5. Tsarev L.V., Popov, A.V., and Schneider, O. S. (2014), Formation of professional success of students DVGUPS by means of physical training in accordance with the new educational standards, Publishing house DVGUPS, Khabarovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2016
УДК 796.011.3
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мария Александровна Возисова, старший преподаватель,
Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В статье представлен теоретический и методический материал по формированию компетентности бакалавров по физической культуре в вопросах обеспечения безопасности туристской деятельности, а именно разработана модель становления данной компетентности, с указанием целевого, содержательного блоков, процессуального и критериально-оценочного блоков, также представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет с будущими бакалаврами физической культуры.
Ключевые слова: компетентность по обеспечению безопасности туристской деятельности, педагогическая модель, спортивно-оздоровительный туризм, бакалавры по физической культуре.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p50-55
MODEL FOR FORMATION OF THE COMPETENCE ON SAFETY PROVISION IN TOURIST ACTIVITY AT BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
Maria Aleksandrovna Vozisova, the senior lecturer, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economic, Moscow
Annotation
This article presents the theoretical and methodological material for the formation of the competence for the Bachelor of Physical Education in matters of tourists' safety providing. It contains the model for formation of the competence, specifying the target, and including the content blocks, procedure and criterion-evaluation blocks. The results of the pedagogical experiment carried out within four years with the future bachelor of physical education have also been presented.
Keywords: competence on safety provision in sports tourism activity, educational model, sports and recreation tourism, bachelor of physical education.
На сегодняшний день одной из важных характеристик развития профессионального образования по физической культуре и спорту выступают подходы, технологии, модели, педагогические условия формирования профессиональных компетенций. Так востребованы педагогические технологии, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный характер образования, средства повышения профессиональной компетентности в области физической культуры, спорта, туристской и рекреационной деятельности.
Требуются мобильные выпускники физкультурных вузов, готовые к профессиональной деятельности в условиях образовательных учреждений, фитнес центов, спортив-
ных школ, коммерческих организаций, федерациях по видам спорта, туристских организациях, лечебных центрах [4].
Однако в профессиональном образовании по физической культуре и спорту наблюдается ряд противоречий между:
- необходимостью совершенствования компетентностного подхода в образовательных учреждениях высшего физкультурного образования, его концептуальных основ, путей формирования профессиональных компетенций педагогической, спортивной, организационно-управленческой и рекреационной направленности, и недостаточным содержанием программ и моделей достижения компетенций безопасности туристской деятельности;
- расширением соревновательных видов туризма, включением его во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), развитием как рекреационных, так и экстремальных его направлений, применением средств туризма в повышении общей физической подготовленности учащихся и молодежи, и сохранением недостаточного уровня профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза в вопросах обеспечения безопасности туристской деятельности, механизмов варьирования и дифференциации туристских программ, опыта проведения туристских мероприятий [1, 2].
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать модель формирования компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности у бакалавров физической культуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Чайковского государственного института физической культуры в течение 4-х лет (2012-2016 гг.). За этот период обучение прошли 214 будущих бакалавров физической культуры, из них 108 человек контрольная и 106 экспериментальная группа. Учебный процесс в экспериментальной группе был преобразован по содержанию подготовки и применяемым методам обучения, с акцентом на обеспечение безопасности туризма. Контрольная группа проходила обучение по традиционной модели подготовки, по тем же дисциплинам и количеству учебных часов, что и экспериментальная группа.
Структурно-функциональная модель формирования компетентности безопасности туристской деятельности (рисунок 1), раскрывает целевые установки в виде становления знаний, умений, навыков и личностных качеств в подготовке туристских мероприятий, согласно требованиям ФГОС ВО (2014). «Содержательный блок» касается знаний туристской терминологии и снаряжения, теории и методики туризма; методики проведения урока с элементами туризма; основ составления маршрута похода; правил безопасности работы на скалодроме, в водном, вело и пешем походе, в походе выходного дня; знаний факторов внешней среды.
Требования к умениям (рисунок 1) заключаются в способности пользоваться туристским снаряжением, оказывать первую помощь, контролировать самочувствие обучающихся, организовывать и проводить урок физической культуры, моделировать полосу препятствий, проводить туристские мероприятия, предпринимать меры по предупреждению аварийной ситуации.
