Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективного формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза'

Педагогические условия эффективного формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EFFECTIVE FORMATION IN TECHNICAL INSTITUTION ARE SUGGESTED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ран Наталья Алексеевна

В статье рассматривается понятие организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза, а также предложены педагогические условия ее эффективного формирования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION STUDENTS

This article is observing the term of organizational and administrative competence of students and also pedagogical conditions of its effective formation in technical institution are suggested.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективного формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2013 Н.А.Ран

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Статья поступила в редакцию 30.10.2012

В статье рассматривается понятие организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза, а также предложены педагогические условия ее эффективного формирования в вузе. Ключевые слова: организационно-управленческая компетентность, педагогические условия, эффективное формирование организационно-управленческой компетентности.

Современный рынок труда предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества. Согласно новым Федеральным Государственным образовательным стандартам группа организационно-управленческих компетенций выделяется на уровне профессиональных компетенций, а также на уровне общих компетенций, где они входят в группу социально-личностных и коммуникативных компетенций. Однако в учебном процессе вуза формированию данных компетенций не уделяют должного внимания.

В научной литературе мы встречаемся с различными определениями понятий компетенция / компетентность. В своем исследовании мы придерживаемся определений, данных И.А.Зимней: «Компетенция - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые являются базой для формирования компетентности человека. Компетентность - это ситуативная категория, характеризующая готовность индивида выполнять деятельность в конкретных профессиональных ситуациях»1.

В результате анализа и обобщения определений и подходов к структурированию организационно-управленческой компетентности выявлены следующие ее компоненты2: 1) эмоциональная компетенция - способность выпускника

Ран Наталья Алексеевна, ассистент, аспирант кафедры экономических и информационных систем. E-mail:natalirahn@mail. ru

1 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: 2004.

2 Rankin N (2004). «The new prescription for perfor-

mance: the eleventh competency benchmarking survey», Competency & Emotional Intelligence Benchmarking, 2004/05, IRS (LexisNexis UK), 2004.

создать и сплотить коллектив, личная привлекательность (харизма), его авторитетность и влиятельность для коллег, способность повести за собой и выступить в роли наставника; 2) интеллектуальная компетенция - способность создавать условия для нахождения лучших вариантов решений задачи и оптимальных вариантов поведения. Это степень умения заставлять думать и решать нестандартные задачи; 3) коммуникативная компетенция - способность вести переговоры, устанавливать конструктивные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными, способность эффективно устанавливать и поддерживать деловые контакты; 4) должностная (управленческая) компетенция - это набор знаний, практического опыта, навыков и личностных качеств специалиста, позволяющих ему качественно решать определенные задачи для достижения определенных результатов; 5) персональная компетенция - личностные аспекты, которые подразумевают навыки, достижения и результаты человека. 6) организационная компетенция базируется на готовности и способности выпускника создавать необходимые условия для эффективной работы коллектива и отдельных работников.

Выявленная структура позволяет определить понятие «организационно-управленческой компетентности студента технического вуза», как набор мобильных эмоциональных, интеллектуальных, коммуникативных, должностных, персональных и организационных компетенций, которые определяют его способность и возможность к деятельности в условиях рыночных отношений и позволяют добиваться результатов, адекватных требованиям научно-технического прогресса, современных социокультурных норм и системы аксиологических ориентиров общества. Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий эффективного формирования организационно-управленческой компетентности студента техни-

ческого вуза на примере подготовки студентов Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики. Педагогические условия связаны с реализацией спроектированной нами модели формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза, которая содержит целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.

Целевой блок включает основную цель и задачи формирования организационно-управленческой компетентности у студентов технического вуза, структурные характеристики которой представлены единством эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, должностной, персональной, организационной компетенций. Теоретико-методологическим основанием реализации целевого блока является комплекс научных принципов и подходов.

Содержательный блок модели реализуется по трем направлениям организационно-управленческой подготовки студентов3. 1) Теоретико-методическое направление, основанное на изучении материала на занятиях естественнонаучных дисциплин (информатика), дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, иностранный язык, русский язык и культура речи, экономика отрасли инфокоммуникаций, разработанный факультативный курс «Профессиональная этика и этикет»). 2) Ценностно-ориентирующее направление (специальная подготовка), осуществляемое за счёт организации и проведения производственной практики, НИРС, дипломного проектирования. 3) Профессионально-личностной подготовки осуществляется за счёт самообразования и воспитательной работы со студентами во внеучебной деятельности.

Процессуальный блок представлен практическими действиями по формированию и развитию компонентов организационно-управленческой компетентности по трем направлениям содержательного блока. Результат процесса формирования организационно-управленческой компетентности проявляется в положительной динамике роста уровня сформированности организационно-управленческой компетентности студента технического вуза. Прочность связей между компонентами модели формирования организационно-управленческой компетентности

студентов обеспечивает комплекс педагогических условий.

1) Соответствие содержательного блока модели компонентам видовой структуры организационно-управленческой компетентности и требованиям рынка труда. Реализация данного педагогического условия предусматривает выполнение двух задач: переструктурирование содержания и методики преподавания дисциплин с учетом формирования организационно-управленческой компетентности и внедрение в практику вуза новой дисциплины «Профессиональная этика и этикет», в рамках которой проводится формирование конкретных организационно-управленческих компетенций, согласно требованиям ФГОС4 по различным направлениям подготовки в отрасли связи. В итоге получаем обновление учебно-методического комплекса. Будущий специалист, получающий образование в вузе, должен рационально сочетать знания, умения и навыки по новой технике и технологии производства с анализом своих управленческих и коммуникативных навыков, связанных с его профессионализацией. Таким образом, при разработке дисциплины «Профессиональная этика и этикет» были учтены требования ФГОС, мнения студентов и представителей работодателей.

