Научная статья на тему 'Профессиограмма бакалавра по рекреации и спортивнооздоровительному туризму'

Профессиограмма бакалавра по рекреации и спортивнооздоровительному туризму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL DIAGRAM / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ENVIRONMENT / ADAPTATION / PROFESSIONAL-QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева В.С., Ковешникова Е.Н., Пеленицина Т.А., Тинькова З.С.

В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму: профессиограмма, важные профессиональные качества и их зна- чимость. Определены факторы, обеспечивающие эффективную адаптацию к условиям профессиональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева В.С., Ковешникова Е.Н., Пеленицина Т.А., Тинькова З.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIOGRAMMA OF THE BACHELOR ON THE RECREATION AND TO SPORTS TOURISM

The article describes the features of professional bachelor in recreation and sports and health tourism: professiogram, important professional qualities and their signifi cance. The factors, which provide effective adaptation to conditions of professional sphere, are determined.

Текст научной работы на тему «Профессиограмма бакалавра по рекреации и спортивнооздоровительному туризму»

УДК 372.881.111

UDC 372.881.111

В.С. МАКЕЕВА

доктор педагогических наук, профессор Госуниверситета - УНПК E-mail:vera_191@mail.ru Е.Н. КОВЕШНИКОВА

доктор педагогических наук, профессор Госуниверситета - УНПК E-mail: design_97@mail.ru Т.А. ПЕЛЕНИЦИНА аспирант Госуниверситета - УНПК E-mail: ogtu_tris@mail.ru З.С. ТИНЬКОВА

аспирант Госуниверситета - УНПК E-mail: ogtu_tris@mail.ru

V.S. MAKEEVA

doctor of Pedagogics, Professor, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University - educational and scientific-industrial

complex ", Orel E.N. KOVESHNIKOVA doctor of Pedagogics, Professor,Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University - educational and scientific-industrial

complex", Orel T.A.PELENITSINA

postgraduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University -educational and scientific-industrial complex", Orel

Z.S. TINKOVA

postgraduate student, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "State University -educational and scientific-industrial complex", Orel

ПРОФЕССИОГРАММА БАКАЛАВРА ПО РЕКРЕАЦИИ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ

PROFESSIOGRAMMA OF THE BACHELOR ON THE RECREATION AND TO SPORTS TOURISM

В статье раскрываются особенности профессиональной деятельности бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму: профессиограмма, важные профессиональные качества и их значимость. Определены факторы, обеспечивающие эффективную адаптацию к условиям профессиональной среды.

Ключевые слова: профессиональные качества, профессиограмма, профессиональная деятельность, окружающая среда, адаптация.

The article describes thefeatures ofprofessional bachelor in recreation and sports and health tourism: professiogram, important professional qualities and their significance. The factors, which provide effective adaptation to conditions of professional sphere, are determined.

Keywords: professional-quality, professional diagram, professional activities, environment, adaptation.

Введение. По многочисленным данным ряда авторов, содержанием физической рекреации и основными положениями ее реализации является обязательное наличие двигательной активности; главные средства рекреации - физические упражнения; она включает культурно-ценностные и образовательно-воспитательные аспекты; воздействует на интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты личности; осуществляется в свободное или специальное выделенное время; носит развлекательный характер; имеет определённую научно-методическую базу. К основным функциям физической рекреации относят оптимизацию состояния организма человека; интеграцию людей в некую социальную общность, внутри которой происходит обмен социальным опытом; регуляцию мотивов и психических новообразований; формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном, творческом развитии; формирование культурных ценностей; экономическую [1,5,6].

Анализ сферы физической рекреации позволяет отнести профессию бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму по классификации Е.А. Климова к взаимодействию «человек - человек» [3]. К основным функциям бакалавра по рекреации и туризму относится процесс воспроизводства жизненных сил субъектов, включенных в то или иное оздоровительное мероприятие, или процесс, который по своей направленности рассматривается с двух сторон: в качестве простой компенсации утраченных сил человека и расширенной - развитие сил [1,4]. Это специалист, сочетающий в себе ряд личных и профессиональных качеств, позволяющих создать оригинальную, самобытную, эстетически привлекательную, технологически эффективную продукцию.