Профессионально-педагогические условия, раскрываются в разработке блочно-модульного подхода в обучения, усовершенствованных правил техники безопасности, походов выходного дня для дошкольников и школьников; а также алгоритмизации действий в условиях чрезвычайной ситуации; организационно-методические условия, отличаются авторским содержанием специализированных дисциплин (рисунок 1). Рефлексивный подход в обучении оказывает сильное воздействие на развитие интеллектуальных способностей и мобилизует учащегося эффективно применять свои интеллектуаль-
ные ресурсы. В условиях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало, взаимодействуя с миром, будущий педагог учится строить самого себя, и как следствие происходит саморазвитие.
Целевой блок
Цель: будущий работник в области физической культуры, обладающий профессиональной компетентностью по безопасности туристской деятельности.
Задачи: формирование знаний, умений, навыков и личностных качеств (настойчивость, самостоятельность, инициативность, смелость) в подготовке туристских мероприятий, в соответствии с требованиями ФГОС; обучение методике проведения урока ФК с элементами спортивно-оздоровительного туризма и ориентирования; обучение навыкам выживания в природной среде и обеспечение безопасности обучающихся в туризме._
Содержательный блок
Знание: терминологии, спортивно-оздоровительного туризма (СОТ), методики урока ФК с элементами СОТ, основ проведения туристского похода, правил техники безопасности, факторов природной среды, видов туристских препятствий, психологии ФК, подвижных игр на природе
Умение: пользоваться спец. снаряжением, оказывать первую помощь, контролировать самочувствие обучающихся, организовывать и проводить урок или мероприятие по ФК с элементами туризма, смоделировать полосу препятствий для разного контингента, коммуникативные умения_
Владение: навыками пешего, водного, лыжного туризма, правилами предотвращения травм и чрезвычайных ситуаций, способностями ориентирования по карте местности и движения по азимуту, средствами самоконтроля, навыками проведения полосы препятствий, методикой урока ФК с туристскими основами, навыками разведения костра
Педагогические условия и методологические подходы Условия: общепедагогические, профессионально-педагогические, организационно-методические, условия технологического обеспечения
Подходы: деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, системный, модульный_
Процессу альный блок
Форма обучения: блочно-модульная, интерактивная Методы: кейс-метод, практико-ориентированный метод, метод проектной деятельности, самостоятельной работы, метод тренинговых упражнений. Средства: тестирование, физические упражнения, учебно-технические средства, мультимедийные, анкетирование_
Модули
Базовый: дисциплина «Физическая культура» на основе спортивно-оздоровительного туризма 1 курс, лекции и практические занятия. Туризм в развитии физических качеств и физ. подготовленности, разновидности туризма.
Совершенствование: дисциплина «Теория и методика преподавания туризма» 3 курс, практические занятия. Базовые основы туризма для различных категорий населения, ориентирование
Итоговый: дисциплина «Автономное выживание человека в природной среде» 4 курс, лекции и практические занятия. Факторы природной среды, техника безопасности, алгоритм поведения в чрезвычайной ситуации, походы в различных риск-геофакторах. резервные возможности организма, проблемы вынужденного автономного выживания
Критериально-оценочный блок
Критерии: мотивационный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный
по 10 балльной системе. Методы оценки: тесты, экспертная оценка, самооценка, анкетирование, контрольные упражнения. Уровни КБТ: низкий - базисный, формализованный и воспроизводящий материал; средний -функциональный, деятельностный; высокий - системно-профессиональный, творческий. Результат деятельности — сформированная компетентность по безопасности туристской деятельности, отвечающая требованиям ФГОС и современного общества._
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель формирования профессиональной КБТ у будущих бакалавров
физической культуры
«Процессуальный блок» раскрывается интерактивными формами обучения (дискуссия, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, деловая игра, работа в малых группах, портфолио студента, проект). Методы обучения: кейс-метод, практико-ориентированный метод, метод проектной деятельности, самостоятельной работы и метод тренинговых упражнений. Модули обучения представляют собой базовый модуль, впервые внедряемый на 1-м курсе обучения в рамках изучения дисциплины «Физическая культура» на основе спортивно-оздоровительного туризма, так дисциплина отличается развитием физической подготовленности средствами туризма, формированием основ работы со снаряжением, получением представлений о соревновательных видах и формах туризма [3, с. 78].
