Научная статья на тему 'Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта'

Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ / КОММЕРЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / BACHELOR OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PROJECT ACTIVITY / AUTHOR'S PROJECT / COMMERCIAL REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиньков Иван Валерьевич, Макеева Вера Степановна

Авторы рассматривают возможность профессионального развития бакалавра с помощью авторских проектов и использования проектной деятельности. Описана методика внедрения проектной деятельности в образовательный процесс бакалавров физической культуры и спорта в рамках модульных технологий, включающих теоретическое освоение, практическое конструирование, внедрение в практику. Раскрывается характер разработки и реализации проектов студентами в туристско-рекреационной деятельности. Задачи исследования: разработать технологию обучения проектировочной деятельности, отвечающую современным требованиям педагогической науки и позволяющую студентам реализовать свои усилия на практике. Методика и организация исследования: Поскольку проектная деятельность, как и любая экспериментальная деятельность, выстраивается как самодостаточная, подготовленная среда, управляемая ведущим проектировщиком или группой субъектов проектирования с помощью свода правил, авторами разработана модульная технология обучения проектной деятельности туристской и рекреационной направленности в рамках трёх модулей: теоретического освоения; практического конструирования; внедрения в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тиньков Иван Валерьевич, Макеева Вера Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project Activity as Part of Professional Development of Bachelors of Physical Culture and Sport

The authors consider the possibility of professional development of the bachelor with the help of creating projects and with the use of project activities. The technique of project activities in the educational process of bachelors of physical culture and sports in the framework of modular technologies, including theoretical development, practical design, implementation in practice. The character of projects development and implementation by students in tourist and recreational activities is set out. Research problem. The task of this study is to develop a technology of teaching design activities that meets the modern requirements of pedagogical science, allowing students to realize their efforts in practice. Methods and organization of research. Taking into account that the project activity, as well as any experimental activity, is built as a self-sufficient, prepared environment, managed by a leading designer or by a group of project developers with the help of a set of rules, we have developed a modular technology of teaching of project activities of tourist and recreational orientation within 3 modules: theoretical development; practical design; implementation in practice.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта»

УДК 378.172 ББК 88

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

И. В. Тиньков1, В. С. Макеева2

10рловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия

2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Москва, Россия

Авторы рассматривают возможность профессионального развития бакалавра с помощью авторских проектов и использования проектной деятельности. Описана методика внедрения проектной деятельности в образовательный процесс бакалавров физической культуры и спорта в рамках модульных технологий, включающих теоретическое освоение, практическое конструирование, внедрение в практику. Раскрывается характер разработки и реализации проектов студентами в туристско-рекреационной деятельности. Задачи исследования: разработать технологию обучения проектировочной деятельности, отвечающую современным требованиям педагогической науки и позволяющую студентам реализовать свои усилия на практике. Методика и организация исследования: Поскольку проектная деятельность, как и любая экспериментальная деятельность, выстраивается как самодостаточная, подготовленная среда, управляемая ведущим проектировщиком или группой субъектов проектирования с помощью свода правил, авторами разработана модульная технология обучения проектной деятельности туристской и рекреационной направленности в рамках трёх модулей: теоретического освоения; практического конструирования; внедрения в практику.

Ключевые слова: бакалавр, проектная деятельность, авторский проект, коммерческая реализация.

Актуальность. Современный образовательный процесс высшей школы характеризуется стремлением к эффективной реализации полученных знаний, умений и навыков в реальный продукт профессионально-педагогической деятельности. Современные требования к профессионалу физической культуры на рынке труда заставляют постоянно расширять поле применения полученных навыков в процессе обучения и после окончания вуза [1]. В этом плане проектная деятельность выступает одним из современных и наиболее эффективных методов, позволяющих студентам успешно/неуспешно входить в профессиональную деятельность [3]. Разрабатывая планы, принимая определённые решения, выполняя ряд операций, решая проблемы в процессе внедрения проекта в жизнь, сотрудничая с людьми, будущий бакалавр физической культуры и спорта тем самым с головой уходит в проблемы профессиональной деятельности [5]. В последние годы проблеме проектировочной деятельности уделяется много внимания, однако вопросы проектирования в сфере физической культуры и спорта, рекреационно-оздоровительных мероприятий рассматриваются недостаточно.

