Научная статья на тему 'Управленческая компетентность как критерий качества профессиональной подготовки специалиста по рекреации и туризму'

Управленческая компетентность как критерий качества профессиональной подготовки специалиста по рекреации и туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гониянц С. А., Фефелова Вера Николаевна

This paper explains the notion of «management competence», describes the structure and composition of management competence of specialists in tourism and recreation, and proves the efficiency of competence's approach to training students for professional management activities in tourism and recreation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гониянц С. А., Фефелова Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper explains the notion of «management competence», describes the structure and composition of management competence of specialists in tourism and recreation, and proves the efficiency of competence's approach to training students for professional management activities in tourism and recreation.

Текст научной работы на тему «Управленческая компетентность как критерий качества профессиональной подготовки специалиста по рекреации и туризму»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМУ

В.Н. ФЕФЕЛОВА, С.А. ГОНИЯНЦ, РГУФКСиТ (ГЦОЛИФК)

Аннотация

В данной работе характеризуется понятие «управленческая компетентность», описываются структура и состав управленческой компетентности специалиста по рекреации и туризму, обосновывается эффективность использования компетентностного подхода в подготовке студентов к управленческой

деятельности.

Abstract

This paper explains the notion of «management competence», describes the structure and composition of management competence of specialists in tourism and recreation, and proves the efficiency of competence’s approach to training students for professional management activities in tourism and recreation.

Ключевые слова: управленческая компетентность, компетентностный подход, управленческая подготовка.

Введение

Высшее образование в настоящее время воспринимается как императивное требование работодателя, как необходимое, но недостаточное условие получения рабочего места в эффективном сегменте рынка труда.

Во многих случаях работодатель не получает того работника, который ему нужен, и вынужден поэтому инвестировать средства в переобучение кадров [1]. Во многом это обусловлено несформированностью у выпускников необходимых универсальных и профессиональных компетентностей [2, 3].

Традиционно работодатели в сфере рекреационнооздоровительной и туристской деятельности наиболее жесткие требования предъявляют к управленческой компетентности специалиста, определяемой как готовность и способность специалиста принимать эффективные управленческие решения в профессиональной деятельности на основе интегрированных знаний, умений, опыта, а также личностных качеств.

Исследовательская задача: определить структуру и состав управленческой компетентности будущих специалистов, обучающихся по специальности 032103(65) -Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм.

Методика

В соответствии с требованиями к объему выборки были опрошены две группы экспертов: первая группа -работодатели - 18 чел. из Москвы и регионов России в возрасте от 28 до 57 лет (средний возраст - 44,6 года), стаж профессиональной деятельности в сфере рекреации и туризма которых составил в среднем 9,4 года (от 5 до 27 лет). В экспертном опросе приняли участие начальники управлений и отделов Минспорттуризма и Росту-ризма, а также директора и их заместители коммерческих организаций индустрии рекреации, фитнеса и туризма.

Вторая группа - преподаватели дисциплин, связанных с менеджментом рекреации и туризма. Были опрошены 16 экспертов в возрасте от 26 до 68 лет (средний возраст - 48,7 года), педагогический стаж которых составил в среднем 14,8 года (от 5 до 29 лет); 10 экспертов имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Результаты

По результатам экспертного опроса определена следующая структура компонентов управленческой компетентности (коэффициент согласованности мнений двух групп экспертов Wобщ= 0,79): операционально-

(ШШ)

деятельностный компонент (управленческие умения и навыки); эмоционально-ценностный компонент

(управленческие качества личности, ценности, приверженность этическим нормам); когнитивный компонент (управленческие знания); мотивационный компонент (уровень мотивации достижений, уровень управленческого самоопределения).

Исходя из специфики управленческой деятельности специалиста по рекреации и туризму, его функциональных обязанностей, анализа содержательных аспектов профессионально-образовательных программ ФГОС ВПО 032103(65) - Рекреация и спортивнооздоровительный туризм, анализа литературных данных (более 45 источников), был составлен перечень из 43 основных управленческих знаний, умений, навыков, необходимых для успешной управленческой деятельности специалиста. Респондентам предлагалось определить степень значимости включения перечисленных знаний, умений и навыков в состав управленческой компетентности (5 - наибольшая степень значимости, 1 - наименьшая).

Экспертный опрос показал (Wобщ= 0,76), что в структуре когнитивного компонента объективно должны быть представлены следующие управленческие знания: нормативно-правовые знания сферы физкультурно-рекреационных и туристских услуг (средний балл значимости и стандартное отклонение: 4,8±0,7), знания рекреационного и туристского продукта (4,8±0,6), организационно-методические знания и командно-административные знания управления рекреационно-оздоровительной, туристской, краеведческой, экскурсионно-методической и туроператорской деятельностью (4,8±0,9), основы рыночной экономики и менеджмента в контексте управления рекреационно-оздоровительной и туристской деятельностью (4,7±1), знание форм, методов и практических приемов обеспечения высокого уровня мотивации сотрудников в учреждениях туристского, рекреационного и санаторно-курортного профиля (4,7±1,2), социальнопсихологические знания о практических приемах эффективного управленческого общения, способах предупреждения и разрешения межличностных конфликтов (4,6±0,9).

