Научная статья на тему 'Формирование организационно-управленческой компетентности у бакалавров направления подготовки «Физическая культура»'

Формирование организационно-управленческой компетентности у бакалавров направления подготовки «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якименко Олег Дмитриевич

Процесс подготовки бакалавров физической культуры в современных условиях российского образования, требует формирования у обучаемых целого ряда компетентностей. Одной из важнейших компетентностей, на наш взгляд, является организационно-управленческая. Организационно-управленческая компетентность представляет собой знания и умения организовывать спортивные соревнования различного масштаба, работать с финансовыми потоками, документацией, вести маркетинговую деятельность, планирование и многое другое. В рамках НГУ им. П.Ф. Лесгафта, организационно-управленческая компетентность бакалавров физической культуры формируется целым рядом учебных дисциплин. Тем не менее, по нашему мнению, формирование этой компетентности может быть продолжено путем внедрения в программу обучения новых дисциплин и методик обучения. В связи с этим, нами была разработана учебная дисциплина «Управление Олимпийскими Играми», внедрить которую предлагается в учебную программу бакалавров физической культуры, как факультативный предмет. Для успешного усвоения материала, был разработан комплекс педагогических мер с применением интерактивных форм обучения. Апробация учебной дисциплины происходила в форме эксперимента, результаты которого отражены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якименко Олег Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of organizational management competence among bachelor-students specializing in physical education

The educational process for Bachelors of Physical Education in the modern Russian education system requires a number of competences. One of the key competences, in our opinion, is organizational management. Organizational management competence is referred to as the knowledge and skills to organize sports events of various scales, to work with finances and documentation, provide marketing activity, planning and much more. Within the scope of Lesgaft University, organizational management competence of Bachelors of Physical Education is formed by a number of the academic disciplines. Nevertheless, in our opinion, the formation of this competence can be improved by introducing the new programs, subjects and teaching methods. In this regard, we have developed a training course "Management of the Olympic Games", which we suggest introducing as a facultative subject to the curriculum for the Bachelor-students of Physical Education Department. The complex of teaching methods with interactive forms of education has been introduced for the better comprehension of the material. Testing of this discipline was carried out in an experimental form, the results of which are provided in this article.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-управленческой компетентности у бакалавров направления подготовки «Физическая культура»»

езда на удаленный ориентир и к преданию камню должных степени вращения и величины ускорения при выпуске. Особенно ярко подобная закономерность прослеживается у спортсмена, бросающего камни №№ 1 и 5 в энде (совмещающего бросковые функции первого номера и капитана). В данном случае можно говорить о выраженной бросковой «специализации». У керлера, выполняющего 2, 3 и 4-й броски в энде, соотношение различных видов бросков более симметричное, подразумевающее универсализм игрока.

Таблица 2

Количество полностью невыполненных бросков керлерами в дисциплине

«Mixed doubles» в среднем за одну игру

Кол-во бросков с оценкой «0»

Спортсмен, выполняющий 1 и 5 броски 3 (18,8% от всех бросков)

Спортсмен, выполняющий 2,3 и 4 броски 2 (8,3% от всех бросков)

Команда в целом 5 (12,5% от всех бросков)

Очевидно, что, несмотря на меньшее количество бросков, выполняемых одним из спортсменов, он совершает в среднем за игру большее количество грубых ошибок, которые при этом могут существенно повлиять на результат игры в целом. Невыполнение первого задания не позволяет команде реализовать свой тактический план на энд, а неудачный пятый пуск спортивного снаряда может привести к проигрышу большого количества очков.

Игровая деятельность спортсмена, начинающего и заканчивающего энд, является более стандартизированной по сравнению с его партнером по команде. Но броски, которые он должен выполнять изначально являются более сложными. Из постановочных бросков 61,5% относятся к категории «фриз», 23,1% - к категории «гард к камню в доме», тогда как у его напарника - 46,6% и 9,5% соответственно. В контактных бросках на долю спортсмена, выполняющего первый и пятый броски, преимущественно выпадают «двойные тэйк-ауты» - 50%, когда из игры одни броском необходимо удалить 2 и более спортивных снарядов соперника. Подобная концентрация сложных как контактных, так и постановочных бросков в деятельности одного «номера» команды не характерна для классического керлинга.

