Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования'

Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СРЕДСТВА ИКТ / EDUCATIONAL INFORMATIZATION / BACHELOR STUDENTS / MAJOR DISCIPLINES / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / MEANS OF ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиахмедов Д.Б.

В работе описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования, где важное место занимают средства ИКТ в обучении дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта». Спортивная организация имеет определённую внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Тем самым в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. В решении этих вопросов важную роль могут сыграть средства ИКТ, которые являются основными составляющими процесса управления образовательным учреждением в условиях информатизации педагогического образования. Владение этими средствами приводит к формированию ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

In the work the author studies a process of formation of professional competence of future bachelors, who major in Physical Education in the conditions of informatization of education, where the important place is taken by means of ICT in training discipline “Management of physical education and sport” is described. A sports organization has a specific internal structure, based on the specifics of a sport. It has management departments, divisions, groups, teams. Thus, in sports organizations there are different types of management activities. In addressing these issues ICT tools that are the basic components of the management process of educational establishment in conditions of using new educational technologies in teaching can play an important role. The acquiring of such learning skills facilitates the forming of ICT-competence in future bachelor students, whose major discipline is Physical Education (Code 49.03.01).

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования»

Таким образом, внедрение разработанной нами модели адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе обеспечивает комплексное достижение цели - повышение уровня адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе. На наш взгляд, модель процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в

Библиографический список

вузе позволяет наглядно отразить сущность изучаемого процесса, конкретизировать механизм формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе, обеспечить возможность более четкого представления целенаправленного процесса развития у них профессиональных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в любом российском вузе.

1. Капелевич M^ Концептуальные основы довузовской подготовки. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2001.

2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

3. Григорьева M^. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды. Мир психологии. 2008; 1 (53): 93 - 100.

4. Григорьева M^. Понятийный аппарат психологии адаптации личности. Известия Саратовского университета. Новая серия: Акме-ология образования. Психология развития. 2014; Т. 3; Вып. 3: 259 - 263.

5. Арендачук И. В. Проблема психологического анализа профессионального развития личности. Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. 2009; Т. 2; № 2: 22 - 27.

6. Иванова M.A., Зинковский А.В. Системный подход к исследованию адаптации иностранных студентов. Научно-технические ведомости СПбТУ. 2005; 2 (40): 243 - 248.

7. Шамионов P.M. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности. Теоретическая и экспериментальная психология. 2012; Т. 5; № 2: 72 - 80.

8. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Mосква: Политиздат, 1987.

9. Штофф В.А. Моделирование и философия. Mосква; Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1966.

10. Новикова Л.И. Mетодологический аспект проблемы моделирования воспитательных систем. Моделирование воспитательных систем: теория практике. Под редакцией Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Mосква: Издательство РОУ, 1995: 5 - 10.

11. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов. Славянск: СГПУ, 2010.

12. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2005.

References

1. Kapelevich M.S Konceptual'nye osnovy dovuzovskojpodgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.

2. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

3. Grigor'eva M.V. K razrabotke konceptual'noj modeli vzaimodejstviya lichnosti i sredy. Mirpsihologii. 2008; 1 (53): 93 - 100.

4. Grigor'eva M.V. Ponyatijnyj apparat psihologii adaptacii lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2014; T. 3; Vyp. 3: 259 - 263.

5. Arendachuk I. V. Problema psihologicheskogo analiza professional'nogo razvitiya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2009; T. 2; № 2: 22 - 27.

6. Ivanova M.A., Zinkovskij A.V. Sistemnyj podhod k issledovaniyu adaptacii inostrannyh studentov. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbTU. 2005; 2 (40): 243 - 248.

7. Shamionov R.M. Sootnoshenie adaptacionnoj gotovnosti i social'noj aktivnosti lichnosti. Teoreticheskaya i 'eksperimental'naya psihologiya. 2012; T. 5; № 2: 72 - 80.

8. Filosofskij slovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. Moskva: Politizdat, 1987.

9. Shtoff V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva; Leningrad: Nauka, Leningradskoe otdelenie, 1966.

10. Novikova L.I. Metodologicheskij aspekt problemy modelirovaniya vospitatel'nyh sistem. Modelirovanie vospitatel'nyh sistem: teoriya praktike. Pod redakciej L.I. Novikovoj, N.L. Selivanovoj. Moskva: Izdatel'stvo ROU, 1995: 5 - 10.

11. Lodatko E.A. Modelirovanie pedagogicheskih sistem iprocessov. Slavyansk: SGPU, 2010.

12. Dahin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie. Novosibirsk: Izdatel'stvo NIPKiPRO, 2005.

Статья поступила в редакцию 23.12.15

УДК 378.2

Gadzhiakhmedov D.B., Cand. of Sciences (Economics), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: timur.60@mail.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION. In the work the author studies a process of formation of professional competence of future bachelors, who major in Physical Education in the conditions of informatization of education, where the important place is taken by means of ICT in training discipline "Management of physical education and sport" is described. A sports organization has a specific internal structure, based on the specifics of a sport. It has management departments, divisions, groups, teams. Thus, in sports organizations there are different types of management activities. In addressing these issues ICT tools that are the basic components of the management process of educational establishment in conditions of using new educational technologies in teaching can play an important role. The acquiring of such learning skills facilitates the forming of ICT-competence in future bachelor students, whose major discipline is Physical Education (Code 49.03.01).

