И. В. Вяткина
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: профессиональное воспитание, принципы. professional edication,
principles.
В связи с возросшей потребностью общества в формировании самостоятельной, активной и ответственной личности будущего специалиста проблема профессионального воспитания актуализированы в последнее время. В статье автор рассматривает два основных принципа механизма реализации модели профессиональной направленности воспитания студентов, выделенных на основе концептуальных положений и спроектированной модели системы персонализированного профессионального воспитания студентов. According to the increasing need of the society in the formation of an independent, active and responsible personality of a professional, the problem of the professional upbringing is very vital today. In the following article the author shows 2 main principles of students professional upbringing model realization, based on scientific concepts and projected model of the personalized professional upbringing system elaborated for students.
Разработка проблемы воспитания на современном этапе обусловлена кардинальным общественным реформированием страны, что находит свое отражение на всех уровнях и ступенях системы непрерывного профессионального воспитания и рассматривается как один из приоритетов государственной политики России.
Начиная с 1988 (создание целостной концепции непрерывного образования), решению задач воспитания посвящены многочисленные исследования, в которых отмечается, что в системе российского образования в настоящее время формируется новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли психологических и педагогических технологий, увеличение степени субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации, поли-культурный характер образования.
В то же время приходится констатировать, что на сегодняшний день в России далеко не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности. Решение этой проблемы охватывает все элементы воспитательного процесса и во многом определяется успешностью разработки такого аспекта как профессиональное воспитание.
Профессиональное воспитание определяется сегодня как «сложный вид целенаправленного воспитания людей, который формирует их мастерство, нравственный облик, интересы, обеспечивает умственное и физическое развитие, ... охватывающий всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовке, ... проявленный в индивидуальных, групповых и массовых формах, . являющийся средством перехода профессиональных знаний в профессиональные убеждения, . процесс становления профессионального опыта, в котором участвует все общество, со всеми происходящими в нем положительными и отрицательными явлениями» [1].
Проблемы профессионального воспитания актуализированы в последнее время в связи, возросшей потребностью общества в формировании самостоятельной активной и
ответственной личности будущего специалиста, когда стало особенно важно саморазвитие личности, повышение его конкурентоспособности на рынке труда.
Анализ проблемы и обоснование теоретических предпосылок педагогического проектирования позволяет перейти к определению концептуальных положений построения модели психолого-педагогической системы персонализации профессионального воспитания студентов технологического профиля.
Современные достижения педагогической науки показывают, что проектирование учебного процесса становится эффективным инструментом подготовки будущих специалистов, если оно является системным и охватывает все стороны процесса обучения.
Действенное профессиональное воспитание специалистов технологического профиля может быть построено как целостная, эффективная функционирующая система лишь в том случае, если оно основано не только на принципе профессиональной направленности воспитания, но и на всестороннем взаимодействии с другими общедидактическими принципами. В разрабатываемой модели профессиональное воспитание ориентировано на формирование конкурентоспособного специалиста технологического профиля. В этой модели выделили принципы, соблюдение которых теоретически приводило бы к достижению необходимого результата. Такие принципы мы выделяем на основе теории и концепции профессионального воспитания, общей практики состояния профессионального воспитания в регионе и социального заказа на конкурентоспособного специалиста. Вместе они выполняют в своей совокупности единое системообразующее воздействие на процесс профессионального воспитания и его структурные компоненты. К таким принципам относятся принципы: организационно-педагогические и психолого-педагогические. К первой группе относится четыре принципа:
- региональность профессионального воспитания;
- организации личностной направленности профессионального воспитания;
- комплексность воспитательных воздействий;
- социализация личности.
Принцип профессиональной направленности воспитания способствует осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие в реальном процессе. Поэтому при проектировании модели психолого-педагогической системы персонализации профессионального воспитания студентов технологического профиля рассматривались пути взаимодействия принципа профессиональной направленности воспитания со всеми дидактическими принципами. Педагогические методы персонализации профессионального воспитания, предполагающие помощь молодым людям в разрешении имеющихся у них противоречий, должны соответствовать основным принципам и развивать их с учетом уровня и ситуации, которую переживает воспитанник.
Принцип региональности. Реализация данного принципа означает, что профессиональное воспитание будет способствовать формированию конкурентоспособности будущего специалиста технологического профиля, если содержание, формы, методы, организационные условия будут строиться с учетом региональных особенностей рынка труда и перспектив его развития по всем формам его производства, структуры учебных заведений и предприятий. Организовать условия, позволяющие реализовать данный принцип, призвана служба занятости населения, которая занимается сбором информации и определяет, какие специальности, какого уровня квалификации будут востребованы на местном рынке труда. Тем самым предопределяется структура профессиональной подготовки. Однако современная практика работы свидетельствует о больших трудностях возникающих на этом направлении деятельности служб занятости. Экономическая ситуация в стране не позволя-
ет уверено прогнозировать показатели рынка труда на срок до одного года как предварительные с последующей конкретизацией и уточнением.
