ПЕДАГОГИКА
УДК 378.14.011.3
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
И.В. Вяткина Э.Р. Хайруллина А.А. Курзякова
Казанский национальный исследоваительский технический университет
e-mail:
В статье подчеркивается, что учебно-воспитательный процесс является решающим фактором профессионального и личностного развития студентов, а воспитательная среда вуза во всем свое многообразии выступает как основа воспитания и социализации современного студенчества. В статье показано, что эффективно работающая воспитательная среда гарантированно обеспечивает повышение уровня профессиональных качеств выпускников и рост качества образования.
Ключевые слова: воспитательная среда, профессионально-личностное становление
Инновационные процессы, происходящие в социально-политической и экономической сферах общества, вызвали необходимость осуществления образовательных реформ. Анализ практики в сфере воспитания, а также состояние, тенденции и перспективы развития высшей школы показывают, что изменения в системе высшего образования требует пересмотра традиционных подходов в использовании технологий воспитательного взаимодействия педагогов и студентов.
Образовательное учреждение является основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, и в этой связи актуальна проблема личностно-профессионального становления обучающихся.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой - его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Важнейшая задача высшего учебного заведения помочь молодому человеку адаптироваться в новых условиях, найти свое место в сложной системе вуза, осмыслить и осознать ответственность за свое профессиональное будущее [1; 2]. Следовательно, необходимо уделить особое внимание организации воспитательного процесса в вузе.
Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности. Говоря о воспитательной системе, следует отметить, что воспитательная среда высших учебных заведений не всегда в полной мере формируется с учетом всех возможных
факторов, а в некоторых случаях, требует переосмысления целей и структуры. Необходимо рассмотреть такие понятия, как «воспитательная среда» и «воспитательное пространство». В последнее время понятия «среда» и «пространство» стали использоваться в педагогических исследованиях и в терминологическом, научном значении, и в образном. Данные понятия являются фундаментальными в педагогике. Однако в педагогической науке они используются достаточно недавно. Необходимо отметить, что понятия «среда» и «пространство» не идентичны. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. Согласно «теории воспитательных пространств» Ю.П. Сокольникова существуют пространства, имеющие динамичную структуру; они обладают характеризующими их параметрами, разнообразны по характеристикам и поддаются классификации. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека.
«Среда - это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, а пространство есть результат педагогического освоения этой данности».
«Пространство - это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения» образовательных, воспитательных, иных задач» [3].
Термин «воспитательная среда» нами будет пониматься как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также как система возможностей для ее собственного развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении средних и высших учебных заведений. Воспитательная среда пронизывает образовательный процесс вуза и интегрируется во внеучебную деятельность, выступая в качестве основного инструмента становления личности профессионала. Профессиональное воспитание обучающихся в воспитательной среде обеспечивается посредством их активного включения в социально-значимую, научно-исследовательскую, управленческую и досуговую деятельность. Чтобы спроектировать воспитательную среду, необходимо определить основные ее компоненты и их взаимосвязь, условия, направления и уровни развития, а также технологию включения в эту деятельность обучающихся [4].
В реальной вузовской практике конструирование воспитательной среды представляет определенную проблему. Она порождена высоким уровнем неопределенности компонентов и составных частей воспитательной среды вуза, сочетанием в ней объективных (материальных) и субъективных (нематериальных) частей. Исследователи выделяют следующие свойства воспитательной среды вуза:
- целостность (свойства целого принципиально не сводимы к механической сумме свойств его элементов, вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции);
- структурность (функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
- иерархичность (каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема);
- взаимозависимость системы и среды (система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой);
- множественность описаний связана со сложностью системных объектов и тем, что в процессе познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания) [5].
Воспитательная среда выполняет ряд функций: социально-адаптационную, культурологическую, гуманистическую. Правильно организованная воспитательная среда дает неограниченные возможности для личностно-профессионального становления:
- свободы принятия студентом решения о его вхождении в воспитательную среду;
- выбора деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
- построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных
групп;
- более интенсивного проживания различных ролей; освоения различных сред -культурной, природной, информационной и др. [4].
Анализ сложной иерархии образовательных целей высшего образования и потребностей общества, структуры и функций воспитательной среды вуза и специфики технического вуза позволил разработать критерии, характеризующие воспитательную среду вуза как лич-ностно-развивающую, то есть как среду профессионального воспитания, саморазвития и самореализации студентов. Воспитательная среда вуза, обладая гибкостью и открытостью, направлена на создание условий для гармонизации воздействия на личность, что достигается освоением и внедрением в воспитательный процесс системного и средового подходов. Поддерживается определенный баланс между постоянством воспитательной среды и ее динамичностью (способность преобразовываться).
