УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ
ТЕХНОЛОГОВ-КОНСТРУКТОРОВ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ю.О. Зубкова, О.Г. Ивашкевич
Аннотация. Индивидуальные образовательные маршруты в практике образования наиболее широко используются на ступени общего образования, в частности при обучении одаренных детей. В статье рассматриваются возможность использования индивидуальных образовательных маршрутов для обеспечения эффективности практической подготовки специалистов среднего звена и особенности их проектирования и реализации на ступени среднего профессионального образования в условиях образовательной среды вуза.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, практическая подготовка студентов, проектирование.
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF STUDENTS' PRACTICAL
TRAINING (FUTURE TECHNOLOGISTS-DESIGNERS OF GARMENT
PRODUCTION) FEATURES OF DESIGNING AND IMPLEMENTATION
Yu. Zubkova, O. Ivashkevich
Abstract. Individual educational routes in the practice of education are most widely used at the stage of General education, particularly in teaching gifted children. The article discusses the use of individual educational routes to ensure the efficiency of practical training of mid-level specialists and the peculiarities of their design and implementation in secondary professional education in conditions of educational environment of the University.
Keywords: individual educational route, the practical training of students, designing.
Для современной системы
профессионального образования характерны отраслевое объединение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, реализация образовательных программ уровня среднего профессионального образования (СПО) в вузах, что во многом обусловлено транзитивным статусом системы СПО, т.к. на рынке труда наиболее востребованы квалифицированные рабочие и специалисты с высшим образованием; реализация в системе СПО трех ведущих и взаимодополняющих моделей воспроизводства специалистов среднего звена: базовой - направленной на формирование базовых исполнительских навыков и получения первоначальных знаний и умений для осуществления профессиональной деятельности по избранной специальности; атрибутивной -сочетающей в себе компоненты освоения практических навыков и академической подготовки; инновационной - ориентированной на подготовку специалиста, способного решать многофункциональные задачи повышенного уровня сложности.
Для подготовки будущих технологов-конструкторов, исходя из требований, предъявляемых работодателями, усложнения профессиональных функций специалиста и образовательных потребностей личности,
выражаемых в возможности продолжения образования на ступени высшего образования в выбранном направлении, наиболее приемлемой является инновационная модель. Так, в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ) реализуются программы подготовки
специалистов среднего звена (ППССЗ) для легкой промышленности. Важнейшей составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена в системе многоуровневого образования является практическая, системообразующим ядром которой выступает практика, т.к. она во многом способствует развитию и окончательному формированию всех компетенций специалиста, обозначенных в ФГОС СПО.
Обеспечение эффективности формирования заданного акмеологического уровня компетенций у студентов, будущих технологов-конструкторов, в условиях инновационной модели практико-ориентированной подготовки специалистов среднего звена в образовательной среде вуза возможно при реализации ряда выявленных нами организационно-педагогических условий,
предполагающих разработку индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки для студентов с разными базовыми уровнями сформированности профессионально
значимых качеств личности (составляющими компетенции). Под акмеологическим уровнем сформированное™ компетенций нами понимается уровень сформированности, востребованный обществом и производством и проектируемый личностью специалиста. Экспертная оценка сформированности компетенций у выпускников учреждений СПО показала, что значимыми для работодателей являются все компетенции специалиста технолога-конструктора швейного производства, однако уровень сформированности некоторых групп компетенций у выпускников не в полной мере удовлетворяет работодателей [2].
Анализ литературных источников [1;5;6] выявил, что в практике профессиональной подготовки специалистов среднего звена индивидуальные образовательные маршруты не находят такого широкого применения, как на уровне общего образования. В диссертационном исследовании Н.Д. Кондрачук, предметом исследования которого являлась
производственная практика студентов, предлагаются варианты индивидуальных образовательных маршрутов формирования профессиональной компетентности студентов -будущих техников, актуализирующие когнитивную, деятельностную и мотивационно-ценностную сферы личностного развития [3].
В качестве первичных дифференцирующих факторов, определяющих возможные виды индивидуальных образовательных маршрутов, М.А. Кунаш выделяются психологический фактор учитывающий возрастные особенности обучающихся, педагогический, обусловливающий цель обучения, социальный, определяющий участие обучающегося на этапах разработки индивидуального образовательного маршрута [4].
