Научная статья на тему 'Место физической рекреации в жизни современного школьника'

Место физической рекреации в жизни современного школьника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1361
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батракова Ольга Анатольевна, Махов Станислав Юрьевич

В статье рассматривается место физической рекреации в жизни современного школьника, целью которой является восстановление, укрепления и сохранения здоровья в учебном процессе общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии). Человек от природы наделен ресурсом здоровья, которое он одновременно восстанавливает и расходует, с помощью двигательной активности в своей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Батракова Ольга Анатольевна, Махов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE PHYSICAL RECREATION IN LIFE OF THE MODERN SCHOOL STUDENT

In article the place of a physical recreation in life of the modern school student which purpose is restoration, strengthenings and preservations of health in educational process of educational institution is considered (schools, lyceum, a gymnasium). The person is by nature allocated with a resource of health which he at the same time restores and spends, by means of physical activity in the activity

Текст научной работы на тему «Место физической рекреации в жизни современного школьника»

Батракова Ольга Анатольевна студентка 4 курса кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»

г. Орел

Научный руководитель Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВО «<Приокский государственный университет»

г. Орел

THE PLACE OF THE PHYSICAL RECREATION IN LIFE OF THE MODERN

SCHOOL STUDENT

Batrakova Olga Anatolyevna The 4th year student of the department «Tourism, recreation and sport» Federal public budgetary educational institution of the higher education

«(Prioksky state university», Orel

Supervisor Mahov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor of the department «Tourism, recreation and sport» Federal public budgetary educational institution of the higher education

«(Prioksky state university», Orel

Аннотация. В статье рассматривается место физической рекреации в жизни современного школьника, целью которой является восстановление, укрепления и сохранения здоровья в учебном процессе общеобразовательного учреждения (школы, лицея, гимназии). Человек от природы наделен ресурсом здоровья, которое он одновременно восстанавливает и расходует, с помощью двигательной активности в своей жизнедеятельности.

Summary. In article the place of a physical recreation in life of the modern school student which purpose is restoration, strengthenings and preservations of health in educational process of educational institution is considered (schools, lyceum, a gymnasium). The person is by nature allocated with a resource of health which he at the same time restores and spends, by means of physical activity in the activity.

Актуальность. Физической рекреации заключается, в психофизиологическом и физическом восстановлении организма школьника во время занятий, формировании определенных общественно полезных качеств, в том числе и физических, ценный и в личностном и в общественном отношении результат. Определить сущность физической рекреации в жизни школьника. Определить изменения в жизни школьника, с помощью анализа теоретических источников: анкетирование, тестирование.

Учение требует от детей затраты энергии, утомляет еще не окрепший организм и для восстановления его работоспособности огромное значение имеют такие средства, как разумный режим дня, пребывание ребенка на свежем воздухе, нормальное питание, занятия физкультурой и спортом. Ребенок, будучи от природы активно-деятельным существом, удовлетворяющим естественные потребности организма за счет движения, попадает в современной школе и семье в условия ограниченной физической подвижности, бездеятельности, пассивной созерцательности и психологических перегрузок, порождающих гиподинамию, застойные явления в организме, ожирение, патологические нервно-психические и сердечно-сосудистые изменения. Следствием недостаточного внимания к разрешению этого противоречия являются различные заболевания, нервные срывы, инфаркты, физическая слабость, нравственная апатия, нежелание трудиться, неспособность к напряженному труду, интенсивной общественной и семейной жизни.

Основными механизмами физического воспитания являются: физкультурно-спортивная деятельность, система отношений в процессе этой деятельности и возникающее на ее основе духовное общение.

Главным стимулом деятельности для ребенка, является стремление развить физические силы, сохранить здоровье, быть полезным и активным членом общества, оказывать помощь людям благодаря приобретенным физкультурно-спортивным умениям и навыкам. С этими стимулами сочетается естественное стремлен детей к деятельности, подвижности, активности, которое лучше всего реализуется в общественно значимых формах физкультуры и спорта. В стимулировании детей к занятиям физкультурой имеет значение и то, что их результатом бывает ощущение прилива сил и бодрости, переживание физического удовольствия. Дети постепенно развивают в себе эстетическое чувство, способность наслаждаться красотой человеческого тела и созидать красоту. Переживание радости победы над внешними препятствиями и собственными слабостями рождает у школьников стремление к труду и борьбе. Горечь поражения побуждает к новым и новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. Физкультурно-спортивную деятельность ребят стимулирует и здоровое честолюбие, желание быть популярным в кругу товарищей. [1]

