Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре'

Организационно-педагогические условия формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL COMPETENCE / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна, Фендель Татьяна Владимировна

На основе четырех последовательно выполненных логических ограничений, а именно анализа необходимых и достаточных условий положительной направленности с учетом требований соответствующих методологических подходов и рассмотрения понятий на пересечении педагогических и организационных контекстов, представлен анализ понятия «организационно-педагогические условия» и дано его определение в контексте процесса формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа научно-методической литературы и существующих методологических подходов авторами выделены три группы организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарыгина Ирина Тимерьяновна, Фендель Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCY FORMATION OF PHYSICAL CULTURE BACHELORS

The article presents an analysis of the concept “organizational and pedagogical conditions” based on four sequentially executed logical restrictions, namely, analysis of necessary and sufficient conditions for a positive orientation to meet the requirements of relevant methodological approaches and consideration of concepts at the intersection of the pedagogical and organizational contexts and gives its definition in the context of the organizational and managerial competence formation process. Based on the analysis of scientific and methodical literature and the existing methodological approaches the authors identify three groups of organizational and pedagogical conditions of organizational and managerial competence formation of physical education bachelors: conditions-prerequisites, conditions, circumstances, and conditions requirements.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 14.35.07

И. Т. Шарыгина, Т. В. Фендель

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

На основе четырех последовательно выполненных логических ограничений, а именно анализа необходимых и достаточных условий положительной направленности с учетом требований соответствующих методологических подходов и рассмотрения понятий на пересечении педагогических и организационных контекстов, представлен анализ понятия «организационно-педагогические условия» и дано его определение в кон -тексте процесса формирования организационно-управленческой компетенции. На основе анализа научно-методической литературы и существующих методологических подходов авторами выделены три группы организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре: условия-предпосылки, условия-обстановки и условия-требования.

Ключевые слова: подготовка бакалавров по физической культуре, организационно-педагогические условия, организационно-управленческая компетенция.

На сегодняшний день вуз при подготовке бакалавров должен учитывать два обязательных момента:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта,

- требования потенциальных работодателей.

Практика показывает, что принципиальных различий между этими двумя группами требований нет, а присутствуют лишь незначительные акценты, вызванные конъюнктурой рынка в конкретном субъекте Российской Федерации.

Проведенный опрос работодателей, сотрудничающих с ФГБОУ ВО «ЧГИФК», выявил наиболее «уязвимое» место в подготовке студентов - недостаточно сформированная способность грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и управлять им.

Речь идет о необходимости формирования организационно-управленческой компетенции студентов.

В Федеральном государственном стандарте непосредственно организационно-управленческая компетенция не упоминается, хотя декларируется положение, согласно которому бакалавр по физической культуре должен быть готов к осуществлению организационно-управленческой деятельности. Структурно эта деятельность представлена перечнем из семи различных компетенций.

Анализ учебных планов подготовки бакалавров по физической культуре не выявил специальной дисциплины, формирующей готовность к данному виду деятельности.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что современная практика высшего физкультурного образования сопровождается рядом противоречий:

- на теоретическом уровне - между потребностью работодателей в квалифицированных и конкурентоспособных бакалаврах по физической культуре и слабой проработанно-

стью теоретической базы, с позиций компетентно стного подхода (то, что в вузе относят к показателям готовности к профессиональной деятельности, работодатели порой таковыми не считают);

- на педагогическом уровне - между требованиями, предъявляемыми со стороны государства к профессиональной подготовке бакалавров по физической культуре, и реальным состоянием системы высшего физкультурного образования;

- на методическом уровне - между возможностями системы высшего физкультурного образования в отношении формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре и недостаточной степенью их использования непосредственно в педагогическом процессе.

Указанные противоречия порождают проблему поиска путей формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Вышеуказанная проблема определила цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально апробировать и оценить эффективность модели формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Объектом исследования явился процесс формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

В качестве предмета исследования выступила модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

Анализ любого процесса целесообразно проводить с учетом условий, в которых он протекает, поэтому одной из задач исследования стало определение организационно-педагогических условий формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова можно найти следующее определение понятия «условие» - «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [1].