Несомненно, паспорт специальности по направлению подготовки даёт будущему бакалавру фи-

зической культуры и спорта возможность познакомиться с полем профессиональной деятельности, а также конкретизировать сферы применения своих профессиональных навыков, но при этом не определяет все возможные пути профессионального развития. Вместе с тем реализация профессионального творчества студента в виде проектировочной деятельности помогает не только определить возможности применения собственных идей, но и реализовать конкретный продукт или услугу на практике в соответствии с запросами и потребностями данного региона [2]. Полагаем, что средства и методы проектной деятельности наиболее результативно подготавливают бакалавров к их профессиональной деятельности с применением инновационных процедур.

Задачи исследования. В настоящем исследовании поставлена задача разработать технологию обучения проектировочной деятельности, отвечающую современным требованиям педагогической науки и позволяющую студентам реализовать свои усилия на практике.

Методика и организация исследования. Учитывая, что проектная деятельность, как и любая экспериментальная деятельность, выстраивается как самодостаточная, подготовленная среда,

управляемая ведущим проектировщиком или группой субъектов проектирования с помощью свода правил, нами разработана модульная технология обучения проектной деятельности туристской и рекреационной направленности в рамках трёх модулей: теоретического освоения; практического конструирования; внедрения в практику.

Модуль теоретического освоения состоит из лекций отдельных дисциплин, включённых в обязательную часть образовательной программы, таких как «Педагогика физической культуры и спорта» при освоении ПК-2; «Организационно-методическое сопровождение деятельности физ-культурно-спортивных организаций» при освоении ОПК-2; «Двигательная рекреация» при освоении ПК-15, ПК-16, ПК-17; «Моделирование образовательных программ в физической культуре и спорте» при освоении ПК-3.

Кроме того, дополнительно был разработан факультатив «Проектная деятельность», состоящий из 36 ч (6 ч лекционных, 8 ч лабораторных и 22 ч практических занятий).

Дополнительный курс освещал организационные и подготовительные, поисково-исследовательские, отчётно-оформительские, информационные и презентационные аспекты проектной деятельности. Практические занятия направлены на работу по созданию и реализации авторских проектов. В рамках лабораторных занятий студентам предлагалось выполнить проекты в творческих группах, но по определённому брифу от заказчика. Частично дополнительный курс «Проектная деятельность» относится к освоению модуля практического конструирования (практические и лабораторные занятия).

Для углублённого освоения проектной деятельности были организованы четыре тренинго-вых занятия, которые способствовали освоению модуля практического конструирования задач рекреационной, досуговой и организаторской направленности.

1. Тренинг «Цель, задачи, результат». Состоит из разминки, упражнений на постановку цели, определения темы проекта, конкретизации и варьирования задач в зависимости от условий проектной деятельности, определения результативности предлагаемых проектов, способов диагностики эффективности работы в целом. Рефлексия в конце тренинга помогает определить личное участие в работе на тренинге.

2. Тренинг «Лидер проекта». Включает разминку, упражнения и рефлексию. Упражнения

направлены на снятие зажимов в работе над авторским проектом, помогают определить способы продвижения проектов, развивают лидерские качества в каждом из участников. Отдельное место занимают упражнения на коммуникацию с более опытными коллегами в ситуации, где студент — главный организатор. Подробно разбираются ситуации противостояния опытной организационной группы и молодого руководителя.

3. Тренинг «Алгоритмы работы в команде». Направлен на моделирование наиболее часто встречаемых проблем в коммуникации между участниками организационной группы проекта, рассматриваются результативные пути решения конфликтных ситуаций.

4. Тренинг «Алгоритмы работы с клиентом». На начальном этапе профессионального становления часто у бакалавра физической культуры и спорта возникают трудности в общении с клиентами, поэтому этот тренинг особенно важен. Он помогает определить целевую аудиторию предлагаемого проекта, классифицировать среднестатистические поведенческие модели клиентов и на практике смоделировать ситуацию.

Заключительный модуль внедрения проекта в практику предполагал работу по двум направлениям: подготовка и внедрение авторского проекта; подготовка и внедрение проекта на заказ.