Главный фактор развития личности - активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды, и тем самым - его выживание. Двигательная активность - необходимое условие, непосредственно влияющее на здоровье, физическую и умственную работоспособность, творческое долголетие человека. Движение имеет большое значение с ранних лет: стимулирование двигательной активности оказывает положительное воздействие на становление и развитие психических и физических качеств. В связи с этим, условия муниципального образовательного учреждения (школы, лицея, гимназии) создают благоприятную обстановку для широкого развертывания физкультурной и спортивной работы среди воспитанников. Это просветительская работа здорового

образа жизни, лечебной физической культуры, правильной организации режима питания, отдыха и воспитательной работы. [3]

Слагаемые здорового образа жизни это: режим дня, гигиена, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом. Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качества личности. В поведении проявляется собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистичный настрой, умелое общение высокая жизненная энергия, умение организовать свой досуг и т. п. В психологическом отношении отмечается хорошее самочувствие, сильная воля (целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность), устойчивость к неприятным жизненным ситуациям. В функциональном отношении - более высокое качество здоровья, хорошая работоспособность, снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое восстановление после умственной или физической деятельности основных систем организма, нормализация весо-ростового показателя, хорошая осанка, походка и т. д.[4]

Режим дня - это распределение выполнения основных дел по часам. Для школьников очень важно соблюдать режим дня, ведь надо успеть сделать многое: Выучить уроки, погулять, помочь по дому, позаниматься физическими упражнениями. Правильно организованный режим дня дисциплинирует, придает жизни четкий ритм, помогает выработать силу воли, настойчивость, аккуратность и другие положительные привычки. [4]

Если установленный жизненный ритм (распорядок дня) соблюдается, то он способствует укреплению здоровья, повышению уровня умственной и физической работоспособности, позволяет успешно справляться с учебными нагрузками.

Напряженная умственная работа без отдыха, без перерывов не может долго быть эффектной. Для того чтобы продуктивно работать, надо уметь правильно отдыхать. В процессе длительной умственной работы быстро наступает утомление. Продолжительное сидение вызывает чрезмерное напряжение в отдельных группах мышц (шеи, спины, поясницы), которые обеспечивают поддержание позы человека. В связи с этим портится осанка и зрение, а внутренние органы работают, а неблагоприятном режиме. Постепенно в результате неправильной работ такие заболевания, как сколиоз, лордоз, кифоз (болезни позвоночника), близорукость (болезнь глаз) и др. Избежать всего этого можно только при правильной смене умственного и физического труда. [5]

Физическая рекреация является тем самым средством, которое способствует возвращению в лоно ощущений двигательной радости. Термин «рекреация» означает активный отдых, восстановление сил человека, израсходованных, а процессе труда, учебы, тренировочных занятий или соревнований и приносящий удовлетворение от него. Не менее важным в проблемных аспектах физической рекреации является воспитание здорового образа и спортивного стиля жизни детей и молодежи.

К основам физической рекреации для восстановления здоровья населения следует отнести следующие положения:

^ построение комплексной программы физической рекреации для формирования, укрепления и сохранения здоровья человека на всех уровнях жизни с учетом пола, возраста, физической подготовленности других условий и обстоятельств; ^ разработка рекреационных мероприятий, направленных на восстановление

здоровья людей, их социального и профессионального, благополучия; ^ использование современных методов здоровье формирующих технологий.

Её главная социальная функция - воспроизводящая, позволяющая обновить силы и внутренние ресурсы человека, затраченные как в ходе трудовой деятельности, так и пришли выполнении повседневных бытовых обязанностей. Рекреативная деятельность осуществляется личностью в свободное время и мотивируется последующим чувством удовлетворения. Основными составляющими физической рекреации и их соотношением, являются понятия «отдых», «досуг», «развлечения», «здоровье».

Каким бы ни был по своему характеру труд, процесс утомления распространяется на мышечную на нервную систему и в наибольшей степени оно всегда затрагивает отдел головного. При этом наиболее действенным фактором является профилактика утомления; это покой, связанный с работой других органов. Этот эффект лег в основу целостной теории отдыха. Суть её заключается в периодическом чередовании видов деятельности, способствуя оптимальному чередованию процессов возбуждения и торможения, обеспечивая своеобразную подзарядку утративших работоспособность нервных центров.

