Научная статья на тему 'Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики'

Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ ЛИНГВИСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОДЕЛЬ / BACHELORS IN LINGUISTICS / PROFESSIONAL TRAINING / MANAGERIAL COMPETENCE / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краковская Ольга Сергеевна

Рассматривается проблема выработки организационно-управленческой компетенции в процессе профессиональной подготовки бакалавров лингвистики. На основе системного, компетентностного, личностно-деятельностного и коммуникативного подходов спроектирована модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики. Определено, что данная модель состоит из методологического, структурно-содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краковская Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of organisational and managerial competence in bachelor students in linguistics

This article considers the problem of developing managerial competence in the process of professional training of bachelors in linguistics. On the basis of the system, competence-based, learner-centered, and communicative approaches, the author builds a model of managerial competence formation in bachelors in linguistics. The author’s model comprises methodological, structural, procedural, and assessment components.

Текст научной работы на тему «Модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики»

УДК 37.013:811.111

О. С. Краковская

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ

Рассматривается проблема выработки организационно-управленческой компетенции в процессе профессиональной подготовки бакалавров лингвистики. На основе системного, компетентностного, личностнодеятельностного и коммуникативного подходов спроектирована модель формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики. Определено, что данная модель состоит из методологического, структурно-содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков.

This article considers the problem of developing managerial competence in the process of professional training of bachelors in linguistics. On the basis of the system, competence-based, learner-centered, and communicative approaches, the author builds a model of managerial competence formation in bachelors in linguistics. The author's model comprises methodological, structural, procedural, and assessment components.

Ключевые слова: бакалавры лингвистики, профессиональная подготовка, организационно-управленческая компетенция, модель.

Key words: bachelors in linguistics, professional training, managerial competence, model.

© Краковская О. С., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 2. С. 138—144.

Отечественное высшее профессиональное образование в области иностранных языков (ИЯ) переживает серьезные системные изменения. Вступление России в Болонский процесс и переход к двухуровневой модели высшего образования требует переосмысления и обновления теоретических и организационно-технологических основ профессиональной подготовки бакалавров.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика» (квалификация (степень) «Бакалавр») выдвигаются новые требования к результатам освоения основных программ бакалавриата. Организационно-управленческая деятельность (ОУД) входит в число обязательных компетенций данного стандарта и является одной из ключевых для будущего бакалавра лингвистики как организатора учебного процесса на ИЯ. В сфере ОУД выпускник бакалавриата должен владеть «навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива; информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания» [9, с. 5].

Таким образом, одной из важных задач в преподавании дисциплины «Иностранный язык» в языковом вузе должна стать ориентация на овладение бакалаврами лингвистики организационно-управленческой деятельностью на ИЯ. Это предполагает формирование как коммуникативной, так и организационно-управленческой компетенции (ОУК), в основе которой лежит подготовка и руководство учебным процессом на ИЯ.

Главной особенностью подобной деятельности является ее реализация на ИЯ, что требует наличия соответствующих коммуникативных навыков и умений. Анализ практики обучения ИЯ показывает, что бакалавры лингвистики владеют ими в недостаточной степени. Это выражается в незнании основных фраз и выражений по организации учебного процесса на ИЯ, а также неумении использовать их на разных этапах занятия.

Все вышесказанное указывает на первоочередность формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики на ИЯ.

Проблеме выработки организационно-управленческой компетенции педагога посвящены труды А. М. Имашева [1], В. Ю. Кричевского [4], Н. А. Рана [5], Н. В. Тамарской [6 — 7], Дж. Ашера [10], M. Финокьяро [11], В. Пауэлла [12], А. Скаперланда-Герлен [13], M. Андервуда [14], Дж. Винтертон и Р. Винтертон [15]. Однако отсутствуют разработки по проблеме формирования ОУК бакалавров лингвистики, осуществляющих организационно-управленческую деятельность на ИЯ. Это побуждает к рассмотрению сути данной компетенции бакалавров лингвистики в новых условиях.

139

140

Организационно-управленческая компетенция выступает составной частью профессиональной компетентности педагога. Это «особый вид профессиональной компетенции, представляющий собой совокупность измеряемых характеристик специалиста вуза, которая позволяет ему быть эффективным в профессиональной деятельности в условиях конкурентной среды рыночной экономики» [2, с. 115].

Наряду с организационно-управленческой компетенцией педагога некоторые исследователи в своих трудах рассматривают понятие организационно-управленческой компетентности педагога, более широкое по отношению к вышеназванному понятию. В их трактовке организационно-управленческая компетентность «является неотъемлемой частью профессионализма руководителя образовательного учреждения и выражается в его готовности и способности выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации учреждения профессионального образования» [8, с. 6]. Организационно-управленческая компетенция педагога содержит три аспекта: научно-теоретический, социально-психологический и операционно-технологический [3, с. 56].