Нами в качестве психологических факторов, учитываемых при разработке индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки студентов, будущих технологов-конструкторов, выделены личностные качества студентов, определяющие успешность осуществления будущей профессиональной деятельности и влияющие на скорость освоения образовательных программ. Как показал проведенный нами анализ содержания компетенций будущего технолога-конструктора, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования [7], в большинство компетенций входят такие профессионально значимые личностные качества, как интеллектуальные качества, организаторские и коммуникативные способности.
Интеллектуальные качества технолога-конструктора швейного производства проявляются во многом в стратегии и стиле решения профессиональных задач, которые требуют не только познавательной активности, но и оперирование различными типами мышления. Организаторские способности технолога-конструктора позволяют ему быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какой-либо профессиональной задачи и предполагают наличие таких качеств, как критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость. Коммуникативные способности позволяют технологу-конструктору обеспечить эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе профессиональной деятельности; предполагают также владение специалистом профессиональной терминологией, наличие способности к работе с документацией, способности осуществлять самоконтроль в процессе профессионального общения и т.п.
Интеллектуальные качества составляют основу познавательной деятельности и на этапе обучения отвечают за приём информации, её перевод в категорию знаний, которые являются ориентировочной основой для овладения умениями; высокий уровень мотивации учения позволяет обучающимся добиться высоких результатов в овладении компетенциями через высокую самоорганизацию. Развитые организационные и коммуникативные качества на этапе обучения позволяют студенту самостоятельно организовать собственную учебную деятельность и наладить межличностный контакт между членами группы, преподавателями, кураторами и т.п.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от уровня развития профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста происходила по-разному: 1) постановка цели осуществлялась преподавателем, который информировал о необходимости её достижения студентом; индивидуальный образовательный маршрут представлял собой пошаговую инструкцию; 2) цель определялась в условиях совместного обсуждения студента и преподавателя; преподаватель предлагал наиболее оптимальные пути и способы организации деятельности; обучающийся выбирал наиболее оптимальные формы деятельности; 3) цель формулировалась студентом самостоятельно; преподаватель информировал о возможностях образовательного учреждения в оказании педагогической поддержки усилий студента, содействовал в
организации внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на поддерживание интересов обучающегося.
Самостоятельная постановка цели и её реализация возможны при наличии у студента высокого уровня мотивации к будущей профессиональной деятельности, при которой студент сам заинтересован в результате достижения цели (выполнении шагов маршрута); сформированы навыки самоконтроля, саморефлексии. Результаты констатирующего эксперимента показали, что процент обучающихся, обладающих вышеназванными качествами, составляет не более 12,5%. Ввиду того, что большая часть студентов, не способна адекватно оценить собственный уровень развития профессионально значимых качеств, варианты индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки студентов
разрабатывались преподавателем, которые прошли критическое рассмотрение коллегами-преподавателями соответствующих
профессиональных модулей и совместное обсуждение со студентами.
В структуру индивидуального
образовательного маршрута исследователями включаются следующие компоненты: целевой (цель формулируется с учётом федерального государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося); содержательный; технологический;
диагностический; организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). Разработанные в рамках проведенного исследования индивидуальные образовательные маршруты практик студентов технологов-конструкторов швейного производства направлены на актуализацию соответствующей сферы профессионально-личностного развития обучающегося. Содержательные компоненты вариантов индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки
соответствуют учебному плану по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», имеющему модульное структурирование учебных дисциплин и практик, занимающих строго отведенное им место в том или ином профессиональном модуле учебного плана, выстраивая тем самым стройную систему содержания подготовки.
