6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.
7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2009. 635 с.
Рудин Максим Владимирович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, fizvoss@ bk.ru, Россия, Брянск, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
SPORTS ACTIVITY AS THE MAIN FORM OF FORMATION OF COMPETENCES
AT STUDENTS
M. V. Rudin
In this article the analysis offormation of competences of process of sports activity by means of various techniques is carried out. The principles and pedagogical conditions of creation of the educational process directed on formation of competences of students are allocated. For the purpose of studying offormation of competences experiment with students of technical colleges in the course of which at the first stage with use of different techniques the level offormation of competences was studied was made.
Key words: competence, competence-based approach, physical fitness, general physical and special physical preparation.
Rudin Maxim Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, head of Department, fizvoss@bk.ru, Russia, Bryansk, Bryansk State University of akkad. I. G. Petrovsky
УДК 796.011:378
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова
Рассмотрен вопрос формирования профессиональных компетенций рекреационной направленности у студентов физкультурного вуза. Раскрыты сущность и значение рекреационной деятельности с использованием средств фитнеса, определены средства совершенствования профессиональных компетенций рекреационной направленности. Приведены некоторые данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность разработанного подхода.
Ключевые слова: рекреационная деятельность, профессиональная подготовка студентов физкультурных вузов, фитнес, компетентностный подход.
В программе развития российского образования до 2020 года ставятся задачи подготовки компетентных педагогов по физической культуре, отличающихся умениями работать во всех ступенях образовательных учреждений, в системе дополнительного образования, в
федерациях по видам спорта, в оздоровительно-рекреационной работе с различным контингентом занимающихся. Вместе с тем, в настоящее время наблюдается несоответствие содержания образования новым социальным требованиям общества, стремительно меняющимся потребностям личности, условиям высокой конкурентности на рынке труда. Так проблемная ситуация заключается в том, что с одной стороны рекреационная деятельность развивается в образовательных учреждениях, в сфере активного отдыха и фитнеса, в индустрии санаторного лечения с элементами рекреации и рекреационного туризма, с другой стороны недостаточно программ, моделей и технологий подготовки будущих физкультурных кадров в области рекреации [3, 6].
Следовательно, направленность образования на формирование компетенций рекреационной направленности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых выпускник сможет проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную активность в оздоровлении населения страны, его приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. При этом традиционная программа профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза недостаточно охватывает указанные компетенции [7].
При этом требования к компетенциям будущих бакалавров физической культуры определены в ФГОС ВО (приказ № 935 от 2014 года (по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, уровень бакалавриата) и предполагают умение организовывать и проводить занятия физкультурно-оздоровительной направленности для различных групп населения; владение знаниями по методикам управления массой тела для лиц разного возраста и пола; знание методики составления тренировочных программы в соответствии с функциональным состоянием; владение методиками рекреационной деятельности [6].
Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются: лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры, спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Таким образом, выпускник физкультурного вуза должен уметь организовывать и проводить занятия с физкультурно-оздоровительной направленностью для различных групп населения. Данная деятельность в ФГОС ВО обозначена как рекреационная. Рекреационная деятельность является составной частью профессиональной деятельности специалистов по физической культуре различной функциональной направленности (учитель физической культуры, тренер по виду спорта, преподаватель физического воспитания, инструктор физической культуры по месту жительства, инструктор физической культуры на предприятии, инструктор фитнес клуба [5].
Одной из задач «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
является обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; развитие вариативности образовательных программ. Опираясь на данную концепцию в системе высшего образования, должны подготавливаться квалифицированные, компетентные, конкурентоспособные на мировом рынке труда специалисты, способные к непрерывному профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, лично ответственные за уровень своих компетенций [1, 2].
Цель исследования: совершенствование компетенций рекреационной направленности, позволяющих бакалавру по физической культуре планировать, организовывать и проводить оздоровительные занятия с занимающимися разного пола, возраста, физической подготовленности.
Задачи:
1. Совершенствовать общекультурные и профессиональные компетенций (компетенции рекреационной направленности) согласно «ФГОС 3+» средствами фитнеса.
2. Расширить практико-ориентированный подход в профессиональном обучении студентов физкультурного вуза.
3. Обучить алгоритму выбора фитнес технологий и методик занятий для различного контингента занимающихся.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент организован на базе ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры» со студентами 4 курса в рамках дисциплины «Фитнес» (2015-2016 гг.). Всего в исследовании приняло участие 110 студентов.
Традиционная программа подготовки студентов физкультурного вуза предполагает достаточное формирование навыков в проведении учебных и тренировочных занятий преимущественно детьми дошкольного и школьного возраста, по средствам изучения таких дисциплин как гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол, волейбол, единоборства и др. Но недостаточно дисциплин, рекреативной направленности для работы с людьми разного возраста, уровня здоровья и физических кондиций. Поэтому, на наш взгляд появилась необходимость в пересмотре и коррекции учебных планов.