Разнообразие задач, стоящих перед специалистом по рекреации, предъявляет ряд требований, включающих знания особенностей профессиональной деятельности, его мобильности, хорошего здоровья,

© В.С. Макеева, Е.Н. Ковешникова, Т.А. Пеленицина, З.С. Тинькова © V.S. Makeeva, E.N. Koveshnikova, T.A.Pelenitsina, Z.S. Tinkova

соответствующей физической подготовленности, что в совокупности способствует эффективности профессиональной деятельности. В связи с этим, задачами настоящего исследования являются:

1. Провести анализ особенностей профессиональной деятельности бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.

2. На основе полученных данных составить профессиограмму бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму.

К основным методам настоящего исследования относятся: анализ теоретических источников, опрос, анкетирование, разработка профессиограммы, хронометраж, тестирование.

Анализ данных анкетного опроса предполагал выяснение вопросов, касающихся профессионально-важных психофизиологических характеристик, характера и условий труда, профессиональных вредностей и заболеваний для последующей разработки профессиограммы бакалавра рекреации и туризма. Для повышения объективности оценки и создания более полного представления дополнительно был проведен хронометраж их профессиональной деятельности с последующим анализом, на основе которого была составлена соответствующая профессиограмма.

Для получения более четких позиций в понимании требований к профессиональной деятельности и эффективной организации профессиональной подготовки в освоении данной профессии нами проведен опрос специалистов, работающих непосредственно на предприятиях спортивно-оздоровительного туризма, физической рекреации, физической реабилитации; санаторно-курортных учреждений; туристических компаний, агентств города Орла и Орловской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показали результаты теоретического анализа научных публикаций, широкий круг обязанностей будущего менеджера требует от него в процессе профессиональной подготовки владения рядом знаний, умений и навыков, способностями, позволяющими:

- разрабатывать программы (содержание, маршрут, режим, продолжительность) занятий по активному отдыху, спортивно-оздоровительному туризму и реабилитации населения;

- организовывать рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые мероприятия, туристской деятельности в школах всех типов, организациях культурно-досугового, санаторно-курортного, рекреационно-оздоровительного и краеведческого профиля;

- обеспечивать анимационное сопровождение туристско-краеведческих и рекреативно-оздоровительных мероприятий;

- определять величины психофизических нагрузок, подходящих физическим и эмоциональным возможностям человека;

- осуществлять контроль физического состояния занимающихся, устанавливать их пригодность к тем или иным видам занятий;

- давать оценку эффективности средств и методов, используемых в процессе тренировок;

- оказывать первую медицинскую помощь при проведении рекреативных занятий;

- обеспечивать технику безопасности при проведении занятий [1,2, 5,6].

При этом проведенный хронометраж рабочего дня бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму позволил выявить наиболее значимые особенности характера и условий работы, необходимые профессиональные качества специалиста.

Объектом труда являются рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов, туристский продукт.

Предмет труда: специальные двигательные режимы, направленные на профилактику и устранение физических, психических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое, физическое развитие личности; организационно-методическая и управленческая деятельность в сфере туризма, краеведения, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

К типичным трудовым действиям, операциям относятся: организация мероприятий рекреационной, туристской направленности, рассказ, показ двигательных действий в процессе обучения, проведение туристических походов, мероприятий рекреационной, реабилитационной, краеведческой направленности, управленческие решения в сфере спортивно-оздоровительного туризма и рекреационных комплексов, конструирование циклов оздоровительно-рекреационного обслуживания населения.

Основные рабочие органы, системы организма и групп мышц, участвующие в работе: центральная нервная система, система дыхания, костно-мышечная система, речевой аппарат, эндокринная и пищеварительная системы; зрительные, слуховые, двигательные, температурные, осязательные анализаторы.

К средствам труда относятся компьютеры с банком типовых сценариев, программ, разнообразный спортивный инвентарь и снаряжение, предметы живой и неживой природы, предметы регистрации результатов (протоколы, графики, положения о мероприятиях и т.п.), измерительная аппаратура, медицинское оснащение для регистрации изменения систем организма и его восстановления.

Субъекты труда. Характер общения: руководство, коллегипо работе (инструкторы по туризму, рекреации,

реабилитации и т.п., педагоги дополнительного образования), участники рекреационно-оздоровительного, туристского процесса (школьники, студенты, трудящиеся, отдыхающие, туристы и т.д.) Частота общения высокая.