Развлечения помогают утолить потребность в эмоционально насыщенных впечатлениях, дефицит которых переживается человеком как эмоциональная неудовлетворенность. Поэтому важную роль играет насыщение досуга яркими зрелищами, юмором, шутками, играми и т.д. [2]

Отдых не должен сводиться к восстановлению сил уставшего человека, так как мог бы ограничиться домашним отдыхом, прогулкой по улице или выездом на природу. Культурный отдых - это возможность нейтрализации и компенсации негативных сторон повседневного образа жизни. Элементов монотонности и жестких стереотипов.

Развлекательные занятия отличаются с одной стороны нацеленным на эмоциональную встряску содержанием развлечений, а с другой - неизменной положительной оценкой этих занятий.

Понятие досуг рассматривается как включение человека в отдых, развлечение, возможность переключиться на другой вид деятельности, отличающийся от профессионального. Одна из задач рекреационно - развлекательной деятельности - повышение общего психического тонуса личности, формирование хорошего жизненного настроения.

Физическая рекреация занимает центральное место в структуре физической культуры, поскольку элементы рекреации используются в спорте, физическом воспитании и физической реабилитации.

Рекреативная физическая культура представляет собой совокупность форм, средств и методов активного отдыха. При помощи специально подобранных, рационально дозируемых физических упражнений можно значительно ускорить не только течение восстановительных процессов, но и способствовать выработке повышенной устойчивости организма к факторам учебного (производственного) утомления.

Количественные и качественные показатели отдыха в значительной степени определяются наличием свободного времени. Считается, что свободное время - это время, оставшееся у человека после выполнения им всех профессиональных, домашних и школьных обязанностей, которое может быть использовано на отдых,

развлечение и развитие личности. Это время рационально используется на следующие виды деятельности:

^ Отдых, то есть восстановление физических и химических сил;

^ Развлечения, доставляющие удовольствие;

^ Общественную работу, которая выполняет добровольно и бескорыстно;

^ Развитие интересов и способностей личности.

Определяющим признаком физической рекреации принято считать конечный результат её функционирования - создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. Функциональное значение сводится к воздействию на биологическую природу человека, достижению некой нормы, движению от «нездоровья к здоровью» или поддержание рабочего состояния организма на заданном уровне. Она связана с управляемостью.

Основными средствами физической рекреации выступают физические упражнения, т.е. реализуется посредством физической деятельности. Другие рекреационные эффекты (познавательный, коммуникативный, развлекательный) достигаются рекреации как бы доступно и не являются главной целью физической.

Основами физической рекреации является туризм, пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые подвижные народные игры, аттракционы и конкурсы, спортивные игры, рыбная ловля, охота.

Формы рекреационной деятельности разнообразны: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, дозированная лечебная ходьба, терренкур, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы, оздоровительный бег, дозированное плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прогулки, экскурсии, ближний туризм, самостоятельные знания физическими упражнениями, поход в лес по живописным местам и т.д. [3]

Основные функции рекреационной физической культуры заключается в организации отдыха, удовлетворении потребности в радости, в развлечении и развитии личности через приобщение к миру разнообразных занятий, знаний и впечатлений.

Биологические функции оказывает влияние на оптимизацию состояния организма человека.

Психологическая функция осуществляет мотивацию и появление психических новообразований, возникающих у человека на основе рекреационной деятельностью.

Воспитательная функция обеспечивает широкие возможности нравственного воспитания.

Культурно - аксиологическая функция способствует усвоению человеком культурных и обеспечивает создание новых личностно - общественных ценностей. Проявляется в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством.

Функция социализации личности - это социальная интеграция людей в общественную жизнь, приобщение к ней и формирование у занимающихся опыта социально отношения.

Коммуникативная функция коммуникативно - регулятивная деятельность обусловлена социальной природой человека и являет важным условием его жизни, условием познания, выработки системы ценностей.

Экономическая функция рекреативной физической культуры имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в её развитие, окупаются повышением уровня здоровья населения, общей работоспособности, продление жизни человека.

Основным объектом в сфере отдыха и развлечений чаще всего встречается молодежь. Вместе с тем, необходимо учитывать и содержание отдыха потенциальной аудитории. Не следует ограничиваться лишь отдельными эпизодическими мероприятиями.

Основными формами рекреационной физической культуры являются: ^ самостоятельные занятия;

^ групповые занятия под руководством тренера (педагога); ^ массовые физкультурные мероприятия (соревнования, вечера, праздники, показательные выступления);

Для активизации восстановительных процессов и стимуляции работы организма в режиме рабочего дня, особенно эффективно включение специальных психофизических упражнений. В процессе занятий решаются следующие задачи психофизической подготовки: ^ Защита психики при стрессовых состояниях; ^ Снятия чувства тревоги и страха; ^ Снятие неуверенности в своих силах; ^ Развитие организма.

