- теория и исто
A.B. ПОНОМАРЕВ, A.B. АЛЕШКИН (Екатеринбург)
теоретические Подходы к определению потенциала воспитательной деятельности
Раскрываются содержание, цели, задачи и направления воспитательной деятельности в условиях современного вуза, а также понятия «потенциал», «потенциал воспитательной деятельности». Предложены структура потенциала воспитательной деятельности и оценочные показатели.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, потенциал, потенциал воспитательной деятельности, критерии оценки воспитательной деятельности.
В настоящее время изменение ориентиров работы с молодежью связано с переосмыслением сущности воспитания: от трактовки молодежи как объекта воспитания к пониманию ее как субъекта. В русле такого переосмысления в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» [11] акцент сделан на необходимости нового понимания социальной роли молодежи: «Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей».
По мнению Н.М. Борытко [2], важнейшей функцией профессионального образования в условиях ускорения темпов социально-экономического развития общества, расширения возможностей политического и социального выбора становится преобразование студента из преимущественно объекта в преимущественно субъект учебно-воспитательного процесса, профессиональной деятельности и поведения. Достижение цели развития субъ-ектности специалиста невозможно лишь средствами профессионального обучения как
О Пономарев A.B., Алешкин A.B., 2017
ш педагогики -
функциональной подготовки. Необходимо профессиональное воспитание как обращенность к человеческой сущности, к качественным изменениям человека, его самоопределению и самоутверждению в социокультурной и профессиональной среде.
В Уральском федеральном университете в 2014 г. с участием авторов разработана и принята Ученым советом Концепция воспитательной деятельности до 2020 г. [8, с. 327340]. В Концепции отмечается, что воспитание призвано сформировать социально устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в преобразование общества и самосовершенствоваться.
Цель воспитания: воспитание гражданина и патриота, конкурентоспособного на современном рынке труда, имеющего потребность в постоянном профессиональном развитии и разделяющего миссию, принципы и ценности университета.
цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач:
- формирование у студентов мотивации к профессиональной деятельности, стремления к саморазвитию и самообразованию;
- совершенствование и повышение эффективности системы воспитательной деятельности университета, неразрывно связанной с учебным, научным и инновационным процессами, системы, построенной на активном взаимодействии субъектов;
- создание в университете условий для раскрытия творческого потенциала талантливой студенческой молодежи;
- формирование у студенческой молодежи системы социально значимых ценностей (образование, здоровье, семья и т. д.);
- создание условий для реализации потенциала молодежи в инновационной и предпринимательской среде;
- создание системы социальной поддержки и защиты студенческой молодежи;
- реализация потенциала воспитательной деятельности в профориентационной работе;
- внедрение новых технологий воспитательной деятельности, организация межструктурного, межведомственного и межвузовского взаимодействия;
- формирование информационно-образовательной среды, благоприятно влияющей на
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
становление и развитие личности специалиста.
Характер проблем профессионального воспитания определяет приоритетные направления воспитательной деятельности, комплекс программ и проектов, способствующих реализации поставленных задач и достижению цели: профессиональное воспитание, формирование социально значимых ценностей, развитие студенческого самоуправления, поддержка и развитие талантливой молодежи, продвижение университета в международном пространстве [8, с. 334-335].
Для выявления потенциала воспитательной деятельности нужно достаточно четко определить, что мы понимаем под воспитательной деятельностью. Так, в соответствии со Стандартом организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО) [14], под воспитательной деятельностью в образовательной организации высшего образования понимаются «планомерные целесообразные взаимосвязанные действия различных коллективных и индивидуальных субъектов воспитания ООВО (ректората, управлений, деканатов, кафедр, преподавателей, общественных объединений, культурных и творческих центров, спортивных и иных структур, а также самих студентов, органов студенческого самоуправления и иных формирований), направленные на содействие профессионально-личностному становлению обучающихся, обогащение их социально значимого опыта, создание условий и обеспечение возможностей разносторонних личностных проявлений, преодоление негативных тенденций в молодёжной среде».
В соответствии с Концепцией воспитательной деятельности до 2020 г. в Уральском федеральном университете воспитательная деятельность определена как «система действий субъектов воспитательной системы, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности, основанная на передаче от поколения к поколению накопленного человечеством культуры и опыта» [8, с. 331].
В монографии А.В. Пономарева [9] разработана модель воспитательной деятельности в новых социокультурных условиях на основе компетентностного подхода и принципов системы менеджмента качества, рассматриваемая как инструмент реализации социально-педагогической функции вуза в подготовке специалиста нового социокультурного типа,
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
отвечающего современным запросам общества и рынка труда.
