УДК 372.881.111
UDC 372.881.111
В.С. МАКЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор Госуниверситета - УНПК E-mail:[email protected] Е.Н. КОВЕШНИКОВА
доктор педагогических наук, профессор Госуниверситета - УНПК E-mail: [email protected] Т.А. ПЕЛЕНИЦИНА аспирант Госуниверситета - УНПК E-mail: [email protected] З.С. ТИНЬКОВА
аспирант Госуниверситета - УНПК E-mail: [email protected]
V.S. MAKEEVA
doctor of Pedagogics, Professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University - educational and scientific-industrial
complex ", Orel E.N. KOVESHNIKOVA doctor of Pedagogics, Professor,Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University - educational and scientific-industrial
complex", Orel T.A.PELENITSINA
postgraduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University -educational and scientific-industrial complex", Orel
Z.S. TINKOVA
postgraduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University -educational and scientific-industrial complex", Orel
ПРОФЕССИОГРАММА БАКАЛАВРА ПО РЕКРЕАЦИИ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ
PROFESSIOGRAMMA OF THE BACHELOR ON THE RECREATION AND TO SPORTS TOURISM
В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму: профессиограмма, важные профессиональные качества и их значимость. Определены факторы, обеспечивающие эффективную адаптацию к условиям профессиональной среды.
Ключевые слова: профессиональные качества, профессиограмма, профессиональная деятельность, окружающая среда, адаптация.
The article describes thefeatures ofprofessional bachelor in recreation and sports and health tourism: professiogram, important professional qualities and their significance. The factors, which provide effective adaptation to conditions of professional sphere, are determined.
Keywords: professional-quality, professional diagram, professional activities, environment, adaptation.
Введение. По многочисленным данным ряда авторов, содержанием физической рекреации и основными положениями ее реализации является обязательное наличие двигательной активности; главные средства рекреации - физические упражнения; она включает культурно-ценностные и образовательно-воспитательные аспекты; воздействует на интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты личности; осуществляется в свободное или специальное выделенное время; носит развлекательный характер; имеет определённую научно-методическую базу. К основным функциям физической рекреации относят оптимизацию состояния организма человека; интеграцию людей в некую социальную общность, внутри которой происходит обмен социальным опытом; регуляцию мотивов и психических новообразований; формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии; формирование культурных ценностей; экономическую [1,5,6].
Анализ сферы физической рекреации позволяет отнести профессию бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму по классификации Е.А. Климова к взаимодействию «человек - человек» [3]. К основным функциям бакалавра по рекреации и туризму относится процесс воспроизводства жизненных сил субъектов, включенных в то или иное оздоровительное мероприятие, или процесс, который по своей направленности рассматривается с двух сторон: в качестве простой компенсации утраченных сил человека и расширенной - развитие сил [1,4]. Это специалист, сочетающий в себе ряд личных и профессиональных качеств, позволяющих создать оригинальную, самобытную, эстетически привлекательную, технологически эффективную продукцию.
Разнообразие задач, стоящих перед специалистом по рекреации, предъявляет ряд требований, включающих знания особенностей профессиональной деятельности, его мобильности, хорошего здоровья,
© В.С. Макеева, Е.Н. Ковешникова, Т.А. Пеленицина, З.С. Тинькова © V.S. Makeeva, E.N. Koveshnikova, T.A.Pelenitsina, Z.S. Tinkova
соответствующей физической подготовленности, что в совокупности способствует эффективности профессиональной деятельности. В связи с этим, задачами настоящего исследования являются:
1. Провести анализ особенностей профессиональной деятельности бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.
2. На основе полученных данных составить профессиограмму бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.
К основным методам настоящего исследования относятся: анализ теоретических источников, опрос, анкетирование, разработка профессиограммы, хронометраж, тестирование.
