Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности практической подготовки будущих специалистов среднего звена в условиях образовательной среды вуза'

Обеспечение эффективности практической подготовки будущих специалистов среднего звена в условиях образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TRAINING PROGRAM FOR MID-LEVEL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Юлия Олеговна, Хайруллина Эльмира Робертовна

Несмотря на имеющиеся положительные изменения в системе профессионального образования, направленные на повышение качества подготовки специалистов на всех ступенях образования, в настоящее время все еще можно наблюдать несоответствие уровня практической подготовки специалистов среднего звена требованиям реального сектора экономики. Эффективность практической подготовки может быть обеспечена реализацией организационно-педагогических условий, учитывающих объективные особенности современной системы профессионального образования, индивидуальные образовательные потребности абитуриентов и определена акмеологическими уровнями сформированности компетенций. Исходя из понимания сущности организационно-педагогических условий как характеристики педагогической системы, охватывающей все ее методологические уровни, их выявление нами осуществлялось на основе анализа модели профессиональной подготовки на примере подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства, являющейся инновационной ввиду усложнения профессиональных функций специалиста и повышения требований, предъявляемых работодателями, и образовательных потребностей личности, связанных с дальнейшим продолжением обучения на ступени высшего образования, практико-ориентированной ввиду значительной доли практической подготовки в программе подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства, реализуемой в инфраструктуре вуза. Выявленные нами организационно-педагогических условия, реализуемые на уровне образовательного учреждения, являются общими, реализуемые на частно-методическом уровне частными. Полученные нами результаты формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах в рамках учебной и производственных практик студентов, реализующих выявленные нами организационно-педагогические условия, показывают, что уровень сформированности компетенций, формируемых в процессе практической подготовки, у студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволяет сделать выводы, что реализация выявленных нами организационно-педагогических условий обеспечивает эффективность практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубкова Юлия Олеговна, Хайруллина Эльмира Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Despite the positive changes in the system of vocational education aimed at improving the quality of training at all levels of education, is currently still possible to observe the level of mismatch of practical training mid-level requirements of the real sector of the economy. The effectiveness of the practical training may be provided by the implementation of organizational and pedagogical conditions, taking into account the objective features of modern vocational education system, the individual learning needs of students, and picked akmeologicheskoj level of formation of competences. Based on the understanding of the organizational and pedagogical conditions as the characteristics of the educational system, covering all its methodological levels, they identify us was based on the analysis of the model of vocational training on an example of training of future engineers-designers of clothing production, which is innovative because of the complexity of professional specialist functions and increasing demands, imposed by employers, and educational needs of the person associated with the further continuation of education at higher education level, practice-oriented view of the large proportion of practical training in a training program for future engineers, designers clothing industry, implemented in the university infrastructure. Identified us organizational and pedagogical conditions, implemented at the level of the educational institution, are common, implemented on public-methodological level private. Our results of forming experiment in the experimental and control groups in the framework of academic and practical training of students, realizing we have identified the organizational and pedagogical conditions, show that the level of formation of competences, formed in the course of practical training, the students of the experimental group than in the control group. This fact leads to the conclusion that the implementation of the identified contact organizational and pedagogical conditions ensures the effectiveness of the practical training of future engineers-designers of clothing manufacture.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности практической подготовки будущих специалистов среднего звена в условиях образовательной среды вуза»

УДК 378

Зубкова Ю.О., Хайруллина Э.Р.

Казанский национальный исследовательский технологический университет

E-mail: julietta.555@mail.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Несмотря на имеющиеся положительные изменения в системе профессионального образования, направленные на повышение качества подготовки специалистов на всех ступенях образования, в настоящее время все еще можно наблюдать несоответствие уровня практической подготовки специалистов среднего звена требованиям реального сектора экономики. Эффективность практической подготовки может быть обеспечена реализацией организационно-педагогических условий, учитывающих объективные особенности современной системы профессионального образования, индивидуальные образовательные потребности абитуриентов и определена акмеологическими уровнями сформированности компетенций.

