Величко Татьяна Ивановна, канд. биол., проф., tivelichko@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Баумана
Власов Григорий Владимирович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Баумана
PHYSICAL FITNESS AND HEALTH OF MODERN STUDENTS T.I. Velichko, G.V. Vlasov
Studies of the physical preparedness of the first-year students of the Bauman Moscow State Technical University are conducted. Bauman with the help of software developed in IBMP and NGO "Navigator of Health". The results of the examination in the computer program "Passport of physical health" are analyzed and are displayed in the form of a formalized health profile with a numerical evaluation of all body indices on the basis of comparison with age standards. A detailed report on the results of monitoring the health of students is presented.
Key words: physical fitness, first-year students, technology "health Navigator".
Velichko Tatyana Ivanovna, candidate of biological sciences, professor, tivelichko@,mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after Bauman,
Vlasov Grigory Vladimirovich, candidate of pedagogic sciences, associate professor, vlasovg@mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after Bauman
УДК 796.011:796.5
КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
М.А. Возисова, Т.Н. Шутова, Т.В. Буянова, В.А. Зайцев
Разработана структурно-функциональная модель генерирования компетенций безопасности туристской деятельности, основанная на компетентностном подходе. Предложен механизм обучения и квазипрофессиональной подготовки бакалавров физической культуры по видам профессиональной деятельности. Представлен критериально-оценочный аппарат уровня сформированности компетенций безопасности туристской деятельности с детализацией оценки компетенций. Обоснован индивидуально-типологический образовательный маршрут с моделированием будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: туризм, безопасность, механизм обучения, бакалавры, компетенции.
Необходимость усиления процессов профессионального образования туристской направленности в подготовке физкультурных кадров, как считают О.В. Алексеева (2009), А.С. Гаязов (2001), В.С. Сенин
(2012), Ю.Н. Федотов (2008), вызвана причинами различного характера, такими, как недостаточная готовность к деятельности туристкой направленности, низкий уровень подготовленности к действиям в чрезвычайной ситуации, высокий уровень травм учащихся при занятиях на открытом воздухе, высокая потребность общеобразовательных учреждений в туристских слетах и праздниках туристской направленности, проведение на муниципальных территориях массовых соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут», включением во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»(ГТО) участие в туристском походе [1, 2, 4, 7, 8, 9].
При этом, традиционная программа подготовки студентов физкультурного вуза, как отмечает М.В. Войтенко (2009), недостаточно охватывает указанные компетенции, не отвечает требованиям обеспечения безопасности различных видов туристской деятельности, а именно: организации мероприятий туристско -экологической направленности, представлений водного, вело- и спелеотуризма; об экстремальных видах туризма, активно применяемых в рекреации, фитнесе, санаторно -курортном направлении, физическом воспитании студентов, также отсутствуют интерактивные методы подготовки к туристским мероприятиям для дошкольников, школьников, студентов; недостаточно адаптированных методик спортивного туризма для массового применения (С.В. Рыльский, 2012; Ю.Н. Федотов, 2008) [3, 6, 8].
Анализ и обобщение научно-методической литературы указывает на необходимость разрешения противоречий между:
1) развитием рекреационных, спортивных, экстремальных направлений туризма в социуме, необходимостью навыков автономного выживания в природе и, как следствие, знаний и умений бакалавров физической культуры (ФК) для туристских мероприятий, рекреации и недостаточностью моделей формирования компетенций безопасности туризма, программ дисциплин, их содержания, включающих общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции;
2) необходимостью снижения числа травм, несчастных случаев, переутомления в условиях туризма, и недостаточностью профессиональной подготовки бакалавров ФК в вопросах опасностей в туризме, правил поведения на воде, содержания подготовки туристских походов, механизмов обучения безопасности.
Организация исследования. Педагогический эксперимент осуществлен с 2012 по 2016 годы, в нём приняли участие будущие бакалавры ФК, проходящие обучение с 1-го по 4-й курс. Эксперимент осуществлен в рамках трех разработанных нами дисциплин: «Физическая культура», «Теория и методика преподавания туризма» и «Способы
автономного выживания человека в природной среде» (вариативный компонент). Экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы обучались по трем указанным дисциплинам, однако в ЭГ преобразовано содержание программ, внедрено решение педагогических задач в походе, компьютерная визуализация местности, практическое проведение части занятия в образовательных учреждениях, алгоритмизация безопасности, кейс-метод, индивидуально-типологический образовательный маршрут по туризму, метод мозгового штурма при разработке экстрим -похода, детализация поведения на воде, в летнем оздоровительном лагере.