Анализ данных анкетного опроса предполагал выяснение вопросов, касающихся профессионально-важных психофизиологических характеристик, характера и условий труда, профессиональных вредностей и заболеваний для последующей разработки профессиограммы бакалавра рекреации и туризма. Для повышения объективности оценки и создания более полного представления дополнительно был проведен хронометраж их профессиональной деятельности с последующим анализом, на основе которого была составлена соответствующая профессиограмма.
Для получения более четких позиций в понимании требований к профессиональной деятельности и эффективной организации профессиональной подготовки в освоении данной профессии нами проведен опрос специалистов, работающих непосредственно на предприятиях спортивно-оздоровительного туризма, физической рекреации, физической реабилитации; санаторно-курортных учреждений; туристических компаний, агентств города Орла и Орловской области.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показали результаты теоретического анализа научных публикаций, широкий круг обязанностей будущего менеджера требует от него в процессе профессиональной подготовки владения рядом знаний, умений и навыков, способностями, позволяющими:
- разрабатывать программы (содержание, маршрут, режим, продолжительность) занятий по активному отдыху, спортивно-оздоровительному туризму и реабилитации населения;
- организовывать рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые мероприятия, туристской деятельности в школах всех типов, организациях культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и краеведческого профиля;
- обеспечивать анимационное сопровождение туристско-краеведческих и рекреативно-оздоровительных мероприятий;
- определять величины психофизических нагрузок, подходящих физическим и эмоциональным возможностям человека;
- осуществлять контроль физического состояния занимающихся, устанавливать их пригодность к тем или иным видам занятий;
- давать оценку эффективности средств и методов, используемых в процессе тренировок;
- оказывать первую медицинскую помощь при проведении рекреативных занятий;
- обеспечивать технику безопасности при проведении занятий [1,2, 5,6].
При этом проведенный хронометраж рабочего дня бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму позволил выявить наиболее значимые особенности характера и условий работы, необходимые профессиональные качества специалиста.
Объектом труда являются рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов, туристский продукт.
Предмет труда: специальные двигательные режимы, направленные на профилактику и устранение физических, психических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое, физическое развитие личности; организационно-методическая и управленческая деятельность в сфере туризма, краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.
К типичным трудовым действиям, операциям относятся: организация мероприятий рекреационной, туристской направленности, рассказ, показ двигательных действий в процессе обучения, проведение туристических походов, мероприятий рекреационной, реабилитационной, краеведческой направленности, управленческие решения в сфере спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов, конструирование циклов оздоровительно-рекреационного обслуживания населения.
Основные рабочие органы, системы организма и групп мышц, участвующие в работе: центральная нервная система, система дыхания, костно-мышечная система, речевой аппарат, эндокринная и пищеварительная системы; зрительные, слуховые, двигательные, температурные, осязательные анализаторы.
К средствам труда относятся компьютеры с банком типовых сценариев, программ, разнообразный спортивный инвентарь и снаряжение, предметы живой и неживой природы, предметы регистрации результатов (протоколы, графики, положения о мероприятиях и т.п.), измерительная аппаратура, медицинское оснащение для регистрации изменения систем организма и его восстановления.
Субъекты труда. Характер общения: руководство, коллегипо работе (инструкторы по туризму, рекреации,
реабилитации и т.п., педагоги дополнительного образования), участники рекреационно-оздоровительного, туристского процесса (школьники, студенты, трудящиеся, отдыхающие, туристы и т.д.) Частота общения высокая.
Организация и режим работы: составление и реализация досуговых программ и мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ. По регламенту труд нормирован: 8 ч. с перерывом на обед, 5 раз в неделю, но продолжительность рабочего дня, при необходимости, может увеличиваться в связи с большим объемом работы. Проведение мероприятий двигательного характера, направленных на оздоровление и восстановление организма занимающихся, оформление документации по подготовке и отчетности мероприятий в среднем составляет 80,5 - 85,3 % рабочего времени. Выход в отпуск осуществляется по графику, но возможны изменения.
