Научная статья на тему 'Система услуг, создаваемых в туризме'

Система услуг, создаваемых в туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STATE REGULATION / TOURISM INDUSTRY / INFRASTRUCTURE / TOURISM EDUCATION / TRAINING / TOURISM SERVICE / ANIMATION / SPORTS ANIMATION / VOCATIONAL TRAINING / SPORTS ANIMATION PROGRAMS / ТУРИЗМ / TOURISM / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМА ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / АНИМАЦИЯ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дебердеев М.П., Таран В.А.

Профессиональная подготовленность аниматора в сфере спортивно-оздоровительного туризма в спорте рассматривается в статье как комплекс индивидуальных свойств личности, позволяющий использовать приобретенные знания, умения, практические навыки и личностные свойства для эффективного решения проблем и задач профессиональной деятельности. Российская система туристического образования характеризуется большим количеством исследований посвященных профессиональной подготовке специалистов сферы туризма. В статье раскрываются теоретические основы формирования кадрового потенциала для сферы спортивно-оздоровительной анимации. Дан анализ состояния учебных заведений занимающихся подготовкой специалистов для данной сферы. Рассмотрены требования которым должен отвечать данный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дебердеев М.П., Таран В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYSTEM OF SERVICES CREATED IN TOURISM

Professional qualification of animator in the field of health-improving tourism in sports is studied by the authors as a set of individual personality traits, which allows the use of acquired knowledge, abilities, practical skills and personal qualities for effective solution of problems and tasks of professional activity. The Russian system of tourism education is characterized by a large number of studies dedicated to the training of tourism professionals. The theoretical bases of formation of personnel potential for the field of sports animation are revealed. The work gives an analysis of state educational institutions teaching professionals in this field. The research proposes requirements to be met by professionals.

Текст научной работы на тему «Система услуг, создаваемых в туризме»

Таблица 1

Изменения в мотивах профессиональной деятельности студентов, (ед. изм. баллы)

Студенты направления «Строительство», Студенты направления «Технологические

Мотивы 62 чел. машины и оборудование», 34 чел.

в начале в конце динамика в начале в конце динамика

уч. года уч. года уч. года уч. года

Собственного труда 5 6 + 1 6 8 + 2

Социальной значимости труда 10 12 + 2 14 15 + 1

Самоутверждения в труде 18 19 + 1 18 20 + 2

Профессионального 6 7 + 1 6 8 + 2

мастерства

Данные, полученные при изучении у студентов мотивов профессиональной деятельности, представлены в Таблице 1. Эти данные показывают, что у студентов двух технических направлений, в течение года возросли значения показателей всех мотивов:

- на 2 и 1 б. мотивы социальной значимости труда;

- на 1 и 2 б. самоутверждения в труде;

- на 1 и 2 б. мотивы собственного труда;

- на 1 и 2 б. мотивы профессионального мастерства.

Данные Таблицы 1 были подвергнуты корреляционному

анализу. Коэффициент корреляции был использован как инструмент, с помощью которого можно измерить меру зависимости двух переменных (условий и результатов). При определении тесноты связи между двумя взаимно зависимыми признаками применялся линейный коэффициент корреляции по Пирсону (критерий хи-квадрат Пирсона с различными вариациями и поправками на точность), который показывает: существует ли и столь ли велика связь между этими признаками [2].

Корреляционный анализ мотивов на примере группы студентов направления «Строительство» (с использованием коэффициента корреляции Пирсона) данных Таблицы 1 приведен ниже в Таблице 2.

Анализ подтверждает тот факт, что связь между показателями статистически значима и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость указывает на то, что, чем выше показатели одних критериев, тем выше показатели других критериев и наоборот. Данные психолого-педагогической литературы [3; 4 и др.] и результаты наших исследований показали, что мотивы сферы профессиональной деятельности имеют динамический характер и непрерывно изменяются под воздействием различных факторов объективных и субъективных.

Таким образом, результаты исследования с использованием методики А.А. Крылова показали, незначительную динамику показателей всех мотивов сферы профессиональной деятельности у студентов двух технических направлений. По нашему мнению необходимо социальная, информационная и культурологическая направленность обучения студентов технического профиля (использование интерактивных форм обучения -кейс-стади, проблемные семинары и пр.). Что, несомненно, усилит проявление социальных, коммуникативных качеств студентов, позволит им достигать коллективных и более высоких результатов в различных видах профессиональной деятельности.