Под системой качества воспитательной деятельности вуза автором понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к подпроцессам деятельности, а также критериев, определяющих уровень совершенства этих подпроцессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют весь процесс воспитательной деятельности.
На основе анализа понятия системы менеджмента качества, принципов ее организации, подходов к ее построению в образовательном учреждении показана важность процессного подхода, предполагающего рассмотрение воспитательной деятельности как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подпроцессов и управления ею посредством управления этими подпроцессами.
А.В. Пономарев доказал, что научно-практическое моделирование и реализация стратегии воспитания в вузе предполагают реализацию экономически значимой социально-педагогической функции вуза, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе вуза, формирующей динамично развивающуюся воспитательную среду и одновременно формируемой ею.
содержание воспитательной деятельности, по мнению И.В. Руденко [12], может базироваться на трёх фундаментальных принципах, которые являются основополагающими при проектировании основных образовательных программ: системности, студентоцентри-рованности, преемственности. При проектировании социально-воспитательного компонента вуза автор выделяет три уровня задач: стратегический - опирается на правовую базу и целевую направленность стандартов; концептуальный - разрабатывается с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций в каждом вузе; организационный - направлен на создание модели, в структуре которой представлены все субъекты, обеспечивающие организацию воспитательного процесса в вузе.
Эффективными являются модели воспитательной деятельности, в которых осуществлён переход от многочисленных мероприятий к системе конкретных дел, от просветительско-развлекательных, досуговых форм к иннова-
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
ционным, ориентированным на реализацию социальных инициатив и деловой предприимчивости, что способствует активизации функции социальной защиты [5].
Повышение потенциала и обеспечение условий эффективной реализации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях являются одной из приоритетных задач реформирования высшего образования. Понятие «потенциал» в последние годы получило широкое распространение в различных сферах науки и социальный деятельности. Существуют различные подходы к его определению - прогностический, деятельный. В словарях иностранных слов это понятие толкуется как «совокупность имеющихся средств, возможностей, ресурсов в какой-либо области» [13].
«Потенциал» в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас: то, что может быть использовано для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели [16]. Понятие «потенциал» в широком, социальном смысле определяется как совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действия для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [7].
М.Т. Шафиков считает, что «потенциал» нельзя сводить к возможности или совокупности возможностей, т. к. при том или ином конкретном содержании и уровне потенциала под влиянием различных внешних причин могут быть реализованы совершенно разного рода возможности. Потенциал, по его мнению, не ограничивается только лишь ресурсами, он может и должен рассматриваться как атрибут какой-либо материальной или идеальной системы: «в реальной действительности, где все взаимосвязано и взаимодействует, потенциал как сила и, прежде всего, как сила воздействия есть атрибут всего и вся» [17].
содержание понятия «потенциал» отечественные психологи и педагоги [10, с. 38] характеризуют преимущественно так:
- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень их развития (Г.Л. Пихтовников, Л.Н. Москвиче-ва);
- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществляемой деятельности (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников);
- социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е.В. Колесникова);
- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме (определенной социальной роли), требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (С.Р. Евинзон);
- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоуправлении и самореализации (М.В. Колосова);
- развитое чувство нового, открытость всему новому, высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже, Ю.Н. Кулют-кин).
Воспитательный потенциал вуза Л.В. Алиева [1] определяет, исходя из современного научного многозначного определения воспитания и его специфической роли в модернизации системы образования как «органичного ценностно-целевого блока и приоритета модернизируемого образования, определяющего содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [15].
Воспитательным потенциалом вуза Н.О. Вербицкая, Л.О. Оринина [3] называют используемые или, что чаще всего, неиспользуемые, скрытые ресурсы воспитательной деятельности в сфере работы с молодежью и предполагающие реализацию основных направлений государственной программы по воспитанию учащейся молодежи посредством планирования и проведения в университете мероприятий культурно-массовой, гражданско-патриотической, художественно-эстетической и психолого-профилактической направленности.
Воспитательный потенциал вуза, по мнению Л.К. Гребенкиной и Н.А. Жокиной [4], включает в себя такие составляющие, как образовательная, собственно воспитательная, социокультурная и личностная. Реализация вос-
- известия вгпу. пе,
питательного потенциала вуза - это организация учебно-воспитательного процесса, аудиторной и внеаудиторной деятельности, создание множества отношений и связей, различных систем развития личности. Это многоуровневое пространство воспитательных возможностей и выборов, которое позволяет и студентам, и преподавателям самоопределяться в разнообразных сферах деятельности, во взаимодействии с различными сообществами; создавать условия для самоактуализации в социальном и культурном контексте; участвовать в создании широкого диапазона воспитательно-образовательных услуг.
