Научная статья на тему 'Практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туризма у будущих бакалавров физической культуры'

Практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туризма у будущих бакалавров физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / БАКАЛАВРЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возисова Мария Александровна, Шутова Татьяна Николаевна

В статье представлены разработанные практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туристской деятельности, в подготовке будущих бакалавров физической культуры, результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возисова Мария Александровна, Шутова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical recommendations in formation of competences of safety of tourism at future bachelors of physical culture

This article presents the theoretical and methodological recommendations for the competence formation of the Bachelors of Physical Education in matters of tourists’ safety providing. It contains the model for formation of the competence, defining the target and including the content blocks, procedure and criteria for evaluation. The results of the pedagogical experiment have been carried out within four years and purposed for the future Bachelors of physical education, being also presented at this article.

Текст научной работы на тему «Практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туризма у будущих бакалавров физической культуры»

Научная обоснованность и методологическая универсальность национальных стандартов обеспечивают качественный, концептуальный скачок в развитии. Фонды ФГОС ВО - ресурсы устойчивого развития физической культуры в системе высшего образования. Устойчивый рост ядра новой стратегии создает условия для сбережения человеческого потенциала, повышения адаптационных резервов студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В. И. Социокультурная интеграция содержания неспециального физкультурного образования студентов вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Григорьев Валерий Иванович. - СПб., 2002. - 60 с.

2. Гаврилов, Д.Н. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях / Д.Н. Гаврилов, А.Г. Комков, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 27-30.

3. Давиденко, Д.Н. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 40-45.

4. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев, В.А. Чистяков, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

5. Тростинская, И.Р. Стратегия развития физической культуры студентов в условиях кросскультурной интеграции вузов / И.Р. Тростинская, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 37-40.

LITERATURE

1. Grigoriev, V.I. (2002), Socio-cultural integration of the content of non-special physical education of students, dissertation, St. Petersburg.

2. Gavrilov, D.N., Komkov, A.G. and Grigoriev, V.I. (2008), "The problem of improving the efficiency and quality of lessons of physical culture in higher educational institutions", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 27-30.

3. Davidenko, D.N., Grigoriev, V.I. and Chistyakov, V.A. (2011), "State educational standard -the stabilization tool of development of physical culture in universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 40-45.

4. Davidenko, D.N., Grigoriev V.I., Chistyakov V.A. and Kim John Kil (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.

5. Trostinskaya, I.R. and Grigoriev, V.I. (2014), "Strategy of development of physical culture of students in terms of cross-cultural integration of higher education institutions", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 37-40.

Контактная информация: vgp54@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2017

УДК 377.169.3

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Мария Александровна Возисова, старший преподаватель,

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В статье представлены разработанные практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туристской деятельности, в подготовке будущих бакалавров физической

культуры, результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет.

Ключевые слова: компетентность по обеспечению безопасности туристской деятельности, практические рекомендации, спортивно-оздоровительный туризм, бакалавры по физической культуре.

PRACTICAL RECOMMENDATIONS IN FORMATION OF COMPETENCES OF SAFETY OF TOURISM AT FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE Maria Aleksandrovna Vozisova, the senior teacher, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky, Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

This article presents the theoretical and methodological recommendations for the competence formation of the Bachelors of Physical Education in matters of tourists' safety providing. It contains the model for formation of the competence, defining the target and including the content blocks, procedure and criteria for evaluation. The results of the pedagogical experiment have been carried out within four years and purposed for the future Bachelors of physical education, being also presented at this article.

Keywords: safety sports tourism activity competence, educational model, sports and recreation tourism, Bachelor of Physical Education.

В настоящее время система профессиональной подготовки бакалавров физической культуры требует осмысления ее компонентов, содержания, ценностных ориентиров, форм, методов и педагогических технологий [3], которые должны рассматриваться как своеобразные модели путей достижения профессиональной компетентности, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный и практический характер образования.

Необходимость усиления процессов профессионального образования туристской направленности в подготовке физкультурных кадров вызвана причинами различного характера, такими как:

- недостаточная готовность к деятельности туристкой направленности;

- низкий уровень подготовленности к действиям в чрезвычайной ситуации;

- высокий уровень травмирования учащихся при занятиях на открытом воздухе;

- высокая потребность общеобразовательных учреждений в туристских слетах и праздниках туристской направленности, проведения на муниципальных территориях массовых соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут», включением в физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» участие в туристском походе [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Вместе с тем профессиональная подготовка бакалавров физической культуры в формировании компетенций туризма (ПК-17, 20) осуществляется недостаточно, и как следствие, ежегодное увеличение на 16% случаев со смертельным исходом в походах, из всех погибших 40% - это гибель на воде, при этом наибольшее число травм - 45% встречается в походах выходного дня и не категорийных походах. В июне 2016 года в Карелии из-за отсутствия специальной подготовки инструкторов и несоблюдения правил техники безопасности на плавательном средстве одновременно погибло 16 подростков. К таким ситуациям и травмам приводят нарушения правил страховки 47%, тактические ошибки 30%, низкое качество снаряжения 14%, нарушения дисциплины 8% (М.Б. Биржаков, С.Ю. Махов) [1, 4].