Исходя из понимания сущности организационно-педагогических условий как характеристики педагогической системы, охватывающей все ее методологические уровни, их выявление нами осуществлялось на основе анализа модели профессиональной подготовки на примере подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства, являющейся инновационной ввиду усложнения профессиональных функций специалиста и повышения требований, предъявляемых работодателями, и образовательных потребностей личности, связанных с дальнейшим продолжением обучения на ступени высшего образования, практико-ориентированной ввиду значительной доли практической подготовки в программе подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства, реализуемой в инфраструктуре вуза. Выявленные нами организационно-педагогических условия, реализуемые на уровне образовательного учреждения, являются общими, реализуемые на частно-методическом уровне - частными.

Полученные нами результаты формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах в рамках учебной и производственных практик студентов, реализующих выявленные нами организационно-педагогические условия, показывают, что уровень сформированности компетенций, формируемых в процессе практической подготовки, у студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволяет сделать выводы, что реализация выявленных нами организационно-педагогических условий обеспечивает эффективность практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, организационно-педагогические условия, программа подготовки специалистов среднего звена, эффективность.

Современный этап развития системы профессионального образования характеризуется: отраслевым объединением учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, реализацией программ подготовки специалистов среднего звена в вузах; сменой образовательных парадигм, со знаниевой на практико-ориентированную, предполагающую интенсивное вовлечение студентов в практическую деятельность и их раннее погружение в профессию; организацией образовательного процесса на основе компетентностного подхода, направленного на повышение конкурентоспособности будущего специалиста, взаимодействие с рынком труда, обновление компонентов системы образования [3], [4], [8], [9], [10], [12].

Сложившаяся в настоящее время система профессионального образования, в том числе среднего профессионального образования

(СПО), ориентирована на решение социально-экономических проблем, обусловленных дисбалансом в структуре рынка труда (преобладание специалистов с высшим образованием и дефицит рабочих кадров на рынке труда), транзитивным статусом учреждений СПО, связанным с промежуточным социокультурным положением специалистов со средним профессиональным образованием между группами специалистов интеллектуально сложных профессий, требующих высшего образования, и рабочими и стремлением выпускников учреждений СПО повысить свой социальный статус, продолжая обучение на ступени высшего образования. В современной системе СПО реализуются три основные и взаимодополняющие модели воспроизводства специалистов среднего звена: базовая - направленная на формирование базовых исполнительских навыков и получения первоначальных знаний и умений для осуществления

профессиональной деятельности по избранной специальности, атрибутивная - сочетающая в себе компоненты освоения практических навыков и академической подготовки, инновационная - ориентированная на подготовку специалиста, способного решать многофункциональные задачи повышенного уровня сложности [15]. Характер обучения в системе СПО в отличие от системы высшего образования носит практико-ориентированный, что важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена является его практическая подготовка [5], [10].

Проведенный нами анализ организации образовательного процесса подготовки специалистов среднего звена на примере подготовки технологов-конструкторов швейного производства, показывает, что: в большинстве случаев образовательный процесс инерционно сохраняет свою направленность на узкую подготовку в зависимости от того, на подготовку каких специалистов, конструкторов-модельеров или технологов, ранее был ориентирован образовательный процесс в соответствии с государственным образовательным стандартом предыдущего поколения, хотя на рынке труда востребованы специалисты, способные к полифункциональной деятельности, работать в команде, быстро адаптироваться к выполнению новых профессиональных функций при смене видов деятельности; воспитательный процесс главным образом направлен на воспитание таких профессионально важных качеств, как исполнительская и технологическая дисциплина, в то время как обществом и производством востребованы такие качества личности специалистов, как готовность и способность к принятию самостоятельных решений и к взятию ответственности за них, проявлять инициативу в постановке и решении творческих задач, быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности, навыков совмещения смежных профессиональных функций, коммуникативных навыков; недостаточно используется потенциал практик для обеспечения эффективности практической подготовки технологов-конструкторов швейного производства, ввиду неупорядоченности содержательного обеспечения практик, их неравномерностью распределения в структуре программы подго-

товки специалистов среднего звена (ППССЗ), отсутствия единых теоретически обоснованных концептуальных и технологических подходов к решению проблемы организационно-содержательного обеспечения практик.