ВЫВОДЫ

Процесс соревновательной деятельности керлеров в дисциплине «Mixed doubles» существенно отличается от тех видов керлинга, которые уже давно присутствуют в программе Зимних Олимпийских игр. В ходе подготовки спортсменов для смешанных пар необходимо в большей степени совершенствовать выполнение сложных вариантов как контактных, так и постановочных бросков, особенно для игрока, выполняющего первый и завершающий бросок в энде.

Контактная информация: d.s.mel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.077.5

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Олег Дмитриевич Якименко, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Процесс подготовки бакалавров физической культуры в современных условиях российского образования, требует формирования у обучаемых целого ряда компетентностей. Одной из важней-

ших компетентностей, на наш взгляд, является организационно-управленческая. Организационно-управленческая компетентность представляет собой знания и умения организовывать спортивные соревнования различного масштаба, работать с финансовыми потоками, документацией, вести маркетинговую деятельность, планирование и многое другое. В рамках НГУ им. П.Ф. Лесгафта, организационно-управленческая компетентность бакалавров физической культуры формируется целым рядом учебных дисциплин. Тем не менее, по нашему мнению, формирование этой компетентности может быть продолжено путем внедрения в программу обучения новых дисциплин и методик обучения. В связи с этим, нами была разработана учебная дисциплина «Управление Олимпийскими Играми», внедрить которую предлагается в учебную программу бакалавров физической культуры, как факультативный предмет. Для успешного усвоения материала, был разработан комплекс педагогических мер с применением интерактивных форм обучения. Апробация учебной дисциплины происходила в форме эксперимента, результаты которого отражены в статье.

Ключевые слова: организационно-управленческая компетентность, бакалавры физической культуры, Олимпийские игры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p317-322

FORMATION OF ORGANIZATIONAL MANAGEMENT COMPETENCE AMONG BACHELOR-STUDENTS SPECIALIZING IN PHYSICAL EDUCATION

Oleg Dmitrievich Yakimenko, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The educational process for Bachelors of Physical Education in the modern Russian education system requires a number of competences. One of the key competences, in our opinion, is organizational management. Organizational management competence is referred to as the knowledge and skills to organize sports events of various scales, to work with finances and documentation, provide marketing activity, planning and much more. Within the scope of Lesgaft University, organizational management competence of Bachelors of Physical Education is formed by a number of the academic disciplines. Nevertheless, in our opinion, the formation of this competence can be improved by introducing the new programs, subjects and teaching methods. In this regard, we have developed a training course - "Management of the Olympic Games", which we suggest introducing as a facultative subject to the curriculum for the Bachelor-students of Physical Education Department. The complex of teaching methods with interactive forms of education has been introduced for the better comprehension of the material. Testing of this discipline was carried out in an experimental form, the results of which are provided in this article.

Keywords: organizational management competence, Bachelors of Physical Education Department, The Olympic Games.

Современный процесс подготовки бакалавров физической культуры, основанный на компетентностном подходе в образовании, требует формирования и развития целого ряда компетентностей.

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», в процессе образования, выпускники данной специальности должны обладать рядом профессиональных компетентностей. В их число входит и организационно-управленческая компетентность, а именно, «способность организовывать и проводить массовые физкультурные и спортивно-зрелищные мероприятия, разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию», «составлять индивидуальные финансовые документы учета и отчетности в сфере физической культуры и спорта», «вести профессиональную деятельность с учетом особенностей функционирования различных типов спортивных объектов», «организовывать физкультурно-спортивные мероприятия с учетом действующих норм и правил безопасности для участников, зрителей и обслуживающего персонала», «осуществлять маркетинговую деятельность» и т.д. (ПК-21, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27) [1].

Формирование организационно-управленческой компетентности бакалавров физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта во время обучения в университете происхо-

дит в процессе освоения следующих учебных дисциплин: экономика физической культуры и спорта, предпринимательство в профессиональном спорте, спортивные сооружения и экипировка, организация спортивно-зрелищных мероприятий, менеджмент спортивных соревнований, педагогическая практика. Тем не менее, по нашему мнению, формирование компетентности может быть продолжено в рамках других учебных дисциплин.

Для того чтобы продолжить формирование организационно-управленческой компетентности бакалавров физической культуры, нами была разработана учебная дисциплина «Управление Олимпийскими играми», как факультативный предмет и в ее рамках произведен эксперимент.

В качестве экспериментальной группы нами были выбраны бакалавры 2-го курса, обучающиеся на факультете неолимпийских видов спорта НГУ им. П.Ф. Лесгафта, в группах № 216, 217 и 218. Эксперимент проводился в 4-ом семестре очной формы обучения. Всего в эксперименте принял участие 21 студент.

