and applied skills at cadets, but also for development in them of the social activity allowing is realized to train itself for service in boundary bodies of FSB of Russia.
Key words: military and professional; cadets; educational institutions of boundary bodies of FSB of Russia; poliathlon; physical training.
Bolotin Alexandr Eduardovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,
Bakayev Vladislav Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, bakaev [email protected], Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,
Chelyadinov Vladimir Vasilyevich, applicant, a_bolotin@,inbox. ru, Russia, Kurgan, Kurgan Boundary Institute FSB of Russia
УДК 796.5:378
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.А. Возисова
Представлен теоретический и методический материал по формированию компетентности бакалавров по физической культуре в вопросах обеспечения безопасности туристской деятельности, представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет с будущими бакалаврами физической культуры.
Ключевые слова: компетентность по обеспечению безопасности туристской деятельности, туризм, профессиональное образование студентов, бакалавры по физической культуре.
В настоящее время система профессиональной подготовки бакалавров физической культуры требует осмысления ее компонентов, содержания, ценностных ориентиров, форм, методов и педагогических технологий (Лубышева Л.И.) [11], которые должны рассматриваться как своеобразные модели путей достижения профессиональной компетентности, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный и практический характер образования (Байденко В.И., Зимняя И. А.) [3, 10], включая при этом инновационные знания и умения по спортивно-оздоровительному туризму и его безопасности.
Актуальность таких знаний обусловлена динамичным развитием спортивно-оздоровительного туризма (Алилуйко Е.А., Бабий Г.И., Будик И.Б., Ворошилова Т.В., Гаранина Е.Н., Гультяева Н.А.) [1, 2, 5, 7, 8, 9], его расширением в образовательных учреждениях, в сфере
активного отдыха, развитием экстремальных видов туризма, сплавов, велотуризма и индустрии санаторного лечения с элементами туризма. При этом все учителя физической культуры должны проводить туристские мероприятия в рамках физического воспитания школьников, более 35 % педагогических кадров должны принимать участие в летнем отдыхе учащихся, в условиях лесной зоны, на воде, в условиях сплавов, веревочных парков и скалодромов. Помимо этого, бакалавры физической культуры должны быть компетентны в проведении туристско-краеведческих и туристско-экологических мероприятий, соревнований и дней здоровья с элементами туризма. Однако профессиональная подготовка в данном направлении осуществляется недостаточно, отсутствуют программы туристкой деятельности и ее безопасности для различных категорий населения, не изучаются инновационные виды туризма и интерактивные методы обучения в области туризма, а также правила безопасности на воде, скалодроме, велопоходе. Как следствие, ежегодное увеличение на 16 % случаев со смертельным исходом в походах, из всех погибших 40 % - это гибель на воде, при этом наибольшее число травм - 45 % встречается в походах выходного дня и не категорийных походах. В июне 2016 года в Карелии
из-за отсутствия специальной подготовки инструкторов и несоблюдения правил техники безопасности на плавательном средстве одновременно погибло 16 подростков. К таким ситуациям и травмам приводят нарушения правил страховки (47 %), тактические ошибки (30 %), низкое качество снаряжения (14 %), нарушения дисциплины (8 %), вследствие чего поиск путей формирования компетентности по обеспечению безопасности туристкой деятельности является актуальным, отвечающим требованиям общества (Биржаков М.Б., Махов С.Ю.) [4, 12].
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать структурно-функциональную модель формирования компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности у бакалавров физической культуры.
Нами уточнено понятие компетентности по обеспечению безопасности туристкой деятельности, которая нами понимается как интегративная характеристика, сформированности знаний, умений, навыков и личностных качеств в подготовке туристских мероприятий для различных категорий населения, умений действовать в нестандартных ситуациях, обеспечивать безопасность себе и занимающимся в условиях природной среды, организовывать рекреационную и спортивную туристскую деятельность в организациях различного типа, владеть навыками выживания в природе с учетом различных риск-геофакторов.
Также разработана модель формирования компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности включает структуру и
компоненты подготовки, цель, компетенции, педагогические условия и содержание дисциплин, что обеспечивает общекультурное, профессиональное и общепрофессиональное совершенствование учебного процесса будущих физкультурных кадров, не только в знаниях, умения по технике безопасности туризма, но и в физической подготовленности и личностной готовности к условиям похода. Помимо этого, выделены критерии и уровни сформированности профессиональной компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности, с балльно-рейтинговой системой оценки по 10 критериям и 10-балльной системе, с максимальным числом 100 баллов (высокий уровень), 30-51 балл - средний и 10-30 баллов - низкий уровень;
В рамках педагогического эксперимента усовершенствованы правила обеспечения безопасности различных видов туристской деятельности, разработаны методические рекомендации обеспечения безопасности туристской деятельности, внедрение которых повысит уровень знаний объективных и субъективных опасностей туристских мероприятий, умений и навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, готовность организовывать и проводить туристско-экологические, туристско-спортивные и туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения.