Таким образом, несмотря на имеющиеся положительные изменения в целом в системе профессионального образования, в настоящее время можно наблюдать несоответствие уровня подготовки специалистов среднего звена требованиям реального сектора экономики и, соответственно, обеспечение эффективности практической подготовки будущих специалистов среднего звена, в частности технологов-конструкторов швейного производства, является актуальной задачей стоящей перед образовательными учреждениями, реализующими ППССЗ.

Эффективность практической подготовки будущего специалиста среднего звена может быть определена акмеологическими уровнями сформированности компетенций, т. е. уровнями сформированности, востребованными обществом и производством и проектируемые личностью специалиста, обеспечивающими опережающую конкурентоспособность специалистов на рынке труда, способствующими также успешному освоению в последующем сокращенной образовательной программы высшего образования.

При превосходном и продвинутом уровне сформированности компетенций практическая подготовка будущих специалистов среднего звена может считаться эффективной.

Эффективность практической подготовки специалистов среднего звена может быть обеспечена реализацией организационно-педагогических условий, учитывающих объективные особенности современной системы профессионального образования (подготовку специалистов среднего звена в высших учебных заведениях, сокращение часов аудиторной и увеличение часов внеаудиторной работы студентов), индивидуальные образовательные потребности абитуриентов (обеспечение образовательным процессом формирования востребованных компетенций, способствующих обеспечению опережающей конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда, и позволяющих выпускнику ступени среднего

профессионального образования продолжить обучение в системе высшего образования).

В понимании термина «организационно-педагогические условия» придерживаемся позиции, обозначенной А.А. Володиным и Н.Г. Бондоренко, согласно которой организационно-педагогические условия рассматриваются как характеристика педагогической системы, отражающей совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы [1]. Реализация организационно-педагогических условий формирует педагогическую систему, организационные условия определяют пространственную среду в целом, а педагогические - придают особенность пространственной среде, преобразуя ее в специфический формат -образовательную среду.

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства, на наш взгляд, целесообразно определять на основе анализа модели профессиональной подготовки. Модель профессиональной подготовки будущих технологов-конструкторов должна быть инновационной ввиду усложнения профессиональных функций специалиста и повышения требований, предъявляемых работодателями, и образовательных потребностей личности, связанных с дальнейшим продолжением обучения на ступени высшего образования, реализуемой в инфраструктуре вуза. Вуз в отличие от образовательных учреждений СПО обеспечен педагогическими кадрами высшей категории. Образовательная среда вуза положительно влияет на развитие учебной мотивации, что обеспечивает качество подготовки специалистов среднего звена для осуществления трудовой деятельности или продолжения обучения в вузе по сокращенным образовательным программам, что в свою очередь создает условия для повышения эффективности профессиональной и академической подготовки студента.

Ввиду значительной доли практической подготовки в ППССЗ будущих технологов-конструкторов швейного производства модель является практико-ориентированной. Практическая подготовка будущих специалистов

осуществляется в рамках профессиональных модулей и заключается в организации и проведении самостоятельной работы студентов на лабораторно-практических занятиях, на занятиях в учебных мастерских образовательного учреждения и при выполнении работ на базовых предприятиях и выполнение выпускной квалификационной работы, направленных на формирование всех компетенций будущего специалиста среднего звена. При этом системообразующим ядром в структуре практической подготовки выступает практика, предполагающей реализацию ее рассредоточенного варианта, когда практика чередуется с теоретическими занятиями. Рассредоточенный вариант организации практики студентов и позволяет своевременно перевести полученные знания в процессе теоретической подготовки в умения и навыки, тем самым закрепить знания, а также получить новые, развить профессионально значимые качества будущего специалиста. Такая практика приобретает характер непрерывной практики [6].