Воспитательная среда максимально приближает или даже погружает в сферу профессиональной деятельности. Субъекты воспитательного процесса участвуют в развитии доброжелательной, комфортной, личностно-утверждающей воспитательной среды. Воспитательная среда каждого вуза глубоко индивидуальна. Она не представляет собой некий застывший абстракт. Это динамичная система, базирующаяся на постоянных инновационных переменах. Каждый компонент воспитательной среды по определению динамичен. Но его динамичность протекает вокруг ключевой точки, которая представляет по сути своей ось всей воспитательной среды.
Воспитательная среда - результат деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующий. Чтобы получить воспитательную среду, мы должны определить основные ее компоненты и то, что должно их связывать, вписать в эту деятельность студентов. Только тогда мы сможем рассчитывать на то, что воспитательная среда станет существенным фактором профессионального воспитания. В противном случае отдельные компоненты среды будут разнородно влиять на студентов, причем эти влияния, отнюдь не обязательно будут позитивными, и даже тогда, когда они будут являться таковыми, их влияние будет значительно снижено за счет отсутствия согласованности действий различных компонентов среды. Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести на нет все усилия профессорско-преподавательского состава по организации воспитательной работы. В настоящее время при создании воспитательной среды далеко не всегда удается сделать ее средой воспитания, а не функционирования образовательного учреждения. Студент находится в воспитательной среде, но не осваивает и присваивает ее.
Воспитательная среда в техническом вузе позволяет двигаться к достижению основных целей воспитания, в том числе, и к профессиональному воспитанию студента. Компонентами воспитательной среды технического вуза (на примере КНИТУ) являются:
- учебная работа;
- студенческие трудовые отряды (СТО). КНИТУ принимает активное участие как в трудоустройстве студентов в период трудового семестра в летнее время, так и во время учебного года, участвуя в работе штаба и занимаясь поиском новых рабочих мест, организацией и проведением таких студенческих мероприятий, как, например, семинар-совещание на Республиканской молодежной бирже труда, "Декада добрых дел", открытие третьего трудового семестра, казанские, республиканские и всероссийские слеты, республиканская спартакиада, фестиваль СТО [6].
- Культурно-досуговая студия (КДС) осуществляет культурно-массовую работу со студентами нашего университета, организует и проводит культурно-просветительские, театрально-зрелищные и развлекательные мероприятия.
- спортивно-оздоровительный отдел;
- социально-психологический отдел целью которого является социологический, психологический анализ социальной ситуации в вузе, выявление проблем и определение основных причин их возникновения, путей и средств разрешения, содействие личностному и интеллектуальному развитию студенческой молодежи, формирование у обучающихся способ-
ности к самоопределению и саморазвитию психологическая поддержка студентов и сотрудников университета ссылка на [6].
- Союз студентов и аспирантов - общественное объединение, созданное по инициативе студентов в целях обеспечения реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом и решении вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие её социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив студентов и аспирантов. Союз студентов и аспирантов помогает студентам в развитии их лидерских качеств, организационных способностей, приобретении опыта и навыков в журналистике, ораторском искусстве, актерском мастерстве и многих других сферах. Именно благодаря этому, студенты, активно занимающиеся общественной деятельностью, обладают высокими конкурентными качествами и после окончания вуза [6].
- научно-исследовательская работа студентов. Это и участие в экспериментальной деятельности, и собственная исследовательская деятельность, и прекрасная школа ораторского искусства, научно-делового этикета и коммуникативных способностей. Выбор профессии для молодого человека является основой самоутверждения в обществе и определяет его дальнейшую жизнь: кем быть, какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели достигать. Участие студентов в НИРС играет важную роль в интеграции учебного, воспитательного, научного процессов и в формировании ценностной ориентации студентов. Как отмечают сами студенты, НИР способствует развитию чувства ответственности, коммуникабельности. Научно-исследовательская работа помогает будущим специалистам лучше понять пути получения нового знания, придавая научному процессу практико-ориентированную направленность, наглядность [10]. Реализация воспитательной среды как среды развития и саморазвития личности позволяет студенту независимо от его успеваемости и других факторов попробовать свои силы в научной работе.
Занятия в творческих объединениях и клубах, участие в студенческом самоуправлении, работа в волонтерских отрядах, научно-исследовательская деятельность активно способствуют формированию и повышению уровня профессионально важных качеств: коммуникативных, организаторских способностей, лидерских качеств и профессионализма у обучающихся [7; 11].
Создавая необходимые педагогические условия для развития личности обучающихся, реализации их профессионально важных качеств, мы выстраиваем такую систему воспитания в вузе, которая дает возможность студенту развиваться в социуме, в специально спроектированной воспитательной среде, где он одновременно является и объектом, и субъектом воспитания [8].
Также следует сказать и об уровнях организации воспитательной среды вуза:
1) воспитательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействие пространственных отношений социокультурной, материально-технической, информационной, педагогической среды;
2) воспитательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: воспитательная среда кафедры, факультета, курса, педагогического учреждения;
3) воспитательная среда вуза как контекст становления личности профессионала;
4) воспитательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего специалиста [4].