Для «оживления» имеющейся базы знаний необходимо задействование операционально-деятельностного вектора управленческой компетентности. Операциональнодеятельностный компонент структуры управленческой компетентности представляет собой взаимосвязанный комплекс используемых умений и навыков, необходимых будущему специалисту по рекреации и туризму для качественной реализации управленческих функций. При этом необходимо отметить, что слаборазвитые управленческие умения являются одним из основных недостатков выпускников. По результатам экспертного опроса (^^общ= 0,86) нами были выделены шесть блоков управленческих умений и навыков специалиста по рекреации и туризму.

Первый блок аналитико-прогностических умений объединил такие профессиональные умения, как

умение анализировать и прогнозировать развитие управленческой ситуации и последствия принимаемых решений (4,9±1,2), умение анализировать состояние дел в учреждениях туристского, рекреационного и санаторно-курортного профиля (4,7±0,8), умение стратегического и текущего планирования деятельности предприятия, владение методами стратегического анализа туристско-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно-методической, культурно-досуговой и туроператорской деятельности (4,6±0,9). Исходя из вышеизложенного, данный блок можно обозначить как

прогностический.

Во втором блоке - организационном - объединены умения организации и управления комплексом физкультурно-оздоровительного, туристского, рекреационного и санаторно-курортного профиля (4,8±1), умения организации рекреационно-оздоровительной, туристской, краеведческой, экскурсионно-методической и туроператорской деятельности (4,7±0,8), навыки управления проектом в сфере рекреационно-туристской деятельности (4,6±0,8), владение методами подбора, расстановки и повышения квалификации кадров (4,3±1,2), умения проведения рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых и туристских мероприятий (4±0,9).

Третий блок командно-административных умений объединил умения и навыки принятия управленческих решений в сфере рекреации, досуга и активного отдыха (4,7±0,7), умения и навыки организации контроля над деятельностью сотрудников (4,6±0,8), умения и навыки повышения мотивации труда во всех типах учреждений туристского, рекреационного и санаторно-курортного профиля (4,5±1,1), умения и навыки организации и обеспечения контроля качества оказываемых физкультурнооздоровительных, рекреационных и туристских услуг (4,5±0,7) и др.

Четвертый блок включил в себя процедурные управленческие умения, такие, как умения осуществлять тур-агентскую и туроператорскую деятельность (4,8±0,9), умения управления жизненным циклом рекреационнотуристского продукта (4,7±0,6), практические навыки в области маркетинга и техники продаж (4,7±1,3), умения и навыки внедрения инноваций в сферу физкультурнорекреационных и туристских услуг, владение информационными технологиями, умения риск-менеджмента (4,6±1), умения конструировать циклы оздоровительнорекреационного обслуживания различных социальнодемографических групп населения (3,9±0,8).

В пятый блок вошли коммуникативные умения: навыки речевой коммуникации и ведения переговоров, владение методами презентации и показа (4,7±0,9), умения взаимодействия с партнерами и поставщиками физкультурно-рекреационных и туристских услуг (4,5±0,8), навыки проведения формальных и неформальных совещаний (4±0,9).

Шестой блок - психолого-педагогический - объединил умения работать с жалобами клиентов сферы физкультурно-оздоровительной, культурно-досуговой и туристской деятельности (4,8±0,6), практические

(шШ>

навыки в области самоменеджмента (4,7±0,8), умения управления конфликтами в сфере рекреации и туризма (4,6±1), умения формировать коллектив и внутригрупповое взаимодействие (4,2±0,8), умения тайм-менеджмента (3,7±1,3).

Подводя итоги, отметим, что переход к компетент-ностному подходу при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования является своевременным и необходимым, так как интегративная оценка качества подготовки спе-

циалиста рекреационно-туристской сферы может быть наиболее полно получена только при определении его компетентности как критерия готовности к профессиональной деятельности.

Управленческая компетентность специалиста по рекреации и туризму как критерий качества профессиональной подготовки специалистов данного профиля обеспечит будущему выпускнику вуза конкурентоспособность на отечественном и мировом рынке труда, а также уверенность в собственных силах.

Литература

1. Аврамова Е.М. Требования работодателей к системе профессионального образования / Ред. Т.Л. Клячко и др; авт. Е.М. Аврамова и др. - М.: МАКС Пресс, 2006. -124 с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологиче-

ские и методические вопросы): методическое пособие. -М., 2005. - 114 с.

3. Воробьева Е.В. Применение модульно-блочной технологии как условие оптимизации процесса подготовки специалистов профильных вузов к организации тренировочной и соревновательной деятельности // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 1. - С. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.