Обучение в экспериментальной группе производилось посредством разработки и внедрения новой учебной дисциплины и специально разработанных форм, методов и средств обучения, оценки успеваемости, которые представляют собой технологический ресурс компетентностно-ориентированного образования. В педагогическую основу эксперимента были заложены современные технологии образования, включающие моделирование содержания будущей профессиональной деятельности и применение активных методов обучения. В процессе обучения нами были использованы пассивные и активные (интерактивные) методы. К пассивным методам относятся лекции, тесты, самостоятельная работа и опросы. К активным (интерактивным) методам относится творческая работа в малых группах, игровое обучение, метод портфолио, обсуждение и работа с наглядными материалами (слайды и видеоматериалы).

Для формирования организационно-управленческой компетентности использовались следующие средства обучения: аудиовизуальные (презентации, слайды), печатные (раздаточные материалы, тесты, анкеты, учебные материалы), наглядные (иллюстрации, доски).

Учебная дисциплина проводилась во взаимосвязи с другими дисциплинами по управлению в спорте, что позволило формировать организационно-управленческую компетентность. Целью дисциплины является формирование у бакалавров представления об организационно-управленческом процессе, проходящем на всех этапах подготовки к проведению Олимпийских игр.

В ходе эксперимента мы оценили знания бакалавров по проблеме управления Олимпийскими Играми. Знания оценивались путем ответа на вопросы тестирования. Тест состоял из 20 вопросов, разделенных на 4 категории: историко-терминологическая, маркетинг, функционально-нормативная и организационная. Ниже представлены результаты сравнения ответов группы до и после проведения эксперимента, по категориям вопросов, в процентах.

Таблица 1

Сравнение результатов тестирования до и после проведения эксперимента

по категориям вопросов

Категории вопросов Группа до эксперимента Группа после эксперимента

Историко-терминологическая 83% 97%

Маркетинг 32% 90%

Функционально-нормативная 49% 81%

Организационная 58% 80%

Результаты тестирования до проведения эксперимента позволили нам акцентировать внимание на более детальном прохождении тем, по которым наблюдались самые низкие результаты и тем самым сбалансировать уровень знаний студентов по всем аспектам проблемы управления Олимпийскими играми по завершению учебной дисциплины.

В соответствии с результатами тестирования мы уделили больше времени изучению вопросов, связанных с маркетингом Олимпийских игр, организациями управления Олимпийским движением, их функциям и задачам. Вопросы историко-терминологической группы носят более общий характер и ответы на них широко известны не только в профессиональной среде. Соответственно, в этой группе вопросов были получены самые высокие результаты.

Сравнение результатов тестирования экспериментальной группы до и после проведения эксперимента показало значительное повышение уровня знаний бакалавров по проблеме управления Олимпийскими играми. Анализ результатов показал увеличение процента правильных ответов по всем группам вопросов тестирования.

Знания бакалавров историко-терминологической группы повысились на 14%. Знание маркетинга Олимпийских игр повысилось на 58%, что стало результатом акцентирования обучения на этой проблеме. Знания функций организаций Олимпийского движения повысились на 32%, а структуры управления и организаций Олимпийского движения -на 22%. При этом, общий процент правильных ответов повысился на 28%, с 59% до проведения формирующего эксперимента до 87% по его завершению.

Полученные результаты говорят об эффективности построения учебно-методического комплекса дисциплины «Управление Олимпийскими играми», а также о необходимости внедрения дисциплины в программу образования бакалавров физической культуры, как предмета по выбору, что повысит уровень профессиональных знаний обучающихся.

Диагностика умений студентов группы производилось путем самооценки, методом анкетирования. Для повышения достоверности результатов анкетирования, перед его проведением мы объясняли бакалаврам его цель и критерии самооценки. Анкетирование проводилось анонимно.

Анкета состояла из 20 позиций, каждую из которых бакалавры должны были оценить по 10-балльной шкале. Все позиции для самооценки были объединены в 4 группы, каждая из которых отражала уровень умений по одному из четырех компонентов организационно-управленческой компетентности, сформулированных в предложенной нами модели: аналитический, коммуникативный, организационный и конструктивный. Обработка результатов анкетирования производилась путем подсчета среднего балла по каждому вопросу анкеты и компоненту.

