Научная статья на тему 'Оценка эффективности модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре'

Оценка эффективности модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна

Одной из наиболее востребованных работодателями компетенций бакалавров по физической культуре является организационно-управленческая компетенция. Значимость данной компетенции подчёркивается требованием федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, который указывает на необходимость подготовки бакалавров к осуществлению данного вида профессиональной деятельности. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по апробации модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the bachelors’ competences in the field of physical culture most demanded by employers is organizational and managerial competence. The importance of the competence is emphasized by the requirement of the Federal state educational standard for the direction of preparation 49.03.01 Physical culture, which indicates the need in bachelors’ training for implementation of this professional activity. The article presents the results of the pedagogical experiment on approbation of the model of forming the bachelors’ organizational and managerial competence in the field of physical education.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре»

Контроль технической подготовленности выражается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений. Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность.

Основными средствами и методами оценки технической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина являются: тензодинамография и электромиография; видеосъёмка с последующей обработкой в программе «Дартфиш», контрольные испытания.

Единые взгляды на основные вопросы спортивной техники и методики подготовки, дальнейшие научные исследования наиболее актуальных проблем, поиски новых возможностей совершенствования техники и методики, совместный творческий труд тренеров и самих спортсменов являются залогом прогресса в спорте, в том числе и в прыжках на лыжах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зебзеев, В.В. Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка на лыжах с трамплина / В.В. Зебзеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. -№ 4 (134). - С. 93-98.

2. Сорокин, В.А. Взаимосвязь физической и технической подготовки в совершенствовании спортивного мастерства лыжников-прыгунов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сорокин Владимир Андреевич. - Алматы, 1996. - 26 с.

3. Тихонов, В.Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его технической подготовки в видах спорта с заданной кинематикой : дис. ... д-ра. пед. наук / Тихонов В.Н. -Майкоп, 2001. - 395 с.

REFERENCES

1. Zebzeev, V.V. (2016), "Biomechanical and aerodynamic peculiarities of jump technique in the ski jumping", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 93-98.

2. Sorokin, V.A. (1996), The relationship of physical and technical training to improve sports skills ski-jumpers, dissertation, Almaty.

3. Tikhonov, V.N. (2001), The geometry of the athlete's body mass and the optimization of its technical training in sports with a given kinematics, dissertation, Maykop.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 796.077.5

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ирина Тимерьяновна Шарыгина, преподаватель, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»),

г. Чайковский

Аннотация

Одной из наиболее востребованных работодателями компетенций бакалавров по физической культуре является организационно-управленческая компетенция. Значимость данной компетенции подчёркивается требованием федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, который указывает на необходимость подготовки бакалавров к осуществлению данного вида профессиональной деятельности. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по апробации модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Ключевые слова: организационно-управленческая компетенция бакалавров по физической

культуре, оценка сформированности организационно-управленческой компетенции.

EFFICIENCY EVALUATION OF MODEL OF FORMING BACHELORS' ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE IN THE FIELD OF

PHYSICAL EDUCATION Irina Timeryanovna Sharygina, the lecturer, Tchaikovsky State Physical Education Institute, Tchaikovsky

Annotation

One of the bachelors' competences in the field of physical culture most demanded by employers is organizational and managerial competence. The importance of the competence is emphasized by the requirement of the Federal state educational standard for the direction of preparation 49.03.01 Physical culture, which indicates the need in bachelors' training for implementation of this professional activity. The article presents the results of the pedagogical experiment on approbation of the model of forming the bachelors' organizational and managerial competence in the field of physical education.

Keywords: bachelors' organizational and managerial competence in the field of physical education, evaluation of organizational and managerial competence formation.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ существующей практики в высшем физкультурном образовании показал, что процесс формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре недостаточно эффективен:

- практически отсутствуют специальные курсы, которые должны стать основой формирования данной компетенции;

- переработка содержания существующих рабочих программ по сопряженным дисциплинам осуществляется с большим отставанием;

- вопросы, относящиеся к организационно-управленческой компетенции, часто излагаются без связи с будущей профессиональной деятельностью [1, 2, 3].