Организация и режим работы: составление и реализация досуговых программ и мероприятий, создание банка типовых сценариев и программ. По регламенту труд нормирован: 8 ч. с перерывом на обед, 5 раз в неделю, но продолжительность рабочего дня, при необходимости, может увеличиваться в связи с большим объемом работы. Проведение мероприятий двигательного характера, направленных на оздоровление и восстановление организма занимающихся, оформление документации по подготовке и отчетности мероприятий в среднем составляет 80,5 - 85,3 % рабочего времени. Выход в отпуск осуществляется по графику, но возможны изменения.

Двигательная активность. Физическая нагрузка (тяжесть труда) и ее направленность. Рабочая поза: Двигательная активность средняя и высокая (в зависимости от поставленных задач). По данным пульсо-метрии показатель ЧСС составляет от 63 до 190 уд/ мин. В среднем специалисты за рабочий день проходят от 2000 м до 15 км (в зависимости от предполагаемой нагрузки). Рабочие позы - разнообразные, как правило, стоя или в движении (88,9 % рабочего времени). Физическая нагрузка выпадает на опорно-двигательный и мышечный аппараты. Позные мышцы (спина, шея, плечевой пояс), а также на мышцы рук (кисти, предплечья) получают большую нагрузку при необходимости работы за компьютером. Труд «средней тяжести» - 2-я категория по степени тяжести.

Характер психической нагрузки: высокая, связанная с подвижностью и разнообразностью труда. Большой объем двигательной работы, определенная ответственность за жизнь и безопасность людей и результаты труда.

Микроклиматические и санитарно-гигиенические условия: в основном работа на открытом воздухе (85,9 % рабочего времени), при разнообразных погодных условиях, на спортивных площадках, а также в помещении, наличие шума, иногда недостаточная освещенность и вентиляция.

Профессиональные вредности и болезни: психоэмоциональная напряженность. Простудные заболевания, заболевания органов дыхания (ринит, фарингит, ларингит, бронхит), заболевания органов пищеварения (гастрит, язва). Возможны повреждения мышц.

Профессиональные знания. Должен знать: теорию и методику рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; организационно-экономические, медико-биологические и психологические основы, технологию проведения занятий и мероприятий по основным видам туризма; принципы и методы отечественной и зарубежных систем рекреационно-оздоровительной деятельности и туризма, их роль и значение в общей системе рекреации, санаторно-курортного профиля, туризма и крае-

ведения; методику проведения педагогического, медико-биологического контроля, профилактику травматизма; психолого-педагогические, социально-психологические, медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной деятельности; психологические особенности людей разного пола, возраста, социально-психологические особенности групп людей; психолого-педагогические средства и способы организации и управления группой, командой и индивидом; организационную структуру профессиональной деятельности в сфере санаторно-курортного профиля, рекреации, туризма, краеведения; психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной рекреационно-оздоровительной работы по туризму; пути приобщения различных социально-демографических групп к рекреационно-оздоровительным формам занятий и туризмом; технологию организационно-методической и основы управленческой работы в области рекреации, туризма, краеведения и в санаторно-курортных учреждениях; основные направления туристской деятельности и их содержание; факторы, определяющие профессиональное мастерство бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму; психолого-педагогические особенности профессионального общения; вопросы анимационной деятельности, ее цели и задачи, анимацию отдельных типов и видов рекреации и туризма.

Профессиональные умения и навыки. Должен уметь: определять цели и задачи рекреационной и туристской деятельности, как факторов гармонично развитой личности, укрепления здоровья человека; планировать уроки, занятия, мероприятия и другие формы рекреативно-оздоровительной туристской деятельности с учетом возраста и пола занимающихся; проектировать рекреационно-оздоровительные мероприятия и предвидеть результат; применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, компьютер, микропроцессорную технику); оказывать первую медицинскую помощь при проведении рекреативных форм занятий, обеспечении досуговой и туристской деятельности; конструировать, проектировать и внедрять на предприятиях, фирмах, учреждениях, местах массового отдыха программы и планы рекреационно-оздоровительных и физкультурно-реабилитационных форм занятий физическими упражнениями и туризмом; использовать полученные знания в области рекреации, туризма, краеведения, знания об особенностях личности занимающихся для формирования патриотизма, здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях; использовать педагогические, медико-биологические методы контроля состояния занимающихся; оказывать первую доврачебную помощь; организовать аварийно-спасательные работы до прибытия специальных служб; использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