2) Необходимость комплексной реализации основных направлений (теоретико-методического, ценностно-ориентирующего, направления профессионально-личностной подготовки) содержательного блока модели формирования организационно-управленческой компетентности. Формирование организационно-управленческих компетенций студентов технического вуза происходит от простого к сложному. Сначала осуществляется теоретико-методическая подготовка, которая подкрепляется профессионально-личностной подготовкой во вне-учебной деятельности, - оба указанных направления нацелены на формирование общекультурных организационно-управленческих компетенций и готовят теоретический и практический фундамент для специальной подготовки, нацеленной на формирование организационно-управленческих компетенций в профессиональной деятельности.

3 Ран Н.А. Содержательное наполнение процесса формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2012. -№1(1). - С. 98 - 104 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.vestospu.ru/archive/ 2012/stat/ran 2012 1.pdf (20.10.2012)

4 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникаци-онные технологии и системы связи (квалификация (степень) «Бакалавр»). М.: 2009 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d09/prm785-1.pdf (20.10.2012)

Таб. 1. Содержание разделов дисциплины «Профессиональная этика и этикет»

Организационно-управленческие компетенции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

Эмоциональная компетенция: ОК-3 Психология деловых отношений Что такое деловое общение. Чем деловое общение отличается от личного общения. Особенности взаимодействия в группе (управление деловыми отношениями, эффективные техники делового взаимодействия). Личностные аспекты деловых отношений. Средства общения, их роль и значение в организации деловых отношений. Сложные отношения. Рецепты успеха (конфликты, жесткие переговоры, наставничество).

Интеллектуальная компетенция: ОК-1, ОК-8 Методы исследований в бизнесе Процесс управленческого исследования: Научные методы, применяемые в управленческих исследованиях. Этика в управленческих исследованиях. Результат исследований как база для принятия рационального решения. Принятие решений в условиях неопределенности. Техники принятия рациональных решений. Техники креативности. Типичные ошибки, допускаемые при принятии рациональных решений.

Комму-ника-тивная компетенция: ОК-2, ОК-4 Навыки эффективного общения Коммерческая презентация. Деловые переговоры. Деловая переписка. Проведение совещания.

Должностная компетенция: ОК-7, ОК-9, ПК-20, ПК-21, ПК-22 Выживаемость на рынке труда Маркетинг рынка труда. Профессиональная и карьерная компетентность. Повышение профессиональных компетенций и освоение новых навыков.

Персональная компетенция: ОК-5, ОК-6 Планирование Бизнес-планирование. Индивидуальное планирование. Планирование личного времени. Планирование личного развития.

Организационная компетенция: ПК-21, ПК-22 Личная уверенность, лидерство и мотивация. Личная уверенность и мотивация в мире бизнеса. Теории личной уверенности. Понятие лидерства. Подходы в изучении лидерства (личностный подход, поведенческий подход, ситуационный подход). Теории мотивации. Как повысить эффективность труда: методы мотивации. Управление как мотивирование. Построение систем мотивации. Мотивация труда в России. Особенности мотивации в периоды профессионального роста.

Такой порядок соответствует этапам формирования организационно-управленческой компетентности (адаптивный, профессионально-формирующий, профессионально-закрепляющий)5. Реализация второго педагогического условия предполагает соблюдение принципа преемственности видов учебной и внеучебной деятельности, а также междисциплинарные связи и межпредметную интеграцию с целью обеспечения формирования всей системы организационно-управленческих компетенций.

5 Беспалова П.В. Формирование информационно-технологических компетенций будущих специалистов-документоведов в вузе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск: 2011.

3) Использование технологий квазипрофессиональной деятельности в организации учебного процесса и организация самостоятельной работы студентов, которая предполагает формирование определенных организационно-управленческих. Введение данного условия было вызвано необходимостью решения характерной проблемы ценностно-ориентирующего обеспечения традиционного образовательного процесса, которая выражается в слабой организационно-управленческой ориентированности учебных курсов профессионального цикла, а также в концентрации педагогических целей не на будущей профессиональной деятельности, а на непосредственных результатах обучения -усвоении сведений, понятий и т.п. Единицей работы студента становится конкретная ситуа-

ция во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Усиление практической направленности обучения и использование организационно-управленческих навыков при самостоятельном решении конкретных практико-ориентированных задач ориентирует учебный процесс на приближение учебной деятельности к предметным и социаль-

ным условиям будущей профессиональной деятельности, способствуя формированию организационно-управленческой компетентности.

Эффективность выявленных в исследовании педагогических условий формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза необходимо апробировать в ходе экспериментальной работы.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF TECHNICAL HIGHER

EDUCATION STUDENTS

© 2013 N.A.Ran

Povolzhskiy State University of Telecommunication and Information

This article is observing the term of organizational and administrative competence of students and also pedagogical conditions of its effective formation in technical institution are suggested.

Key words: competence; organizational and administrative competence, pedagogical conditions, effective formation in technical institution are suggested.

Ran Natalia Alekseevna, postgraduate student of the Economic and Information Systems Department. E-mail: natalirahn@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.