Результаты исследования. В подготовку и внедрение авторского проекта входит самостоятельная проектировочная деятельность на всех этапах, реализация и анализ проекта. Студент самостоятельно выбирает тему проекта и способы реализации цели проекта, готовит все необходимые документы, презентацию проекта для работодателя и организационной группы. На данном этапе важным моментом является определение маркетинговых коммуникаций в работе с целевой аудиторией. В связи с тем, что одной из целей подготовки была коммерческая реализация, организация проектов в сфере рекреационной и туристской деятельности, студентам было рекомендовано придерживаться правил последовательного решения следующих задач:

- определение наличия рекреационных и туристских потребностей у предполагаемых субъектов проекта;

- выявление их предпочтений, форм и видов активного отдыха;

- определение их осведомлённости в организации активного отдыха и деятельности рекреационной и туристской направленности;

- привлечение субъектов проекта к участию в рекреационных и туристских мероприятиях;

- определение критериев эффективности деятельности.

Второй этап работы по подготовке и внедрению авторского проекта проходил в форме защиты проекта. Для оценки проекта использовался метод экспертной оценки. Экспертами выступали: генеральный директор туроператора ООО «Сафари» И. В. Савушкин, руководитель проектировочной деятельности И. В. Тиньков, профессор, доктор педагогических наук В. С. Макеева. Экспертам предлагалось оценить доклад и презентацию, используя шкалу от 0 до 100 по критериям: актуальность для региона, новизна и креативность, рентабельность, точность в постановке цели и правильность оформления. Три лучших проекта получали возможность коммерческой реализации.

Каждый студент в качестве руководителя проекта проводил семинар для действующих инструкторов ООО «Сафари», которые на данный момент выступали в роли потребителей, а руководители проектов (студенты) самостоятельно решали организационные задачи в ситуации оказания услуг, демонстрируя эффективность использования профессиональных навыков.

В конце каждого подобного семинара проводился час рефлексии, который помогал бакалавру физической культуры корректно оценить свои действия, подготовиться к решению сложных коммуникационных задач, определить все плюсы и минусы собственных проектов и скорректировать их [4].

Направление по подготовке и внедрению проекта на заказ осуществлялось прежде всего с упором на потребности региона в продукте туристской, спортивной и оздоровительной направленности. Студентами изучались гранты Орловского региона данной направленности. Подготавливался весь перечень документов по оформлению гранта. В 2018 г. таким заказом для бакалавров физической культуры стал грант «Премия Правительства Российской Федерации в области туризма» направления «Культурно-познавательный туризм», что даёт возможность реализовать свой профессиональный потенциал.

Заключительной частью является включение авторских проектов в предложения ООО «Сафари». В случае коммерческого успеха автор проекта получал возможность приоритетного участия в роли инструктора с повышенной заработной платой.

По данным реализации технологии обучения проектной деятельности студентов три разработанные студентами проекта были внедрены в практику работы туроператора ООО «Сафари». Победителями стали студенты со своими проектами:

- Н. С. Тверских, «В гости к зубрам»;

- Э. А. Гасанова, «Рождество на Нугре»;

- П. Ю. Прошина, «Болховская околица».

В настоящий момент в услуги ООО «Сафари» входят все три разработанных проекта.

Выводы. Система внедрения проектной деятельности в образовательный процесс бакалавров физической культуры помогает на этапе профессионального становления найти возможность коммерческой реализации своих профессиональных навыков. В условиях современного предложения на рынке труда Орловской области умения и навыки реализации проектов дают молодому специалисту дополнительную возможность развиваться в профессиональной сфере.

Популярность таких проектов с каждым годом растёт, и у будущих выпускников — бакалавров физической культуры и спорта появляется возможность иметь заработок в процессе творческой самореализации.

Список литературы

1. Иванова, С. С. Проблема организации практики бакалавра по физической культуре в поликультурной образовательной организации / С. С. Иванова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы VI междунар. науч.-практ. кон-фер. — Чебоксары, 2016. — С. 155-160.

2. Корнев, И. Н. Геокультурное пространство региона как интегративный ресурс проектирования содержания подготовки бакалавра педагогического образования / И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк // Пед. образование в России. — 2011. — № 2. — С. 21-29.

3. Макеева, В. С. Проектная деятельность в реализации активных форм туризма как смысложизненные ориентиры формирования здоровья обучающихся / В. С. Макеева, И. В. Тиньков // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сб. ст. — Орёл, 2017. — С. 162-166.