Дифференциация индивидуальных
образовательных маршрутов наблюдается в большей степени в технологическом компоненте, включающем и реализующем наиболее эффективные методы, средства и формы организации образовательного процесса и обучения, способствующие успешному усвоению
учебной информации и быстрому переводу знаний в умения и развивающие те или иные актуализируемые личностные качества обучающегося. Технологический компонент предполагает использование различных схем изложения учебного материала, организацию аудиторной практической и внеаудиторной самостоятельной работы студентов с учётом выделенных нами следующих сочетаний уровней развития учебной мотивации, интеллектуальных качеств, коммуникативных и организационных способностей у студентов экспериментальной группы по результатам констатирующего эксперимента: первая группа - студенты с низким уровнем развития учебной мотивации и интеллектуальных качеств, с развитием: коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего; коммуникативных способностей на среднем уровне и организаторских способностей на уровне ниже среднего; коммуникативных и организаторских способностей на среднем уровне; коммуникативных способностей на уровне выше среднего и организаторских способностей на среднем уровне; вторая группа -студенты с низким уровнем развития учебной мотивации и средним уровнем развития интеллектуальных качеств, с развитием: коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего; коммуникативных способностей на среднем уровне и уровне ниже среднего организаторских способностей; коммуникативных и организаторских способностей на среднем уровне; коммуникативных способностей на уровне выше среднего и организаторских способностей на среднем уровне; третья группа - студенты со средним уровнем развития учебной мотивации и интеллектуальных качеств, с развитием: коммуникативных способностей на уровне ниже среднего и низком уровне организаторских способностей; коммуникативных способностей на среднем уровне и организаторских способностей на уровне ниже среднего; коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего; коммуникативных и организаторских способностей на среднем уровне; коммуникативных и организаторских способностей на уровне выше среднего; четвертая группа -студенты со средним уровнем развития учебной мотивации и высоким уровнем интеллектуальных качеств, с развитием коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего; пятая группа - студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации и средним уровнем интеллектуальных качеств, с развитием коммуникативных способностей на среднем
уровне и организаторских способностей на уровне ниже среднего. шестая группа - студенты с высокими уровнями развития учебной мотивации и интеллектуальных качеств, с развитием коммуникативных и организаторских способностей на уровне ниже среднего.
Например, для студентов шестой группы с ярко выраженной познавательной потребностью предусматривается исследовательская деятельность; для развития интеллектуальных качеств, например пятой группы, обучающимся предлагается участвовать в различных студенческих конференциях, система различных типов задач, последовательно усложняющихся; для
поддержания интереса к учебной деятельности по освоению будущей профессиональной деятельности и уверенности студентов первой, второй, третьей и четвертой групп - построение ситуаций успеха, использование приемов «отнесения к личности», «отнесение к ситуации» и приема демонстрации в речи практического применения приводимых теоретических положений, показ изучаемого объекта и способа деятельности.
Таким образом, на первом этапе разработки
индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки предполагается диагностика базового уровня сформированности профессионально значимых личностных качеств обучающегося, выявление его индивидуальных особенностей и дифференциация обучающихся; на втором этапе - постановка цели и определение образовательных задач, определение срока действия маршрута; на третьем - отбор содержания, определение наиболее приемлемых
образовательным задачам технологий обучения; на четвертом - образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута; пятом - диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута; на заключительном -подведение итогов.
Пример оформления индивидуального образовательного маршрута по учебной практике профессионального модуля «Выполнение работ по профессии «Портной» для студента с высокими уровнями развития учебной мотивации и интеллектуальных качеств с уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей ниже среднего приведен в табл. 1.
Таблица 1. - Пример оформления индивидуального образовательного маршрута
Форма Содержание Средства оценки Сроки
организации результатов
занятия
Тема 1. Общие сведения об одежде 1-4 нед.
Теоретическая Классификация одежды. Детали кроя поясной и Тестовое задание для 1-2
часть плечевой одежды. Ассортимент материалов, применяемых для изготовления швейных изделий промежуточного контроля недели
Практическая Задание 1. На образце поясной и плечевой одежды Оценка выполнения 1-3
часть назвать детали кроя, линии и срезы деталей. Задание 2. Для рассматриваемых образцов одежды составить конфекционные карты изделия практических заданий недели
Самостоятельная Используя основную литературу и Оценка качества 2-4
работа дополнительные источники информации на выбор: 1 выявите показатели свойства тканей, влияющих на гигиенические характеристики готового изделия; 2 приведите примеры инновационных материалов, применяемых в создании швейных изделий, и анализ их применимости в индивидуальном производстве; 3 предложите альтернативные материалы для изготовления рассмотренных образцов с обоснованием их выбора выполнения презентации и содержания доклада недели
Тема 2. ...
