Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 165-168
УДК 378.096
А.Б. Шарафеева
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Целью исследования является создание педагогической технологии формирования физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту. Для проверки эффективности разработанной технологии проведен педагогический эксперимент на базе факультета физической культуры Томского государственного университета. В качестве критериев и показателей сформированности физкультурно-рекреационной компетентности студентов выделены компоненты: мотивационный, когнитивный, предметно-профессиональный, аналитико-рефлексивный, коммуникативный. Для определения уровня сформированности физкультурно-рекреационной компетентности студента использовалась интегральная оценка.
Ключевые слова: специалист; физическая рекреация; физкультурно-рекреационная деятельность; физкультурнорекреационная компетентность.
Успешная профессиональная деятельность требует сегодня от специалиста по физической культуре и спорту высокого профессионализма, активности, творчества, глубоких знаний, умений и навыков как предметно-профессионального, так и специфического характера, связанного с особенностями профессиональной деятельности. Современный выпускник вуза должен уметь организовывать и проводить занятия с физкультурно-оздоровительной направленностью для различных групп населения. Данная деятельность в ФГОС ВПО обозначена как рекреационная [1]. Рекреационная деятельность направлена на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуется самоценностью не только результатов, но и самого процесса.
Рекреация как научная дисциплина - родовое понятие для всех ее видов и форм. Физическая рекреация -одна из форм рекреации, осуществляющаяся посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Физическая рекреация рассматривается как часть физической культуры.
Теория физической рекреации наиболее полно разработана в рамках теории и методики физической культуры. По отношению к физической рекреации как системе метасистемой в этом случае является физическая культура, поскольку она относится к области социально необходимой деятельности, удовлетворяющей потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном развитии физических способностей и двигательных качеств в интересах жизнедеятельности. В частности, В.М. Выдрин с сотрудниками [2] рассматривают физическую рекреацию как часть физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Под физической рекреацией они понимают любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации -воздействии на организм человека. Другие же стороны - познавательная, культурологическая, коммуника-
тивная, развлекательная - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи.
Физическая рекреация - лишь термин, название феномена, а ее сущность и содержание проявляются посредством деятельности человека. Поскольку физическая рекреация является видом физической культуры и общей рекреации, а их содержание раскрывается посредством деятельности человека, то для обозначения процесса объективации физической рекреации во внешнем мире вполне правомерно употребление термина физкультурно-рекреационная деятельность [3].
Для выполнения своих функциональных обязанностей специалист по физической культуре и спорту должен обладать определенными умениями, знаниями, навыками, личностными качествами и нравственными ценностями, большинство из которых он приобретает в процессе подготовки к своей будущей профессиональной деятельности. Иными словами, специалист по физической культуре и спорту должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.
Физкультурно-рекреационная компетентность - это интегральная характеристика личности специалиста по физической культуре, выраженная в знании теоретических основ о способах и формах физической рекреации, о ее влиянии на участников физкультурнорекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности, в готовности к практическому применению полученных знаний, осознании приоритетов задач по восстановлению и укреплению здоровья человека, приобщения к здоровому образу жизни и значимости физкультурно-рекреационной деятельности.
Физкультурно-рекреационная деятельность включена в круг целевых ориентиров физкультурноспортивного образования, но в образовательном процессе физкультурных вузов и факультетов физической культуры подготовке к осуществлению этой деятельности не уделяется должного внимания. Недооценива-ние физической рекреации как функции специалиста по физической культуре - одна сторона проблемы. Другая - недостаточная подготовленность педагогов к этому виду деятельности. Так, в учебном плане специальности 022300 - «Физическая культура» не представлены контекстные дисциплины (например, общенаучные «Рекреалогия» или «Теория рекреации», спе-
циальные «Физическая рекреация» или «Технологии физкультурно-рекреационной деятельности» и т.п.). При этом отдельные вопросы физической рекреации изучаются в рамках освоения ряда учебных предметов.
Освоение базового операционального (деятельностного) содержания физической рекреации происходит при изучении следующих учебных предметов:
«Теория и методика физического воспитания» - физические упражнения (виды, характеристика, особенности и др.) как основное содержание двигательной деятельности.
«Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности» - формы и виды организованного активного отдыха.
«Спортивные игры» и «Подвижные игры» - соответственно спортивные и подвижные игры (виды, содержание, характеристики, особенности организации) как содержание организованной физкультурно-
рекреационной деятельности.
При таком способе формирования физкультурнорекреационной компетентности студенты имеют разрозненные сведения о физкультурно-рекреационной деятельности.