Помимо этого служба занятости должна накапливать банк данных обо всей учебнопроизводственной базе профессионального образования, которой располагает регион. Банк данных должен содержать сведения об отдельных учебных заведениях, расположенных вне региона, осуществляющих обучение студентов по направлению, по которым подготовка кадров на месте не ведется. Ориентируясь на прогноз потребности в обучении, региональный орган службы занятости последовательно устанавливает деловые контакты с соответствующими учебными заведениями. Анализ информации, полученный в результате предварительных контактов, служит основой для принятия (совместно с органами) решений о заключении договоров с учебными заведениями на профессиональное обучение. Реализация данного принципа предполагает поддержку данных программ средствами массовой информации. Здесь требуется постоянное информирование населения о востребованных профессиях региона и о профессиях, не пользующихся спросом, но необходимых в данном регионе. Реализация данного принципа требует согласования его в современной педагогической парадигме в целом - это личностная направленность, учет запросов конкретного человека. Поэтому выделяем следующий принцип личностной направленности профессионального воспитания.
Реализация данного принципа требует такой его организации, которая в полной мере учитывала бы активность студентов как субъектов самореализации и социального самоутверждения, их направленность, ценностные ориентации, доминирующие мотивы выбора профессии и планирования жизнедеятельности. Специфика конкурентоспособности с этой точки зрения предполагает также большую ответственность самого студента за построение своей профессиональной карьеры. Психолого-педагогические исследования последнего десятилетия показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста, и индивидуальных способностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей обучающихся. Личностный подход понимается как опора на значимые личностные ценности. Последние выражают очень важные для профессионального воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Реализация данного принципа означает согласование региональной специфики профессионального воспитания с потребностями личности и самовыражения, самореализации. Этому будет способствовать проведение социологических исследований с целью выявления ценностных ориентаций молодых людей различных категорий, жизненных планов, направленности, мотивов деятельности и поведения, отношения к трудовой деятельности, отношения к трудовой деятельности, потребностей в выборе профессии и согласование их с потребностями региона. Особое внимание необходимо уделять изменениям главных личностных качеств - направленности, ценностным ориентирам, жизненным планам. Важно одновременно корректировать процесс профессионального воспитания и направлять его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. Важно добиваться, чтобы сам обучающийся стал активным помощником педагога. Это кратчайший и верный путь диагностики качеств. Одной из задач педагога в связи с эти является воспитание обучающихся в соответствии с государственной и региональной стратегией профессионального развития, формирование социально необходимого типа личности. Решение этой задачи возможно в условиях сегодняшнего времени на основе реальных прагматических мотивов молодых людей, учета их потребности не только в самоутверждении, в поддержке собственной значимости, но не редко и просто в выживании в кризисных условиях.
Формирование у студентов социально-ценных мотивов деятельности, возможно, осуществлять, лишь включая их в различные виды общественно-полезной деятельности и целенаправленным формирование сознания у них посредством слова, практических дел, положительных примеров, совместной деятельности на предприятиях.
Третий из организационно-педагогических принципов - принцип комплексности профессионального воспитания. Он означает необходимость координации усилий и системного единства всех педагогических субъектов, причастных к профессиональному становлению, ориентации, воспитании молодежи с учетом этапов вхождения работника в профессиональную деятельность и педагогической функции каждой из подсистем. Реализация данного принципа предполагает создание единой региональной системы профессионального воспитания. Все социальные институты (школы, СМИ, центры занятости населения и т. д.) должны взаимодействовать между собой на единой концептуальной основе. Каждый из субъектов воспитания вносит свой вклад в дело воспитания молодежи, дополняя и усиливая свое воздействие преемственностью и координацией. Решение данной задачи возможно, если все социальные институты будут подчинены единому центру координации, в котором будет сосредотачиваться вся информация.
Таким образом, реализация данного принципа предполагает увеличение влияние на личность всех социальных институтов, способствует более целенаправленному выбору профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и потребностями региона.
Четвертый организационно-педагогический принцип, на котором разрабатывается модель системы профессионального воспитания, ориентированного на формирование конкурентоспособного выпускника вуза технологического профиля - принцип социализации личности. Он требует такого построения профессионального воспитания, которое бы постоянно включало обучающихся вузов в производственные отношения разных форм собственности, готовило их к выполнению разных социальных функций (исполнителя, наемного работника на государственном, частном и малом предприятии) на основе осознания собственной роли в общем трудовом процессе. Конкурентоспособность здесь обеспечивается за счет готовности к усложнившимся разнообразным социальным отношениям, преодолению психологических затруднений в период трудоустройства, адаптации в трудовом сообществе и профессиональной деятельности.