Таким образом, профессиональная подготовка будущих технологов-конструкторов швейного производства может быть описана инновационной моделью практико-ориентированной подготовки специалистов среднего звена технологов-конструкторов швейного производства в образовательной среде вуза, основанной на подходах: системном, обуславливающем взаимосвязанность всех структурных компонентов модели, компетентностном, наилучшим образом согласующимся с практико-ориентированной парадигмой образования, средовом, способствующем созданию благоприятной среды для развития и саморазвития личности, и личностно-деятельностном, акцентирующем образовательный процесс на раскрытие потенциальных возможностей личности через деятельность (основного средства и решающего условия развития компетенций) [7].

В качестве основных принципов обучения инновационной модели практико-ориенти-рованной подготовки специалистов среднего звена технологов-конструкторов швейного производства в образовательной среде вуза нами выделены следующие:

- комплексности и контекстности, предусматривающий обеспечение не только функциональной взаимозависимости элементов

образовательного процесса, но и единства различных сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, действенно-практической), реализующегося через взаимосвязь учебной, исполнительской и творческой деятельности и предполагающий организацию разнообразных видов практических работ студентов в рамках аудиторной и внеаудиторной работы, направленных на освоение знаний в контексте будущей профессиональной деятельности;

- единства теории и практики, направленный на обеспечение осмысленного усвоения и применения навыков, умений на базе обстоятельных знаний, развития профессионального мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма;

- непрерывности и вариативности, указывающий на преемственность этапов подготовки специалистов среднего звена и необходимость учета индивидуальные особенности студентов (например, уровня познавательных возможностей и личностного развития) при выборе содержания, форм и методов обучения.

В качестве основных компонентов модели как системы выступают целевой, диагностический, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный. Системообразующим компонентом модели является целевой компонент, определяющий содержание остальных компонентов модели. Инновационная модель направлена на подготовку специалистов, технологов-конструкторов швейного производства, конкурентоспособных на рынке труда. Содержание компонентов структуры конкурентоспособности специалиста в каждый промежуток времени может различаться, что связано с развитием техники и технологий в отрасли и с изменениями социально-экономических условий функционирования предприятий отрасли, что, в свою очередь, неизбежно приводит к изменениям в структуре и содержании профессиональной деятельности специалиста и к необходимости учета подобных изменений посредством выявления наиболее востребованных компетенций работодателем и рынком труда. Для реализации поставленной цели внутри модели решаются следующие задачи: 1) выявление востребованных компетенций специалиста работодателями; 2) формирование комплекса компетенций, обеспечивающих кон-

курентоспособность специалиста; 3) поэтапная диагностика сформированности составляющих компетенции.

Для решения первой и третьей задачи в диагностическом компоненте модели предусмотрены мониторинг и диагностика. Посредством мониторинга осуществляется сбор информации об образовательных потребностях личности и потребности рынка труда в конкурентоспособных специалистах, необходимой для внесения оперативных изменений в соответствующих компонентах модели, а посредством диагностики - анализ динамики изменений уровней сформированности составляющих компетенций будущего специалиста, позволяющей оценить эффективность реализуемой модели подготовки специалистов среднего звена.

В соответствии со второй задачей содержательно-процессуальный компонент модели определяет содержание и организацию образовательного процесса на всех этапах подготовки специалистов, учитывающем характер и содержание профессиональной деятельности технологов-конструкторов швейного производства, а также индивидуальные особенности обучающихся, влияющие на успешность учебной и будущей профессиональной деятельности.

Оценочно-результативный компонент модели связан с диагностическим и позволяет на завершающем этапе подготовки специалистов оценить результаты подготовки, выраженные уровнем сформированности компетенций выпускника, в целом и при необходимости внести коррективы в соответствующие компоненты модели в случае несоответствия полученных результатов целям.

Таким образом, исходя из принятого нами понимания сущности организационно-педагогических условий как характеристики педагогической системы, разрабатываемые условия должны охватывать все методологические уровни, как общедидактический (уровня образовательного учреждения), так и частно-методический (уровнем дисциплины) для обеспечения эффективности образовательного процесса практико-ориентированной подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства.

Результаты проведенных нами исследований и их анализ, позволил нам выявить как

объективные, так и субъективные факторы, негативно влияющие на процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена в целом, практической подготовки в частности. К субъективным факторам нами относятся, главным образом, характеристики контингента обучающихся, к объективным - условия реализации программ подготовки специалистов среднего звена.