Таблица 2

Корреляционная зависимость мотивов профессиональной деятельности студентов направления «Строительство»

Переменная Наименование показателя rxy rxy

X Собственного труда 0,9321

Y Социальной значимости труда 0,9549

X Самоутверждения в труде 0,9235

Y Профессионального мастерства 0.9733

X Собственного труда

Библиографический список

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А., Маничева С.А. 2-е изд., доп. и перераб. Санкт-Петербург, 2003.

2. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н., Зеленова Л.Н. Сравнительный анализ коэффициентов корреляции оценок и самооценок учащихся по естественнонаучным дисциплинам и математике. Челябинск, 1976.

3. Красина И.Б., Данович Л.М., Даценко Е.П., Петель Н.И. Использование современных технологий обучения при подготовке специалистов в высшей школе. Фундаментальные исследования. 2015; 2-16: 3598 - 3603.

4. Гулякин Д.В. Модель формирования социально-информационной культуры студентов. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015; 6-2: 26 - 29.

References

1. Praktikum po obschej, 'eksperimental'noj iprikladnojpsihologii. Pod redakciej Krylova A.A., Manicheva S.A. 2-e izd., dop. i pererab. Sankt-Peterburg, 2003.

2. Usova A.V., Tul'kibaeva N.N., Zelenova L.N. Sravnitel'nyj analiz ko'efficientov korrelyacii ocenok i samoocenok uchaschihsya po estestvennonauchnym disciplinam i matematike. Chelyabinsk, 1976.

3. Krasina I.B., Danovich L.M., Dacenko E.P., Petel' N.I. Ispol'zovanie sovremennyh tehnologij obucheniya pri podgotovke specialistov v vysshej shkole. Fundamental'nye issledovaniya. 2015; 2-16: 3598 - 3603.

4. Gulyakin D.V. Model' formirovaniya social'no-informacionnoj kul'tury studentov. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2015; 6-2: 26 - 29.

Статья поступила в редакцию 08.02.17

УДК 378

Deberdeev M.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: deberdeeV56@gmail.com

Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: shulachka@mail.ru

A SYSTEM OF SERVICES CREATED IN TOURISM. Professional qualification of animator in the field of health-improving tourism in sports is studied by the authors as a set of individual personality traits, which allows the use of acquired knowledge, abilities, practical skills and personal qualities for effective solution of problems and tasks of professional activity. The Russian system of tourism education is characterized by a large number of studies dedicated to the training of tourism professionals. The theoretical bases of formation of personnel potential for the field of sports animation are revealed. The work gives an analysis of state educational institutions teaching professionals in this field. The research proposes requirements to be met by professionals.

Key words: tourism, state regulation, tourism industry, infrastructure, tourism education, training, tourism service, animation, sports animation, vocational training, sports animation programs.

М.П. Дебердеев, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,

г. Таганрог, Е-mail: deberdeeV56@gmail.com

В.А. Таран, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог,

Е-mail: shulachka@mail.ru

СИСТЕМА УСЛУГ, СОЗДАВАЕМЫХ В ТУРИЗМЕ

Профессиональная подготовленность аниматора в сфере спортивно-оздоровительного туризма в спорте рассматривается в статье как комплекс индивидуальных свойств личности, позволяющий использовать приобретенные знания, умения, практические навыки и личностные свойства для эффективного решения проблем и задач профессиональной деятельности. Российская система туристического образования характеризуется большим количеством исследований посвященных профессиональной подготовке специалистов сферы туризма. В статье раскрываются теоретические основы формирования кадрового потенциала для сферы спортивно-оздоровительной анимации. Дан анализ состояния учебных заведений занимающихся подготовкой специалистов для данной сферы. Рассмотрены требования которым должен отвечать данный специалист.

Ключевые слова: туризм, государственное урегулирование, туристическая отрасль, инфраструктура, система туристического образования, подготовка специалиста, туристическая услуга, анимация, спортивно-оздоровительная анимация, профессиональная подготовленность, спортивные анимационные программы.

Подготовка кадров для сферы туризма в России получила развитие, начиная с 1993 г., в связи со стремительным ростом количества туристических фирм. Количество учебных заведений, где готовятся специалисты для индустрии туризма, значительно возросло после принятия в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Здесь содействие кадровому обеспечению туристической отрасли рассматривается как один из методов государственного регулирования и реализации государственной политики в сфере туризма.

