«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)
УДК 378.147 ББК 74.58
Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье исследуется понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в контексте разных ступеней обучения, соотносятся понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», определяются типы индивидуально-образовательных маршрутов студентов по разным основаниям на основе вариативности и многовекторности. Авторы анализируют процесс проектирования ИОМ, выделяют критерии, уровни и этапы проектирования ИОМ, предлагают авторскую технологическую цепочку (алогоритм) проектирования ИОМ студентов в вузе.
Ключевыеслова:индивидуальныйобразовательныймаршрут;индивидуальнаяобразо-вательная траектория; вариативность, многовекторность; уровни и этапы проектирования ИОМ; технологическая цепочка (алогоритм) проектирования ИОМ; метапредметные результаты образования
T.A. Zhdanko, T.V. Zhivokorenceva,O.F. Chuprova DESIGNING OF STUDENT9S INDIVIDUAL EDUCATIONAL LEARNING PLANS (IELP) IN HIGH SCHOOL
The article examines the concept of “individual educational learning pla^” the conte:xt of
different levels of learning, as well as correlates the notions o;f educational learning
plan” and “individual educational trajectory” and identifies the types of individual educational plans for various reasons on the basis of optional education. The authors analyze the design process of individual educational learning plans, pick out criteria, levels and stages of individual educational way design and offer author’s technological algorithm for student’s individual educational plans in high school.
Key words: individual educational learning plan; individual educational trajectory; variety; optional education, levels and stages of design of IELP; technological algorithm of IELP’s design; metasubject results of education
© Жданко Т.А., Живокоренцева Т.В., Чупрова О.Ф., 2014
Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» имеет несколько близких по смыслу понятий: «индивидуальная траектория развития», «индивидуальная образовательная траектория». С этими понятиями связаны и такие понятия, как «индивидуальная образовательная деятельность», «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный план».
Понятийное поле вышеперечисленных терминов определяется применительно к разным ступням обучения. Термин «индивидуальная траектория развития» мы встречаем у И.С. Якиманской [Якиманская, 1994, с. 65]. Автор вводит данное понятие в контекст процесса самоорганизации и самореализации личности школьника в рамках личностно-ориентированного обучения как возможность самому определять траекторию индивидуального развития.
А.В. Хуторской актуализирует «индивидуальное образовательное движение каждого ученика» [Хуторской, 2000, с. 55]. «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям» [Хуторской, 2000, с. 278].
Н.Н. Суртаева дает свое определение индивидуальной образовательной траектории: «Это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемым при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями» [Суртаева, 1998, с. 13].
Применительно к высшей школе мы встречаем понятие «индивидуальный образовательный маршрут» в работах М.Л. Соколовой, В.В. Лоренц и др.
М.Л. Соколова в своем исследовании под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «освоение студентом образовательной программы,
с опорой на его образовательный опыт, возможности, с ориентацией на решение его образовательных проблем» [Соколова, 2001,с. 68].
В.В. Лоренц под индивидуальным образовательным маршрутом понимает «целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую студенту позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки профессионального самоопределения и самореализации будущего учителя» [Лоренц, 2001, с. 22].
Проектируя индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в вузе, мы определяем его как вариативную структуру учебной деятельности студента, отражающую его личностные особенности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики.
По мнению таких ученых, как Л.Н. Агаева, А.В. Аглушевич, Н.Н. Суртаева, А.В. Хуторской, Ю.Г. Юдина, следует вывод, что индивидуальная образовательная траектория - реализация индивидуального проекта образования, т.е. реализованный индивидуальный маршрут.
Реализованный индивидуальный образовательный маршрут в нашем понимании является индивидуальной образовательной траекторией.
Говоря о вариативной структуре учебной деятельности студента, мы не подразумеваем изменение содержания учебных курсов, а имеем ввиду выбор оптимальных форм, средств, методов и темпов обучения, применение тех способов учения, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям студентов.
Возможность выбора поможет студентам быстрее адаптироваться в новых условиях, кроме того, учет индивидуальных особенностей каждого будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности [Глазков, 2010, с. 7], личностной заинтересованности в изучении учебных курсов, поскольку студенты будут иметь возможность сами участвовать в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов.
Н.А. Лабунской впервые были охарактеризованы типы индивидуально -образовательных маршрутов студентов, обусловленные психофизическими особенностями студентов, их потребностями, интересами.
В соответствии с разнообразными подходами классификаций, ИОМ определяются как:
1) ИОМ учебной деятельности, направленный на выполнение учебного плана;
2) комплексный ИОМ, включающий и учебную деятельность и внеучебную деятельность;
3) ИОМ внеучебной деятельности, направленной на развитие способностей студента, отдельных личностных элементов [Лоренц, 2001].
Типология ИОМ студентов в ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет» определена в соответствии с выделенными основаниями.