С этой точки зрения под «условием» рассматриваются внешние для предмета, но непосредственно влияющие на процесс его формирования обстоятельства.

С точки зрения диалектики, анализу должны подвергаться не все обстоятельства (условия), а только необходимые и достаточные. При этом под необходимыми понимают условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие, а под достаточными -те, которые непременно вызывают данное действие [2].

Следующим логическим ограничением, которое необходимо осуществить исследователю при анализе понятия «педагогические условия», является выделение их положительной направленности.

Данная позиция неоднократно подчеркивается в педагогических исследованиях.

Например, М. И. Ерецкий дает такое определение: «Педагогические условия - это сопутствующие педагогические обстоятельства, которые способствуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [3].

На это же обращает внимание Н. М. Яковлева, которая под педагогическими условиями понимает совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение студентами высшего уровня деятельности [4].

Этот же контекст можно выявить в определении С. В. Боровской: «Педагогические условия - это комплекс взаимосвязанных мер учебного процесса, способствующих переходу студентов на более высокий уровень профессиональной деятельности» [5].

В ходе анализа научно-методической литературы нами выделено третье логическое ограничение понятия «педагогические условия», в качестве которого выступили требования соответствующих методологических подходов.

При определении педагогических условий необходимо учитывать следующие методологические требования:

- с позиции системного подхода - выделенные условия должны представлять собой систему, т. е. определенную совокупность взаимосвязанных элементов;

- с позиции деятельностного подхода - наличие систематического контроля на каждом этапе формирования организационно-управленческой компетенции;

- с позиции личностно-ориентированного подхода - учет индивидуальных особенностей обучающихся;

- с позиции компетентностного подхода - выделенные условия должны обеспечивать формирование как в целом организационно-управленческой компетенции, так и ее отдельных компонентов;

- с позиции аксиологического подхода - должно быть обеспечено ценностное отношение обучающихся к приобретенным знаниям за счет профилирования содержания и мо-дульно-компетентностного структурирования предметов;

- с позиции контекстного подхода - необходимо, чтобы условия способствовали созданию творческой обучающей среды и росту учебно-познавательной активности бакалавров по физической культуре.

Четвертым и заключительным ограничением понятия «организационно-педагогические условия» является его рассмотрение на пересечении педагогического и организационного контекста.

По мнению О. В. Галкиной, следует рассматривать только те педагогические условия, которые обладают организационными характеристиками (предпосылка, обстановка, требования), создаются педагогом и обеспечивают управление обучаемыми и их деятельностью по достижению педагогических целей [2].

В соответствии со своей концепцией автор предлагает выделять три группы организационно-педагогических условий:

- условия-предпосылки - предварительные педагогические условия, предполагающие возможность осуществления целесообразной деятельности;

- условия-обстановка - педагогические условия, в которых субъект осуществляет целенаправленную деятельность;

- условия-требования - нормативные и критериальные условия, которым должны соответствовать результаты деятельности субъекта [2].

Обобщая сказанное выше, в нашем исследовании под «организационно-педагогическими условиями» будем понимать совокупность взаимосвязанных, необходимых и достаточных обстоятельств, обладающих методологическими и организационными характеристиками, создаваемых педагогом, способствующих переходу студентов на более высокий уровень сформированности организационно-управленческой компетенции.

Изучая научно-методическую литературу по проблеме формирования организационно-управленческой компетенции у бакалавров физической культуры, мы не могли обойти вниманием труд М. В. Прохоровой, которая не только заложила основы компетентностного подхода в высшем профессиональном физкультурном образовании, но и стала первой, кто заговорил о важности организационно-управленческой компетенции у специалистов в сфере физической культуры и спорта [6].

С точки зрения М. В. Прохоровой, условиями эффективности формирования организационно-управленческой компетенции являются:

- единство теоретической и практической подготовки,

- осуществление междисциплинарной интеграции,

- дифференцированный подход к студентам с учетом исходного уровня организационно-управленческой компетенции и его динамики,

- непрерывность формирования организационно-управленческой компетенции в учебном процессе вуза,

- методическая обеспеченность учебного процесса,

- формирование профессионально-педагогической направленности [6].