4. Тинькова, З. С. Педагогическая модель формирования профессиональных компетенций бакалавров рекреации и туризма средствами режиссёрской подготовки / З. С. Тинькова // Вестн. Челяб. гос. унта. — 2013. — № 34 (325). — С. 106-111.

5. Makeeva, V. Bachelor of tourism training to modeling and reconstruction in the historical event design / V. Makeeva, Z. Tinkova, S. Tokareva, I. Tinkov // Opportunities For Development of Regional Studies of

Siberia and Neighboring Areas : The 17th Theoretical and Tomsk, Russian Federation. IOP Conference Series: Practical Conference, 30 October to 1 November 2018. Earth and Environmental Science. vol. 204 (2018) 012029

Поступила в редакцию 5 марта 2019 г.

Для цитирования: Тиньков, И. В. Проектная деятельность как часть профессионального развития бакалавров физической культуры и спорта / И. В. Тиньков, В. С. Макеева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 19-23.

Сведения об авторах

Тиньков Иван Валерьевич — специалист по учебно-методической работе, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. Орёл, Россия. [email protected]

Макеева Вера Степановна — доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма. Москва, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 2, pp. 19-23.

Project Activity as Part of Professional Development of Bachelors of Physical Culture and Sport

1Tinkov I.V., 2Makeeva V.S.

1Orel State University named after I.S. Turgenev. Orel, Russia. [email protected]

2Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourist. Moscow, Russia. [email protected]

The authors consider the possibility of professional development of the bachelor with the help of creating projects and with the use of project activities. The technique of project activities in the educational process of bachelors of physical culture and sports in the framework of modular technologies, including theoretical development, practical design, implementation in practice. The character of projects development and implementation by students in tourist and recreational activities is set out. Research problem. The task of this study is to develop a technology of teaching design activities that meets the modern requirements of pedagogical science, allowing students to realize their efforts in practice. Methods and organization of research. Taking into account that the project activity, as well as any experimental activity, is built as a self-sufficient, prepared environment, managed by a leading designer or by a group of project developers with the help of a set of rules, we have developed a modular technology of teaching of project activities of tourist and recreational orientation within 3 modules: theoretical development; practical design; implementation in practice.

Keywords: bachelor ofphysical culture and sport, project activity, author's project, commercial realization.

References

1. Ivanova S.S. Problema organizatsii praktiki bakalavra po fizicheskoy kul'ture v polikul'turnoy obrazovatel'noy organizatsii [Problem of the practice organization of physical culture activity for bachelor in the polycultural educational organization]. Aktual'nyye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta: materialy VI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of physical culture and sport: materials VI international. science.-prakt. conferences]. Cheboksary, 2016. Pp. 155-160. (In Russ.).

2. Kornev I.N., Pozdnyak S.N. Geokul'turnoye prost-ranstvo regiona kak integrativnyy resurs proektirovaniya soderzhaniya podgotovki bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya [Geocultural space of the region as an

integrative resource of training content design of the bachelor of pedagogical education]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2011, no. 2, pp. 21-29. (In Russ.).

3. Makeyeva V.S., Tinkov I.V. Proektnaya deyatel'nost' v realizatsii aktivnykh form turizma kak smyslozhiznen-nye orientiry formirovaniya zdorov'ya obuchayushchikh-sya [Project activity in the realization of active forms of tourism as Life orientations of health improvement of students]. Sovershenstvovaniye fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Improving of the physical training of law enforcement officers]. Oryol', 2017. Pp. 162-166. (In Russ.).

4. Tinkova Z.S. Pedagogicheskaya model' formirovaniya professional'nykh kompetentsiy bakalavrov rekreat-sii i turizma sredstvami rezhissyorskoy podgotovki [Ped-

agogical model of formation of professional competences of recreation and tourism bachelors by means of directing training]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2013, no. 34 (325), pp. 106-111. (In Russ.).

5. Makeyeva V., Tinkova Z., Tokareva S., Tinkov I. Bachelor of tourism training to modeling and reconstruc-

tion in the historical event design. The 17th Theoretical and Practical Conference "Opportunities For Development of Regional Studies of Siberia and Neighboring Areas" 30 October to 1 November 2018. Tomsk, IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. vol. 204 (2018) 012029

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.