Нами представлен компетентностный подход в области обеспечения безопасности туризма, который отличается индивидуализацией в подготовке к туристским мероприятиям, развитием социально-личностных качеств, квазиопрофессиональной деятельностью в формировании навыка выживания в природной среде и осуществлении рекреационной деятельности, тренинговыми упражнениями в подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации, проектной деятельностью в подготовке похода, сплава, урока физической культуры с элементами туризма. Также впервые разработано содержание туристской деятельности и обеспечения ее безопасности, учитывая профиль подготовки (физкультурное образование, спортивная тренировка, менеджмент ФКиС, физкультурно-оздоровительные технологии и спортивно-оздоровительный туризм).
Организация, этапы и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Чайковского государственного института физической культуры в течение 4-х лет (2012-2016 гг.). За этот период обучение прошли 214 бакалавров физической культуры, при этом в предварительном эксперименте (2013-2014гг.) приняли участие 108 человек, в формирующем - 106 человек, число исследуемых в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах было идентичным. Бакалавры опытных групп обучались по трем разработанным нами дисциплинам: «Физическая культура» на основе туризма на 1-м курсе, «Теория и методика преподавания туризма» на 3-м курсе, «Автономное
выживание человека в природной среде» на 4-м курсе, однако в экспериментальной группе усовершенствовано содержание дисциплин, внедрены интерактивные методы обучения, квазиопрофессиональная деятельность и индивидуальные образовательные маршруты.
Содержание учебного процесса (табл. 1) преобразовано в экспериментальной группе с увеличением учебных часов по технике безопасности, по подготовке в рамках профильной подготовки для учителей, тренеров, менеджеров физической культуры и спорта, фитнес тренеров. Также разработаны интерактивные методы обучения в подготовке туристских мероприятий, регулирования поведения в конфликтных ситуациях, а именно проектная деятельность, дискуссии, презентации, тренинговые упражнения, индивидуально-типологические образовательные маршруты. В экспериментальную подготовку по обеспечению безопасности входят: анализ аварийных ситуаций в избранном виде туризма и районе походов; решение ситуационных задач обеспечения безопасности в условиях туристских походов и соревнований; умение пользоваться различными средствами аварийной сигнализации; знание правил контроля и самоконтроля; знание правил обеспечения безопасности.
Таблица 1
Содержание и объем часов в формировании компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности
Содержание ФК на основе ТиМ туризма Автономное
туризма выживание
48 часов 36 часов 36 часов
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Основы туристской деятельности 30 12 18 10 12 6
Техника безопасности 4 8 2 4 4 6
Общая и специальная физ. подготовка 4 8 8 4 6 4
Технические действия 10 8 8 10 12 6
Интерактивные методы обучения - 6 - 4 - 6
Туризм в рамках профильной подготовки - 6 - 6 2 8
Компетенции ОК-7, ПК-17, 20 ОПК-4, 7, ПК-17, 20 ОК-7, ПК-4, 7, 17
В табл. 2 показаны итоговые результаты компетентности по обеспечению безопасности туристкой деятельности на 4-м курсе. Полученные результаты в завершении эксперимента свидетельствуют о том, что будущие физкультурные кадры ЭГ достоверно превосходят КГ по контрольным критериям безопасного проведения части занятия, умения развести костер, прохождении полосы препятствий, что подтвердили методы математической статистики.
Таблица 2
Результаты компетентности по обеспечению безопасности туристской деятельности на 4-м курсе
Контрольные критерии КГ (Х±о) 4 курс ЭГ (Х±о) 4 курс
В начале В конце В начале В конце
1. Умение построить укрытие (мин, с) 60,40± 5,30 50,10± 6,50* 57,30± 5,10 46,10± 4,10*
2. Безопасность для установки лагеря (м, с) 25,30± 4,50 15,10± 3,20* 20,20± 3,55 13,30± 3,10*
3. Посещение занятий (кол-во занятий) - 13±1,8 - 15±2,2
4. Безопасное проведение туристской полосы препятствий (балл) 6,4± 0,5 7± 0,6 6,6± 0,1 7,9± 0,6*
5. Безопасность проведения части занятия (балл) 4,62± 0,1 6,9± 0,4* 4,8± 0,9 8,5± 0,8**
6. Умение развести костер (мин, с) 5,30± 1,10 4,58± 0,50 5,20± 1,20 3,10± 0,55**
7. Подъем на жумаре (мин, с) 2,40± 0,30 2,00± 0,25* 2,50± 0,30 1,50± 0,33*
8. Техника безопасности (балл) 5,8±0,3 6,8±0,6* 5,87±0,3 8,4±0,6**
9. Прохождение полосы препятствий (короткой дистанции) (мин, с) 14,20± 0,40 13,50± 0,20* 13,40± 0,30 12,0± 0,40**
10. Время принятия правильного решения туристских задач (мин, с) 8,12± 1,40 7,50± 1,41 8,10± 1,54 6,56± 1,50*
Примечание: X - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение;
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; * - достоверность различий (Р<0,05), ** - межгрупповая достоверность различий (Р<0,05).
