Научная статья на тему 'Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при подготовке студентов по программам высшего образования'

Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при подготовке студентов по программам высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
781
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИОМ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов М.А., Мычка С.Ю.

В статье рассматриваются вопросы необходимости и целесообразности применения в образовательном процессе механизмов индивидуального образовательного маршрута. Авторами проведен сравнительный анализ теоретических аспектов данного вопроса, выделены основные положительные и отрицательные стороны принципов индивидуального образовательного маршрута. В результате исследования обоснована целесообразность реализации индивидуального образовательного маршрута в системе высшего образования как одного из инновационных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) при подготовке студентов по программам высшего образования»

УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА (ИОМ) ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ШаталовМ.А.1, Мычка С.Ю.2, 2017 1канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, начальник научно-исследовательского отдела

2старший преподаватель кафедры менеджмента Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы необходимости и целесообразности применения в образовательном процессе механизмов индивидуального образовательного маршрута. Авторами проведен сравнительный анализ теоретических аспектов данного вопроса, выделены основные положительные и отрицательные стороны принципов индивидуального образовательного маршрута. В результате исследования обоснована целесообразность реализации индивидуального образовательного маршрута в системе высшего образования как одного из инновационных методов обучения.

Ключевые слова: образование, индивидуальный образовательный маршрут, студент, высшее образование, ИОМ, моделирование процесса обучения.

Внедрение и реализация инновационных методов обучения - одна из ключевых задач при подготовке квалифицированных кадров [1; 7]. В настоящее время в рамках проводимых трансформаций в области профессионального образования особое внимание уделяется такому виду образовательных услуг, как индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) студента.

Актуальность исследуемого вопроса не вызывает сомнений, т.к. проектирование, внедрение и реализация принципов ИОМ требует особого внимания и всестороннего изучения, как со стороны образовательной организации, так и со стороны студентов.

Целью данной статьи является определение сущности понятия «индивидуальный образовательный маршрут» и выявление путей реализации индивидуальных образовательных траекторий в условиях образовательной организации.

В современном научном мире уже существует немало трудов, посвященных вопросам индивидуального образовательного маршрута. Различные подходы к трактовке этого понятия с позиций проблемно-рефлексивного подхода, деятельностного подхода, технологии педагогического сопровождения можно найти в научных трудах А.Э. Ахмедова [2], М.М. Кизина [4], Е.Н. Рябышевой [9], А.Н. Яковлева [11] и других ученых и практиков. Однако данная тема весьма обширна и требует постоянного мониторинга и внесений изменений, дополнений и рекомендаций по совершенствованию, т.к. современное образование систематически совершенствуется, внедряются различные инновации, которые и формируют механизмы образовательного процесса.

Внедрение в процесс обучения индивидуального образовательного маршрута, хоть и имеет на сегодня значительную научную базу, однако, говорить о его всесторонней изученности не представляется возможным. Поэтому в рамках данного исследования авторами проведена работа по обоснованию эффективности и целесообразности применения ИОМ в системе высшего образования.

Итак, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой образовательную программу, предназначенную для конкретного студента, направленную на развитие его индивидуальных способностей и профессиональных компетенций [3; 5]. Иными словами, ИОМ можно трактовать как целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает студенту (согласно его субъективным потребностям) выбор, проектирование и реализацию образовательной программы в тесной связи и содействии с преподавателями для получения студентом знаний, компетенций и опыта в процессе его индивидуальной образовательной траектории. ИОМ есть вектор индивидуального движения студента в процессе самообразования к качественному саморазвивающемуся специалисту-профессионалу.

Даже при одинаковых знаниях об объектах, которые исследуются, образовательные продукты каждого студента разные, поскольку усвоенные им виды деятельности и уровень их развития отличаются [6; 8].

Выраженный внешне образовательный продукт обучаемого отражает его внутренние образовательные изменения или прирост. Образовательный продукт (ОП) зависит от достигнутых знаний об исследуемом фундаментальном образовательном объекте (ФОО), развития индивидуальных способностей человека (С), усвоение способов и видов деятельности (ИД):

ОП = f (ФОО, С, ВД).

Данная зависимость позволяет утверждать, что даже при одинаковых знаниях о фундаментальных образовательных объектах (ФОО = const) образовательные продукты конкретных студентов различные, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются. Благодаря этой зависимости становится понятным необходимость и неизбежность введения в процесс обучения индивидуального образовательного маршрута.

Конечно, не все студентам рекомендовано обучение по ИОМ. Данной методике прибегают лишь немногие студенты по субъективным показателям. Это могут быть и приобретенные ранее знания, желание изучить более детально ту или иную дисциплину, посетить профильные курсы, состояние здоровья (в т.ч. и ограничения по здоровью) и иные причины. В качестве примера представим вариант ИОМ студента (Рисунок 1).

Рисунок 1. Вариант содержания индивидуального образовательного маршрута

Нельзя не отметить, что показатель ИОМ можно представить в виде технологической цепочки или алгоритма, ориентированного на метапредметные результаты профессионального образования (Таблица 1).