Двигательная активность. Физическая нагрузка (тяжесть труда) и ее направленность. Рабочая поза: Двигательная активность средняя и высокая (в зависимости от поставленных задач). По данным пульсо-метрии показатель ЧСС составляет от 63 до 190 уд/ мин. В среднем специалисты за рабочий день проходят от 2000 м до 15 км (в зависимости от предполагаемой нагрузки). Рабочие позы - разнообразные, как правило, стоя или в движении (88,9 % рабочего времени). Физическая нагрузка выпадает на опорно-двигательный и мышечный аппараты. Позные мышцы (спина, шея, плечевой пояс), а также на мышцы рук (кисти, предплечья) получают большую нагрузку при необходимости работы за компьютером. Труд «средней тяжести» - 2-я категория по степени тяжести.
Характер психической нагрузки: высокая, связанная с подвижностью и разнообразностью труда. Большой объем двигательной работы, определенная ответственность за жизнь и безопасность людей и результаты труда.
Микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: в основном работа на открытом воздухе (85,9 % рабочего времени), при разнообразных погодных условиях, на спортивных площадках, а также в помещении, наличие шума, иногда недостаточная освещенность и вентиляция.
Профессиональные вредности и болезни: психоэмоциональная напряженность. Простудные заболевания, заболевания органов дыхания (ринит, фарингит, ларингит, бронхит), заболевания органов пищеварения (гастрит, язва). Возможны повреждения мышц.
Профессиональные знания. Должен знать: теорию и методику рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; организационно-экономические, медико-биологические и психологические основы, технологию проведения занятий и мероприятий по основным видам туризма; принципы и методы отечественной и зарубежных систем рекреационно-оздоровительной деятельности и туризма, их роль и значение в общей системе рекреации, санаторно-курортного профиля, туризма и крае-
ведения; методику проведения педагогического, медико-биологического контроля, профилактику травматизма; психолого-педагогические, социально-психологические, медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной деятельности; психологические особенности людей разного пола, возраста, социально-психологические особенности групп людей; психолого-педагогические средства и способы организации и управления группой, командой и индивидом; организационную структуру профессиональной деятельности в сфере санаторно-курортного профиля, рекреации, туризма, краеведения; психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной рекреационно-оздоровительной работы по туризму; пути приобщения различных социально-демографических групп к рекреационно-оздоровительным формам занятий и туризмом; технологию организационно-методической и основы управленческой работы в области рекреации, туризма, краеведения и в санаторно-курортных учреждениях; основные направления туристской деятельности и их содержание; факторы, определяющие профессиональное мастерство бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму; психолого-педагогические особенности профессионального общения; вопросы анимационной деятельности, ее цели и задачи, анимацию отдельных типов и видов рекреации и туризма.
Профессиональные умения и навыки. Должен уметь: определять цели и задачи рекреационной и туристской деятельности, как факторов гармонично развитой личности, укрепления здоровья человека; планировать уроки, занятия, мероприятия и другие формы рекреативно-оздоровительной туристской деятельности с учетом возраста и пола занимающихся; проектировать рекреационно-оздоровительные мероприятия и предвидеть результат; применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, компьютер, микропроцессорную технику); оказывать первую медицинскую помощь при проведении рекреативных форм занятий, обеспечении досуговой и туристской деятельности; конструировать, проектировать и внедрять на предприятиях, фирмах, учреждениях, местах массового отдыха программы и планы рекреационно-оздоровительных и физкультурно-реабилитационных форм занятий физическими упражнениями и туризмом; использовать полученные знания в области рекреации, туризма, краеведения, знания об особенностях личности занимающихся для формирования патриотизма, здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях; использовать педагогические, медико-биологические методы контроля состояния занимающихся; оказывать первую доврачебную помощь; организовать аварийно-спасательные работы до прибытия специальных служб; использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;
использовать компьютерную технику для решения конкретных задач рекреативно-оздоровительной направленности; разрабатывать содержание и проводить комплексные туристические поездки, туристические слеты, соревнования, походы и экскурсии; разрабатывать, проектировать и реализовывать анимационные программы в процессе рекреативно-оздоровительной, туристско-краеведческой деятельности содержательного досуга и отдыха; разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договоры на аренду, приобретать инвентарь и оборудование; организовывать и проводить в доступной форме научные исследования в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.