Время принятия правильного решения туристских задач (см. табл. 2) сократилось в контрольной группе на 22 с, в экспериментальной на 74 с. Знание техники безопасности изменились с 5,8-6,8 баллов в КГ и 5,8-8,4 балла в ЭГ (Р<0,05). Благодаря авторской дисциплине «Автономное выживание человека в природной среде» участники эксперимента освоили виды укрытий и способы их построения. Также они смоги компетентно оценивать опасности и факторы риска при установлении лагеря, при этом время такой подготовки на 2 минуты меньше в ЭГ.
Выводы: в безопасности проведения части занятия выявлены межгрупповые различия результатов, такому успешному результату в ЭГ предшествовали алгоритмизация подготовки мероприятия, метод проектов, отработка части урока в игровой и тренинговой форме, преобразование содержания в виде многократного повторения технических приемов.
Список литературы
1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка: дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 148 с.
2. Бабий Г.И. Формирование коммуникативной культуры менеджеров туристской деятельности в процессе их профессиональной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. М., 1999. 170 с.
3. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: сб. статей. М., 2002. С. 22-46.
4. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. 208 с.
5. Будик И.Б. Развитие профессионально-значимых качеств в контексте формирования ключевых компетенций // Дополнительное образование. 2001. № 3. С. 52-54.
6. Возисова М.А., Шутова Т.Н. Педагогические условия повышения компетентности по спортивно-оздоровительному туризму у будущих педагогов по физической культуре // Образование и наука в современных условиях: матер. VI Межд. научн.-практ. конф. / ред. кол.: О.Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (6). С. 78-80.
7. Ворошилова Т. В. Формирование профессиональных знаний и умений студентов вузов туристского профиля методами творческих проектов: дис. ...канд. пед. наук. М., 2000. 169 с.
8. Гаранина Е.Н. Формирование профессиональных навыков менеджеров гостеприимства: автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000. 24 с.
9. Гультяева Н.А. Развитие профессиональных качеств менеджера средствами изобразительного искусства: дис. .канд. пед. наук. М., 1999. 155 с.
10. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 4. С. 23.
11. Лубышева Л.И., Магин В.А. Концепция модернизации профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту (авторский проект) // Теория и практика физической культуры. 2003. № 12. С. 13-16.
12. Махов С.Ю. Организация безопасности активного туризма: учеб.-метод. пособие для высшего профессионального образования. М.: Академия безопасности и выживания, 2014. 99 с.
13. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Совершенствование профессионального образования студентов физкультурного вуза средствами фитнеса // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 58-63.
Возисова Мария Александровна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
FORMATION OF THE COMPETENCESAFETY SPORTSTOURISM ACTIVITY BACHELOR
OF PHYSICAL EDUCATION
M.A. Vozisova
This article presents a theoretical and methodological material for the formation of the competence Bachelor of Physical Education in matters of tourists safety providing. The results of the pedagogical experiment carried out within four years from the future bachelor of physical education are also presented at this one.
Key words: competencesafety sportstourism activity, tourism, vocational training of students Bachelor of Physical Education.
Vozisova Maria Aleksandrovna, senior lecturer, [email protected], Russia. Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture
УДК 796.078
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В.Н. Егоров, Д.В. Заботин, Д. Л. Миронов
Представлен экспериментальный материал об уровне физического развития, физической подготовленности и функционального состояния военнослужащих. Осуществлен выбор средств физической подготовки и их распределение на различных этапах процесса физической подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: программно-методическое обеспечение, физическое развитие, физическая подготовленность, функциональное состояние, военнослужащие.
На практике программа физической подготовки военнослужащих представляют собой типовой организационно-методический продукт, разработанный с учетом нормативно-регламентирующих документов, теоретико-методических наработок и результатов апробирования [2]. Как правило, ориентация на типовой подход, при отсутствии процесса индивидуализации, ограничивает возможность достижения высокого уровня физической подготовленности военнослужащих [4]. В реальных условиях преобразования общества, социальной напряженности, необходимости в решительных и профессиональных действиях правоохранительных органов, физическая подготовка военнослужащих выступает как основа служебно-боевой готовности и приобретает государственно-важное значение [1, 6, 7].
Традиционно технология разработки программно-методического обеспечения осуществляется по отдельным этапам, которые между собой последовательны и взаимосвязаны [5]. В нашей работе, первый этап