Таблица 1

Составляющие технологической цепочки проектирования индивидуального образовательного

маршрута метапредметной направленности

Виды деятельности Процессы Метапредметные Уровни

результаты сформированности

профессиональной метапредметных

деятельности умений

исследовательская информатизации - способность - готовность - владение - пороговый уровень - диффузный уровень - продвинутый уровень

проектировочная коммуникации

коммуникативная мышления

рефлексивная становления личности

Вариативность, многовекторность

В рамках реализации индивидуального образовательного маршрута студента необходимо четкое понимание того результата, которого он желает добиться. Часто студенты, желая получать образования по системе ИОМ, ставит перед собой «неподъемные» цели и не знают и не имеют представления, как эти цели достичь. Задачей образовательной организации, как раз, и является направить студента по нужному пути и объяснить целесообразность данной траектории. Ведь многие «образовательные желания» студентов с легкостью реализуются в рамках самого образовательного процесса при реализации образовательной программы, и нет необходимости в индивидуальном образовательном маршруте.

В качестве примера объекта реализации индивидуального образовательного маршрута авторами рассмотрена методика Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ). Большинство студентов, обучающихся по ИОМ - это студенты, получающие высшее образование на основе среднего профессионального или высшего (второе и последующее) образования [10].

Начальным этапом проектирования индивидуального образовательного маршрута конкретного студента является сравнение учебных дисциплин с учетом академических часов (зачетных единиц), изученных студентом ранее, с учебным планом по конкретному направлению подготовки, после чего формируется соответствующая сравнительная ведомость с результатами и рекомендациями.

Далее студенту необходимо написать заявление на имя ректора с просьбой перезачесть ранее изученные дисциплины. На основании данного заявления и карточки перезачетов аттестационная комиссия принимает решение (положительно или отрицательно) о переходе студента на индивидуальный образовательный маршрут.

Согласно Положению обучаться по индивидуальному образовательному маршруту имеют право студенты, имеющие профильное среднее профессиональное образование, высшее образование; студенты, переведенные из других образовательных организаций, восстановившиеся студенты и др.

После, по решению аттестационной комиссии (в случае положительного вердикта) составляется индивидуальный учебный план студента, а он сам (студент) получает Аттестационную ведомость, по которой он, согласно индивидуального графика, осуществляет свою образовательную деятельность.

Практика показывает, что индивидуальный образовательный маршрут студента позволяет не только сократить срок обучения, но и освоить более детально и глубоко определенные курсы и дисциплины. Однако нельзя забывать, что основополагающим принципом данного механизма является стремление самого студента к индивидуальному обучению. Это характеризуется личными качествами студента (психологическими, интеллектуальными).

Так, правильность выбора индивидуального маршрута образования определяет вектор профессионального совершенствования студентов, поэтому этот процесс необходимо соответствующим образом организовывать. Каждый студент должен получить широкий выбор для своего дальнейшего развития. ВУЗ обязан обеспечить ему право на строительство личного мира знаний в течение профессионального обучения.

Таким образом, отметим, что внедрение и реализация индивидуального образовательного маршрута студента высшего образования является целесообразным процессом, однако, сугубо индивидуальным, отвечающим субъективным потребностям конкретного студента. Но, по мнению авторов, ИОМ необходимо совмещать с традиционным образованием, т.к. работа в группе - это также неотъемлемая часть образовательного процесса, формирующего, как профессиональные навыки, так и коммуникацию.

Список литературы:

1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования // Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы XXI века. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 131-134.

2. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Развитие профессиональной мобильности в условиях многоуровневой системы образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2015. С. 289-293.

3. Горбатенко С.А., Даценко Н.В. Применение адаптивной автоматизированной системы обучения гуманитарным дисциплинам для повышения качества подготовки специалистов // Территория науки. 2016. № 4. С. 33-38.

4. Кизин М.М., Белоусова А.С. История музыкально-театрального творчества детей в России. - Москва, 2016. - 206 с.

5. Кизин М.М. Искусствоведение как форма самоактуализации личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С. 111-115.

6. Кизин М.М. Методы воспитания в процессе занятий театральным искусством // Среднее профессиональное образование. 2014. № 3. С. 6-9.

7. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Психологические аспекты организационно-педагогического управления в военных вузах // Синергия. 2016. № 5. С. 7-12

8. Мычка С.Ю., Макушникова Е.С., Мартынов С.В. Модернизация системы государственного управления региональным рынком образовательных услуг ВПО// Интеграция науки и практики: взгляд молодых ученых. тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и аспирантов. Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». САРАТОВ, 2014. С. 173-174.

9. Рябышева Е.Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии // Территория науки. 2016. № 4. С. 17-19.

10. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Социальное взаимодействие в студенческом коллективе // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 91-96.

11. Яковлев А.Н., Яковлева С.А. Современные аспекты инфокоммуникационных технологий в системе профессионального образования // Синергия. 2016. № 5. С. 13-18.

УДК 338(476):002:004(0)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ: ВЫВОДЫ ДЛЯ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ1

А.М. Баранов, 2016 Гомельский государственный университет им.Ф. Скорины, Зам. декана экономического факультета по научной работе, кандидат экономических наук, доцент, Гомель, Белоруссия

Аннотация: Исследуются основные тенденции становления экономики знаний на базе развития системы образования. Исследуются основные социальные тенденции становления экономики знаний (развитие социальной сферы, увеличение доли государственных расходов в ВВП, антропогенная направленность государственной политики, расходы на сферу образования, наукоемкость ВВП).

1 Работа выполнена в рамках гранта БРФФИ Г15М-035 "Информационные кластеры как основа формирования инновационной среды внешнеэкономических связей Гомельского региона"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.