В большинстве случаев, основной контингент обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, - студенты, имеющие невысокую познавательную и профессиональную мотивацию, низкий и средний уровень обученности, низкую или высокую самооценку, проявляющуюся в неуверенности в собственных силах или переоценке собственных возможностей, в неспособности устанавливать коммуникации, как со сверстниками, так и с преподавателями, в плохой адаптации, как к образовательной, так и к производственной среде [11].

Для исключения негативных субъективных факторов, влияющих на процесс подготовки и, в конечно счете, на формирование компетенций, в образовательном процессе особую значимость приобретает воспитательный процесс, позволяющий: ориентировать студентов на их будущую профессию, показывать социальную и личностную значимость будущей профессиональной деятельности специалиста; формировать у студентов сознательную мотивацию к учению и овладению всеми видами профессиональной деятельности; обеспечить достаточно быструю адаптацию студентов-первокурсников к организации обучения в образовательной среде вуза, а в последующем к смене видов профессиональной деятельности.

Отсюда вытекает первое организационно-педагогическое условие: психолого-педагогическое сопровождение практической подготовки, направленное на начальную адаптацию к организации образовательного процесса в условиях вуза и формирование профессиональной направленности и учебной мотивации студентов на первом курсе, и на адаптацию к производственной среде на последующих курсах обучения.

К негативно влияющим объективным факторам можно отнести несоответствующее

материально-техническое оснащение, плохое учебно-методическое обеспечение практической подготовки, несоответствующий уровень квалификации преподавательского состава. Несоответствие материально-технической базы, как правило, связано с невозможностью приобретения новейшего, порой уникального оборудования из-за недостаточности финансовых ресурсов образовательных учреждений. Как правило, данные негативные факторы снимаются на организационном уровне образовательного учреждения. Одним из механизмов решения проблемы обеспечения материально-технического оснащения, соответствующего последнему уровню развития техники и технологий в производственной сфере, и уровня квалификации преподавателей, осуществляющих практическую подготовку, является взаимодействие образовательных учреждений с производством [9], [10].

Отсюда вытекает второе организационно-педагогическое условие: организация непрерывной практики в одной и той же отраслевой вертикали на основе долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения с промышленными предприятиями и их взаимодействия по вопросам рациональной организации всех видов практик студентов.

Анализ научных исследований и нормативных документов организации всех видов практик студентов [13], [14 и др.], будущих технологов-конструкторов швейного производства, позволил выявить основные проблемы в организации практик, требующие решения: несоответствие организационно-содержательного обеспечения требованию учета содержания теоретических модулей, предшествующих определенному разделу практики; несоответствие организационно-содержательного обеспечения практик современному состоянию и перспективам развития швейной отрасли; необоснованность и несистемность содержания и условий организации практик, что связано с отсутствием единых теоретических обоснованных концептуальных и технологических подходов к решению проблемы организационно-содержательного обеспечения практик.

Отсюда вытекает третье организационно-педагогическое условие: организационно-содержательное обеспечение практической

Таблица 1 - Организационно-педагогические условия и их реализация

Условия Реализация условий

общие на общедидактическом уровне

1. Психолого-педагогическое сопровождение практической подготовки, направленное на начальную адаптацию к организации образовательного процесса в условиях вуза и формирование профессиональной направленности и учебной мотивации студентов на первом курсе, и на адаптацию к производственной среде на последующих курсах обучения Воспитательная работа куратора группы. Организация экскурсий на базовые предприятия. Организация встреч со студентами старших курсов с целью совместного участия в спортивных и культурных мероприятиях. Участие в студенческих научно-практических конференциях вуза. Совместная самостоятельная работа студентов СПО со студентами ВПО при выполнении групповых проектов. Проведение встреч-презентаций с ведущими специалистами предприятий.