Научно-теоретический аспект ОУК учитывает «научно-теоретическую готовность к организационно-управленческой деятельности, которая включает необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний, их организацию и организацию мыслительных способностей» [3, с. 57].

Социально-психологический аспект предусматривает «адекватность в сфере межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать конфликтные ситуации, гибкость стиля руководства и коммуникативность, что выражается в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми» [3, с. 57].

Операционно-технологический аспект ОУК предполагает «адекватную ориентацию в целеполагании процесса обучения, постановку конкретных задач для достижения целей обучения, определение приоритетности и соподчиненности этих задач» [3, с. 57].

Под организационно-управленческой компетенцией бакалавра лингвистики мы понимаем операциональную часть профессиональной компетентности, состоящую из кластера организационно-управленческих субкомпетенций (лингвистической, социолингвистической, прагматической ОУК), которая характеризуется сформированностью комплекса знаний, умений и навыков по реализации целевого, содержательного и процессуального компонентов педагогической системы на иностранном языке. В этом случае данное понятие рассматривается с точки зрения выработки вышеобозначенной компетенции на ИЯ, где мы выделяем кластер субкомпетенций, демонстрирующих неразрывную связь с коммуникативной компетенцией, основной при обучении ИЯ.

С целью достижения ОУК бакалавров лингвистики необходима разработка модели формирования вышеобозначенной компетенции.

Подобная модель состоит из методологического, структурно-содержательного, процессуального и оценочно-результативного блоков (рис.).

Социальный заказ: Закон «Об образовании», ФГОС ВПО по направлению 035700.62 «Лингвистика»

Недостаточное владение бакалаврами лингвистики основами организационноуправленческой деятельности (ОУД) на ИЯ

Цель: формирование организационно-управленческой компетенции (ОУК) бакалавров лингвистики на ИЯ *

^

формирование ОУД ^ 'ч формирование коммуникативнои компетенции (КК)

* *

а

о

ч

ю

*

*

и

и

У

2

О

Ч

о

Ч

о

8

2

Системный подход Компетентностный подход

1 Г 1 г

Принципы: Принципы:

конечной цели целостности иерархии сложности интеграции и дифференциации коммуникативности профессиональной направленности профессионализации

Личностно- деятельностный подход Коммуникативный подход

1 Г

Принципы: Принципы:

Индивидуализации единства развивающей, образовательной и воспитательной функций обучения речевой направленности индивидуализации функциональности ситуативности

-п-

л ю © «

£ 2 £ == ¡¡? §

Кластер субкомпетенций ОУК ♦ --------------------------

Лингвистическая ОУК

Социолингвистическая ОУК

Прагматическая ОУК

Методы обучения:

анализ конкретных ситуаций, метод кейс-стади Средства обучения: кейс-технологии Формы обучения: аудиторная работа

■дт:

Педагогические условия: обновление образовательной среды языкового вуза; использование инновационных компьютерных технологий в учебном процессе

Педагогическая технология формирования ОУК бакалавров лингвистики

к о л ю 0 н ны у * 0 « * 5 * 15 0 12 з е а Результат: сформированная ОУК бакалавров лингвистики на ИЯ

J

Уровни сформированности / Уровень элементарного владения (А1-А2)

ОУК бакалавров лингвистики \ Уровень самостоятельного владения (В1-В2)

141

Рис. Модель формирования организационно-управленческой компетенции

бакалавров лингвистики

142

Методологический блок включает системный, компетентностный, личностно-деятельностный и коммуникативный подходы. Каждый из вышеперечисленных подходов базируется на ряде принципов. Так, в основу системного подхода положены принципы конечной цели, целостности, иерархии, сложности, интеграции и дифференциации; ком-петентностного подхода — принципы коммуникативности, профессиональной направленности, профессионализации; личностно-деятельностного — принципы индивидуализации, единства развивающей, образовательной и воспитательной функций обучения; коммуникативного — принципы речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности.

Структурно-содержательный блок отражает кластер организационноуправленческих субкомпетенций, которые должны быть сформированы у бакалавров лингвистики: лингвистическую, социолингвистическую и прагматическую ОУК; для их выработки предполагается использовать кейс-технологии, содержащие языковые, речевые и коммуникативные кейсы.

Процессуальный блок подразумевает проектирование педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики. Она непосредственно направлена на составление кластера выделенных субкомпетенций ОУК. На разработку педагогической технологии наибольшее влияние оказывают такие условия, как постоянное обновление образовательной среды языкового вуза и активное применение в учебном процессе инновационных компьютерных технологий.