Рассмотрим разработанные нами практические рекомендации в формировании компетенций безопасности туристской деятельности, которые получены в результате педагогического эксперимента на базе Чайковского государственного института физической культуры (2012-2016 г.), с бакалаврами по физической культуре, обучающимися по

разработанной нами программе с 1 по 4 курс. Так экспериментальная группа обучалась с расширением активных и интерактивных методов обучения, квазипрофессиональной деятельности по профилю обучения, увеличению часов на технику безопасности туризма и проведение части занятия на основе спортивно-оздоровительного туризма. контрольная группа обучалась по тем же дисциплинам, но по традиционной программе.

Практические рекомендации

1. Для формирования компетенций безопасности туристской деятельности в подготовке будущих бакалавров физической культуры следует модернизировать базовую дисциплину «Теория и методика преподавания туризма». В первую очередь это касается содержания обучения, подходов обучения (компетентностный, деятельностный, системный, модульный), применения интерактивных методов обучения, инновационных механизмов обучения в виде компьютерных технологий моделирования походной деятельности, кейс-метода в разработке туристского мероприятия и его безопасности.

2. Разработанная структурно-функциональная модель становления компетенций безопасности туристской деятельности интегрирует три учебные дисциплины, шесть компетенций общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной подготовки, преимущественно рекреационной направленности. Модель позволяет реализовать компетентностный подход обучения и создать предпосылки совершенствования системного подхода с 1 по 4 курс, при этом реализуется деятельностный подход в актуализации самообразовательной деятельности, квазипрофессиональной деятельности.

3. Педагогический эксперимент доказал эффективность по совершенствованию личностных качеств будущих бакалавров физической культуры, так практические занятия в условиях лесной и парковой зоны, водной среды, в процессе проведения туристских мероприятий для детей позволили усовершенствовать организаторские способности, волевую организацию личности, поведение в конфликте, толерантность и целеустремленность. Улучшение личностных качеств может быть достигнуто за счет проведения туристских заданий в условиях дошкольного и школьного образования, кейс-метода в подготовке мероприятия, занятий в формате «веревочный курс», «полоса препятствий», «Зарница», «ГТО» спортивное ориентирование, тренингов.

Рассмотрим детально полученные результаты по личностным качествам, так организаторские способности в КГ составили в начале эксперимента 6,0 баллов, после 7,8 баллов, в ЭГ на начало эксперимента 5,8 баллов, в конце 8,9 баллов, межгрупповые различия достоверны.

Изучаемое нами личностное качество «целеустремленность», изменилось следующим образом: в КГ на начало эксперимента 7,2 балла, в конце 8,3 балла, в ЭГ на начало эксперимента - 7,3 балла, в конце - 9,1 балла, так достигнут высокий уровень «целеустремленности», что играет принципиальную роль в профессиональной подготовке будущих физкультурных кадров. Показатель критерия «волевая организация личности» в контрольной группе составил на начало эксперимента 5,62 балла, в конце 5,85 баллов (средний уровень). В ЭГ динамика составила от 6,0 до 8,25 баллов, что свидетельствует о переходе от среднего на высокий уровень волевой организации, что в практической деятельности позволяет добиваться поставленной цели и требовать от участников выполнения различных видов деятельности, страховки и распоряжений руководителя. «Реагирование в конфликте» в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента находится на низком уровне и составляет 4,0 и 5,3 баллов соответственно, после эксперимента 4,3 и 7,28 баллов соответственно, внутригрупповые различия достоверны.

4. Будущие физкультурные кадры должны уметь провести урок физической культуры с элементами туризма, так учителям необходимо проводить занятия по туризму 2-4 раза в осенний и 3-5 раз в весенний период, для подготовки к общешкольному слету, а также как вариативный компонент программы по физической культуре. Наилучшие условия для урока - парковая зона, территория школы, ближайшие скверы, спортивный

зал.

5. Физкультурное занятие для дошкольников с элементами туризма должно включать передвижения по веревкам, веревкам, находящимся на полу, преодоление природных препятствий, поиск клада; элементы спортивного ориентирования, прохождение «параллельной переправы», упражнение «маятник», «паутина», перенос снаряжения на носилках, прыжки через воображаемый ручеек. Данные средства туризма позволяют совершенствовать координацию движений, силу и скоростно-силовые качества, расширять знания о природе, правилах поведения в природной среде.

