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных сферах науки и социальный деятельности. Существуют различные подходы к его определению - прогностический, деятельный. В словарях иностранных слов это понятие толкуется как «совокупность имеющихся средств, возможностей, ресурсов в какой-либо области» [13].

«Потенциал» в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас: то, что может быть использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [16]. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действия для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [7].

М.Т. Шафиков считает, что «потенциал» нельзя сводить к возможности или совокупности возможностей, т. к. при том или ином конкретном содержании и уровне потенциала под влиянием различных внешних причин могут быть реализованы совершенно разного рода возможности. Потенциал, по его мнению, не ограничивается только лишь ресурсами, он может и должен рассматриваться как атрибут какой-либо материальной или идеальной системы: «в реальной действительности, где все взаимосвязано и взаимодействует, потенциал как сила и, прежде всего, как сила воздействия есть атрибут всего и вся» [17].

содержание понятия «потенциал» отечественные психологи и педагоги [10, с. 38] характеризуют преимущественно так:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвиче-ва);

- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);

- социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоуправлении и самореализации (М.В. Колосова);

- развитое чувство нового, открытость всему новому, высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулют-кин).

Воспитательный потенциал вуза Л.В. Алиева [1] определяет, исходя из современного научного многозначного определения воспитания и его специфической роли в модернизации системы образования как «органичного ценностно-целевого блока и приоритета модернизируемого образования, определяющего содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [15].

Воспитательным потенциалом вуза Н.О. Вербицкая, Л.О. Оринина [3] называют используемые или, что чаще всего, неиспользуемые, скрытые ресурсы воспитательной деятельности в сфере работы с молодежью и предполагающие реализацию основных направлений государственной программы по воспитанию учащейся молодежи посредством планирования и проведения в университете мероприятий культурно-массовой, гражданско-патриотической, художественно-эстетической и психолого-профилактической направленности.

Воспитательный потенциал вуза, по мнению Л.К. Гребенкиной и Н.А. Жокиной [4], включает в себя такие составляющие, как образовательная, собственно воспитательная, социокультурная и личностная. Реализация вос-

- известия вгпу. пе,

питательного потенциала вуза - это организация учебно-воспитательного процесса, аудиторной и внеаудиторной деятельности, создание множества отношений и связей, различных систем развития личности. Это многоуровневое пространство воспитательных возможностей и выборов, которое позволяет и студентам, и преподавателям самоопределяться в разнообразных сферах деятельности, во взаимодействии с различными сообществами; создавать условия для самоактуализации в социальном и культурном контексте; участвовать в создании широкого диапазона воспитательно-образовательных услуг.

Потенциал воспитательной деятельности характеризует возможности воспитания, заложенные в нем, охватывающие как ресурсы самой воспитательной деятельности, так и административные, педагогические ресурсы всей воспитательной системы вуза. При характеристике воспитательного потенциала, по мнению С.И. Кульневича [6], наиболее значима саморегуляция человека, способность противостоять негативным влияниям и воспринимать влияния позитивные, развивающие субъ-ектность личности. По сути, в способности к самоорганизации и заключается эффект воспитания.

Потенциал воспитательной деятельности - сложное, многоуровневое образование. М.И. Шиков [18] выделяет определенную структуру потенциала студенческого самоуправления, состоящую из элементов, влияющих на позиционирование личности в системе отношений коллектива. С его точки зрения, структура может состоять из когнитивных и мотивационных элементов, кадровых и материальных ресурсов, коммуникации и организации.

A.B. Пономарев и М.А. Бердников [10, с. 40] важнейшими составными частями воспитательного потенциала студенческого самоуправления считают воспитательный потенциал 1) субъектов студенческого самоуправления; 2) целей и содержания его образовательных программ; 3) организационных форм, методов и средств студенческого самоуправления.

Для выявления потенциала воспитательной деятельности необходимо определить его структуру как процесса формирования будущего конкурентоспособного специалиста. На наш взгляд, с точки зрения процессного подхода, в структуру потенциала воспитательной деятельности могут входить:

гогические науки -

1) потенциал субъектов воспитательной деятельности, реализуемый на следующих уровнях:

- академическая группа (студенты, наставник академической группы, куратор, староста, профгрупорг);

- кафедра (заведующий кафедрой, профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал);

- департамент (директор департамента, сотрудники дирекции департамента);

- институт (директор института, члены ученого совета института, заместитель директора по внеучебной работе, заместитель директора по спортивно-массовой работе, заместитель директора по научной работе, сотрудники дирекции института, члены профбюро студентов института);

- университет (ректор, проректоры, члены ученого совета университета, административно-управленческий персонал, профсоюзная организация сотрудников, совет ветеранов университета, объединенный студенческий совет обучающихся, профсоюзная организация студентов);

2) потенциал научно-методического и нормативно-правового обеспечения воспитательной деятельности:

- концепции воспитательной деятельности;

- программы воспитательной деятельности;

- планы воспитательной деятельности на всех уровнях организации;

- обучающие программы и курсы повышения квалификации по воспитательной деятельности в вузе;

- другие нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной деятельности;

3) потенциал технологий и форм организации воспитательной деятельности.