К компетенциям безопасности туристской деятельности следует отнести компетенции по осуществлению рекреационной деятельности и туристских мероприятий, навыков выживания в природе, профилактике травматизма, самосовершенствования, формирования личностных качеств (ОК-7, ОПК-7, ОПК-4, ПК-7, ПК-17, ПК-20; ФГОС ВО 2014г.). К дисциплинам, находящимся в тесной взаимосвязи следует отнести: безопасность жизнедеятельности, организацию физкультурно-спортивных мероприятий, гигиенические основы ФК, педагогические технологии, психологию и педагогику ФК, педагогику и др.
Научная новизна результатов исследования:
- впервые разработана структурно-функциональная модель генерирования компетенций безопасности туристской деятельности, базирующаяся на компетентностном подходе, которая содержит общекультурные компетенции - по самосовершенствованию; общепрофессиональные - в развитии личностных качеств, обеспечении безопасности; профессиональные - по организации и проведению туристских мероприятий; данная модель конкретизирует механизм формирования компетенций, определяет функциональное назначение каждого элемента и отображает структуру преобразования обучения;
- предложен механизм обучения, основанный на компетентностном подходе и применении в рамках трех учебных дисциплин репродуктивного, эвристического методов обучения, с акцентированием на активных и интерактивных методах и разработанных правилах техники безопасности;
- создан критериально-оценочный аппарат уровня сформирован-ности компетенций безопасности туристской деятельности с детализацией оценки компетенций, технических действий, знаний обеспечения безопасности в туристской деятельности при проведении части практического занятия в соответствии с курсом обучения;
- обоснован индивидуально-типологический образовательный маршрут с моделированием будущей профессиональной деятельности;
- разработана квазипрофессиональная подготовка для бакалавров ФК по видам профессиональной деятельности, так педагогическая
деятельность акцентирована на методике проведения урока с элементами туризма, проведении полосы препятствий и туристского слета, велопохода для учащихся разного возраста; тренерская деятельность направлена на внедрение спортивного туризма в повышении физической подготовленности занимающихся, организации похода, правилах поведения на воде в летнем лагере; в рамках рекреационной и организационно-управленческой деятельности акцент сделан на анимационных программах с элементами туризма, водных сплавах, работе на скалодроме и экстрим-парке.
Эффективность формирования компетенций безопасности туристской деятельности обеспечивается поэтапным формированием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у бакалавров по направлению подготовки 49.03.01. «Физическая культура». Для их формирования на каждом этапе использовались системный, личностно-деятельностный, компе-тентностный, личностно-ориентированный подходы, учет условий междисциплинарности и специфики будущей профессиональной деятельности бакалавров физической культуры.
На 1-м курсе по дисциплине «Физическая культура» в рамках деятельностного подхода применялись индивидуально-типологические маршруты туристской деятельности, формировались компетенции ОК-7, ПК-17 и ПК-20. Были созданы условия для овладения базовой туристской техникой и тактикой, туристских навыков, преодоления полосы препятствий, повышения уровня физической подготовленности, освоения работы со снаряжением. На 3-м курсе при изучении дисциплины «Теория и методика преподавания туризма» формировались компетенции ОПК-4 и ОПК-7, и совершенствовались ПК-17 и ПК-20; дисциплина дополнена другими средствами - интерактивная экскурсия, компьютерная визуализация похода, решение ситуационных задач по установке лагеря, особенностей полосы препятствий для детей и подростков, для подготовленных и начинающих занимающихся, а также методике проведения веревочного курса. На 4-м курсе в содержание дисциплины «Способы автономного выживания человека в природной среде» внедрены проекты экстремального похода, тренинги, моделирование безопасности туристской деятельности, правила поведения в лесу, на водном объекте, которые способствовали совершенствованию компетенций ОК-7, ОПК-4, ПК-17 и становлению ПК-7.