использовать компьютерную технику для решения конкретных задач рекреативно-оздоровительной направленности; разрабатывать содержание и проводить комплексные туристические поездки, туристические слеты, соревнования, походы и экскурсии; разрабатывать, проектировать и реализовывать анимационные программы в процессе рекреативно-оздоровительной, туристско-краеведческой деятельности содержательного досуга и отдыха; разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договоры на аренду, приобретать инвентарь и оборудование; организовывать и проводить в доступной форме научные исследования в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма.

Ключевые профессионально значимые физические качества и психофизические функции: Общая выносливость (работоспособность); хорошо развитые координационные способности организма (согласованность движений рук и ног); быстрота выполнения двигательных действий, хорошая реакция; выносливость зрительного анализатора; устойчивость к тяжелым физическим нагрузкам, к быстро меняющимся условиям окружающей среды, к различным раздражающим факторам.

Ключевые профессионально значимые психические качества и личностные свойства: Свойства внимания (высокий уровень концентрации, распределения, переключения и устойчивости внимания), хорошее оперативное мышление, память; высокая помехоустойчивость, терпение, аналитические способности, трудолюбие, дисциплинированность, личная инициатива, творчество, умение принимать и

внедрять новое на практике, иметь актерские способности и задатки прирожденного лидера, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к окружающей среде, людям, находчивость, осторожность, решительность в сложных ситуациях, характер профессиональной деятельности требует повышенной способности воспринимать большое количество информации, быстро реагировать на меняющиеся условия деятельности; при работе необходимы быстрота и точность принятия решений.

Таким образом, разработанная нами профес-сиограмма позволяет определить и показать наиболее значимые особенности характера и условий работы бакалавра по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму, определить основные направления и способы поддержания и восстановления работоспособности, осуществлять профилактику и коррекцию профессиональных вредностей и заболеваний, сохранять здоровье у субъектов проводимых мероприятий и процессов; а также определять конкретные мероприятия для повышения уровня профессиональной подготовленности студентов в сфере рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. Также определено, что профессионализм менеджера все в большей мере определяется не только его практическим опытом, но и индивидуально-психологическими особенностями, от которых зависит эффективность развития профессионально важных качеств.

Библиографический список

1. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры. Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21.

2. Кадетова К.А. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки менеджера туризма. // Сб. Второй Международной научно-практической конференции «Восточная и Западная Европа: тенденции, взаимодействия, инновации», 15 марта 2008 г. Владимир, ВГУ 2008. С. 216-221.

3. Климов Е.А. Психология профессионала М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 269-273.

4. Макеева В.С. Профессиональная подготовка аниматоров сферы туризма// Автономия личности. №2(2), 2011. С. 121-126.

5. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие /В.С. Макеева, З.С. Тинькова . Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2012. С.193

6. Сасин А.А. Физическая рекреация и рекреалогия /Сб. науч. труд. СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки». 2008. № 6. http://www.ncstu.ru

References

1. Vydrin V.M. Physical recreation - type of physical culture // Physical culture and health. - 2004. - № 2 - Pp. 18-21.

2. Kadetova K.A. The competence-based approach in the system of vocational training of Manager in tourism // Collection of articles. The second International scientific-practical conference «Eastern and Western Europe: trends, cooperation, innovation», on March 15, 2008. - Vladimir, Vladimir State University, 2008. - Pp. 216-221.

3. Klimov E.A. The psychology of professional/ M.: Publisher «Institute of practical psychology», Voronezh: NGO «MODEX», 1996. - Pp. 269-273.

4. Makeeeva V.S. Training animators in the sphere of tourism // The Autonomy of the individual.- №2(2), 2011. Pp. 121-126.

5. Makeeeva VS. Theory and methods of physical recreation. The basics of health-enhancing physical culture /VS. Makeeva, Z.S. Tinkova. - Orel: FSBEIHPE "State University - ESIC", 2012.- P. 193

6. Sasin A.А. Physical recreation and the science of recreation / Collection of scientific works of North Caucasus STO. Series "Humanities". 2008. № 6. - http://www.ncstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.