Модуль совершенствования, разработанный с учетом профильной подготовки на 3-м курсе по дисциплине «Теория и методика преподавания туризма». К особенностям данного модуля относятся также практические занятия с углубленным освоением теории и методики спортивно-оздоровительного туризма, его разновидностей; детализацией туристской полосы препятствий для дошкольников, школьников, студентов; регламентацией правил техники безопасности на рельефе, воде, скальной стенке; особенностей природной среды в летний и зимний период; методикой подготовки туристского слета, походов выходного дня, ориентированием на местности, движением по азимуту.
Итоговый модуль (рисунок 1). В нем представлена впервые разработанная нами дисциплина «Автономное выживание человека в природной среде» на 4-ом курсе. В процессе изучения дисциплины рассматриваются факторы природной среды, техника безопасности, алгоритм поведения в чрезвычайной ситуации, походы в различных риск-геофакторах, строительство индивидуальных и групповых укрытий, проблемы вынужденного автономного выживания, резервные возможности человеческого организма, виды костров, движение по азимуту.
«Критериально-оценочный блок» содержит критерии оценки, такие как мотиваци-онный, деятельностный, когнитивный, рефлексивный по 10 балльной системе. Методы оценки представлены тестами, экспертной оценкой, самооценкой, анкетированием, контрольными упражнениями. Уровни компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности: низкий - базовый; средний - функциональный, деятельностный; высокий - системно-профессиональный, творческий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Полученные результаты в завершении эксперимента (таблица 1) свидетельствуют о том, что будущие физкультурные кадры экспериментальной группы достоверно превосходят контрольную группу практически по всем контрольным критериям, что подтвердили методы математической статистики.
Таблица 1
Сформированность компетентности по обеспечению безопасности _туристской деятельности в завершении эксперимента_
Контрольные критерии КГ (X±о) 4 курс ЭГ (X ±о) 4 курс
В начале В конце В начале В конце
1. Умение построить укрытие (мин., сек.) 60,4±5,3 55,1±6,7* 57,3±4,9 42,1±4,1**
2. Оценка безопасности для установки лагеря (мин., сек.) 25,3±4,8 19,1±3,2* 20,2±3,7 12,3±3,1**
3. Реагирование в конфликте 4±0,75 5,12±0,35* 4,6±0,51 5,28±0,35*
4. Оценка проведения полосы препятствий. 6,4±0,5 7±0,6 6,6± 0,1 9,1±0,6**
5. Провести часть занятия с элементами туризма. 5,62±0,1 6,25±0,4* 5,8±0,9 8,9±0,8**
6. Умение развести костер (мин., сек.) 5,3±1,1 4,9±0,9 5,2±1,2 3,1±0,8**
7. Толерантность(балл) 5,5±0,92 5,87± 1,8 5,62±1,18 6,17±2,64
8. Техника безопасности всех видов туризма (балл) 5,8±0,3 6,37±0,6 5,87±0,3 8,5±0,6**
9. Полоса препятствий в школе, д/с, вузе (балл) 6,2±0,2 7,4±0,8* 6,62±0,7 8,6±0,6**
10. Умение работать в коллективе 8,12±1,4 8,3±1,41 8,10±1,64 8,62±1,5*
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; * - достоверность различий (Р<0,05), ** - межгрупповая достоверность различий (Р<0,05)
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить уровни сформирован-ности компетентности безопасности туризма, так в контрольной группе у 32% студентов сформировался только низкий уровень, 41% студентов достигли среднего уровня и 27% высокого. В экспериментальной группе в процессе занятий низкий уровень развития сформировался у 12,2% студентов, 35,3% имеют средний уровень, а 52,5 высокий. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработки содержания и модели формирования компетентности по безопасности туристской деятельности. Внедрение и моделирование условий и ситуаций (максимально приближенных к реальным) в будущей
профессиональной сфере. Включение в учебный процесс тренингов и игровых упражнений, индивидуально-типологического образовательного маршрута способствовало формированию высокого уровня компетентности безопасности туризма.
В экспериментальной работе удалось создать условия успешного обучения, распределить учебный материал с учетом интересов и профилей подготовки студентов, способствовать формированию компетентности безопасности туризма. Разработанное содержание правил безопасной деятельности в спортивно-оздоровительном туризме способствовало лучшему усвоению студентами изучаемого материала, чему способствовали интерактивные экскурсии, решение педагогических задач по практической туристской деятельности, коллективная проектная деятельность по подготовке туристского мероприятия.
