Научная статья на тему 'Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения'

Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
887
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / SPORTS AND RECREATION TOURISM / EDUCATIONAL STANDARDS / PERSONNEL TRAINING / SUBDIRECTION OF PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Евгений Александрович, Гониянц Степан Александрович

Статья посвящена проблемам подготовки кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Приведена статистика развития спортивно-оздоровительного туризма. Показана структура подготовки бакалавров по направлению «Рекреация и спортивно- оздоровительный туризм», где рассмотрено содержание четырех профилей подготовки. Определены особенности формирования профилей подготовки бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлов Евгений Александрович, Гониянц Степан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PERSONNEL FOR THE SPORTS AND RECREATION INDUSTRY WITHIN THE FRAME OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the issue of training personnel for the sports and recreation industry within the frame of the federal state educational standards of the higher professional education. The authors provide statistics on sports and recreation tourism development, present the structure of bachelor instruction in the direction of preparation «Sports and Recreation Tourism», which embraces four subdirections of preparation, and define the peculiarities of identifying subdirections of bachelor preparation.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения»

_____________________ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕРВИСА И ТУРИЗМА______________________________________

environment competencies, analyse relevant empirical research, and provide the rationale for introducing new educational standards of the third generation (discipline: ‘Geo-ecology and tourism’) into the 100401 «Tourism» curriculum.

Keywords: Earth-and-Environment competence, geo-ecology, development of Earth-and-Environment competence

References:

1. Komissarova T.S. Sistemnyi podkhod i predstavleniia o prostranstve pii professional’noi podgotovke spetsialistov estestvenno-nauchnogo profilia i turizma [A systematic approach and the concept of space in professional training of specialists in science and tourism]. Vestnik Leningrandskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Pushkina [Pushkin Leningrad State University Herald], 2012, № 1. pp. 7—15.

2. Komissarova T. S., Nechaeva T.A. Concept about spatial and ecological competence in the process of training specialists in vce institutions // Science. Technology and Higher Education [Text] (materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17, 2013 (р. 528—534): Westwood — Canada, 2013. p. 720.

УДК 379.85:378.679.6 DOI 10.12737/2666

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Павлов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса, pavlov@sportedu.ru,

Гониянц Степан Александрович, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Методики комплексных форм физической культуры, mkffk@sportedu.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)», Москва, Российская Федерация

Статья посвящена проблемам подготовки кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма в рамках федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Приведена статистика развития спортивно-оздоровительного туризма. Показана структура подготовки бакалавров по направлению «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм», где рассмотрено содержание четырех профилей подготовки. Определены особенности формирования профилей подготовки бакалавров.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, образовательный стандарт, профиль подготовки, подготовка кадров

За почти 120-летний период развития спортивно-оздоровительного туризма в России он стал социально-значимым общероссийским видом спорта и социальным явлением. За эти годы создана отечественная школа подготовки спортсменов мирового уровня, тренерских и судейских кадров, сформирована система ор-

ганизационно-методического руководства развитием туризма как неотъемлемой части сферы физической культуры и спорта.

На территории России спортивный туризм находится в условиях интенсивного развития, мы в этой сфере являемся ведущей державой мира. Ежегодно проводится более 50 спор-

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма...

тивных мероприятий Всероссийского уровня. За последние 20 лет отечественный туризм вышел за пределы России, не уступая мировым достижениям профессиональных западных спортсменов, а зачастую превосходит их, создавая России имидж сильнейшей спортивной страны. Российские спортсмены имеют выдающиеся спортивные достижения по прохождению маршрутов мирового уровня и пользуются заслуженным авторитетом1.

Согласно статистике Министерства спорта РФ, из 135 видов спорта спортивный туризм по массовости занимает 12 место. В соответствии со сведениями о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 г. (форма № 1-ФК) им занимается около 370 тыс. человек. И это только официальная статистика, которая не учитывает людей, вовлеченных в занятия самодеятельным туризмом и использующих туризм как средство физической рекреации и реабилитации.

В то же время, согласно статистике Министерства спорта РФ, из 135 видов спорта туризмом занимаются более двух тысяч инвалидов, что является 16-м показателем по количеству занимающихся инвалидов среди всех видов спорта и 9-м показателем среди наиболее массовых видов спорта.

Известно, что туризм в России является важной составной частью государственной социально-экономической политики России, а спортивно-оздоровительный туризм (СОТ) — самостоятельная и социально-ориентированная сфера, образ жизни значительной прослойки общества. Не менее известно, что именно СОТ является эффективным средством духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями. Форма «народной дипломатии», основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей, культурой, обычаями народов, — наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся специфической формой народного творчества, свободным выбором формы собственной активности всех социально-демографических групп населения, включая лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Особо следует отметить сферу детско-юношеского и молодежного туризма, в которую вовлечены миллионы детей и учащейся молодежи.