Подготовка студентов профиля спортивная тренировка отличалась изучением методики функционального тренинга для единоборцев, лыжников, представителей спортивных игр; применением фитнес тренировки с элементами единоборств («тай-бо»); методики занятий в тренажерном зале с учетом специфики спортивной деятельности в указанных спортивных специализациях; освоением стретчинга, аквафитнеса; проведением части тренировки на иностранном языке.
Особенности профиля физкультурного образования (учитель ФК) заключались в обучении методики занятий в тренажерном зале для учащихся 8-11 классов; содержании третьего урока по физической культуре на основе аэробики для девушек 7-11 классов; освоении фитнес комплексов с гантелями, скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами в рамках раздела гимнастики, общей физической подготовки, укреплении и коррекции нарушений осанки; обучении инструкторов по оздоровительной и фитнес аэробики для системы дополнительного образования; обучении методике детских фитнес занятий для дошкольников и младших школьников.
Для профиля адаптивная физическая культура акцент сделан на освоении методики оздоровительных занятий в воде; элементы йоги, пилатеса, стретчинга в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп; на обучении методике занятий в тренажерном зале при нарушениях осанки и зрения, при отклонениях в кардиореспираторной системе; на применении групповых программ низкой интенсивности с элементами гантельной гимнастики, оздоровительной аэробики, стретчинга.
Программа подготовки для профиля физкультурно-оздоровительные технологии отличалась методикой фитнес занятий для дошкольников, студентов и взрослого населения; содержанием занятий аквааэробикой и аквафитнесом для женщин, мужчин и подростков; внедрением практических занятий непосредственно в фитнес-центрах; проведением занятий на иностранном языке в детализации и закреплении методики йоги, аэробики, функционального тренинга; организацией мастер классов по кроссфиту, пилатесу, атлетической гимнастике, гиревому спорту и др. [4].
Результаты исследования. В табл. 1 продемонстрированы профессиональные компетенции рекреационной направленности и средства их совершенствования.
Владение данными компетенциями позволит будущему бакалавру по физической культуре решать следующие профессиональные задачи рекреационной деятельности: привлекать население к рекреационной деятельности как к фактору здорового образа жизни; реализовывать программы, режимы занятий по двигательной рекреации населения на региональном и местном уровнях в соответствии с потребностями населения; подбирать адекватные поставленным задачам средства, методы и формы рекреационной деятельности по циклам занятий различной продолжительности; обеспечивать уровень двигательной активности, соответствующий состоянию и потребностям занимающихся; способствовать осознанному использованию средств физической культуры для восстановления и укрепления здоровья, приобщения к здоровому стилю жизни.
Таблица 1
Профессиональные компетенции рекреационной деятельности и средства их совершенствования
Профессиональные компетенции рекреационной деятельности Средства совершенствования профессиональных компетенций рекреационной направленности
Способность формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности (ПК-16) Лекции. Практические занятия с использованием средств фитнеса. Тренинговые упражнения. Семинары. Организация встреч с потенциальными работодателями.
Способность организовывать и вести рекреационную деятельность в организациях различного типа с учетом особенностей обучающихся, а также гигиенических и естественно-средовых факторов (ПК-17) Лекции. Практические занятия с использованием средств фитнеса (правильное выполнение и демонстрация упражнений). Самостоятельное проведение фитнес занятия для различного контингента населения (учет медицинской группы, пола, возраста, уровня подготовленности). Посещение спортивной лаборатории и освоение диагностического оборудования.
Способность выбирать средства и методы двигательной рекреации для коррекции состояния обучающихся различного пола и возраста с учетом их профессиональной деятельности (ПК-18) Лекции. Практические занятия с использованием средств фитнеса. Самостоятельное проведение фитнес занятий для различного контингента населения (умение дозировать и регулировать физическую и психоэмоциональную нагрузку). Моделирование проблемных ситуаций. Участие в фитнес-конвенциях, мастер-классах.
Способность реализовывать программы оздоровительной тренировки для различного контингента обучающихся, включающие в себя технологии управления массой тела, рационального питания и регуляции психического состояния (ПК-19) Лекции. Практические занятия с использованием средств фитнеса. Самостоятельное проведение фитнес занятий, в том числе и на английском языке. Участие в фитнес-конвенциях, мастер-классах. Составление тренировочных программ с учетом пола, возраста, медицинской группы, уровня подготовленности, мотивации. Составление индивидуальных программ питания. Тренинги по формированию фитнес культуры.
В завершении данного этапа экспериментальной работы выявлена положительная динамика теоретических знаний в области рекреационной деятельности у студентов физкультурного вуза (рисунок).