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Продолжение табл. 1
Самостоятельная работа
Конкурсы Подготовка и участие во Всероссийском конкурсе рабочих профессий WorldSkills Russia Диплом участника
Конференции Подготовка доклада и выступление на научной сессии Сборник или копия со сборника тезиса доклада январь -февраль
Как видно из таблицы, содержание индивидуального плана по учебной практике содержит обязательные для выполнения и выбираемые студентом индивидуальные задания, предполагающие решение студентами производственных задач, выполнение расчетно-графических работ, анализ и решение производственных ситуаций, подготовку к конкурсу и др. Комплект индивидуальных заданий-практик разработан для выделенных нами групп студентов с различным сочетанием развития личностных качеств в рамках соответствующих профессиональных модулей, тем самым, обеспечивая реализацию образовательных маршрутов практической подготовки, с соответствующим сочетанием форм, методов, средств практической подготовки.
Таким образом, проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки студентов, будущих технологов-конструкторов швейного производства, является более или менее алгоритмизированным процессом взаимодействия преподавателя и обучающихся, гарантирующим достижение поставленной цели, необходимым условием рациональной организации учебной деятельности студентов с учетом их индивидуальных особенностей на протяжении профессиональной подготовки, а также одним из возможных средств развития таких профессионально значимых качеств будущего специалиста, как
самоспособности (способности к
самоорганизации, самоуправлению, самооценке). В процессе оформления индивидуальных образовательных маршрутов практической подготовки происходит целенаправленное обучение студентов приемам и формам самостоятельной работы, приобретение студентом умений проектировать свою учебную деятельность, рационально распределять свое время, продуктивно работать с учебным материалом, отслеживать результаты своей работы. Преподаватель, затрачивая значительные усилия на этапе разработки индивидуального образовательного маршрута, затем в большей степени занимает позицию консультанта, помогает студентам в организации своей деятельности, в подборе конкретных учебников, средств, приемов и методов работы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут практической подготовки студентов является одним из средств в арсенале педагога, обеспечивающего эффективность формирования заданного акмеологического уровня компетенций у студентов - будущих технологов-конструкторов швейного производства, интегративная совокупность которых обусловливает востребованность выпускника потенциальными работодателями - социальными партнерами образовательного учреждения и
конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда.
Литература:
1. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: дис. ... д-ра пед. наук / С.В. Воробьева. - СПб., 1999. - 460 с.
2. Зубкова Ю.О. Формирование и развитие конкуренто-определяющих качеств личности технолога-конструктора в процессе практической подготовки / Ю.О. Зубкова // Казанская наука. - Казань. - 2016. - № 10. - С. 152-156.
3. Кондрачук Н.Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов: дис. ... канд. пед. наук / Н.Д. Кондрачук. - Оренбург, 2008. - 191 с.
4. Кунаш М.А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников / М.А. Кунаш // Ярославский
педагогический вестник. - Ярославль. - 2012. - № 3. -Том II. - С. 77-81.
5. Образовательная программа - маршрут ученика: Ч.1; под ред. А.П. Тряпициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Издательство «ЮИПК», 1998. - 118 с.
6. Рындак В.Г., Утепов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений / В.Г. Рындак, М.Б. Утепов // Вестник ОГУ. - Оренбург. - 2003. - № 7(25). - С. 39-44.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий - введ. 2014-26-06. - М., 2014. - 57 с.
Сведения об авторах:
Зубкова Юлия Олеговна (г. Казань, Россия), аспирант кафедры моды и технологии, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: j ulietta.555@mail .ru
Ивашкевич Ольга Геннадьевна (г. Казань, Россия), старший преподаватель кафедры конструирования одежды и обуви, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]
Data about the authors:
Yu. Zubkova (Kazan, Russia), graduate student, Kazan national research technological university, email: [email protected]
O. Ivashkevich (Kazan, Russia), senior lecturer, Kazan national research technological university, email: [email protected]