Образование должно отвечать требованиям времени и соответствовать условиям производства. Существенное изменение, в последнее время, инфраструктуры туризма и, в особенности, организованного отдыха населения выдвинули новые требования к содержанию кадрового потенциала для сферы анимации, сущность их профессиональной готовности, характеризуемую качественным состоянием теоретической подготовки, приобретенными практическими навыками и умениями, сформированными личностными характеристиками, создающими индивидуальный потенциал к производственной деятельности.

Достаточно ясно, что практически любое направление туристической деятельности (туроперейтинг, менеджмент, анимация и т. д.) сталкивается с теми или иными нерешенными вопросами профессиональной подготовленности работников.

Профессиональная подготовленность аниматора в сфере спортивно-оздоровительного туризма рассматривается как комплекс индивидуальных свойств личности, позволяющий использовать приобретенные знания, умения, практические навыки и личностные свойства (интеллектуальные, коммуникативные, психические, эмоциональные, физические) для эффективного решения ситуаций (проблем, задач) профессиональной деятельности.

Российская система туристического образования характеризуется большим количеством исследований, посвященных профессиональной подготовке специалистов сферы туризма, общим и частным проблемам педагогического процесса, однако вопросам профессиональной подготовки специалистов для сферы анимации, в частности спортивно-оздоровительной анимации внимание практически не уделяется.

Система создаваемых в туризме услуг строится с учетом жизненно важных интересов личности, интересов общества, с опорой на культурно-историческую среду окружения. Расширение видов деятельности в области туризма, совершенствование предоставляемых услуг привели к открытию качественно новых направлений деятельности, и как результат - к появлению новых профессий, в том числе и профессии аниматора, организующего досуг туристов.

Вследствие недостаточного профессионализма многих работников этой сферы возрастает роль профессиональной подготовки специалистов, обслуживающих туризм, в частности специалистов, работающих в сфере анимации и сферы спортивно-оздоровительной анимации.

Среди авторов, которые занимаются этой проблемой можно отметить: И.И. Булыгину, Н.И. Гаранина которые рассматривают анимационную деятельность в туристических и спортивно-оздоровительных учреждениях [1]; А.Д. Жаркову, описывающую технологию культурно-досуговой деятельности [2]; Т.Н. Третьякову, JI.B. Курило, Е.В. Дашкову, И.В. Борисенко, А.С. Выголовскую, описывающих особенности анимационной деятельности в социально-культурном сервисе и туризме [3; 4; 5].

Содержание современного туристического образования в области анимации, диктует новые цели, объясняет поиск новых, адекватных изменяющемуся содержанию образовательного процесса методов обучения и технологий, основанных на индивидуализации образовательных программ, обогащении новым процессуальным умением, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать различные проблемы.

Целью профессионального обучения аниматоров, в частности для сферы спортивно-оздоровительной анимации является качественная подготовка персонала. Однако, как показывает практика, по названным выше направлениям в России ведут подготовку лишь некоторые вузы. Довольно часто в сферу туристической анимации приходят работники вообще не имеющие туристического образования, обладая лишь отрывочными знаниями из этой сферы. Не лучше обстоит дело и со спортивно-оздоровительной анимацией.

В эту сферу анимации идут специалисты, окончившие вуз по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», или окончившие вуз по направлению физическая культура и спорт. И одних, и других можно считать потенциальными специалистами в сфере спортивно-оздоровительной анимации, поскольку одни получают не достаточно знаний в области физической культуры, а другим в области туризма, маркетинга и рекламы, и те, и другие испытывают недостаток знаний в области актерского мастерства, режиссуры.

Анализ показал, что на сегодняшний день в России свыше 300 высших учебных заведений осуществляют подготовку специалистов в сфере сервиса и туризма. Наибольшее их количество сосредоточено в Москве: Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, Российская международная академия туризма, и многие другие.

Кроме того, широко известны Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Омский государственный институт сервиса.

Многие вузы и их филиалы находятся в Южном федеральном округе. Среди них можно выделить: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Ставропольский государственный университет, готовит студентов по специальности «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

Среди вузов, готовящих специалистов по направлению физическая культура, спорт и туризм, широко известен Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. В 2008 году Институт рекреации и туризма за достижения в подготовке кадров в сфере рекреации и спортивно - оздоровительного туризма стал лауреатом ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии».

