Научная статья на тему 'Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре'

Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна, Фендель Татьяна Владимировна

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального физкультурного образования требует качественно новых подходов к совершенствованию системы профессиональной подготовки бакалавров по физической культуре. В статье представлены результаты опроса работодателей, обоснована необходимость формирования организационно-управленческой компетенции у бакалавров физической культуры, предложена модель формирования организационно-управленческой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна, Фендель Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of formation of the bachelor''s organizational-managerial competence in physical culture

Implementation of the federal state educational standards of higher professional sports education requires a qualitatively new approach to improve the system of training the bachelors in Physical Education. The article presents the results of the survey of employers, the necessity in formation of the organizational and managerial competence among the physical culture bachelors has been substantiated; we propose the model for formation of the organizational and managerial competences.

Текст научной работы на тему «Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре»

Статья поступила в редакцию 29.12.2014.

УДК 796.011

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ирина Тимерьяновна Шарыгина, аспирант, Татьяна Владимировна Фендель, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУ ВПО ЧГИФК),

г. Чайковский

Аннотация

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального физкультурного образования требует качественно новых подходов к совершенствованию системы профессиональной подготовки бакалавров по физической культуре. В статье представлены результаты опроса работодателей, обоснована необходимость формирования организационно-управленческой компетенции у бакалавров физической культуры, предложена модель формирования организационно-управленческой компетенции.

Ключевые слова: сотрудничество вуза и работодателей, организационно-управленческая компетенция бакалавров по физической культуре.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p222-225

MODEL OF FORMATION OF THE BACHELOR'S ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL COMPETENCE IN PHYSICAL CULTURE Irina Timeryanovna Sharygina, the post-graduate student, Tatyana Vladimirovna Fendel, the candidate of pedagogical sciences, dean, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

Annotation

Implementation of the federal state educational standards of higher professional sports education requires a qualitatively new approach to improve the system of training the bachelors in Physical Education. The article presents the results of the survey of employers, the necessity in formation of the organizational and managerial competence among the physical culture bachelors has been substantiated; we propose the model for formation of the organizational and managerial competences.

Keywords: university and employers cooperation, organizational and managerial competence of bachelor of physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

При подготовке бакалавров по физической культуре одной из важнейших компетенций является организационно-управленческая компетенция [2]. Работодатели, связанные с физической культурой и спортом (руководители общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубов и др.), настаивают на необходимости целенаправленного формирования организационно-управленческой компетенции в период получения профессионального физкультурного образования [1, 3]. Большинство проблем, считают они, возникают по причине неумения грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и управлять им.

Важность и актуальность проблемы определили цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Два последовательно введённых Федеральных государственных образовательных стандарта (034300 / 49.03.01) по направлению подготовки физическая культура в каче-

стве результатов обучения бакалавров в отношении организационно-управленческой деятельности задают совокупность показателей, выраженных в компетентностном формате, а именно:

- способность организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;

- умение осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и нормативными документами органов управления физической культурой и спортом и образованием, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;

- способность организовывать работу малых коллективов исполнителей;

- умение работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта;

- знать и соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

Оба стандарта к полномочиям вуза относят возможность согласования с потенциальными работодателями конкретных компонентов той или иной компетенции, в том числе организационно-управленческой.

В ходе опроса потенциальных работодателей, готовых сотрудничать и сотрудничающих с ФГБОУ ВПО ЧГИФК (42 человека), было выявлено следующее:

- организационно-управленческая компетенция имеет три взаимосвязанных проявления: качество профессиональной деятельности, успешность социальной адаптации и способность к инновационной деятельности;

- относительно первого компонента (качество профессиональной деятельности) затруднения у бакалавров чаще всего возникают при планировании учебно-тренировочного процесса и оформлении соответствующей документации, при необходимости осуществления корректирующих действий в случае негативных результатов занимающихся;

- во втором компоненте (социальной адаптации) сложности связаны с установлением взаимоотношений с родителями занимающихся, с педагогическим коллективом;

- в рамках третьего компонента (инновационной деятельности) работодатели отмечают разрыв между знанием инновационных методик и технологий и способностью их применения на практике.

Таким образом, проведённая работа с работодателями позволила детализировать требования к организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре и выйти на уровень моделирования процесса её формирования.

На основании анализа требований ФГОС ВПО, опроса работодателей, анализа ООП, а также результатов анализа научно-методической литературы была разработана модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре (рисунок).

Основу модели составляют четыре относительно самостоятельных блока: мотива-ционно-целевой, содержательный, операционный и критериально-оценочный.

Задачей мотивационно-целевого блока является обеспечение условий для формирования организационно-управленческой компетенции. В качестве таких условий были определены:

- взаимодействие с работодателями (начиная от процесса детализации социального заказа на бакалавра по физической культуре, через непосредственное вовлечение их в педагогический процесс в вузе, к обязательному участию в итоговой аттестации выпускников);

- междисциплинарность и модульность при организации учебного процесса (выделение тех дисциплин, содержание которых в той или иной степени направлено на формирование организационно-управленческой компетенции, установление между ними

исходящих и входящих взаимосвязей).