Специальную разминку, обеспечивающую улучшение приспособительных возможностей организма, рекомендуется выполнять пред любой значительной работе. [3]

Выводы. Физическая рекреация непосредственно благотворно влияет на воспитание Здорового Образа Жизни и стиля у современного школьника. Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.

Полученные данные при лабораторном исследовании жизни школьника, показатели уровня критерия психологического и физического состояния будут являться результатом работы. В результате чего будут применены методики по

восстановлению трудоспособности, здоровья школьника на занятиях и после. _

Список литературы

1. Межуев В.Б. «Основа основ - желание учиться»: Жур. «(Физическая культура в школе»/ В. Б. Межуев - №2, 2002г, (стр.24-26)

2. Макеева В.С. «(Теория и методика физической рекреации. Физическая

культура, спорт туризм в детском оздоровительном лагере»: Рекомендовано редакционно-издательским советом Орёл ГТУ в качестве учебного пособия для вузов/ В.С. Макеева, М.А. Соломченко - Орел: ГТУ, 2009. - 244с.(стр.5-9)

3. Макеева В.С. Теория и методика физической рекреации. Основы оздоровительной физической культуры: учебное пособие для высшего профессионального образования/ В.С. Макеева, З.С. Тинькова - Орел: ФГ ВПО «Госуниверситет - УНПК, 2012. -183 с.(стр. 15-25)

4. Виленский М.Я. Физическая культура: учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразовательных Учреждений / [М. Я. Виленский, И. М. Туревский, Т. Ю. Торочкова и др.]; под ред. М. Я. Виленского. - 3-е изд., испр - М.: Просвещение, 2007. -156 с. (стр. 25, 39-40)

5. Матвеев А.П. Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразовательных Учреждений / А. П. Матвеев; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.(стр. 18-19)

6. Махов, С.Ю. Проект развития национального туризма «Сокровища России» : научно-практический проект [Электронный ресурс]/С.Ю. Махов. - Орел : МАБИВ, 2012. - Электр. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321201891.

7. Махов, С.Ю. Национальный социальный проект «Здоровая Нация» [Текст] / С.Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума. (24 - 25 апреля 2014г., г. Орел) / Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», Т. 1. - 2014. - С. 66 - 71. ISBN 978-5-93932-716-9

References

1 Mezhuyev V. B. "A basis of bases - desire to study": Zhur. "Physical culture at school" / V. B. Mezhuyev - No. 2, 2002 of, (p. 24-26)

2 Makeeva V. S. "Theory and technique of a physical recreation. Physical culture, sport tourism in a children's recreation camp": It is recommended publishing council the Eagle of GTU as the manual for higher education institutions / V. S. Makeeva, M. A. Solomchenko is the Eagle: GTU, 2009. - 244 pages (p. 5-9)

3 Makeeva V.S.Teoriya and technique of a physical recreation. Fundamentals of improving physical culture: the manual for the higher professional education / V. S. Makeeva, Z.S. Tinkov - the Eagle: FG VPO "State University - UNPK, 2012.-183 pages (p. 15-25)

4 Vilensky M. Ya. Physical culture: studies. for pupils of 5-7 C. general education Establishments / [M. Ya. Vilensky, I. M. Turevsky, T. Yu. Torochkova, etc.]; under the editorship of M. Ya. Vilensky. - 3rd prod., испр. - M.: Education, 2007.-156 pages (p. 25, 39-40)

5 Matveev A.P. Physical culture. 5th class: studies. For general education Establishments / A. P. Matveev; I Grew. Academician. Sciences, I Grew. Academician. Educations, Prosveshcheniye publishing house. - 4 prod. - M.: Education, 2011. - 95 pages (p. 18-19)

6 Makhov, S. Y. The Project of development of national tourism «Treasures of Russia» : research project [Electronic resource] / S. Y. Makhov. - Eagle : MABIV, 2012. - Electr.

opt. disk (CD-ROM). State registration - 0321201891.

7 Makhov, S. Y. National social project «Healthy Nation» [Text] / S. Y. Makhov // Physical culture, sports and tourism. Processes of integration of science and practice: collection of articles on materials of the II international scientific Symposium. (24 - 25 April 2014 Orel) / Under the editorship of Dr. Ped. Sciences, Professor V. S. Makeeva. - Orel: FGBOU VPO «State university-UNPK», Vol. 1. - 2014. - P. 66 - 71. ISBN 978-5-93932716-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.