1 Программа развития спортивного туризма в РФ на 2011—2018 гг., утвержденная съездом ТССР 12 декабря 2010 г.

Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей туристско-краеведческой направленности. При этом все больше участников этих лагерей составляют дети с различными отклонениями здоровья.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования.

Последние 15—20 лет в кадровом обеспечении отрасли туризма в рамках различных специальностей и направлений подготовки ГОС ВПО («Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Экономика», «Связи с общественностью», «Коммерция», «Менеджмент организации», «Менеджмент», «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Экономика и управление», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «География», «Юриспруденция», «Природопользование» и др.) создавались специализации и профили, которые напрямую или косвенно позволили быстро переориентировать подготовку студентов, удовлетворяющую интересам туристской отрасли и ее потребностям, преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, юристах, работниках гостиничного хозяйства и сервиса и др.

Однако в анализируемых специальностях (направлениях подготовки), где велась подготовка кадров для отрасли рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин перечисленных выше стандартов и специализаций отсутствуют предметы, обеспечивающие комплексное формирование знаний и практических умений, направленных на освоение: технологий туристско-краеведческой деятельности; технологий рекреативно-оздоровительного характера; методов организации и проведения рекреативных форм занятий различной направленности, а также различных видов спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях; опыта практической деятельности по созданию и проведению (организации и продвижению) циклов индивидуальной и групповой рекреативно-оздоровительной

13

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

туристской деятельности; не рассматриваются этнопсихологические и этносоциальные аспекты организации рекреации, отдыха и восстановления; отсутствуют также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно-оздоровительную и туристскую группу; отсутствуют дисциплины, ориентированные на социальнопсихологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации.

На теоретическом и практико-методическом уровне отсутствовало четкое представление о наборе и содержании дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров по рекреационно-оздоровительной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из вышесказанного, рабочая группа под руководством профессора С.А. Го-ниянца разработала стандарт (ГОС ВПО 032103.65 — «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»), он был утвержден Минобрнауки 27 декабря 2005 г., но подготовка кадров велась с 2000 г. по экспериментальному стандарту. Указанный стандарт отвечает современным потребностям в подготовке кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма. В связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования и реализацию с 2011 г. Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 24 января 2011 г. был утвержден ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Рассматривался также вопрос реализации профилей (магистерских программ) подготовки кадров ориентированных для сферы оздоровительного туризма в рамках следующих ФГОС ВПО: 034300.62 (68) «Физическая культура» (профиль «Спортивно-оздоровительный туризм»); 034400.62 (68) «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»; 034500.68 «Спорт»; 100400.62 (68) «Туризм» (профиль «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг»).

Однако содержательный анализ представленных направлений подготовки показал, что ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» наиболее полно отвечает современным потребностям

подготовки кадров для сферы оздоровительного туризма.

Так, в стандарте отражено, что предметом труда бакалавра (до 2011 г. — специалиста) является социальное и психофизическое здоровье личности. Ведущее содержание профессиональной деятельности: разработка

и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности.

Таким образом, именно в рамках указанного стандарта наиболее целесообразно реализовывать профили подготовки, связанные с подготовкой кадров для сферы оздоровительного туризма, а также для доступного туризма лиц с ограниченными возможностями здоровья, с ориентацией на область профессиональной деятельности бакалавров рекреации и спортивно-оздоровительного туризма, к которой относятся спортивно-оздоровительный туризм; физическая (физкультурно-спортивная) рекреация и реабилитация; деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры, спорта и туризма; индустрия туризма, досуга и рекреации; туристско-рекреационные комплексы, учреждения и системы; санаторно-курортные комплексы и учреждения; иные услуги в сфере физической культуры, спорта, рекреации и туризма.

При формировании профилей «Менеджмент в сфере рекреации и туризма», «Менеджмент санаторно-курортной рекреации», «Спортивно-оздоровительный туризм», «Доступный туризм» (или «Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья») необходимо учитывать объекты профессиональной деятельности бакалавров, отраженные в ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»: физические, психические и функциональные возможности человека; рекреационно-оздоровительные циклы обслуживания туристов, туристский продукт; специальные двигательные режимы, ориентированные на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений; социально-культурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности; организационно-методическая, управленческая деятельность в сфере туризма и краеведе-

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма...