Уровень теоретических знаний в области рекреационной деятельности студентов физкультурного вуза
В результате экспериментальной работы «низкий уровень» знаний в области рекреационной деятельности изменился от 54 до 34 %; динамика «среднего уровня» - от 46 до 45 %,«высокий уровень» изменился от 0 до 21 %.
В табл. 2 представлены результаты компетенций рекреационной направленности в педагогическом эксперименте.
Таблица 2
Результаты компетентности в области рекреационной деятельности
(10-балльная система)
Компоненты компетентности КГ (Х±о) ЭГ (Х±о)
3-й курс 4-й курс 3-й курс 4-й курс
Организаторские способности 6,0±1,6 7,8±0,9 5,8±0,5 8,9±0,4
Целеустремленность (балл) 7,2±0,5 8,3±0,6 7,3±0,6 9,1±0,8
Волевая организация личности 5,62±0,52 5,85±1,48 6,0±0,53 8,25±0,46
Умение провести фитнес занятие 4,3±0,2 4,6±1,1 5,1±0,9 7±1,2
Знания гендерных, возрастных,
кондиционных особенностей при 5,4±1,3 6,21±1,4 5,9±0,8 8,31±0,6
составлении занятия
Владение методиками по снижению массы тела 4,7±2,2 5,12±1,7 5,9±1,2 8,7±0,8
Педагогический эксперимент (табл. 2) показал, что бакалавры ЭГ достоверно превосходят участников КГ по организаторским способностям, волевой организации личности, умении провести фитнес занятие, владении методиками по снижению массы тела и уровню знаний в области рекреации. На следующем этапе педагогического эксперимента будет разработан
критериально-диагностический аппарат, подобраны методики оценки уровня сформированности компетенций рекреационной направленности у студентов физкультурных вузов.
Список литературы
1. Алаева Л.С. Показатели уровня сформированности структурных компонентов профессиональных компетенций в области оздоровительной аэробики для студентов физкультурных вузов // Физическая культура и спорт в системе образования: матер. XIII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. С. 431-436.
2. Возисова М.А., Шутова Т.Н. Педагогические условия повышения компетентности по спортивно-оздоровительному туризму у будущих педагогов по физической культуре // Образование и наука в современных условиях: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 78-80.
3. Рыбакова Е.О. Повышение физической подготовленности студентов средствами высокоинтенсивного функционального многоборья (кроссфита) // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 438-441.
4. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула, 2015. С. 58-63.
5. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. Вып. 4. Изд-во ТулГУ, 2015. С. 70-77.
6. Шарафеева А.Б., Загревский О.И. Технология формирования профессиональных компетенций в рекреационной деятельности будущих специалистов по физической культуре и спорту // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 153-156.
7. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ред. кол.: Е.В. Старкова, Т.А. Полякова. Пермь, 2016. С. 135-139.
Рыбакова Елена Олеговна, канд. пед. наук, доц., elenakova@inbox.ги, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., Шпу- 156@гатЬ1ег.ги, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
IMPROVEMENT OF COMPETENCES OF THE RECREATIONAL ORIENTATION A T STUDENTS OF SPORTS HIGHER EDUCA TIONINSTITUTIONS
E.O. Rybakova, T.N. Shutova
In article the question of forming of professional competences of a recreational orientation at students of sports higher education institution is considered. In contents of article the essence and value of recreational activities with use of means of fitness reveals, means of enhancement of professional competences of a recreational orientation are determined. Some data of experimental work confirming efficiency of developed approach are provided.
Key words: fitness, competence approach, recreational activities, students of sports higher education institutions.
Rybakova Elena Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, elenakovaainbox. ru, Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tany- I56arambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University name of G.V. Plehanov
УДК 796.015.2
ПРОГРАММЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИТНЕС-ТРЕНИРОВКИ:
СОДЕРЖАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ
С.В. Савин, О.Н. Степанова
Описаны направленность и основные средства функциональной фитнес-тренировки. Предложен базовый набор элементарных упражнений, составляющих основу для конструирования функциональных фитнес-программ. Приведены примеры типовых комплексов упражнений для различных категорий занимающихся. Представлен алгоритм конструирования индивидуальных и групповых программ функциональной фитнес-тренировки, сформулированы методико-практические рекомендации по реализации данных программ.
Ключевые слова: фитнес, функциональная тренировка, упражнения функционального тренинга, программа тренировки.
На современном этапе развития теории и методики фитнеса всё большей поддержкой учёных и практиков пользуется комплексный подход к конструированию фитнес-программ, предусматривающий подбор и выполнение упражнений преимущественно с весом собственного тела, вовлекающих в работу широкий спектр мышечных групп и сегментов тела, а также функциональных систем организма. К числу таких упражнений относятся двигательные задания из арсенала функционального тренинга и кроссфита.