Н.Н. Кувшинова основанием для разработки ИОМ аудиторных занятий (по методике преподавания иностранных языков) выделила психодинамические свойства личности (экстраверсия, интроверсия, темперамент). Студентам предлагаются основные образовательные объекты и индивидуальные образовательные объекты, выбор осуществляется по интересам и уровню подготовки.
Е.А. Юрковская в качестве основания для разработки ИОМ аудиторных занятий (по английскому языку) выделила типы модальности восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики).
О.А. Саенко ИОМ разработан для студентов, изучающих французский язык на основе выбора определенного количества упражнений (разработан минимум упражнений на «3», «4», «5» по выполнению индивидуальных заданий). Для оптимизации работы разрабатывается интегрированная программа (модуль) по формированию метакомпетенций.
И.В. Кусовская в качестве основания для выбора ИОМ (по немецкому языку) представила содержание дисциплины по СРС (на основе результатов психологической, педагогической и предметной диагностики). Отметила также
выбор определенного количества упражнений в зависимости от сложности по формированию ОК - 3,7,12; ПК - 1,4,19 (ИОМ для бакалавров 1 курса, направление подготовки 035700.62 Лингвистика,профиль:«Теорияиметодикапре-подавания иностранных языков и культур»).
Т.А. Жданко для магистрантов направления подготовки 050110 Педагогическое образование (профиль «Управление образовательными системами») в рамках подготовки к семинарским занятиям основанием для разработки ИОМ по дисциплинам «Менеджмент в сфере образования» и «Управление разноуровневыми образовательными системами» выделила объем прорабатываемого материала (большой, средний, малый), его сложность (одноплановость, многоплановость, многоасектность) и форму предъявления (сообщение, доклад, презентация, реферат и др.).
В.Ю. Ключникова по результатам диагностики метапредметных компетенций студентов в процессе обучения английскому языку был предложен ИОМ на основе дифференциации групп и студентов в группе по предметным основаниям: «продвинутые» студенты и «менее продвинутые», т.е. основанием для ИОМ является уровень обученности и особенности обучаемости студентов. Осуществлялся подбор упражнений по уровням «сложные» и «менее сложные» упражнения, дифференциация - в разном типе упражнений. В данном случае предполагается разработка учебных пособий для двух уровней, включение в УМКД дополнительных заданий (по содержанию) для «продвинутых» студентов.
А.А. Мойсеенко выделил группы студентов: «продвинутые» студенты и «менее продвинутые» и определил сложность и объем предлагаемого материала (на основе дифференцированного подхода) по изучению дисциплины «Основы языкознания»:
- сильные (продвинутые) студенты;
- студенты, обучающиеся по индивидуальному графику;
- основной контингент - студенты с какими-либо «проблемными зонами»;
- слабые студенты.
Разные основания, выделенные преподавателями вуза, позволили спроектировать ИОМ по разным дисциплинам.
Под проектированием индивидуального образовательного маршрута мы понимаем совместную деятельность преподавателя и студента, в которой определяется будущий процесс и результат целенаправленного профессионально-личностного развития обучающихся при решении тех или иных образовательных задач в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом данных комплексной психолого-педагогической диагностики.
Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов представляет собой последовательность действий совместной работы преподавателя и студента по проектированию индивидуального образовательного маршрута в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом его индивидуальных особенностей.
В нашем исследовании присутствуют два уровня проектирования.
На первом уровне проектируются индивидуальные образовательные маршруты каждого студента в процессе его взаимодействия с преподавателем. Продуктом проектирования является «Индивидуальная технологическая карта» каждого студента.
На втором уровне преподаватель проектирует весь процесс обучения в рамках конкретной учебной дисциплины с учетом индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Продуктом проектирования является технология образовательного процесса, ориентированного на индивидуальные образовательные маршруты студентов.
Преподаватель выступает в роли тьютора и студенты включаются в процесс проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов путем последовательного прохождения этапов.
Представим алгоритм (технологическую цепочку) проектирования ИОМ, содержательно ориентированных на метапредметные результаты профессионально-педагогического образования.
Согласно требованиям ФГОС ВПО на определенной ступени образования (бакалавриат, магистратура) в процессе обучения у студентов (субъектов) должны быть сформированы определенные компетенции (ОК, ОПК, ПК, СК) [Хуторской, 2000]. Первый шаг предполагает определение матапредметного характера заявляемых во ФГОС ВПО компетенций. Второй шаг - придание ИОМ вариативного характера.
Вариативность проектирования ИОМ метапредметной направленности задается доминирующим видом деятельности (исследовательская, коммуникативная, проектировочная, рефлексивная) и базовым процессом (информатизации, коммуникации, развития мыследеятельности (мышления), становления личности (формирование личностных характеристик), которые выделены нами на основе анализа ФГОС [Системно-деятельностный подход, 2012, 2013].
Третий шаг - выбор вектора реализации ИОМ. Объединение одного или нескольких видов деятельности с опорой на один или несколько процессов будет определять многовекторностъ метапредметных результатов профессионально-педагогического образования.