Таблица 1

Циклы ООП ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»

Цикл ООП ФГОС ВПО РиСОТ Учебный план РиСОТ

Базовая часть Вариативная часть Базовая часть Вариативная часть

Гуманитарный, социальный, экономический цикл (39-43 з.е.) 18-22 з.е. 19-23 з.е. 20 з.е. 21 з.е. (10 выбор вуза + 11 выбор студента)

Естественнонаучный цикл (26-30 з.е.) 16-20 з.е. 8-12 з.е. 18 з.е. 10 з.е. (4 выбор вуза + 6 выбор студента)

Профессиональный цикл (132-142 з.е.) 63-67 з.е. 73-77 з.е. 65 з.е. 73 з.е. (55 профиль + 18 выбор студента)

ИТОГО 103 з.е. 104 з.е. (69 (66%) выбор вуза + 35 (34%) выбор студента)

ния, рекреации и санаторно-курортного комплекса; здоровый образ жизни, формируемый средствами рекреации, туризма и краеведения; процесс формирования личности, ее приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям, к рекреационно-оздоровительным формам занятий, туристско-краеведческим мероприятиям и туризму.

Современные требования к разработке рабочих учебных планов, в том числе в части, касающейся формирования профиля, позволяют вузу самостоятельно определять содержание вариативной части, при этом, мы как представители профильного УМО рекомендуем следующее распределение трудоемкости (в зачетных единицах — з.е.) в рамках основной образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (табл. 1).

Профили подготовки, реализуемые в настоящее время в рамках ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» — «Менеджмент рекреации и туризма»; «Менеджмент санаторно-курортной рекреации»; «Спортивно-оздоровительный туризм». Готовится к реализации профиль «Доступный туризм» (или «Туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья»).

Мы предлагаем следующие отдельные дисциплины профессионального цикла ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», формирующие полностью или частично 34 профессиональные компетенции:

— базовая часть профессионального цикла

(65 з.е.): Безопасность жизнедеятельно -

сти; Основы спортивно-оздоровительного туризма; маркетинг рекреации и туризма; основы менеджмента рекреации и туризма; экономика рекреации и туризма; рекреа-логия; курортология; мониторинг физического состояния человека; физиология человека; анатомия и морфология человека; теория и методика физической культуры; теория и методика физической рекреации; физическая реабилитация; базовые виды физкультурной рекреации;

— вариативная часть профессионального цикла (73 з.е.), профиль «Спортивно-оздоровительный туризм»: Теория и методика туризма (4 вида туризма по выбору вуза); топография и ориентирование на местности; поисково-спасательные работы в условиях природной среды; спортивно-оздоровительный туризм для лиц с отклонениями в состоянии здоровья; безопасность в туризме; видео-фото дело; технологии массовых туристских мероприятий; организация и технология проведения учебных мероприятий в туризме; нормативно-правовые основы туристской деятельности; туристские формальности; краеведение; иностранный язык (профильный); теория и методика культурно-досуговой деятельности; экскурсоведение; этикет и гостеприимство; менеджмент туроперейтинга;

— вариативная часть профессионального цикла (73 з.е.), профиль «Менеджмент рекреации и туризма»: экскурсоведение; туринформатика и рекламная деятельность; этикет и гостеприимство; технологии массовых туристских мероприятий; видео-фото дело; теория

15

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

и методика культурно-досуговой деятельности; иностранный язык (профильный); имиджелогия; анимация в рекреации и туризме; социальная психология; педагогика рекреации и туризма; делопроизводство и документооборот в сфере рекреации и туризма; основы экологического туризма; социология рекреации и туризма; менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности; туристские формальности; стандартизация и сертификация объектов туриндустрии; менеджмент туроператорской деятельности; менеджмент иностранного туризма;

— вариативная часть профессионального цикла (73 з.е.), профиль «Менеджмент санаторно-курортной рекреации»: экскурсоведение; природные лечебные ресурсы; география курортно-рекреационных систем России и мира; территориально-рекреационное планирование; валеология; массаж; спортивно-оздоровительный туризм для лиц с отклонениями в состоянии здоровья; лечебная физическая культура в учреждениях санаторно-курортного лечения и отдыха; иностранный язык (профильный); финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности санаторно-курортных учреждений; основы гостеприимства санаторно-курортных учреждений; адаптивная двигательная рекреация в учреждениях санаторно-курортного профиля; основы экологического туризма; информационные технологии санаторнокурортной деятельности; маркетинг санаторно-курортной рекреации; менеджмент санаторно-курортной рекреации; туристские формальности; анимация на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации; физическая рекреация в учреждениях санаторно-курортной отрасли; менеджмент туроператорской деятельности;