В данном контексте необходимо применение междисциплинарного интегративного подхода к подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту, включая в круг интеграции такие учебные предметы, как «Теория и методика физического воспитания», «Содержание и виды физкультурно-
спортивной деятельности», «Психология физической культуры и спорта» (осваивается биологическое содержание физической рекреации), «Социология физической культуры и спорта» и «Психология физической культуры и спорта» (изучение социального и психологического аспектов физической рекреации), «Экономика физической культуры и спорта» и «Менеджмент в физической культуре и спорте» (знакомство с организационно-экономическими основами физкультурнорекреационной деятельности). Освоению культурноаксиологического, образовательного и воспитательного содержания физкультурно-рекреационной деятельности способствует изучение «Теории и методики физической культуры и спорта», «Педагогики физической культуры и спорта», «Содержания и видов физкультурно-спортивной деятельности», «Культурологии»,
«Истории физической культуры и спорта» [4]. Необходимо разработать учебный курс, в котором можно было бы реализовать интегративный подход, на базе имеющихся базовых знаний создать целостное представление о физкультурно-рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов, в том числе и специалистов по физической культуре, диктует учебным заведениям необходимость создания новых форм организации учебного процесса, применения современных методов и средств обучения. Как отмечали многие исследователи [5-7], в условиях вуза для формирования профессиональных компетенций наиболее перспективным является технологический подход к проектированию и реализации процесса обучения. Он обеспечивает гарантированный результат: выполнение требований социаль-
ного заказа на подготовку кадров, отличающихся достаточно прочным базовым массивом профессиональных знаний и сформированностью профессиональных умений по конкретным направлениям их будущей деятельности.
Цель исследования - создание педагогической технологии, направленной на формирование физкультурно-рекреационной компетентности будущих специалистов по физической культуре. Технологию обучения мы рассматриваем как совокупность целей, подходов, принципов, функций, методов обучения, а также мониторинга сформированности знаний, умений, навыков на основе выделенных критериев и показателей готовности будущих специалистов по физической культуре к компетентному осуществлению профессиональной деятельности [8].
Формирование физкультурно-рекреационной компетентности закрепляется в определенной организационной структуре, которая выступает в виде уровней проявления данной компетентности и обладает уровне-вой характеристикой. В основе каждого уровня лежит степень сформированности физкультурно-рекреационных компетенций в виде индивидуально-личностного развития студента.
Для анализа степени сформированности физкультурно-рекреационной компетентности нами разработаны четыре уровня. Основу выделенных уровней составляют количественные характеристики результатов обучения, соответствующие каждому уровню.
Целью разработанной нами технологии является формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту физкультурно-рекреационной компетентности. Для реализации этой цели нами был разработан учебный курс «Физическая рекреация». На основе требований, предъявляемых к специалистам по физической культуре и спорту, были сформулированы задачи подготовки на предметном и практическом уровнях:
- обеспечить теоретическую, практическую и мотивационную подготовку специалиста по физической культуре и спорту к физкультурно-рекреационной деятельности (мотивационный компонент);
- сформировать систему профессиональных знаний в физкультурно-рекреационной деятельности (когнитивный компонент);
- сформировать профессиональные умения и навыки (операционально-деятельностный компонент): сформировать готовность к практическому применению полученных знаний (предметно-профессиональный компонент); развить способность анализировать и оценивать собственную деятельность, тренировочную деятельность занимающихся и вносить соответствующие коррективы (аналитико-рефлексивный компонент); развить навыки профессионально-педагогического общения и речевой подготовки (коммуникативный компонент);
- развить личностные качества, необходимые для успешного осуществления рекреационной деятельности (личностный компонент).
В качестве критериев и показателей сформирован-ности физкультурно-рекреационной компетентности студентов нами выделены следующие компоненты:
- мотивационный (сформированность профессионального мотива, мотива учебной деятельности);
- когнитивный (объем, полнота, системность знаний в области теоретических основ физической рекреации, устойчивость знаний, сформированность познавательной активности студентов);
- предметно-профессиональный (готовность к практическому применению полученных знаний в учебной и профессиональной деятельности, к самостоятельному, творческому решению поставленных профессиональных задач);
- аналитико-рефлексивный (способность анализировать и оценивать собственную деятельность, тренировочную деятельность занимающихся и вносить соответствующие коррективы);
- коммуникативный (сформированность навыков профессионально-педагогического общения и речевой подготовки) [9].
Оценка представляет собой определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Интегральная оценка - сумма баллов, полученных студентом по каждому компоненту физкультурно-рекреационной компетентности. Она позволяет определить уровень сформиро-ванности физкультурно-рекреационной компетентности студента.
Для проверки эффективности разработанной технологической модели формирования физкультурнорекреационной компетентности был реализован педагогический эксперимент, в котором приняли участие студенты Томского государственного университета факультета физической культуры 3-го года обучения (экспериментальная группа 20 человек) и 5-го года обучения (контрольная группа 20 человек).