Кроме этого, на сегодняшний день в научно методической литературе нет единого мнения о сущности организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре, недостаточно изучены вопросы её компонентного состава, методики формирования в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов, критериев и показателей оценки сформированности на всех этапах образовательного процесса.

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально апробировать и оценить эффективность модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Объект исследования - процесс формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия и модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Исследование проходило в три этапа и проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чайковский государственный институт физической культуры» (ФГБОУ ВО «ЧГИФК»). Исследование осуществлялось с 2010 по 2016 год. В эксперименте приняло участие 40 студентов ФГБОУ ВО «ЧГИФК», 13 преподавателей, 40 работодателей.

В качестве студентов экспериментальной группы были выбраны студенты, обучающиеся по профилю «физкультурно-оздоровительные технологии» и «теории и методики единоборств», в качестве контрольной - студенты, обучающиеся по профилю «физкультурное образование» и «лыжный спорт».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К теоретическим результатам исследования следует отнести:

- определение понятия «организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре» как комплекса свойств личности, интегрирующего в себе управленческие знания, организаторские умения, практический опыт, позволяющего эффективно осуществлять управление профессионально-педагогической и физкультурно-спортивной деятельностью;

- получение детализированной структуры и определение содержания организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре [4];

- определение условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре в вузе;

- определение критериев и показателей степени сформированности организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре;

- теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

По результатам теоретического анализа научно-методической литературы, а также в ходе экспериментальной деятельности были выделены уровни сформированное™ организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: допо-роговый, пороговый (низкий), базовый (средний), продвинутый (высокий).

Пороговый (низкий) уровень характеризуется наличием базовых знаний об организационно-управленческих решениях, умением перевести профессиональную задачу на педагогический язык, умением решать типовые профессиональные педагогические / управленческие задачи, наличием устойчивой мотивации на совершенствование своей организационно-управленческой компетенции, стремлением к обобщению собственного опыта и опыта одногруппников, применением прикладных технологий. Выполняемые действия частично осознаны, организационно-управленческие решения носят шаблонный характер, целенаправленность действий неустойчива, характерен поверхностный анализ профессиональной задачи, слабое видение альтернатив организационно-управленческого решения, сами решения принимаются только по явным проблемам, в новой ситуации студент теряется и не способен использовать все изученные методы и средства.

Базовый (средний) уровень характеризуется умением обобщать полученные профессиональные знания из разных дисциплин, на основе операций аналогии, классификации, анализа, синтеза, разрабатывать различные варианты организационно-управленческих решений, оценивать их эффективность с точки зрения достижения педагогической задачи, осознанностью выполняемых действий, применением совокупности методов и средств в новой ситуации. Студент активно использует рефлексию при анализе собственной деятельности, сформирована положительная мотивация дальнейшего формирования организационно-управленческой компетенции.

Продвинутый (высокий) уровень характеризуется умением осуществлять выбор наиболее эффективных технологий, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, сформированным мировоззрением и профессиональным мышлением, развитой ответственностью, умением осуществлять коммуникативные воздействия с различными субъектами учебно-тренировочного процесса, сформированностью всех компонентов организационно-управленческой компетенции. Студент использует сложные, но эффективные варианты решения профессиональной педагогической ситуации, стремится овладевать новыми знаниями и сопутствующими компетенциями, выполнять профессиональные функции на высоком уровне.

На допороговом уровне невозможно говорить о сформированности какого-либо компонента компетенции.

Об уровне сформированности компетенции свидетельствовали достигнутые значения коэффициента эффективности (Кэф), рассчитанного на основе балльно-рейтинговой системы как отношение количества фактически заработанных баллов к максимально возможному количеству баллов.

Таким образом, отметка «неудовлетворительно» соответствует «допороговому» уровню (Кэф < 0,55). Отметка «удовлетворительно» соответствует пороговому (низкому) (0,55 < Кэф < 0,7) уровню, а между значениями от 0,7 до 1,0 располагаются ещё два уровня: средний (базовый - 0,7 < Кэф < 0,8)) и высокий (продвинутый - Кэф > 0,8)), которым ответствуют отметки «хорошо» и «отлично».