Key words: educational informatization, bachelor students, major disciplines, physical education, professional competence, means of ICT.

Д.Б. Гаджиахмедов, канд. экон. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описан процесс формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по профилю «Физическая культура» в условиях информатизации образования, где важное место занимают средства иКт в обучении дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта». Спортивная организация имеет определённую внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Тем самым в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. В решении этих вопросов важную роль могут сыграть средства ИКТ, которые являются основными составляющими процесса управления образова-

тельным учреждением в условиях информатизации педагогического образования. Владение этими средствами приводит к формированию ИКТ-компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура.

Ключевые слова: информатизация образования, будущий бакалавр, направление подготовки, физическая культура, профессиональная компетентность, средства ИКТ.

Одним из новшеств Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) является компетентностный подход в подготовке будущих специалистов, в частности - будущих бакалавров по профилю «Физическая культура». В связи с этим идёт его осмысление, отражающее и задающее сегодняшнюю специфику образовательного процесса, которая связана с информатизацией образования. Как отмечает С.В. Панюкова, информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [1].

Процесс информатизации вуза предъявляет новые задачи к формированию профессиональной компетентности будущего бакалавра по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура, о чём поясняют федеральные требования к образовательным организациям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений средствами информационных и коммуникационных технологий [2].

И.В. Роберт [3] под средствами ИКТ подразумевает программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

Одним из главных направлений подготовки бакалавров педагогического образования, в частности, по профилю «Физическая культура», как отмечено в новых ФГОС высшего образования, является внедрение современных образовательных технологий. К таким технологиям относятся средства ИКТ, проектные технологии, тестовые технологии, технологии проблемного обучения, игровые и здоровьесберегающие технологии, которые составляют основу управления образовательными учреждениями. В учебный план подготовки бакалавров по профилю «Физическая культура» включена дисциплина «Менеджмент физической культуры и спорта». Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной

Библиографический список

отрасли и организациями межотраслевых комплексов предприятий. Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта, тем самым в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. В решении вопросов эффективного управления важную роль могут сыграть средства ИКТ, которые являются основными составляющими процесса управления образовательным учреждением в условиях информатизации педагогического образования. Владение этими средствами приводит к формированию ИКТ-компетентности будущих бакалавров, которая является основной составляющей профессиональной компетентности [4].

Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура (уровень бакалавриат) позволил нам выделить следующие компетенции, которые должны быть сформированы у будущих бакалавров в условиях информатизации образования:

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности (ОПК-13);

- способностью осуществлять маркетинговую деятельность по продвижению физкультурно-спортивных услуг и товаров (ПК-27);

- способностью применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщение и выводы (ПК-29).

Общепрофессиональная компетенция (ОПК-13) формируется у будущих бакалавров при работе в электронной библиотеке и основными информационными ресурсами электронной образовательной среды вуза.

Для формирования профессиональной компетенции ПК-27 нами используются социальные сервисы Web 2.0, которые позволяют будущим бакалаврам при изучении дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта» использовать открытые, бесплатные и свободные электронные ресурсы. Здесь большую роль играют педагогические сетевые сообщества по обмену знаниями о коллекциях цифровых объектов, которые могут поделиться программными агентами с образованием. Социальные сервисы Web 2.0 (Веб 2.0) - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Формирование профессиональной компетенции ПК-29 в организации научно-исследовательской деятельности у будущих бакалавров осуществляется при изучении приложений MS Office в курсе «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

1. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Москва, 2010.

2. Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата). Available at: www. consultant.ru

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). Москва, 2014.

4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Практическое руководство. Москва, 2007. References

1. Panyukova S.V. Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva, 2010.

2. Ob utverzhdenii FGOS VO po napravleniyu podgotovki 49.03.01 Fizicheskaya kul'tura (uroven' bakalavriata). Available at: www. consultant.ru

3. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiji tehnologicheskij aspekty). Moskva, 2014.

4. Patarakin E.D. Social'nye servisy Veb 2.0 vpomosch'uchitelyu. Prakticheskoe rukovodstvo. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 25.12.15

УДК 378

Gazieva Ya.Z., senior teacher, Department of Psychology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), Е-mail: gazieva.yaha@yandex.ru

ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF THE COMPETENCE OF AN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST TO CARRY OUT A PSYCHOLOGICAL TEACHING OF PARENTS. The article analyzes the structural components in the ability of an educational psychologist to conduct psychological education of parents in the field of mental development of children in their teens. Namely, the research-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.