При окончательной обработке результатов и определении уровня умений по каждому компоненту организационно-управленческой компетентности мы руководствовались разработанными нами категориями оценки:

- средний балл от 1 до 2 - недостаточный уровень сформированности. Умения проявляются эпизодически и зачастую неосознанно. Отсутствует теоретическая база знаний, что делает невозможным решение поставленных задач на практике.

- средний балл от 2 до 4 - низкий уровень сформированности. Существуют поверхностные теоретические знания, но их содержание и степень освоения не позволяют применять их на практике. Как правило, умения несистемные, что делает возможным решение только некоторых аспектов проблемы.

- средний балл от 4 до 6 - средний уровень сформированности. Теоретические знания достаточны и систематизированы. Умения сформированы, но отсутствие разнообразной практики их применения ограничивает эффективность деятельности.

- средний балл от 6 до 8 - высокий уровень сформированности. Теоретические знания глубокие. Умения сформированы, есть опыт практического применения (не всегда в реальных условиях). Иногда не хватает умений для эффективной деятельности в нестандартных ситуациях (креативности) и способности действовать в постоянно меняющихся условиях.

- средний балл от 8 до 10 - продвинутый уровень сформированное™. Профессионал, обладающий глубокими знаниями и практическим опытом их применения в различных ситуациях. Высокая мотивация, способность к самообразованию, может эффективно действовать и применять умения в постоянно меняющихся условиях.

Результаты анкетирования экспериментальной группы до и после проведения эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение результатов анкетирования экспериментальной группы

до и после проведения формирующего эксперимента

Компонент Группа до эксперимента Группа после эксперимента

Средний балл Уровень сформированности Средний балл Уровень сформированности

Аналитический 5,3 Средний 7,4 Высокий

Коммуникативный 4,3 Средний 8,0 Высокий

Организационный 3,0 Низкий 7,9 Высокий

Конструктивный 3,6 Низкий 6,7 Высокий

Анализ таблицы 2 показал, что изучение учебной дисциплины «Управление Олимпийскими играми» с использованием интерактивных форм обучения, способствовало повышению уровня самооценки студентов экспериментальной группы своих умений к организационно-управленческой деятельности.

Студенты стали осознавать больший потенциал к аналитической работе и умению строить коммуникации. Возросли и возможности организаторской деятельности и способность к принятию эффективных управленческих решений. При этом самый большой рост среднего балла был продемонстрирован в рамках организационного компонента, где рост составил 4,9 балла. Это говорит об эффективности внедрения разработанной нами интерактивной деловой игры, способствующей развитию организационных способностей.

Согласно разработанной нами шкале оценки уровня умений студентов, после проведения эксперимента, самооценка бакалавров по всем четырем компонентам попала в категорию «Высокая». Это свидетельствует о том, что студенты после проведения эксперимента осознают свой потенциал к организационно-управленческой деятельности и могут применить полученные знания на практике, т.е. учебный курс способствовал формированию организационно-управленческой компетентности, что и являлось целью проведения эксперимента.

Для того чтобы подтвердить полученные результаты, нами был проведена статистическая обработка данных, результаты которой представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Результаты тестирования группы до и после проведения эксперимента

Группа п Этап х±а Ме Р

Экспериментальная 20 До 0,59±0,06 0,65 р<0,001

После 0,87±0,03 0,90

В таблице 3 приведены результаты тестирования группы до и после проведения эксперимента. р<0,001 означает, что различие результатов теста после проведения эксперимента в группе статистически достоверно лучше, чем до эксперимента, что означает улучшение результатов группы в ходе эксперимента.

Таблица 4

Результаты анкетного опроса группы до и после проведения эксперимента

Группа п Этап х±а Ме Р

Экспериментальная 20 до 3,92±0,24 4,1 р<0,001

после 7,53±0,14 7,6

В таблице 4 показаны результаты анкетного опроса группы до и после проведения эксперимента. р<0,001 означает, что различие результатов анкетного опроса после про-

ведения эксперимента в группе статистически достоверно лучше, чем до проведения эксперимента, что говорит в пользу примененной методики в эксперименте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование организационно-управленческой компетентности бакалавров физической культуры может быть продолжено путем внедрения в образовательный процесс новых учебных дисциплин с применением современных форм и методов обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)" [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/. - Дата обращение 01.01.2016.

REFERENCES

1. The order of the Ministry of education and science of Russia from 07.08.2014 N935 "On approval of the Federal state educational standard of higher education by field of study 49.03.01 Physical education (bachelor's level)", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/.

Контактная информация: yakimenko_od@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.