Потенциал воспитательной деятельности характеризует возможности воспитания, заложенные в нем, охватывающие как ресурсы самой воспитательной деятельности, так и административные, педагогические ресурсы всей воспитательной системы вуза. При характеристике воспитательного потенциала, по мнению С.И. Кульневича [6], наиболее значима саморегуляция человека, способность противостоять негативным влияниям и воспринимать влияния позитивные, развивающие субъ-ектность личности. По сути, в способности к самоорганизации и заключается эффект воспитания.
Потенциал воспитательной деятельности - сложное, многоуровневое образование. М.И. Шиков [18] выделяет определенную структуру потенциала студенческого самоуправления, состоящую из элементов, влияющих на позиционирование личности в системе отношений коллектива. С его точки зрения, структура может состоять из когнитивных и мотивационных элементов, кадровых и материальных ресурсов, коммуникации и организации.
A.B. Пономарев и М.А. Бердников [10, с. 40] важнейшими составными частями воспитательного потенциала студенческого самоуправления считают воспитательный потенциал 1) субъектов студенческого самоуправления; 2) целей и содержания его образовательных программ; 3) организационных форм, методов и средств студенческого самоуправления.
Для выявления потенциала воспитательной деятельности необходимо определить его структуру как процесса формирования будущего конкурентоспособного специалиста. На наш взгляд, с точки зрения процессного подхода, в структуру потенциала воспитательной деятельности могут входить:
гогические науки -
1) потенциал субъектов воспитательной деятельности, реализуемый на следующих уровнях:
- академическая группа (студенты, наставник академической группы, куратор, староста, профгрупорг);
- кафедра (заведующий кафедрой, профессорско-преподавательский и учебно-вспомогательный персонал);
- департамент (директор департамента, сотрудники дирекции департамента);
- институт (директор института, члены ученого совета института, заместитель директора по внеучебной работе, заместитель директора по спортивно-массовой работе, заместитель директора по научной работе, сотрудники дирекции института, члены профбюро студентов института);
- университет (ректор, проректоры, члены ученого совета университета, административно-управленческий персонал, профсоюзная организация сотрудников, совет ветеранов университета, объединенный студенческий совет обучающихся, профсоюзная организация студентов);
2) потенциал научно-методического и нормативно-правового обеспечения воспитательной деятельности:
- концепции воспитательной деятельности;
- программы воспитательной деятельности;
- планы воспитательной деятельности на всех уровнях организации;
- обучающие программы и курсы повышения квалификации по воспитательной деятельности в вузе;
- другие нормативно-правовые документы, касающиеся воспитательной деятельности;
3) потенциал технологий и форм организации воспитательной деятельности.
Технологии воспитательной деятельности [8, с. 337]:
- технологии работы с информацией (технология поиска информации, технология организации работы с информацией, портфолио как технология накопления и систематизации информации, технология организации самостоятельной работы);
- технологии актуализации потенциала (технологии актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, технологии самопрезентации, технология формирования уверенности и готовности к самостоятель-
- ТЕОРИЯ И ИСТС
ной успешной профессиональной деятельности, технология развития позитивности в системе отношений студентов в вузе, технология развития компетентности студентов в организации учебной деятельности, технология развития критического мышления, технология повышения коммуникативной компетентности педагога);
- экспертно-оценочные технологии (технология рейтинга достижений, технология оценки качества профессиональной деятельности куратора и т. д.).
Формы воспитательной деятельности:
- познавательные: фестивали, студенческие сМИ, клубы по интересам, научные сообщества, выступления преподавателей и разных практиков, конкурсы по специальности и т. д.);
- управление и самоуправление (общественные организации, союзы, объединения, школа лидерства, школа предпринимательства и т. д.);
- досуговые (праздники, соревнования, творческие конкурсы и т. д.);
4) потенциал ресурсного обеспечения воспитательной деятельности:
- кадровое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение;
5) потенциал организации воспитательной деятельности, управления ею:
- формирование мотивации преподавателей и студентов к участию в разработке и реализации разнообразных образовательных и социально значимых проектов в разных сферах деятельности, в том числе будущей профессиональной;
- информирование о наличии возможностей для участия студентов в социально значимой деятельности, преподавателей - в воспитательной деятельности;
- наполнение сайта информацией о воспитательной деятельности, студенческой жизни, содействие организации внутриуниверси-тетских студенческих сМИ;
- организация повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей в сфере воспитательной деятельности и обучение студенческого актива;
- организационно-координационная работа при проведении общеуниверситетских воспитательных мероприятий;
- развитие разных форм студенческого самоуправления, содействие деятельности
[Я ПЕДАГОГИКИ -
студенческих объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержка созидательной инициативы обучающихся;
- участие студентов в городских, всероссийских и международных программах, проектах, конкурсах и т. д.;
- организационно-методическое сопровождение воспитательной деятельности и студенческих инициатив;
- создание необходимой для осуществления воспитательной деятельности инфраструктуры;
- развитие сотрудничества с социальными партнерами;
- стимулирование активной воспитательной деятельности преподавателей.