При этом оценка осуществлялась в рамках всех дисциплин, заявленных в паспорте формирования компетенции. Итоговая оценка сформированности организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре рассчитывалась на основе этого же коэффициента, но как отношение суммы набранных по всем дисциплинам, направленных на её формирование, баллов к сумме максимальных баллов по этим дисциплинам.

Полученные количественные данные представлены в таблице.

Таблица - Результаты оценки компонентов организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре (%)_

Компоненты организационно- Группа НЭ КЭ Р

управленческой компетенции Д* П* Б* В* Д* П* Б* В*

Когнитивный ЭГ 40 20 30 10 0 10 50 40 < 0,05

КГ 30 30 30 10 0 30 40 30 < 0,05

Коммуникативный ЭГ 0 55 35 10 0 10 40 50 < 0,05

КГ 0 50 35 15 5 40 40 20 > 0,05

Практико-деятельностный ЭГ 40 20 30 10 0 10 50 40 < 0,05

КГ 30 30 30 10 0 30 40 30 < 0,05

Мотивационный ЭГ 20 40 30 10 0 10 40 50 < 0,05

КГ 30 40 20 10 10 30 40 20 < 0,05

Рефлексивный ЭГ 50 30 20 0 10 20 40 30 < 0,05

КГ 40 40 20 0 30 40 20 10 < 0,05

Комплексная оценка уровня ЭГ 30 40 20 10 0 20 40 40 < 0,05

сформированности ОУК КГ 20 40 30 10 0 40 50 10 < 0,05

*Д - допороговый, П - пороговый (низкий); Б - базовый (средний); В - высокий (продвинутый)

Об эффективности предложенной модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре можно судить по следующим результатам:

- подавляющее большинство студентов ЭГ (90%) продемонстрировали средний/базовый (50%) и высокий/продвинутый (40%) уровни сформированности когнитивного компонента компетенции (при этом динамика по высокому уровню составила +30%). В КГ зафиксированные изменения по величине меньше, чем в ЭГ: треть студентов (30%) сумели повысить уровень когнитивного компонента компетенции до порогового, и только четверо смогли повысить свой уровень до продвинутого (динамика +20%);

- двенадцать студентов ЭГ (+40%) сумели продемонстрировать продвинутый уровень коммуникативного компонента организационно-управленческой компетенции. Они стали лучше общаться, охотнее вступать в диалог и полемику, использовать навыки эффективного слушания, объективнее оценивать себя в процессе общения. В КГ наблюдаемые различия являются статистически не значимыми. Только двое студентов смогли повысить уровень коммуникативного компонента с порогового до базового;

- максимальные значения динамики результатов были зафиксированы в ЭГ у студентов, демонстрирующих высокий/продвинутый уровень сформированности прак-тико-деятельностного компонента компетенции (+30%). При этом достоверные измене-

ния произошли как в ЭГ, так и в КГ (Р < 0,05). В конце эксперимента не осталось ни одного студента с допороговым уровнем проявления этого компонента компетенции, хотя в начале эксперимента студенты с таким уровнем были;

- половина (50%) студентов ЭГ (10 человек) вышли на продвинутый уровень сформированности мотивационного компонента организационно-управленческой компетенции, тогда как в контрольной группе их всего четыре человека (20%), кроме этого в КГ осталось двое студентов с допороговым уровнем сформированности мотивационного компонента (в ЭГ ни одного);

- шесть студентов ЭГ (30%) смогли повысить уровень сформированности рефлексивного компонента компетенции до продвинутого уровня, тогда как в КГ таких студентов оказалось только двое (+10%). Восемь человек ЭГ (40%) смогли повысить свой уровень с допорогового на более высокий, тогда как в КГ это смогли сделать только два студента (динамика по уровню составила минус 10%). При этом практически половина студентов КГ так и остались на пороговом уровне (40%).

Таким образом, восемь студентов ЭГ (40%) смогли выйти на продвинутый уровень сформированности организационно-управленческой компетенции, столько же продемонстрировали базовый уровень и четыре студента остались на пороговом уровне. В КГ продвинутый уровень сформированности компетенции смогли продемонстрировать только два студента (10%) и десять из них (50%) смогли достичь базового уровня.