Данные условия нашли свое отражение в созданной нами типологии организационно-педагогических условий. В основу предлагаемой типологии лег организационный признак (по О. В. Галкиной).

На основе анализа научно-методической литературы все организационно-педагогические условия были объединены в три группы.

В первую группу вошли условия-предпосылки, создающие возможность целенаправленного формирования организационно-управленческой компетенции у бакалавров по физической культуре.

В качестве таких условий мы определили:

- детализацию структуры организационно-управленческой компетенции на основе требований работодателей и ФГОС ВО;

- формирование у студентов устойчивой мотивации к учебной деятельности (осознание студентами непосредственных и перспективных целей своего обучения, теоретической и практической значимости организационно-управленческой компетенции).

Иначе говоря, ставя задачу формирования организационно-управленческой компетенции, мы должны в первую очередь обеспечить соотнесение целей государства, работодателей и обучающихся.

Вторую группу условий составили условия-обстановки, в которой должно происходить формирование организационно-управленческой компетенции.

К этой группе условий мы отнесли:

- методическое и информационное обеспечение (как преподавателей, так и студентов) в процессе формирования организационно-управленческой компетенции;

- междисциплинарную организацию процесса формирования организационно-управленческой компетенции;

- организацию квазипрофессиональной деятельности студентов при использовании активных методов и нетрадиционных технологий обучения.

К третьей группе условий (условия-требования) мы отнесли:

- определение уровней сформированности организационно-управленческой компетенции и их содержания;

- разработку диагностического инструментария и фондов оценочных средств для оценки уровня сформированности организационно-управленческой компетенции;

- организацию предварительного, оперативного, текущего и итогового контроля уровня сформированности организационно-управленческой компетенции.

Внедрение указанных организационно-педагогических условий в образовательную практику вузов физической культуры предполагает более эффективное формирование у студентов организационно-управленческой компетенции, а следовательно, и повышение качества высшего физкультурного образования.

Выводы:

1. В нашем исследовании под «организационно-педагогическими условиями» будем понимать совокупность взаимосвязанных, необходимых и достаточных обстоятельств, обладающих методологическими и организационными характеристиками, создаваемых

педагогом, способствующих переходу студентов на более высокий уровень сформирован-ности организационно-управленческой компетенции.

2. Организационно-педагогическими условиями формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров по физической культуре являются:

- условия-предпосылки - детализация структуры организационно-управленческой компетенции на основе требований работодателей и ФГОС ВО; формирование у студентов устойчивой мотивации к учебной деятельности (осознание студентами непосредственных и перспективных целей своего обучения, теоретической и практической значимости организационно-управленческой компетенции);

- условия-обстановка - методическое и информационное обеспечение (как преподавателей, так и студентов) в процессе формирования организационно-управленческой компетенции; междисциплинарная организация этого процесса; организация квазипрофессиональной деятельности студентов при использовании активных методов и нетрадиционных технологий обучения;

- условия-требования - определение уровней сформированности организационно-управленческой компетенции и их содержания; разработка диагностического инструментария и фондов оценочных средств для оценки уровня ее сформированности; организация предварительного, оперативного, текущего и итогового контроля уровня сформированно-сти организационно-управленческой компетенции.

Список литературы

1. Фендель Т. В. Организационно-педагогические условия компетентностного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010. 191 с.

2. Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. 187 с.

3. Ерецкий М. И., Черкулаев М. А. Система контроля качества подготовки студентов, обеспечивающая требования государственных стандартов. М.: Высшая школа, 1994. 81 с.

4. Яковлева Н. М. Дидактические условия развития познавательной активности студентов педагогического университета в совместной учебной деятельности: на примере изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2002. 177 с.

5. Боровская С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 175 с.

6. Прохорова М. В. Теоретические и методические основы формирования управленческой компетентности специалистов по физической культуре и спорту в условиях высшего физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1993. 455 с.