Оценочно-результативный блок предполагает выработанную ОУК бакалавров лингвистики, в частности достижение уровней сформирован-ности субкомпетенций по шкале «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»: элементарного владения (А1 — А2) и самостоятельного (В1 — В2). Выделение только двух уровней связано с тем, что испытуемые являются студентами 2-х и 3-х курсов бакалавриата по направлению «Лингвистика».

Перейдем к рассмотрению кластера отмеченных субкомпетенций организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики.

Лингвистическая организационно-управленческая компетенция предусматривает знание основных фраз и выражений по осуществлению учебного процесса на ИЯ, а также ключевых фраз и выражений языка мультимедиа, что обнаруживается во владении главными командами компьютерных программ, используемых при обучении в языковом вузе.

Социолингвистическая организационно-управленческая компетенция включает способность бакалавров лингвистики устанавливать конструктивные отношения на ИЯ, умение применять фразы и выражения по организации учебного процесса на ИЯ на различных этапах занятия.

Прагматическая организационно-управленческая компетенция предполагает возможность реализации стратегии профессионального поведения бакалавров лингвистики, умение проводить учебный процесс на ИЯ и решать разные коммуникативные задачи, осуществляя тем самым разнообразные интенции (контактоустанавливающие, регулирующие, информативные, оценочные).

Критерии сформированности субкомпетенций ОУК бакалавров лингвистики соответствуют уровням владения ИЯ по шкале общеевропейских компетенций.

Исходя из всего вышесказанного, отметим, что выработка организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики на ИЯ должна происходить с учетом обновления образовательной среды языкового вуза и использования инновационных компьютерных технологий в учебном процессе. Наряду с этим должна осуществляться опора на системный, компетентностный, личностно-деятельностный и коммуникативный подходы. Целесообразно проектирование педагогической технологии, связанной с вышеназванной компетенцией.

Таким образом, разработанная модель направлена на формирование организационно-управленческой компетенции бакалавров лингвистики, что является важной задачей в профессиональном языковом образовании и будет способствовать более качественной и эффективной вузовской подготовке.

Список литературы

1. Имашев А. М. Формирование организационно-управленческих функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2011. № 3 (20). URL: http://www.kamgifk.ru/magazin//20_(3) _2011/20_(3)_2011_10.pdf (дата обращения: 04.03.2013).

2. Колодезникова С. И., Неустроева Е. Н. Управленческая компетентность как ключевой фактор в профессиональном становлении специалиста вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. Сер. : Педагогика, психология. С. 114 — 118. URL: http://elibrary.ru/download/71462685.pdf (дата обращения: 28.04.2013).

3. Котельникова И. М., Еремеева О. А. Формирование профессиональных компетенций как проблема повышения качества образования // Успехи современного естествознания. 2009. № 5. URL: http: //www.rae.ru (дата обращения: 17.06.2013).

4. Кричевский В. Ю. Управление — деятельность профессиональная. СПб., 2001.

5. Ран Н. А. Содержательное наполнение процесса формирования организационно-управленческой компетентности студентов технического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электрон. науч. журн. 2012. № 1 (1). С. 98 — 104. URL: http://vestospu/archive/2012/ stat/ran_2012_1.pdf (дата обращения: 07.01.2013).

6. Тамарская Н. В. Условия совершенствования управленческой подготовки специалистов // Материалы XIV ежегодной межвузовской научно-практической конференции : сб. науч. ст. : в 2 ч. Калининград, 2006. Ч. 2. С. 187 — 188.

7. Тамарская Н. В. Формирование управленческой культуры педагога в системе непрерывной профессиональной подготовки : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2004.

8. Таюрский А. И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 1 (79). С. 5 — 7.

143

144

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 035700 «Лингвистика» (квалификация (степень) «Бакалавр»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Asher J.J. Learning Another Language Through Actions. The Complete Teacher's Guidebook. Los Gatos — California, 1988.

11. Finocchiaro M., Brumfit C. The Functional-Notional Approach. From Theory to Practice. Oxford, 1983.

12. Powell W. R. The Impact of Managerial Leadership in Strategic Direction on Organizational Effectiveness. Walden, 2005. URL: http://search.proquest.com/ pqdtft/ (дата обращения: 21.09.2012).

13. Scaperlanda-Herlein A. M. Examination of Managerial Competencies and Their Relationship to Performance. St. Ambrose, 2009. URL: http://search.proquest.com/ pqdtft/ (дата обращения: 21.09.2012).

14. Underwood M. Effective Class Management. A Practical Approach. Longman, 1995.

15. Winterton J., Winterton R. Developing Managerial Competence. L., 1999. URL: http://site.ebrary.com/id/10071191?ppg=2 (дата обращения: 13.06.2013).

Об авторе

Ольга Сергеевна Краковская — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: OKrakovskaya@kantiana.ru

About the author

Olga Krakovskaya, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: OKrakovskaya@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.