6. Для обеспечения безопасности туристских мероприятий на начальном этапе обучения бакалавров необходимо применять репродуктивной метод обучения, с алгоритмизацией правил безопасности на воде, скалодроме, уроке; на 3-4 курсе рекомендуется эвристический метод, который значительно улучшает процесс освоения категорий «знает», «умеет» и «владеет» в области туризма, за счет проблемно-поисковой формы подготовки к мероприятию, актуализации самообразования в изучении навигационных карт, экстремальных видов туризма, занятий личностного роста с помощью «веревочных курсов».

7. Компетентностный подход спрогнозировал ожидаемый результат профессиональной подготовки в области туризма; выделил необходимые критерии «знать», «уметь», «владеть»; определил традиционные и инновационные технологии формирования компетенций, учитывая имитационные игровые и не имитационные игровые технологии, проектную деятельность, авторские технологии выживания в природной среде и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенная экспериментальная работа позволила выявить уровни сформированное™ компетентности безопасности туризма, так в контрольной группе у 32% студентов сформировался только низкий уровень, 41% студентов достигли среднего уровня и 27% высокого. В экспериментальной группе в процессе занятий низкий уровень развития сформировался у 12,2% студентов, 35,3% имеют средний уровень, а 52,5 высокий. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработки содержания и модели формирования компетентности по безопасности туристской деятельности. Внедрение и моделирование условий и ситуаций (максимально приближенных к реальным) в будущей профессиональной сфере.

ВЫВОДЫ

Успешное формирование компетенций безопасности туристской деятельности стало возможным:

- при преобразовании и модернизации содержания дисциплины «Теория и методика преподавания туризма», разработке и внедрении вариативного курса («Способы автономного выживания в природной среде»);

- при структурировании учебного процесса по формируемым компетенциям, оценке результата обучения по критериям и уровням для каждой отдельной дисциплины;

- при активизации самообразовательной деятельности на основе квазипрофессиональной деятельности, учитывая профиль подготовки бакалавров;

- при акцентировании методов обучения и педагогических приемов на активных и интерактивных методах.

Содержание и механизм обучения правилам безопасности совершенствует компетентностный подход обучения и принципы компетентностного содержания учебного процесса, профессиональной целесообразности, саморазвития, самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. - СПб. : Издательский дом «Герда», 2007. - 208 с.

2. Возисова, М.А. Педагогические условия повышения компетентности по спортивно-оздоровительному туризму у будущих педагогов по физической культуре / М.А. Возисова. Т.Н. Шутова // Образование и наука в современных условиях : материалы VI Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 78-80.

3. Лубышева, Л. И. Концепция модернизации профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту (авторский проект) / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 13-16.

4. Махов, С.Ю. Организация безопасности активного туризма: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования / С.Ю. Махов ; Межрегиональная Академия безопасности и выживания. - Орел : [б.и.], 2014 - 125 с.

5. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. -С. 77-84.

6. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, ИМ. Бодров, О.В. Везеницын, H.A. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции / Российский эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. -Москва, 2016. - С. 595-600.

REFERENCES

1. Birzhakov, M.B. and Kazakov, N.P. (2007), Safety in tourism, publishing house Gerda, St. Petersburg.

2. Vozisova, M.A. and Shutova, T.N. (2016), "Pedagogical conditions of enhancing competence in sports tourism among future Physical Education teachers", Education and science in modern conditions: materials of VI International scientifically-practical conference, CNS "Interaktiv plus", Cheboksary, No. 1 (6), pp. 78-80.

3. Lubysheva, L.I. and Magin, V.A. (2003), "The Concept of modernization of professional training of the specialists in physical education and sport", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 13-16.

4. Makhov S.Yu. (2014), Organization of security of active tourism: textbook for higher professional education, publishing house Interregional Academy safety and survival, Orel.

5. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2016), "Improvement of recreational competence orientation in vocational training of bachelors of physical culture", News of the Tula State University. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 77-84.

6. Shutova, T.N. Bodrov, I.M., Vetericyn O.V. and Sidorenko, N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", In the book: Humanitarian education at economic University. Proceedings of the IV International scientific and practical correspondence Internet conference, publishing house Plekhanov Russian University of Economics, pp. 595-600.

Контактная информация: vozisova.mariya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2017

УДК 796.015.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СРЕДНИМ БЕГОМ В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Роман Николаевич Володин,

Пензенский артиллерийский инженерный институт, Пенза

Аннотация

Разработаны средства повышения экономичности бега и спортивных результатов на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.