Таким образом, будет задано 12 векторов, имеющих в основании один вид деятельности и один процесс, 12 векторов, имеющих в основании два вида деятельности и один процесс, 18 векторов, имеющих в основании один вид деятельности и два процесса и т.д.
Четвертый шаг - выделение критериев и уровней сформированности метапредметных результатов образования [Системно-деятельностный подход, 2013].
Критериально каждая вариация ИОМ определяется тремя, выделенными нами на основе анализа ФГОС уровнями сформированности метапредметных умений (способность, готовность, владение) освоения студентом каждого вида деятельности отдельно или освоения комбинаций видов деятельности. Причем, каждый уровень будет характеризоваться показателями процессов (информатизации, коммуникации, развития мыследеятельности (мышления), становления личности (формирования личностных характеристик)) на трех уров-
нях проявления данного вида или комбинации видов деятельности (пороговый уровень, диффузный уровень, продвинутый уровень).
Уровневость показателей будет определена с помощью диагностического инструментария.
Совокупность составляющих технологической цепочки (алгоритма) проектирования ИОМ, ориентированных на метапредметные результаты профессионально-педагогического образования, представлена в таблице.
Составляющие технологической цепочки (алгоритма) проектирования ИОМ метапредметной направленности
Виды деятельности Процессы Метапредметные результаты профессионально-педагогического образования Уровни сформиро-ванности метапредметных умений
исследовательская информатизации • способность, • пороговый уро-
проектировочная коммуникации • готовность, вень,
коммуникативная мышления • владение • диффузный уро-
рефлексивная становления личности вень, • продвинутый уровень
Вариативность, многовекторность
Таким образом, технологическая цепочка (алогоритм) проектирования ИОМ, ориентированных на метапредметные результаты профессиональнопедагогического образования, может выглядеть следующим образом:
Субъект ИОМ (студент, преподаватель) - виды деятельности (исследовательская, проектировочная, коммуникативная, рефлексивная) в объединении с процессами (информатизации, коммуникации, мышления, становления личности) =метапредметные результаты профессионально-педагогического образования, на основе вариативности и многовекторности - выделение критериев (способность, готовность, владение) освоения каждого вида деятельности (ис-
следовательская, проектировочная, коммуникативная, рефлексивная) - выделение показателей характеристик процессов (информатизации, коммуникации, развития мыследеятельности (мышления), становления личности (формирование личностных характеристик)) на трех уровнях овладения данными процессами (пороговый уровень, диффузный уровень, продвинутый уровень).
Библиографический список:
1. Глазков, А.В. Развитие индивидуального стиля субъекта деятельности [Текст] /
А.В. Глазков // Стратегия повышения качества подготовки специалистов в лингвистическом университете в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: науч. -практ .конф. (Иркутск, 6 мая 2010 г.) / науч. ред. Л.А. Выговский,
Т.В. Живокоренцева. - Иркутск: ИГЛУ, 2010. - С. 7-14.
2. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию [Текст] / Н.А. Лабунская // Известия Российского гос. пед ун-та им А.И. Герцена. -2002. - №2(3). - С. 79-90.
3. Лоренц, В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности [Текст]: дис…канд. пед. наук: 13.00.08. - Омск, 2001. - 250 с.
4. Системно-деятельностный подход: критерии метапредметных результатов профессионально-педагогического образования: материалы организационно-деятельностной игры (ОДИ -1), г. Иркутск, 20 декабря 2012 г. [Текст] / авторы-сост. Л.А. Выговский, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова, Т.Ф. Ушева, Т.А. Жданко. - Иркутск: ИГЛУ, 2012.-43 с.
5. Системно-деятельностный подход: показатели метапредметных результатов профессионально-педагогического образования: материалы организационно-деятельностной игры (ОДИ -2), г. Иркутск, 28 февраля 2013 г. [Текст] / авторы-сост. Л.А. Выговский, Т.В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова, Т.Ф. Ушева, Т.А. Жданко. - Иркутск: ИГЛУ, 2013.-37 с.
6. Системно-деятельностный подход: диагностический инструментарий метапредметных результатов профессионально-педагогического образования: материалы организационно-деятельностной игры (ОДИ -3), г. Иркутск, 25 апреля 2013 г. [Текст] / авторы-сост. Л. А. Выговский, Т. В. Живокоренцева, О.Ф. Чупрова, Т.Ф. Ушева, Т.А. Жданко. - Иркутск: ИГЛУ, 2013. - 41 с.
7. Соколова, М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе [Текст]: дис.…канд. пед. наук: 13.00.01. - Архангельск, 2001. - 202 с.
8. Суртаева, Н.Н. Технология индивидуальных образовательных траекторий [Текст] / Н.Н. Суртаева // Химия в школе. - 1998. - №4. - С. 13-17.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»): утв. приказом министерства образования и науки Российской Федерации №788 от 22 декабря 2009 г.: [Текст]. - Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/документы/1909 (дата обращения: 20.01.2013).
10. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с.
11. Якиманская, И.С. Требования к учебным программам, оринтированным на личностное развитие школьников [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1994. - №2. -С. 64-67.