Сформированность компетенций безопасности туристской деятельности определялась критериально-оценочным аппаратом по 10 критериям и 10-балльной системе для каждого модуля обучения (1, 3-4-й курсы), выполнением контрольных нормативов. Контрольные критерии: для дисциплины «Физическая культура» - кросс 3000 м,
6-минутный бег, подъем ног в висе, подъем на «жумаре» 50 м, подтягивание в висе на высокой перекладине, работа со снаряжением, преодоление полосы туристских препятствий и др. Кроме того, оптимизирована организация учебного занятия в виде алгоритмизации технических действий и безопасности, технических действий поточным способом, малым групповым способом, методом круговой тренировки.
На дисциплине «Теория и методика преподавания туризма» использовались следующие контрольные критерии: кросс 3000 м, установление переправы, умение провести часть занятия с элементами туризма, проведение подвижных игр туристской направленности, преодоление полосы туристских препятствий, разведение костра на время, умение составить положение о туристском мероприятии, проверка знаний техники безопасности, преодоление скалодрома на время и посещаемость занятий. В рамках данного модуля произведено увеличение объема специальной туристкой подготовки, с применением метода проблемного обучения, компьютерной визуализация местности, работы с картами местности.
По авторскому спецкурсу «Способы автономного выживания человека в природной среде» применялись следующие контрольные критерии: умение построить укрытие, разведение костра на время, оценка безопасности для установки лагеря на время, проведение и прохождение туристской полосы препятствий, безопасное проведение части занятия с элементами туризма, принятие правильного решения в туристской деятельности на время, знание техники безопасности и др. К особенностям курса отнесены практические умения проведения части занятия и безопасности.
Результаты исследования. Полученные в завершении эксперимента результаты свидетельствуют о том, что будущие физкультурные кадры ЭГ достоверно превосходят КГ по контрольным критериям сформированности компетенций. Достоверные различия выявлены в знаниях техники безопасности, разведении костра, преодолении полосы препятствий, умении пользоваться туристским снаряжением и применять данные умения при преодолении туристской полосы (таблица).
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить уровни сформированности компетенций безопасности туристской деятельности, так в КГ у 32 % студентов сформировался только низкий уровень, 41 % студентов достигли среднего уровня и 27 % - высокого. У ЭГ в процессе занятий низкий уровень развития сформировался у 12,2 % студентов, 35,3 % имеют средний уровень, а 52,5 % - высокий.
Результаты контрольных критериев по формированию компетенций
Контрольные критерии КГ (Х±о) 4-й курс ЭГ (Х±о) 4-й курс
В начале В конце В начале В конце
Безопасность проведения занятия(балл) 4,62±0,1 6,9±0,4* 4,8±0,9 8,5±0,8**
Техника безопасности (балл) 5,8±0,3 6,8±0,6* 5,8±0,3 8,4±0,6**
Умение развести костер (мин, с) 5,30±1,10 4,58±0,50 5,20±1,20 3,10±0,55**
Туристская полоса препятствий (мин, с) 14,20±0,40 13,50±0,20* 13,40±0,30 12,0±0,40**
Умение построить укрытие (мин, с) 60,40±5,30 50,10±6,50* 57,30±5,10 46,10±4,10*
Безопасность установки лагеря (мин, с) 25,30±4,50 15,10±3,20* 20,20±3,55 13,30±3,10*
Безопасное проведение туристской полосы препятствий (балл) 6,4±0,5 7±0,6 6,6± 0,1 7,9±0,6*
Время принятия правильного решения туристских задач (мин, с) 8,12±1,40 7,50±1,41 8,10±1,54 6,56±1,50*
Подъем на жумаре (мин, с) 2,40±0,30 2,00±0,25* 2,50±0,30 1,50±0,33*
Посещение занятий (кол-во) 1±1,5 13±1,8 1±1,5 15±2,2
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа;
* - достоверность различий (Р<0,05), **- межгрупповая достоверность различий (Р<0,05).
Выводы. Успешное формирование компетенций безопасности туристской деятельности стало возможным при преобразовании и модернизации содержания двух учебных дисциплин, разработке и внедрении вариативного курса, структурировании учебного процесса по формируемым компетенциям, оценке результата обучения по критериям и уровням для каждой отдельной дисциплины; активизации самообразовательной деятельности на основе квазипрофессиональной деятельности.