Констатирующий этап проводился с целью определения исходного уровня сформированности физкультурно-рекреационной компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп до применения экспериментальной педагогической технологии формирования физкультурно-рекреационной компетентности. Полученные результаты представлены на рис. 1-6.
На формирующем этапе педагогического эксперимента мы применяли разработанную педагогическую технологию в учебном процессе экспериментальной группы.
На заключительном этапе педагогического эксперимента выявлялись изменения в формировании физкультурно-рекреационной компетентности у студентов экспериментальной группы при изучении учебного курса «Физическая рекреация» и оценка динамики этих изменений относительно контрольной группы.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы по практическому внедрению разработанной технологии формирования физкультурнорекреационной компетентности студентов факультета физической культуры было установлено, что в экспериментальной группе полученные значения по всем компонентам выше, чем в контрольной. Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 1-6.
В экспериментальной группе количество студентов, характеризующихся высоким уровнем освоения мотивационного компонента, составило 45%, в то время как в контрольной - 0%; при этом общая тенденция характеризуется смещением большинства студентов контрольной группы от «низкого» к «удовлетворительному» уровню, а в экспериментальной группе - от «низкого» к «среднему» и «высокому» (рис. 1). При общем преобладании студентов со средним уровнем освоения когнитивного компонента (40% в экспериментальной группе и 35% в контрольной), в экспериментальной группе значимо выше количество студентов с «высоким» уровнем подготовки - 55% (в контрольной данного уровня никто не достиг) (рис. 2).
Рис. 1. Оценка общего уровня сформированности мотивационного компонента Здесь и далее в рисунках: ■ - контрольная группа; □ - экспериментальная группа
Рис. 2. Оценка общего уровня сформированности когнитивного компонента
70%
с?
У
Рис. 3. Оценка общего уровня сформированности предметно-профессионального компонента
Превалирующее количество студентов контрольной группы имеют удовлетворительный уровень освоения предметно-профессионального компонента (60%), в то время как среди студентов экспериментальной группы данного уровня достигли 5%. Количество студентов, достигших среднего уровня, составляет 15% в контрольной группе и 25% - в экспериментальной. Высокого уровня в контрольной группе никто из студентов не достиг, а в экспериментальной 70% студентов достигли высокого уровня освоения этого компонента (рис. 3).
В экспериментальной группе количество студентов, характеризующихся высоким уровнем освоения аналитико-рефлексивного компонента, составило 70%, в то время как в контрольной - всего 10%. При этом большинство студентов контрольной группы (55%) имеют низкий уровень освоения данного компонента (рис. 4).
Количество студентов, достигших высокого уровня освоения коммуникативного компонента, составляет 45% в экспериментальной группе и 10% - в контрольной. По этому компоненту большинство студентов контрольной группы имеют удовлетворительный уровень освоения, в то время как студенты экспериментальной группы - высокий (45%) и средний (45%) (рис. 5).
Уровень сформированности физкультурно-
рекреационной компетентности в экспериментальной группе изменился от удовлетворительного до высокого, а в контрольной группе остался удовлетворительным.
Результаты педагогического эксперимента (рис. 6) подтверждают положительное влияние разработанной и внедренной в образовательную практику подготовки специалистов по физической культуре и спорту технологии формирования физкультурно-рекреационной компетентности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300
Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. № 121).
2. Выдрин В М., Джумаев А Д. Физическая рекреация - вид физической культуры // Теория и практика физической культуры. М., 1989. № 3.
С.2-3.
3. Рыжкин Ю.Е. Социально-психологические основы физической рекреации // Научная электронная библиотека «Киберленинка». ИНЬ:
http://www.cyberleninka.rU/viewer_images/11830945/p/1.png, дата обращения 05.06.2013.
4. Хазова С А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М. : Академия естествознания, 2010.
ИНЬ: http://www.monographies.ru/61, дата обращения 10.05.2013.
5. Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 147-150.
6. Губарева Т.О. Формирование коммуникативной компетентности учащихся гимназии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург : Оренбург.
гос. ун-т, 2007. 23 с.
7. Исмаилов А .И. Профессионально ориентированные технологии в системе непрерывного образования // Совершенствование дополнительно -
го профессионального образования в сфере физической культуры, спорта и туризма в условиях модернизации высшего профессионального образования / сост. И.Д. Свищев. М. : СпортУниверГрупп, 2007. С. 46-48.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
9. ШарафееваАБ. Содержание профессиональных компетенций рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту //
Вестник Томского государственного университета. Томск, 2013. № 366. С. 135-139.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 июля 2013 г.
Рис. 4. Оценка общего уровня сформированности аналитико-рефлексивного компонента
80%
Рис. 5. Оценка общего уровня сформированности коммуникативного компонента
Рис. 6. Интегральная оценка общего уровня сформированности физкультурно-рекреационной компетентности