Ключевые профессионально значимые физические качества и психофизические функции: Общая выносливость (работоспособность); хорошо развитые координационные способности организма (согласованность движений рук и ног); быстрота выполнения двигательных действий, хорошая реакция; выносливость зрительного анализатора; устойчивость к тяжелым физическим нагрузкам, к быстро меняющимся условиям окружающей среды, к различным раздражающим факторам.
Ключевые профессионально значимые психические качества и личностные свойства: Свойства внимания (высокий уровень концентрации, распределения, переключения и устойчивости внимания), хорошее оперативное мышление, память; высокая помехоустойчивость, терпение, аналитические способности, трудолюбие, дисциплинированность, личная инициатива, творчество, умение принимать и
внедрять новое на практике, иметь актерские способности и задатки прирожденного лидера, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к окружающей среде, людям, находчивость, осторожность, решительность в сложных ситуациях, характер профессиональной деятельности требует повышенной способности воспринимать большое количество информации, быстро реагировать на меняющиеся условия деятельности; при работе необходимы быстрота и точность принятия решений.
Таким образом, разработанная нами профес-сиограмма позволяет определить и показать наиболее значимые особенности характера и условий работы бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, определить основные направления и способы поддержания и восстановления работоспособности, осуществлять профилактику и коррекцию профессиональных вредностей и заболеваний, сохранять здоровье у субъектов проводимых мероприятий и процессов; а также определять конкретные мероприятия для повышения уровня профессиональной подготовленности студентов в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Также определено, что профессионализм менеджера все в большей мере определяется не только его практическим опытом, но и индивидуально-психологическими особенностями, от которых зависит эффективность развития профессионально важных качеств.
Библиографический список
1. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры. Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21.
2. Кадетова К.А. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки менеджера туризма. // Сб. Второй Международной научно-практической конференции «Восточная и Западная Европа: тенденции, взаимодействия, инновации», 15 марта 2008 г. Владимир, ВГУ 2008. С. 216-221.
3. Климов Е.А. Психология профессионала М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 269-273.
4. Макеева В.С. Профессиональная подготовка аниматоров сферы туризма// Автономия личности. №2(2), 2011. С. 121-126.
5. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие /В.С. Макеева, З.С. Тинькова . Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. С.193
6. Сасин А.А. Физическая рекреация и рекреалогия /Сб. науч. труд. СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6. http://www.ncstu.ru
References
1. Vydrin V.M. Physical recreation - type of physical culture // Physical culture and health. - 2004. - № 2 - Pp. 18-21.
2. Kadetova K.A. The competence-based approach in the system of vocational training of Manager in tourism // Collection of articles. The second International scientific-practical conference «Eastern and Western Europe: trends, cooperation, innovation», on March 15, 2008. - Vladimir, Vladimir State University, 2008. - Pp. 216-221.
3. Klimov E.A. The psychology of professional/ M.: Publisher «Institute of practical psychology», Voronezh: NGO «MODEX», 1996. - Pp. 269-273.
4. Makeeeva V.S. Training animators in the sphere of tourism // The Autonomy of the individual.- №2(2), 2011. Pp. 121-126.
5. Makeeeva VS. Theory and methods of physical recreation. The basics of health-enhancing physical culture /VS. Makeeva, Z.S. Tinkova. - Orel: FSBEIHPE "State University - ESIC", 2012.- P. 193
6. Sasin A.А. Physical recreation and the science of recreation / Collection of scientific works of North Caucasus STO. Series "Humanities". 2008. № 6. - http://www.ncstu.ru