Социальный заказ: под! о юкка бакалавра, (ного^ннга арганишка!ь учейнотреннрнвичнын процесс н управлять им

Федеральный I огударпвенный образовательный ггяндарг выппп» пора шванни по направлению но. иоговкн ÜJ4JOO / 49,03.01 Ф отческая культура

Реализация модели формирования организационно управленческой компетенции бакалавров по физической культуре

Обогащение содержания учебных дисишшш uyja iuiuuuuui jij области: Эконоюпаз ФК, Менеджмента ФК, I It\ i,:u oi ик.и ФК, 1]|хм1шык план ФЕС, Сгюрткникии маркетинга, Сошюлопш, Теории ФК, Теория спорта, Экономики),

которые ctiocwt'iTjyior формированию оЬщекулыурмых н

"{»фил

1. Выполнение В KP бакалаврами по пройлеиям ппанирокяиия, упранленш

деятельностью организаций, рашгпшх

органтяцпоняа правовых форм, маркетингу услуг фтпчегкоя культуры

2. Включииан; jj ирогримму ирактик заданий, связанных с формированием

С^И-аНИ:1ЯЦИСШКО-упр:а.Н.11"МЧ1,1"К£к1

КОМПСТ СЗ ИЛ QL 3, Учякгнй и проведений научных конференция по вопросам тмвления ФК

1. Обопыцшшс содержания проз рамы восгппательной ртоэты кула знаниями in оодщгга уззраылезшя фтнчекой культурой, которые способствуют формированию у бакалавров

(МПЦККуЛЬТурИНХ Н CI]4>in*l"CHtlM-4-3hlth№

компетенций. Привлечение работодателей к оценка сформировншнхчн opt аншашюнно-

Уроввн сформнровлппости компонентов компетентности: креативный» рефлексивный, продуктивны П. репродуктивный Педагогические условия: взаимодействие с работодателями: междЕкпиплп парность и модульность

Результат — г

h бакалавра к организационно-управленческой деятельности

_

Рис. Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по

физической культуре

Задачей содержательного блока является выбор и отбор компонентов организационно-управленческой компетенции (заданных государством во ФГОС и определённых во взаимодействии с работодателями), установление их структуры.

В ходе опроса работодателей содержательный компонент был детализирован следующим образом (по степени значимости в порядке убывания):

- по элементам профессиональной деятельности: умение планировать учебно-тренировочный процесс и оформлять соответствующую документацию; умение осуществлять выбор тренировочных средств и методов, исходя из задач учебно-тренировочного процесса; умение реализовать различные формы учебно-тренировочного процесса; умение организовать учет и контроль на занятиях; умение осуществлять корректирующие действия в зависимости от результатов занимающихся; владение профессиональными знаниями и терминологией.

- по элементам социальной адаптации: умение выстроить отношения с занимающимися; умение выстроить отношения с руководством; умение разрешать педагогические (в том числе конфликтные) ситуации; умение выстроить отношения с коллегами; умение выстроить отношения с родителями занимающихся.

- по элементам инновационной деятельности: знание и применение в учебно-тренировочном процессе инновационных средств, методов и технологий; способность к деятельности по грантам и привлечению дополнительных средств финансирования; умение организовать и реализовать исследование.

Задачей операционного блока является выбор форм организации и методов формирования компонентов организационно-управленческой компетенции (включая традиционные, имитационные-игровые, имитационные неигровые технологии обучения, конкурсы бизнес-идей и педагогического мастерства, написание выпускных квалификационных работ).

Задачей критериально-оценочного блока является установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу (в том числе мнение работодателей), оценка уровня сформированности организационно-управленческой компетенции (креативный, рефлексивный, продуктивный, репродуктивный).

ВЫВОДЫ

1 При подготовке бакалавров по физической культуре одной из важнейших компетенций является организационно-управленческая компетенция. Большинство проблем в физкультурно-спортивной деятельности возникает по причине неумения грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и управлять им.

2 В ходе опроса работодателей было выявлено, что организационно-управленческая компетенция имеет три взаимосвязанных проявления: качество профессиональной деятельности, успешность социальной адаптации и способность к инновационной деятельности.

3 В основе модели формирования организационно-управленческой компетенции находятся четыре относительно самостоятельных блока: мотивационно-целевой, содержательный, операционный и критериально-оценочный. Задачей мотивационно-целевого блока является обеспечение условий для формирования организационно-управленческой компетенции. Задачей содержательного блока является выбор и отбор компонентов организационно-управленческой компетенции, установление их структуры. Задачей операционного блока является выбор форм организации и методов формирования компонентов организационно-управленческой компетенции. Задачей критериально-оценочного блока является установление соответствия полученного результата подготовки социальному заказу, оценка уровня сформированности организационно-управленческой компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Августимова, О.С. Инновационная модель подготовки управленцев для сферы физической культуры и спорта / О.С. Августимова // Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров) для сферы физической культуры и спорта : материалы междунар. науч.-метод. конф. - Волгоград, 2003. - С. 106-116.

2. Коробейникова, И. А. Модель формирования управленческой компетентности студентов педагогического вуза / И.А. Коробейникова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4. - С. 63-67.

3. Селиверстова, М.В. Управление как специфический вид профессиональной деятельности учителя / М.В. Селиверстова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 14. - С. 394403.

REFERENCES

1. Avgustimova O.S. (2003), "An innovative model of training managers for the sphere of physical culture and sports", Innovative pedagogical approaches in training (managers) for the sphere of physical culture and sports. Proceedings of the International Scientific-method. Conference, Volgograd, pp. 106-116.

2. Korobeinikova, I.A. (2010), "A model of managerial competence of students of pedagogical high school", Journal Teacher education and science, No 4, pp.63-67

3. Seliverstova M.V. (2008), "Management as a specific type of professional work of the teacher", Siberian pedagogical journal (scientific and practical edition), No 14, pp. 394-403

Контактная информация: fendel82@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.