ВЫВОДЫ
Создана модель формирования компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности бакалавров физической культуры. Разработаны новые требования к обеспечению безопасности различных видов туристской деятельности. Детализированы средства и методы компетентностного подхода в становлении компетентности по спортивно-оздоровительному туризму и его безопасности, а именно «индивидуально-типологический маршрут» профессиональной деятельности, тренинговые упражнения в подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации; проектная деятельность в подготовке туристского похода. Разработано содержание туристской деятельности, учитывая профиль подготовки, созданы три учебные дисциплины, обеспечивающие высокий уровень знаний и умений по безопасности туристской деятельности.
Таким образом, в процессе проведения педагогического эксперимента была полностью доказана эффективность разработанной структурно-функциональной модели в формировании компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности у бакалавров физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - СПб. : Издательский дом Герда, 2007. - 208 с.
2. Возисова М.А. Педагогические условия повышения компетентности по спортивно-оздоровительному туризму у будущих педагогов по физической культуре / М.А. Возисова, Т.Н. Шутова // Образование и наука в современных условиях: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (6). - С. 78-80.
3. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм : учебно-методическое пособие / Ю.С. Константинов. - М. : Изд-во Федерального цента детско-юношеского цента туризма и краеведения, 2006. - 600 с.
4. Рыбакова, Е.О. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского госуниверситета. Физическая культура. Спорт. - 2015. - Вып. 3. - С. 58-63.
REFERENCES
1. Birzhakov, M.B. and Kazakov, N.P. (2007), Safety in tourism, Publishing house Gerda, St. Petersburg.
2. Vozisova, M.A. and Shutova, T.N. (2016), "Pedagogical conditions for enhancing the competence in sports tourism for future Bachelor of Physical Education", Education and science in the modern conditions: materials of VIInternational scientifically-practical conference, CNS "Interactive plus", Cheboksary, No. 1 (6), pp. 78-80.
3. Konstantinov, Yu.S. (2006), Children's tourism: textbook, publishing house of Federal cent of cent for children and young people of tourism and study of local lore, Moscow.
4. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2015), "Improving the professional education of students of the University by means of physical fitness", News the Tula state university, Physical culture. Sport, Vol. 3, pp. 58-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2016
УДК 796.07
АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ В ЛЕТНЕМ СЛУЖЕБНОМ БИАТЛОНЕ
Ольга Валерьевна Воронцова, преподаватель,
Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Предметом исследования является анализ показателей соревновательной деятельности курсантов образовательной организации МВД России в служебном биатлоне, осуществляемой в рамках системы профессионально-прикладной физической подготовки. Используя теоретические методы: изучение, анализ, обобщение материалов научно-методической литературы, контент-анализ системы руководящих документов регламентирующих спортивную тренировку и физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел России в статье представлены результаты сравнительного анализа соревновательной деятельности в служебном биатлоне. Данный анализ явился следствием двухгодичного педагогического эксперимента, проводимого теоретического исследования проблем подготовки сотрудников органов внутренних дел России, связанных с совершенствованием спортивного мастерства в группах спортивного совершенствования по служебно-прикладным видам спорта. В результате работы выявлены теоретические предпосылки актуальности исследуемой проблемы, проанализировано современное состояние методологических подходов, определены межгрупповые различия, и выявлены существующие закономерности в их изменении в зависимости от времени бега. Результаты исследования могут быть положены в основу диссертационного исследования, создания учебных, учебно-методических пособий и разработок для подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: группы спортивного совершенствования, служебно-прикладные виды спорта, служебный биатлон, образовательные организации МВД России.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p55-59
ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF THE SUMMER EMPLOYMENT
BIATHLON BEGINNER
Olga Valeryevna Vorontsova, the teacher, Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Annotation
The subject of the study is to analyze the competitive activity of cadets of educational organization under the Russian Ministry of Internal Affairs in the service biathlon carried out under the professionally-applied physical training. Applying the following theoretical methods: the research, analysis, generalization of materials of the scientific and methodical literature, content analysis of the guidelines system governing the sports training and physical preparation of Russian law-enforcement bodies employees the article presents the results of the comparative analysis of the competitive activity in the service biathlon. This analysis was the result of two-year pedagogical experiment, the conducted theoretical study of the problems in training of the law enforcement officers in Russia, and associated with the improvement of sports skills in groups of sports perfection at the service-applied sports. As a result of the study the theoretical premises for the relevance of the investigated problem have been revealed, the authors analyzed the current state of the methodological approaches, identifying the differences between the groups, and the existing regularities in their changing depending on the running time have been determined. The results can be