Следовательно, наиболее существенной качественной характеристикой воспитательной среды является целостность, так как именно в этом случае обеспечивается эффективность ее влияния на личность студента. Это не означает, что воспитательная среда должна быть жесткой структурой, напротив, она должна быть гибкой, в ней, в частности, должны присутствовать зоны неупорядоченности, являющиеся источником дальнейшего развития, так как в «застывшей» системе молодому человеку нечего будет присваивать, познавать, да и сама система в этом случае не сможет развиваться и начнет угасать.
Принципиальным положением является представление о том, что полноценное использование личностью возможностей воспитательной среды способствует профессиональному воспитанию будущих специалистов в техническом вузе, ее самореализации. Задача вузовского воспитания сводится к созданию и обеспечению условий для формирования в процессе профессионального образования всесторонне подготовленной к жизни личности, адаптированной к сложным ситуациям современного мира. Для решения этих задач необходимо соединение обучения и воспитания в единую систему, в которой продуктивное взаимодействие обучающей и воспитательной систем становится решающим условием результативного обучения, воспитания и всестороннего развития обучаемых. В рамках новой воспитательной парадигмы позиция обучаемого в качестве субъекта деятельности - решающий фактор профессионального и личностного развития. Главной функцией педагогической системы в этом случае становится создание условий, чтобы учебно-воспитательный процесс стал творчеством личности, осуществляющей свое профессиональное образование [9].
Среда как относительно устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияет на процесс его социализации. А критерием эффективного воздействия среды на каждого студента является функционирование вуза как открытой системы, центра коммуникации и здорового образа жизни [4; 10]. Сложившаяся воспитательная среда вуза может иметь и альтернативные компоненты в зависимости от факторов воспитательного воздействия в конкретном вузе и суггестивных возможностей преподавателей. Поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников университета.
Таким образом, воспитательная среда вуза во всем своем многообразии выступает как основа воспитания и профессионально-личностного становления студентов. Эффективно работающая воспитательная среда гарантировано обеспечивает повышение уровня профессиональных качеств выпускников и рост качества образования. Вместе с тем, она не требует чрезмерных усилий и мер, заметных финансовых расходов. Тем самым представляя собой существенный, но до настоящего времени полностью не использованный резерв роста качества образования. Её формирование и развитие с учетом множества инноваций, появившихся в отечественном высшем образовании, становятся первоочередной задачей каждого вуза.
СПисок литературы
1. Хайруллина Э.Р. Принципы индивидуализации профессионального воспитания при подготовке студентов по направлению «Химические технологии»/Э.Р. Хайруллина // Вестник Казанского технологического университета. №9, 2010. - С. 684-688.
2. Хайруллина Э.Р. Концептуальные предпосылки индивидуализации профессионального воспитания/ Э.Р. Хайруллина / / Образование и саморазвитие. Т.6, №16, 2009. - С.19-24.
3. Чепурышкин И. П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.П. Чепурышкин. -Казань, 2006. - 273, с. 41
4. Вяткина И.В. Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.В. Вяткина; Марийский государственный университет. - Йошкар-Ола, 2011. - 216 с.
5. Рогалева Г. И. О воспитательном пространстве вуза / / Молодой ученый. № 5, 2012. -С. 488-492.
6. Вяткина И.В. Основные направления формирования творческой компетентности студентов в современном техническом вузе/И.В.Вяткина// Вестник Казанского технологического университета. №1, 2008. - С. 170-174.
7. Хайруллина Э.Р. Интеграция личностно-ориентированного и акмеологического подходов с ориентацией студентов на саморазвитие конкурентоспособности /Э.Р. Хайруллина // Педагогическое образование и наука. №6, 2007. - С. 18-23.
8. Хайруллина Э.Р. Проектирование целей и содержания проектной деятельности, ориентированной на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов/Э.Р. Хай-руллин / / Сибирский педагогический журнал. №5, 2007. - С. 139-146.
9. Королева Л.Ю. Формирование конкурентоспособности студентов-дизайнеров технических вузов/ Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина // Вестник Оренбургского государственного университета. №5 (166), 2014. - С. 245-250.
10. Вяткина И.В. Основные психолого-педагогические принципы профессионального воспитания /И.В.Вяткина // Вестник Казанского технологического университета. №3, 2009. -С. 164-169.
11. Исаев И.Ф. Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентированный подход / И.Ф. Исаев, Е.И. Ерошенкова / / Высшее образование в России. №6, 2009. - С. 149-153.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY FOR THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS
BEB KNRTU
I. V. Vyatkina E. R. Khairullina A. A. Kurzyakova
The paper argues that the teaching and educational process is the decisive factor for the professional and personal development of students, and the educational environment of high school acts as a basis for education and socialization of modern students. The authors show that the effectively working educational environment with guarantee provides the increase of level of professional qualities of graduates and the growth of quality of education.
e-mail:
[email protected] [email protected] [email protected]
Key words: educational environment, professional and personal formation