Анализ полученных результатов позволяет говорить об эффективности модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Августимова, О.С. Методика формирования управленческой компетентности у студентов вузов физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Августимова Ольга Станиславовна. - Волгоград, 2004. - 25 с.

2. Имашев, А.М. Формирование организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 3 (20). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin//20_(3) _2011/20_(3)_2011_10.pdf. - Дата обращения 01.09.2016.

3. Колодезникова, С.И. Научно-методические основы формирования управленческой компетентности будущего специалиста по физической культуре и спорту / С.И. Колодезникова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 107-111.

4. Шарыгина, И.Т. Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре / И.Т. Шарыгина, Т.В. Фендель // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 222-225.

REFERENCES

1. Avgustimova, O.S. (2004), Methods of forming of managerial competence of students of higher education institutions of physical culture, dissertation, Volgograd.

2. Imashev, A.M. (2011), "Forming of organizational and managerial functional competences of future teachers of physical education", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport, No. 3 (20), available at: http://www.kamgifk.ru/magazin7/20_ (3) _2011/20 _ (3) _2011_10.pdf.

3. Kolodeznikova, S.I. (2013), "Scientific and methodical bases of forming of managerial competence of the future specialist in physical culture and sport", Siberian pedagogical journal, No. 2, pp. 107-111.

4. Sharygina, I.T. and Fendel T.V. (2014), "Model of formation of the bachelors' organizational and managerial competence in physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12 (118), pp. 222-225.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 796.325

АНАЛИЗ ТЕХНИКИ ВЫХОДА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К МЯЧУ ПРИ НАПАДАЮЩЕМ УДАРЕ Виктор Иванович Шеханин, доцент, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,

Самарский государственный экономический университет, Самара, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент,

Самарский национальный исследовательский университет имени академика

С.П. Королева, Самара

Аннотация

В данной статье определяются некоторые аспекты оптимизации обучения технике выхода к мячу для выполнения нападающего удара в волейболе. Ошибки при выполнении этой составной части технического приема распространены как у начинающих, так и у квалифицированных волейболистов, что влечет за собой значительное снижение эффективности атакующих действий. В нашем исследовании проводился анализ функциональной организации движений нападающего удара. На основе разностороннего анализа соревновательной деятельности авторами анализировались нападающие действия волейболистов высокой и низкой квалификации. Полученные данные проведенного эксперимента по изучению наиболее оптимального выхода волейболиста к мячу при нападающем ударе во время соревновательной и тренировочной деятельности, анализ изученных научно-исследовательских источников, а также собственный опыт авторов, позволили выделить несколько оптимальных способов организации данного действия. В исследовании была разработана блок-схема фазовой структуры нападающего удара, что позволило авторам раскрыть те стороны организации движений выхода волейболиста к мячу при выполнении нападающего удара, которые оставались недостаточно освещенными в современной спортивной литературе.

Ключевые слова: нападающий удар, функциональная организация движений, формализованные модели действия, хроноструктура, прогнозирующе-скоростной способ, коррекционно-замедленный способ.

ANALYSIS OF TECHNIQUE OF APPROACH TO THE BALL BY VOLLEYBALL PLAYERS AT ATTACKING PERFORMANCE

Victor Ivanovich Shechanin, the senior lecturer, Lidia Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Samara State University of Economics, Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Samara University, Samara

Annotation

This article defines some aspects of optimization of the training to approach to the ball for attacking hitting in volleyball. The mistakes when performing this part of the technical element prevail among the beginning and skilled volleyball players, which leads to the significant reduction in the effectiveness of the attacking actions. The current study analyses the functional organization of the movements of the attacker strike. Based on the comprehensive analysis of the competitive activity, the authors analyzed the attacking actions of the volleyball players of high and low skills. The data obtained in the experiment concerning the study of the optimal approach of the player to the ball when attacking during the competitive and training activities, the analysis of the studied scientific and research sources and the author's own experience allowed identifying the several optimal ways of organizing the activity. The authors have developed the block diagram of the phase structure of the forward hitting, which allowed them to reveal those aspects of the organization of movements in the approach of the player to the ball when performing the forward stroke, which remained underexposed in the modern sports literature.

Keywords: forward hitting, functional organization of movements, formal models of action,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.