На наш взгляд, совокупность всех перечисленных выше компонентов может составлять потенциал воспитательной деятельности в вузе. в соответствии с предлагаемой структурой потенциала воспитательной деятельности оценочные показатели в вузе могут включать в себя оценку процесса и оценку результата:
1) оценка процесса:
- вовлечение студентов в воспитательную деятельность;
- вовлечение преподавателей в учебно-воспитательную деятельность (на примере кураторов, наставников академических групп);
- ресурсное обеспечение;
- эффективность деятельности структурных подразделений, задействованных в организации воспитательной деятельности, а также кафедр, департаментов и институтов;
- узнаваемость университета на территории РФ;
2) оценка результата:
- сформированность профессиональной культуры (отношения к учебе);
- сформированность общекультурных компетенций у студентов;
- динамика социальной активности студенческой молодежи (вовлечены в деятельность оссо, волонтерское движение, движение студенческих отрядов и т. д.);
- готовность выпускников сотрудничать с университетом.
Таким образом, проведенные нами исследования показали, что потенциал воспитательной деятельности следует рассматривать как комплекс возможностей в процессе воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающий формирование и развитие у студентов набора
известия вгпу. педагогические науки
личностных качеств и общекультурных компетенций, необходимых ответственному специалисту, готовому к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильному и конкурентоспособному на рынке труда.
список литературы
1. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 278-284.
2. Борытко Н.М. Технологические основания профессионального воспитания студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). 2015. № 2. С. 103-107.
3. Вербицкая Н.О., Оринина Л.В. Актуализация воспитательного потенциала экономического патриотизма учащейся молодежи в использовании современных педагогических технологий // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 297-301.
4. Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. Воспитательный потенциал вуза в профессиональной подготовке специалиста // Интернет-журнал "Long Live Wauconda" [Электронный ресурс]. URL: http:// waucondastore .com/vo spitatelnyj -potencial-vuza-v-professionalnoj-podgotovke-specialista/.
5. Кузьминов Я.И. [и др.]. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / кол. авт.; под ред. Я.М. Кузьминова. М., 2004.
6. Кульневич С.И. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. Воронеж: ВГУ, 1997.
7. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. С. 215-216.
8. Пономарев А.В. [и др.]. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2015.
9. Пономарев А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография. М.: ИКАР, 2009.
10. Пономарев А.В., Бердников М.А. Воспитательный потенциал студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособного специалиста: монография. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006.
11. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.
12. Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (19). С. 259-262.
13. Словарь иностранных слов / под ред. Л.Н. Комаровой. 15-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1998.
14. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования, рекомендованный Советом Минобр-науки РФ по делам молодежи (4 сентября 2015 г., №ДЛ-34/09пр) // Совет проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России [Электронный ресурс]. URL: http://www.prorectors.ru/aktualnye-materialy.
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Омега-Л, 2014.
16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.В. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983.
17. Шафиков М.Т. Потенциал: сущность и структура // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 1. С. 242.
18. Шиков М.И. Формирование развития воспитательного потенциала студенческого самоуправления в современном вузе: автореф. дис. ...
канд. пед. наук. Пятигорск, 2004.
* * *
1. Alieva L.V. Vospitatel'nyj potencial obrazo-vatel'noj dejatel'nosti vuza - cennostnaja osnova formirovanija obshheprofessional'nyh kompetencij studentov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 4. S. 278-284.
2. Borytko N.M. Tehnologicheskie osnovanija pro-fessional'nogo vospitanija studentov vuza // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. T. II (Psiho-logo-pedagogicheskie nauki). 2015. № 2. S. 103-107.