Технологии воспитательной деятельности [8, с. 337]:

- технологии работы с информацией (технология поиска информации, технология организации работы с информацией, портфолио как технология накопления и систематизации информации, технология организации самостоятельной работы);

- технологии актуализации потенциала (технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, технологии самопрезентации, технология формирования уверенности и готовности к самостоятель-

- ТЕОРИЯ И ИСТС

ной успешной профессиональной деятельности, технология развития позитивности в системе отношений студентов в вузе, технология развития компетентности студентов в организации учебной деятельности, технология развития критического мышления, технология повышения коммуникативной компетентности педагога);

- экспертно-оценочные технологии (технология рейтинга достижений, технология оценки качества профессиональной деятельности куратора и т. д.).

Формы воспитательной деятельности:

- познавательные: фестивали, студенческие сМИ, клубы по интересам, научные сообщества, выступления преподавателей и разных практиков, конкурсы по специальности и т. д.);

- управление и самоуправление (общественные организации, союзы, объединения, школа лидерства, школа предпринимательства и т. д.);

- досуговые (праздники, соревнования, творческие конкурсы и т. д.);

4) потенциал ресурсного обеспечения воспитательной деятельности:

- кадровое обеспечение;

- финансовое обеспечение;

- материально-техническое обеспечение;

- информационное обеспечение;

5) потенциал организации воспитательной деятельности, управления ею:

- формирование мотивации преподавателей и студентов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в разных сферах деятельности, в том числе будущей профессиональной;

- информирование о наличии возможностей для участия студентов в социально значимой деятельности, преподавателей - в воспитательной деятельности;

- наполнение сайта информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни, содействие организации внутриуниверси-тетских студенческих сМИ;

- организация повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение студенческого актива;

- организационно-координационная работа при проведении общеуниверситетских воспитательных мероприятий;

- развитие разных форм студенческого самоуправления, содействие деятельности

[Я ПЕДАГОГИКИ -

студенческих объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержка созидательной инициативы обучающихся;

- участие студентов в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т. д.;

- организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и студенческих инициатив;

- создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;

- развитие сотрудничества с социальными партнерами;

- стимулирование активной воспитательной деятельности преподавателей.

На наш взгляд, совокупность всех перечисленных выше компонентов может составлять потенциал воспитательной деятельности в вузе. в соответствии с предлагаемой структурой потенциала воспитательной деятельности оценочные показатели в вузе могут включать в себя оценку процесса и оценку результата:

1) оценка процесса:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вовлечение студентов в воспитательную деятельность;

- вовлечение преподавателей в учебно-воспитательную деятельность (на примере кураторов, наставников академических групп);

- ресурсное обеспечение;

- эффективность деятельности структурных подразделений, задействованных в организации воспитательной деятельности, а также кафедр, департаментов и институтов;

- узнаваемость университета на территории РФ;

2) оценка результата:

- сформированность профессиональной культуры (отношения к учебе);

- сформированность общекультурных компетенций у студентов;

- динамика социальной активности студенческой молодежи (вовлечены в деятельность оссо, волонтерское движение, движение студенческих отрядов и т. д.);

- готовность выпускников сотрудничать с университетом.

Таким образом, проведенные нами исследования показали, что потенциал воспитательной деятельности следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающий формирование и развитие у студентов набора

известия вгпу. педагогические науки

личностных качеств и общекультурных компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильному и конкурентоспособному на рынке труда.

список литературы

1. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 278-284.

2. Борытко Н.М. Технологические основания профессионального воспитания студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). 2015. № 2. С. 103-107.

3. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма учащейся молодежи в использовании современных педагогических технологий // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 297-301.

4. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. Воспитательный потенциал вуза в профессиональной подготовке специалиста // Интернет-журнал "Long Live Wauconda" [Электронный ресурс]. URL: http:// waucondastore .com/vo spitatelnyj -potencial-vuza-v-professionalnoj-podgotovke-specialista/.

5. Кузьминов Я.И. [и др.]. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / кол. авт.; под ред. Я.М. Кузьминова. М., 2004.

6. Кульневич С.И. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж: ВГУ, 1997.

7. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. С. 215-216.

8. Пономарев А.В. [и др.]. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2015.

9. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография. М.: ИКАР, 2009.

10. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.

11. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

12. Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (19). С. 259-262.

13. Словарь иностранных слов / под ред. Л.Н. Комаровой. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1998.

14. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, рекомендованный Советом Минобр-науки РФ по делам молодежи (4 сентября 2015 г., №ДЛ-34/09пр) // Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России [Электронный ресурс]. URL: http://www.prorectors.ru/aktualnye-materialy.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2014.

16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.В. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983.

17. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 242.

18. Шиков М.И. Формирование развития воспитательного потенциала студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. дис. ...

канд. пед. наук. Пятигорск, 2004.

* * *

1. Alieva L.V. Vospitatel'nyj potencial obrazo-vatel'noj dejatel'nosti vuza - cennostnaja osnova formirovanija obshheprofessional'nyh kompetencij studentov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 4. S. 278-284.

2. Borytko N.M. Tehnologicheskie osnovanija pro-fessional'nogo vospitanija studentov vuza // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. T. II (Psiho-logo-pedagogicheskie nauki). 2015. № 2. S. 103-107.

3. Verbickaja N.O., Orinina L.V. Aktualizacija vospitatel'nogo potenciala jekonomicheskogo patri-otizma uchashhejsja molodezhi v ispol'zovanii sov-remennyh pedagogicheskih tehnologij //Sovremen-nye naukoemkie tehnologii. 2015. № 12. S. 297-301.

4. Grebenkina L.K., Zhokina N.A. Vospitatel'nyj potencial vuza v professional'noj podgotovke spe-cialista // Internet-zhurnal "Long Live Wauconda" [Jelektronnyj resurs]. URL: http://waucondastore. com/vospitatelnyj-potencial-vuza-v-professionalnoj-podgotovke-specialista/.

5. Kuz'minov Ja.I. [i dr.]. Gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanija: perspektivy razvitija: monografija / kol. avt.; pod red. Ja.M. Kuz'minova. M., 2004.

6. Kul'nevich S.I. Pedagogika samoorganizacii: fenomen soderzhanija. Voronezh: VGU, 1997.

7. Mardahaev L.V. Slovar' po social'noj peda-gogike: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2009. S. 215-216.

теория и история педагогики

8. Ponomarev A.V. [i dr.]. Vospitatel'naja sre-da universiteta: tradicii i innovacii: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 2015.

9. Ponomarev A.V. Social'no-pedagogicheskaja funkcija vuza v vospitanii sovremennogo specialista: monografija. M.: IKAR, 2009.

10. Ponomarev A.V., Berdnikov M.A. Vos-pitatel'nyj potencial studencheskogo samoupravlenija v podgotovke konkurentosposobnogo specialista: mo-nografija. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2006.

11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Konsul'tant pljus [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.

12. Rudenko I.V. Vospitanie v professional'-nom kontekste // Vektor nauki TGU. 2012. № 1 (19). S. 259-262.

13. Slovar' inostrannyh slov / pod red. L.N. Ko-marovoj. 15-e izd., ispr. M.: Rus. jaz., 1998.

14. Standart organizacii vospitatel'noj dejatel'-nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra-zovanija, rekomendovannyj Sovetom Minobrnauki RF po delam molodezhi (4 sentjabrja 2015 g., №DL-34/09pr) // Sovet prorektorov po vospitatel'noj rabote obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. prorectors.ru/aktualnye-materialy.

15. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossij-skoj Federacii». M.: Omega-L, 2014.

16. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. L.F. Il'ichev, P.V. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. M.: Sov. jencikl., 1983.

17. Shafikov M.T. Potencial: sushhnost' i struktu-ra // Social'no-gumanitarnye znanija. 2002. № 1. S. 242.

18. Shikov M.I. Formirovanie razvitija vos-pitatel'nogo potenciala studencheskogo samoup-ravlenija v sovremennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pjatigorsk, 2004.

Theoretical approaches to determination of the potential of educational activities

The article deals with the contents, goals, tasks and directions of educational activities in the conditions of a modern higher school. The notions "potential", "potential of educational work" are described. The structure of the potential of educational activities and assessment is suggested in the article.

Key words: education, educational activities, potential, potential of educational work, criteria of assessment of educational activities.

(Статья поступила в редакцию 07.12.2016)

О Власюк И.В., 2017

И.в. власюк

(волгоград)

родительская культура в традициях отечественной

ПЕДАГОГИКИ ХП-ХХ ВЕКОВ (в контексте докторского исследования Л.А. Грицай)

Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье - становление личности ребенка. Описывается феномен «парадигма родительской культуры» как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.

Ключевые слова: родительская культура, парадигмы родительской культуры, парадиг-мальный подход.

в последние десятилетия в России четко прослеживается потребность общества в традиционных семейных ценностях, семейном образе жизни, сохранении духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании в противовес ценностно-нормативной неопределенности и девальвации семейных ценностей. Данные ценностные приоритеты нашли свое отражение в ряде нормативных документов, принятых на государственном уровне, в частности в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2007 г.), «Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года» (2014 г.), «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2016).

Изучение традиционных воспитательных ценностей российского родительства также актуально, базовыми проблемами являются: осознание единства семьи как целостной общности всех ее членов, приоритет духовных, семейных ценностей над материальными, чадолюбие, стремление к верному супружеству и гармоничному семьетворчеству, следование национально-культурным основам русского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.