Шарыгина И. Т., аспирант.

Чайковский государственный институт физической культуры.

Ул. Ленина, 67, Чайковский, Пермский край, Россия, 617764. E-mail: irinasarigina@mail.ru

Фендель Т. В., кандидат педагогических наук, доцент, декан. Чайковский государственный институт физической культуры. Ул. Ленина, 67, Чайковский, Пермский край, Россия, 617764. E-mail: fendel82@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.04.2016

I. T. Sharygina, T. V. Fendel

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT COMPETENCY FORMATION OF PHYSICAL CULTURE BACHELORS

The article presents an analysis of the concept "organizational and pedagogical conditions" based on four sequentially executed logical restrictions, namely, analysis of necessary and sufficient conditions for a positive orientation to meet the requirements of relevant methodological approaches and consideration of concepts at the intersection of the pedagogical and organizational contexts and gives its definition in the context of the organizational and managerial competence formation process. Based on the analysis of scientific and methodical literature and the existing methodological approaches the authors identify three groups of organizational and pedagogical conditions of organizational and managerial competence formation of physical education bachelors: conditions-prerequisites, conditions, circumstances, and conditions requirements.

Key words: training of bachelors ofphysical education, organizational and pedagogical conditions, organizational and managerial competence.

Referenees

1. Fendel' T. V. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya kompetentnostnogo podkhoda v professional'nom stanovlenii spetsialistov po fizicheskoy kul'ture i sportu: Dis. kand. ped. nauk [Organizational and pedagogical conditions of competency approach in professional development of experts in physical training and sports. Thesis of cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2010. 191 p. (in Russian).

2. Galkina O. V. Rol' i mesto ponyatiya "organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya" v terminologicheskom apparate pedagogicheskoy nauki: Dis. kand. ped. nauk [The role and place of the concept «organizational and pedagogical conditions» in the terminology of pedagogical sciences. Thesis of cand. ped. sci.]. Samara, 2009. 187 p. (in Russian).

3. Eretskiy M. I., Cherkulaev M. A. Sistema kontrolya kachestva podgotovki studentov, obespechivayushchaya trebovaniya gosudarstvennykh standartov [The quality monitoring system of students' training, providing the requirements of state standards]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1994. 81 p. (in Russian).

4. Yakovleva N. M. Didakticheskiye usloviya razvitiya poznavatel'noy aktivnosti studentov pedagogicheskogo universiteta v sovmestnoy uchebnoy deyatel'nosti: na primere izucheniya inostrannogo yazyka: Dis. kand. ped. nauk [Didactic conditions of informative activity development of pedagogical university students in joint educational activity: on the example of foreign language learning. Thesis of cand. ped. sci.]. Ulyanovsk, 2002. 177 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Borovskaya S. V. Pedagogicheskiye usloviya povysheniya effektivnosti professional'no-tvorcheskoy samoobrazovatel'noy deyatel'nosti budushchego uchitelya: Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of efficiency increase of professional-creative self-educational activity of future teacher. Thesis of cand. ped. sci.]. Chelyabinsk, 1999. 175 p. (in Russian).

6. Prokhorova M. V. Teoreticheskiye i metodicheskiye osnovy formirovaniya upravlencheskoy kompetentnosti spetsialistov po fizicheskoy kul'ture i sportu v usloviyakh vysshego fizkul'turnogo obrazovaniya: Dis. dokt. ped. nauk [Theoretical and methodical bases of physical training and sports experts' administrative competence formation under the conditions of the higher sports education. Thesis of doct. ped. sci.]. St. Petersburg, 1993. 455 p. (in Russian).

Sharygina I. T.

Chaikovsky State Institute of Physical Culture.

Ul. Lenina, 67, Chaikovsky, Perm krai, Russia, 617764. E-mail: irinasarigina@mail.ru

Fendel T. V.

Chaikovsky State Institute of Physical Culture.

Ul. Lenina, 67, Chaikovsky, Perm krai, Russia, 617764. E-mail: fendel82@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.