2. Организация непрерывной практики в одной и той же отраслевой вертикали на основе долгосрочного сотрудничества образовательного учреждения с промышленными предприятиями и их взаимодействия по вопросам рациональной организации всех видов практик студентов Организация баз практик на ведущих предприятиях отрасли на основе долгосрочного сотрудничества. Участие работодателей в разработке учебных планов для обеспечения подготовки специалистов в соответствии с требованиями конкретного предприятия, с дальнейшей перспективой трудоустройства выпускника на этом предприятии. Организация рассредоточенной модели реализации практик в образовательном процессе. Реализация производственных практик на всех этапах подготовки при изучении профессиональных модулей.

частные на частно-методическом уровне

3. Организационно-содержательное обеспечение практической подготовки, адекватное современному состоянию и перспективам развития производства и ориентированное на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих индивидуальные и личностные особенности студентов Разработка программ практик совместно с работодателями. Разработка комплекта индивидуальных заданий практик с последующим их усложнением или расширением на каждом этапе подготовки. Выбор сочетания форм, методов, средств практической подготовки с учётом особенностей становления и развития составляющих компетенций. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки для студентов с низкими, средними и высокими показателями сформированности составляющих компетенций.

4. Организация опыта успешной квазипрофессиональной и производственной деятельности студентов на всех этапах практической подготовки Привлечение студентов к выполнению индивидуальных и групповых работ, проектов, заданий, к участию в различных конкурсах, в викторинах, в научно-практических конференциях и т. п. Создание ситуаций успеха. Популяризация и поощрение личных достижений обучающихся.

Таблица 2 - Средние значения уровней сформированности компетенций, формируемых в процессе практической подготовки, у студентов экспериментальной и контрольной групп

Группа Уровень

пороговый продвинутый превосходный

чел % чел % чел %

экспериментальная^ 2,0 8,3 8,0 33,4 14,0 58,3

контрольная,% 2,0 10,0 17,0 85,0 1,0 5,0

подготовки, адекватное современному состоянию и перспективам развития производства и ориентированное на реализацию образовательных маршрутов, учитывающих индивидуальные и личностные особенности студентов.

Знания неотделимы от действий. В учебно-воспитательном процессе необходимо предусматривать такие виды деятельности, которые изначально содержат в себе заданную систему знаний и предполагают их применение в заданных пределах. Успешное усвоение знаний, обеспечивающих деятельность, и освоение самой деятельности требует последовательного прохождения обучающимся следующих фаз перевода знаний из внешней формы во внутреннюю: деятельность по восприятию учебной информации; деятельность по усвоению; контрольно-корректировочная деятельность.

Отсюда вытекает четвертое организационно-педагогическое условие: организация опыта успешной квазипрофессиональной и производственной деятельности студентов на всех этапах практической подготовки.

Таким образом, первое и второе условия -общие, определяющие все последующие и реализуемые на уровне образовательного учреждения, третье и четвертое условия - частные, реализуемые на уровне дисциплин ППССЗ и практик. В таблице 1 представлены направления реализации выявленных нами организационно-педагогических условий.

Их реализация осуществлялась в рамках учебной и производственных практик студентов, обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (на базе 9 классов) в ФГБОУ ВО «КНИТУ».

Экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В эксперименте участвовало 44 студента: 24 - в экспериментальной, 20 - в контрольной группах. Подтверждение эффективности организационно-педагогических условий практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства осуществлялось на основе сравнения данных сформированности компетенций в

процессе прохождения практик в контрольной и экспериментальной группах и оценки значимости полученных данных с использованием методов математической статистики.

На констатирующем этапе экспериментальной работы однородность экспериментальной и контрольной групп устанавливалась с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок по данным уровней развития интеллектуальных качеств, организаторских и коммуникативных способностей и учебной мотивации, входящих в структуру большинства компетенций будущего технолога-конструктора и влияющих на успешность обучения. Полученные значения /-критерия Стьюдента меньше тех, которые соответствуют уровню достоверности 0,05 для 42 степеней свободы (t табл = 1,65 [2]), что позволяет сделать вывод об однородности экспериментальной и контрольной групп. Полученные экспериментальные данные перепроверены с использованием критерия %2, которые подтвердили однородность контрольной и экспериментальной групп.

В таблице 2 приведены данные средних значений уровней сформированности компетенций, формируемых в процессе практической подготовки, у студентов контрольной и экспериментальной групп, полученные в конце экспериментальной работы.