Список литературы
1. Алексеева О.В. Профессионально-деятельностный подход в процессе подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму // Спортивный туризм на современном этапе: состояние, проблемы и перспективы: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: БГПУ, 2009. 142 с.
2. Буянова Т.В., Голубничий С.П., Зайцев В.А. Значение символов в формировании представлений о физическом совершенстве личности //
Современные проблемы управления, регулирования: теория, методология, практика: сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. /под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2017. С. 302-304.
3. Войтенко М.В. Развитие творческого потенциала будущих специалистов по туризму на основе технологии учебного проектирования: дис. ...канд. пед. наук. Барнаул, 2009. 220 с.
4. Гаязов А.С. Индивидуальные траектории образования личности // Российская академия образования. URL: http://www.raop.ru (дата обращения: 26.12.2017).
5. Махов С.Ю. Организация безопасности активного туризма: учеб.-метод. пособие. Орел: Межрегион. Академия безопасности и выживания, 2014. 125 с.
6. Рыльский С.В. Методика обучения преодолению естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: автореф. дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2012. 20 с.
7. Сенин В.С. Введение в туризм. М.: Просвещение, 2012. 211 с.
8. Рыбакова Е.О., Шутова Т.Н. Рекреационная компетентность будущих бакалавров физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 15-17.
9. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник. М.: Советский спорт, 2008. 464с.
Возисова Мария Александровна, старший преподаватель, соискатель, [email protected], Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры,
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Буянова Татьяна Владимировна, старший преподаватель, buyanova_tv@mail. ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Зайцев Валерий Анатольевич, старший преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
THE COMPETENCE OF THE SECURITY OF TOURIST ACTIVITIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE
M.A. Vozisova, T.N. Shutova, T. V. Buyanova, V.A. Zaitsev
A structural and functional model for the generation of competences for the safety of tourist activities was developed, based on a competence approach. The mechanism of training and quasi-professional training of bachelors of physical training by kinds of professional activity is offered. The criterial and evaluative apparatus of the level of the formation of competences for the safety of tourist activities with detailed evaluation of competencies is presented. The individual-typological educational route is grounded with modeling of future professional activity.
Key words: tourism, safety, mechanism training, bachelors, competence.
Vozisova Maria Alexandrovna, senior lecturer, aspirant, [email protected], Russia, Tchaikovsky, Tchaikovsky State Institute of Physical Culture,
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Buyanova Tatiana Vladimirovna, senior lecturer, buyanova tvamail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova,
Zaitsev Valery Anatolyevich, senior lecturer, vzaitsev55@mail. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University of G.V. Plekhanova
УДК 796.41
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПИЛАТЕС
Д.М. Гаджиев, И.М. Бодров, Т.И. Макаренкова, Г.С. Крылова
Разработана программа по физической культуре на основе пилатеса для студентов специальной медицинской группы и предложена система мониторинга. Представлены результаты педагогического эксперимента по применению программы в учебном процессе студентов специальной медицинской группы, подтверждающие ее эффективность.
Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическая культура, пилатес, мониторинг, содержание пилатеса в учебном процессе.
Вопросы физического воспитания студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, на сегодняшний день, безусловно, являются актуальными, так как с каждым годом увеличивается их количество. В настоящее время к специальной медицинской группе, по разным данным, относится 25-45 % студентов, кроме того, 10-15 % являются полностью освобождёнными от практических занятий по физической культуре [6, 7]. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что снижается двигательная активность студентов, увеличивается нервно-психическое напряжение, недостаточно число физкультурно -оздоровительных занятий в урочной и внеурочной форме, отвечающих интересам студентов, выявлен недостаток фитнес-программ комбинированной и лечебно-оздоровительной направленности, таких как пилатес и аквааэробика, узкопрофильная атлетическая гимнастика, фитнес-йога и плавание, фитнес-класс при сколиозах, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и зрения [2, 3, 5].
Поэтому нами разработана программа физического воспитания студентов 1 -го курса специальной медицинской группы на основе пилатеса.
Цель исследования: разработать программу учебных занятий по физической культуре и систему мониторинга для студентов специальной