3. Verbickaja N.O., Orinina L.V. Aktualizacija vospitatel'nogo potenciala jekonomicheskogo patri-otizma uchashhejsja molodezhi v ispol'zovanii sov-remennyh pedagogicheskih tehnologij //Sovremen-nye naukoemkie tehnologii. 2015. № 12. S. 297-301.
4. Grebenkina L.K., Zhokina N.A. Vospitatel'nyj potencial vuza v professional'noj podgotovke spe-cialista // Internet-zhurnal "Long Live Wauconda" [Jelektronnyj resurs]. URL: http://waucondastore. com/vospitatelnyj-potencial-vuza-v-professionalnoj-podgotovke-specialista/.
5. Kuz'minov Ja.I. [i dr.]. Gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanija: perspektivy razvitija: monografija / kol. avt.; pod red. Ja.M. Kuz'minova. M., 2004.
6. Kul'nevich S.I. Pedagogika samoorganizacii: fenomen soderzhanija. Voronezh: VGU, 1997.
7. Mardahaev L.V. Slovar' po social'noj peda-gogike: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.: Akademija, 2009. S. 215-216.
теория и история педагогики
8. Ponomarev A.V. [i dr.]. Vospitatel'naja sre-da universiteta: tradicii i innovacii: monografija. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 2015.
9. Ponomarev A.V. Social'no-pedagogicheskaja funkcija vuza v vospitanii sovremennogo specialista: monografija. M.: IKAR, 2009.
10. Ponomarev A.V., Berdnikov M.A. Vos-pitatel'nyj potencial studencheskogo samoupravlenija v podgotovke konkurentosposobnogo specialista: mo-nografija. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2006.
11. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Konsul'tant pljus [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.
12. Rudenko I.V. Vospitanie v professional'-nom kontekste // Vektor nauki TGU. 2012. № 1 (19). S. 259-262.
13. Slovar' inostrannyh slov / pod red. L.N. Ko-marovoj. 15-e izd., ispr. M.: Rus. jaz., 1998.
14. Standart organizacii vospitatel'noj dejatel'-nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obra-zovanija, rekomendovannyj Sovetom Minobrnauki RF po delam molodezhi (4 sentjabrja 2015 g., №DL-34/09pr) // Sovet prorektorov po vospitatel'noj rabote obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovanija Rossii [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. prorectors.ru/aktualnye-materialy.
15. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossij-skoj Federacii». M.: Omega-L, 2014.
16. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. L.F. Il'ichev, P.V. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. M.: Sov. jencikl., 1983.
17. Shafikov M.T. Potencial: sushhnost' i struktu-ra // Social'no-gumanitarnye znanija. 2002. № 1. S. 242.
18. Shikov M.I. Formirovanie razvitija vos-pitatel'nogo potenciala studencheskogo samoup-ravlenija v sovremennom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Pjatigorsk, 2004.
Theoretical approaches to determination of the potential of educational activities
The article deals with the contents, goals, tasks and directions of educational activities in the conditions of a modern higher school. The notions "potential", "potential of educational work" are described. The structure of the potential of educational activities and assessment is suggested in the article.
Key words: education, educational activities, potential, potential of educational work, criteria of assessment of educational activities.
(Статья поступила в редакцию 07.12.2016)
О Власюк И.В., 2017
И.в. власюк
(волгоград)
родительская культура в традициях отечественной
ПЕДАГОГИКИ ХП-ХХ ВЕКОВ (в контексте докторского исследования Л.А. Грицай)
Актуализируется родительская культура как система родительской деятельности, направленная на реализацию главной цели воспитания в семье - становление личности ребенка. Описывается феномен «парадигма родительской культуры» как определенный уклад социальных стереотипов и совокупность теоретических положений, раскрывающих сущностные основы родительского воспитания детей в конкретный исторический период и оказывающих влияние на практику воспитания.
Ключевые слова: родительская культура, парадигмы родительской культуры, парадиг-мальный подход.
в последние десятилетия в России четко прослеживается потребность общества в традиционных семейных ценностях, семейном образе жизни, сохранении духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании в противовес ценностно-нормативной неопределенности и девальвации семейных ценностей. Данные ценностные приоритеты нашли свое отражение в ряде нормативных документов, принятых на государственном уровне, в частности в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2007 г.), «Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года» (2014 г.), «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2016).
Изучение традиционных воспитательных ценностей российского родительства также актуально, базовыми проблемами являются: осознание единства семьи как целостной общности всех ее членов, приоритет духовных, семейных ценностей над материальными, чадолюбие, стремление к верному супружеству и гармоничному семьетворчеству, следование национально-культурным основам русского