Сравнительный анализ полученных данных эксперимента показывает, что уровень сфор-мированности компетенций, формируемых в процессе практической подготовки, у студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной. Оценка экспериментальной и контрольной групп по полученным данным формирующего эксперимента с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показала, что группы неоднородны по уровням сформи-рованности компетенций, что в свою очередь говорит о значимости полученных данных в экспериментальной группе.

Таким образом, полученные нами результаты формирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что реализация выявленных нами организационно-педагогических условий обеспечивает эффективность практической подготовки будущих технологов-конструкторов швейного производства.

06.12.2016

Список литературы:

1. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. - Тула. - 2014. - №2. - С. 143-152.

2. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа; под ред. Г.Г.Аракелова. - Т. 2. - М.: Мир. - 1992. - 370 с.

3. Двуличанская, Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: дис.... д-ра пед. наук / Н.Н. Двуличанская. - М., 2011. - 443 с.

4. Дёмин, В.М. Состояние, тенденции и перспективы развития среднего профессионального образования России / В.М. Дёмин. - М.: Альфа-М, 2006. - 236 с.

5. Жулалова, И.В. Проблема организации практико-ориентированного обучения в вузе / И.В. Жулалова. - URL: http://www.pssw. vspu.ru/other/science/publications /jul_predu.htm (дата обращения: 04.01.2017).

6. Зубкова, Ю.О. Особенности подготовки технологов-конструкторов в системе «колледж - вуз» / Ю.О. Зубкова, Э.Р. Хайрулли-на // Материалы Всероссийская научно-методическая конференция (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры». - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т, 2015. - С. 2475-2478.

7. Зубкова, Ю.О. Средовой подход как фактор эффективного формирования компетенций студентов инженерных специальностей / Ю.О. Зубкова, Э.Р. Хайруллина, Л.Л. Никитина // Инженерное образование. - Томск. - 2014. - Выпуск 15. - С. 128-134.

8. Зубкова, Ю.О. Формирование и развитие конкуренто-определяющих качеств личности технолога-конструктора в процессе практической подготовки / Ю.О. Зубкова // Казанская наука. - Казань. - 2016. - №10. - С. 152-156.

9. Ибрагимов, Г.И. Критерии оценки качества подготовки специалистов среднего звена / Г.И. Ибрагимов // Специалист. - Москва. - 2003. - №1. - С. 32-35.

10. Корчагин, Е.А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов / Е.А. Корчагин // Среднее профессиональное образование. - Москва. - 2006. - №4. - С. 33-37.

11. Лапочкин, Е.В. Моделирование образовательной среды среднего профессионального образовательного учреждения медицинского профиля: дис. ... канд. пед. наук. / Е.В. Лапочкин. - Тамбов, 2005. - 256 с.

12. Леонова И.Ф. Подготовка специалистов в сфере моделирования и конструирования швейных изделий в условиях непрерывного профессионального образования: Лицей-колледж: автореф. дис. ... канд.пед.наук / И.Ф. Леонова. - Невинномысск, 2005. - 249 с.

13. Лопатина Н.Ф. Формирование профессионально-значимых умений и навыков у будущих специалистов социальной работы в процессе непрерывной практики: дис. ... канд.пед.наук / Н.Ф.Лопатина. - Ставрополь, 2009. - 213 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. - введ. 2014-26-06. - М.,2014. - 57 с.

15. Чернышёва Г. А. Модернизация среднего профессионального образования в контексте трансформации социально-профессиональной структуры российского общества: автореф. дис. ... канд. соц. наук / Г.А. Чернышёва. - Новочеркасск, 2011. - 23 с.

Сведения об авторах: Зубкова Юлия Олеговна, аспирант кафедры моды и технологии Казанского национального исследовательского технологического университета 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 68, e-mail: julietta.555@mail.ru

Хайруллина Эльмира Робертовна, декан факультета дизайна и программной инженерии Казанского национального исследовательского технологического университета доктор педагогических наук, профессор 420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 68, e-mail: elm.khair@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.