Областью профессиональной деятельности специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму являются: спортивно-оздоровительный туризм; физическая рекреация и реабилитация; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрия туризма, досуга и рекреации; санаторно-курортные учреждения; физическая культура и спорт.

К объектам профессиональной деятельности специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму относятся: физические, психические и функциональные возможности человека; разработка и реализация специальных двигательных режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; конструирование рекреационно-оздоровительных циклов обслуживания туристов; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма, краеведения и рекреационного комплекса; разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами рекреации, туризма и краеведения: процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреативно-оздоровительным формам занятий.

Существенным требованием к специалисту является не только создание качественной анимационной программы, но и ее реализация, в ходе которой удовлетворяются потребности отдыхающих.

Спортивные и анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и приехавших в спортивно туристической комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых тур комплекс - это единственное место и возможность восстановления сил и здоровья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении туристов

Библиографический список

в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на приобщении туристов к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии)

Таким образом, специалист по рекреации и спортивно - оздоровительному туризму должен быть подготовлен:

- к педагогической и рекреационно-оздоровительной деятельности во всех типах образовательных учреждений и санаторно-курортного профиля, в организациях туристическо-кра-еведческого профиля, на предприятиях различной формы собственности, в детско-юношеских командах по основным видам туризма;

- к выполнению рекреационно-оздоровительных, эко-лого-краеведческих задач факторами физической культуры, спорта, туризма и краеведения - в физкультурно-спортивных, туристическо-краеведческих, спортивно-зрелищных, культур-но-досуговых, лечебных, реабилитационно-профилактических учреждениях любой формы собственности;

- к деятельности по проведению рекреационно-оздорови-тельных мероприятий на туристических маршрутах и в процессе рекреационно-познавательных и туристическо-краеведческих поездок;

- к организации туристическо-оздоровительной, краеведческой, экскурсионно-методической и туроператорской деятельности, развлечений и физкультурно-спортивного проведения досуга в туристических группах, клубах, фирмах и др.;

- к управленческой, маркетинговой деятельности в сфере туризма и физической рекреации на местном, региональном и федеральном уровнях;

- к разработке и реализации специальных двигательных режимов, ориентированных на формирование духовных ценностей, нравственности, профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, социально-культурное, краеведческое, экологическое и физическое воспитание личности.

Довольно широко известен Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, имеющий филиал в Ростове-на - Дону и Ейске, здесь имеются такие специализации, как режиссура театра, режиссура театрализованных представлений и праздников, социально-культурный сервис и туризм, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и многие другие.

Таким образом, подготовка кадров для сферы анимации, в частности, спортивно-оздоровительной анимации, на сегодняшний день важная и актуальная задача. Специалистов, которые оканчивают вуз по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», а также «Рекреация и спортивно - оздоровительный туризм»; «Физическая культура и спорт», где имеются специализации «Теория и методика физкультурно-оздоровительной деятельности», «Спортивно-оздоровительный туризм» можно считать «потенциальными специалистами» в сфере спортивно-оздоровительной анимации.

1. Булыгина И.И., Гаранин Н.И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях. Теория и практика физической культуры. 2001; 11: 10 - 13.

2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Москва Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002.

3. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. Москва: ИЦ «Академия», 2008.

4. Курило Л.В. Теория и практика анимации: В 2 ч. Москва: Советский спорт, 2006.

5. Дашкова Е.В., Борисенко И.В., Выголовская А.С. Анимация в туристической индустрии: учебно-методическое пособие. Шахты: Издательство ЮРГУЭС, 2008.

References

1. Bulygina I.I., Garanin N.I. Ob animacionnoj deyatel'nosti v turistskih i sportivno-ozdorovitel'nyh uchrezhdeniyah. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2001; 11: 10 - 13.

2. Zharkov A.D. Tehnologiya kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva Izd-vo MGUK, IPO «Profizdat», 2002.

3. Tret'yakova T.N. Animacionnaya deyatel'nost'vsocial'no-kul'turnomserviseiturizme: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: IC «Akademiya», 2008.

4. Kurilo L.V. Teoriya ipraktika animacii: V 2 ch. Moskva: Sovetskij sport, 2006.

5. Dashkova E.V., Borisenko I.V., Vygolovskaya A.S. Animaciya v turisticheskojindustrii: uchebno-metodicheskoe posobie. Shahty: Izdatel'stvo YuRGU'ES, 2008.

Статья поступила редакцию 24.01.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.