— вариативная часть профессионального цикла (73 з.е.), профиль «Доступный туризм»: особенности туризма пожилых людей; особенности туризма инвалидов: инвалиды с нарушением функции зрения; инвалиды с нарушением функции слуха; инвалиды с нарушением функции передвижения; инвалиды с заболеванием внутренних органов; туризм для детей инвалидов; особенности туризма детей и подростков; особенности медицинского сопровождения и мониторинга психо-

физического состояния человека (входной, текущий, послепоходный контроль); особенности транспортного обеспечения; особенности средств размещения; особенности материально-технического обеспечения; особенности питания; климатогеографические особенности доступного туризма для различных категорий, вовлеченных в доступный туризм; особенности подготовки гидов-проводников для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья; особенности культурно-досуговых мероприятий; особенности обеспечения безопасности доступного туризма; особенности подбора вида туризма в зависимости от категории занимающихся; аспекты физической рекреации и фитнеса и т. д.

Перечислим некоторые особенности формирования профилей в рамках ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».

1. Реализация дисциплин профиля начинается только со второго курса, что дает возможность студенту после поступления в вуз на направление подготовки 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» выбирать тот или иной профиль уже после начала обучения, что обеспечивает большую мобильность студента и его мотивированность на будущую профессиональную деятельность.

2. В отдельных дисциплинах профиля присутствует выделенная практико-ориентированная деятельности (помимо трех видов практик), что позволяет не только более качественно готовить бакалавров, но и предусматривать отдельное финансирование учебных мероприятий (потому что данные мероприятия определены учебным планом, а не только обозначены в программе дисциплины):

- теория и методика туризма. Общая трудоемкость дисциплины включает зачетный учебно-тренировочный поход общей трудоемкостью 3 з.е.;

- организация и технология проведения учебных мероприятий в туризме. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в учебном мероприятии (в качестве стажера) общей трудоемкостью 1 з.е.;

- экскурсоведение. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в качестве стажера в выездном учебном мероприятии общей трудоемкостью 1 з.е.;

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Подготовка кадров для сферы рекреации и спортивно-оздоровительного туризма...

- менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в качестве стажера в выездном учебном мероприятии общей трудоемкостью 1 з.е.;

- маркетинг санаторно-курортной рекреации. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в качестве стажера в выездном учебном мероприятии общей трудоемкостью 1 з.е.;

- основы экологического туризма. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в учебно-тренировочном походе общей трудоемкостью 2 з.е.;

- менеджмент санаторно-курортной рекреации. Общая трудоемкость дисциплины включает участие в качестве стажера в выездном учебном мероприятии общей трудоемкостью 1 з.е.

3. Построение отдельных дисциплин по модульному принципу. Так, дисциплина «Теория и методика туризма», составленная по модульному принципу, позволяет готовить студентов по следующим видам туризма по выбору вуза: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео, парусный, комбинированный, на средствах передвижения (велосипедные; авто-мото (мотоциклетные); авто-мото (автомобильные); авто-мото (на снегоходах и пневматиках); конные (вьючные). При этом каждый вуз сам определяет перечень видов туризма, в зависимости от специфики вуза, кадрового и материально-технического обеспечения и потребности региона в тех или иных специалистах.

Несмотря на актуальность и логичность непрерывного уровневого образования с присвоением степени «бакалавр» и степени «магистр», направление подготовки 034600.68 «Рекреация

и спортивно-оздоровительный туризм» до сих пор отсутствует в перечне направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «магистр» (в ред. приказов Минобрнауки от 9 марта 2010 г. № 168, от 12 августа 2010 г. № 856, от 11 марта 2011 г. № 1352, от 5 июля 2011 г. № 2099), хотя содержательные материалы собственно по ФГОС ВПО указанного направления подготовки переданы в Минобрнауки. Однако просматривается положительная тенденция в решении данного вопроса. Так, в проекте приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» присутствует в укрупненной группе направлений подготовки 320400 «Науки о здоровье и профилактическая медицина» направление подготовки 32.04.04 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» с присвоением квалификации «Магистр». В названном проекте приказа направление подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» с присвоением квалификации «Академический бакалавр» указано с новым кодом 32.03.04 и находится не в укрупненной группе направлений подготовки «Гуманитарные науки», как было ранее, а в группе 320300 «Науки о здоровье и профилактическая медицина».

В настоящее время ФГОС ВПО 034600.62 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализуют 33 аккредитованных вуза России (по данным сайта Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 21 марта 2013 г.), а содержательная часть стандарта «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» реализуется также в Чехии, Польше, Сербии, Македонии, Казахстане, Молдавии и др.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» [Электронный ресурс] // Российское образование: федеральный портал / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=%F0%E5%EA%F0%E5%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 02.10.2013).

2. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: Ведомственный приказ [Электронный ресурс] // Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения [Электронный ресурс] http://regulation.gov.ru/project/4703.html?point=view_ project&stage=2&stage_id=2254 (дата обращения: 02.10.2013).

3. Павлов Е.А. Разработка образовательных программ и стандартов для обучения кадров в области доступного туризма / Е.А. Павлов, С.А. Гониянц // Доступный туризм: сб. науч. ст. Всерос. симпоз. «Проблемы развития доступного туризма в России», 30 сентября 2012 г. / Уфим. гос. ун-т экономики и сервиса. Уфа, 2012. Вып. 1. С. 51-56.

17

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

4. Перечень образовательных заведений, готовящих кадры для сферы туризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://russiatourism.ru/rubiiki/-1124140208/ (дата обращения: 02.10.2013).

5. Сведения об адаптивной физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 г. Форма № 3-АФК [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www. minsport.gov.ru/upload/obhiisvod.xls (дата обращения: 02.10.2013).

6. Сведения о физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 г. Форма № 1-ФК [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс] http://www.minsport. gov.ru/upload/svodotchet1fk_2012_300513.xls (дата обращения: 02.10.2013).

TRAINING PERSONNEL FOR THE SPORTS AND RECREATION INDUSTRY WITHIN THE FRAME OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Pavlov Evgenii Aleksandrovich, Candidate of Education, Associate Professor, Director of the Institute of Tourism, Recreation, Rehabilitation and Fitness, pavlov@sportedu.ru

Goniiants Stepan Aleksandrovich, Candidate of Education, Professor, Head of the Department of Complex Forms of Physical Training Methodology, mkffk@sportedu.ru,

The Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russian Federation,

The article deals with the issue of training personnel for the sports and recreation industry within the frame of the federal state educational standards of the higher professional education. The authors provide statistics on sports and recreation tourism development, present the structure of bachelor instruction in the direction of preparation «Sports and Recreation Tourism», which embraces four subdirections of preparation, and define the peculiarities of identifying subdirections of bachelor preparation.

Keywords: sports and recreation tourism, educational standards, subdirection of preparation, personnel training

References:

1. Federal state educational standard of the higher professional education in the direction of preparation 032103 «Sports and Recreation Tourism». Retrieved on October, 2, 2013, from the official website of the RF Ministry of Education and Science: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=%F0%E5%EA%F0%E5%E0%F6%E8%FF.

2. Ob utverzhdenii perechnei spetsial’nostei i napravlenii podgotovki vysshego obrazovaniia: Vedomstvennyi prikaz

[On Enactment of the List of Specialities and Directions of Preparation for Higher Education: Departmental Order]. Retrieved on October, 10, 2013 from http://regulation.gov.ru/project/4703.html?point=view_

project&stage=2&stage_id=2254.

3. Pavlov, E. A., Goniiants, S. A., Razrabotka obrazovatel’nykh program i standartov dlia obucheniia kadrov v oblasti dostupnogo turizma [Creating education programmes / curricula and evaluating standards for popular tourism personnel training]. Dostupnyi turizm: sbornik nauchnykh statei Vserossiiskogo simpoziuma «Problemy razvitiia dostupnogo turizma v Rossii», 30 sentiabria 2012 g. [Popular Tourism: A collection of scientific articles presented at the All-Russia academic conference on the issues of developing popular tourism in Russia, September, 30, 2012, Ufa State University of Economics and Service]. Ufa, 2012, № 1, pp. 51—56.

4. Perechen’ obrazovatel’nykh zavedenii, gotoviashchikh kadry dlia sfery turizma [A List of Educational Institutions offering instruction and training in tourism]. Retrieved on October, 2, 2013 from the official website of the Federal Agency for Tourism, Ministry for Culture of the Russian Federation: http://russiatourism.ru/rubriki/-1124140208/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Svedeniia ob adaptivnoi fizicheskoi kul’ture i sporte po sostoianiiu na 31 dekabria 2012 goda. Forma № 3-АФК [Information on adaptive physical training and sports as of December, 31, 2012. Form № 3 — AFK. Retrieved on October, 2, 2013, from the official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation: http://www.minsport. gov.ru/upload/obhiisvod.xls.

6. Svedeniia o fizicheskoi kul’ture i sporte po sostoianiiu na 31 dekabria 2012 goda. Forma № 1-ФК [Information on adaptive physical training and sports as of December, 31, 2012. Form № 1 — FK. Retrieved on October, 2, 2013, from the official website of the Ministry of Sport of the Russian Federation: http://www.minsport.gov.ru/upload/ svodotchet1fk_2012_300513.xls.

18 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.