В профессиональной деятельности, когда происходят быстрые изменения в экономике страны, региона, развитие рыночных отношений предъявляет новые требования к формированию личности молодого поколения, требует быстрого вхождения личности в общество, адаптации к новым экономическим условиям. Процесс социализации личности происходит в «нравственно-философском плане (формирование самосознания личности, ее общественное самоопределение как субъекта труда, духовного совершенствования, общения и познания); в социологическом (принятие и наследование ценностей, норм культуры, владение языком, овладение социальными ролями, осуществление прав, обязанностей в различных социальных взаимодействиях), в социально-психологическом (развитие внутренних механизмов контроля, совести, самокоррекции)».
Реализация рассмотренных принципов отражает социальный подход, социальную ориентацию, социальную нравственность профессионального воспитания. Однако для построения модели психолого-педагогической системы персонализации профессионального воспитания студентов технологического профиля, ориентированной на формирование конкурентоспособного специалиста необходимо соотнести организационнопедагогических принципов с психолого-педагогическими.
Вторую группы принципов разработала Н.Ф. Гейжан в исследовании, посвященном индивидуализации профессионального воспитания учащихся профтехучилищ [2].
Автором были выделены следующие принципы:
- рефлексивности;
- аксиологичности;
- профессионально-отраслевой направленности профессионального воспитания.
Данные принципы конкретизируют гуманистическую направленность воспитания,
совместный поиск путей профессионального развития каждого обучающего, формируют индивидуальный стиль деятельности, мышление, общение, развивают самосознание, самооценку, способствуют построению жизненной перспективы, усиливают оценочную деятельность субъекта воспитания, учитывают этапы формирования личности и индивидуальности обучающихся.
Принцип рефлексивности означает ориентацию профессионального воспитания на всемерное развитие самопознания и самосознания обучающихся, понимания ими закономерностей профессионального становления личности. Конкурентоспособность обеспечивается за счет использования широкого спектра диагностических методов в процессе профессионального воспитания, цель которых не только знание и понимание обучающимися себя, своих способностей и возможностей, но и выяснение того, как воспринимают и оценивают способности окружающие.
Смена парадигмы воспитания вызвала к жизни и еще одну принципиально важную перемену - в понимании функций знания об индивидуальных особенностях подростков, молодых людей. Традиционно для научных исследований было ценно такое знание, которое можно многократно воспроизвести и подтвердить в эксперименте, которое вскрывает определенные закономерности в поведении и деятельности человека. И в педагогике утверждалась ценность рецептурного знания, т.е. такого, которое давало бы определенный алгоритм работы педагога в типичной ситуации: если учение такой-то, нужно действовать так-то. Методология же современного подхода требует гуманитарно-культурологической ориентации, в контексте которой знание приобретает значимость, если оно оказывает рефлексивным. Такое знание позволяет выявлять перспективы саморазвития исследуемого явления (в нашем случае - индивидуальности обучаемого) в зависимости и в связи с постоянным развитием самого исследователя (в нашем случае - преподавателя, который выступает в роли познающего и помогающего формированию, саморазвитию обучаемого, в том числе и его индивидуальности) [3]. Этот подход, как и многое другое в педагогической технологии при смене парадигмы, требует дальнейшей разработки исследования в реальных условиях, однако его значение на данном этапе развития теории воспитания столь велико, что его можно обозначить как один из принципов индивидуализации воспитания -принцип рефлексивности. Его реализация предполагает построение методики индивидуализированного воспитания, согласованное с переживанием подростком, противоречий внутреннего мира и помощи в развитии ценностного самосознания, смыслов жизни и деятельности.
В педагогике оценочная деятельность преподавателя исследована очень мало. Тем не менее, ее роль в современных условиях весьма высока. Важно и то, что оценочная деятельность преподавателя должна быть стимулирующей, гедонической, поддерживающей подростка в его стремлении реализовать и утвердить себя, но при этом предлагающее множество альтернативных вариантов с оценкой их во времени и пространстве. Организация соотношений оценочных критерий воспитания и воспитанника именно данной модальности будет означать реализацию второго принципа аксиологичности.
Принцип профессионально-отраслевой направленности профессионального воспитания требует формирование ценностного сознания представителя профессиональной общности, принадлежность к которой, с одной стороны, повышает собственную значимость и устойчивость на рынке труда, с другой - дает студенту перспективу и широкий разброс профессий в данной отрасли. Речь идет о формировании позиции «мы нефтяники», «мы - пищевики», «мы - предприниматели» и др. Такая позиция является социальной, региональной, имеет личностную значимость самоопределения в той сфере труда, которая наиболее распространена в регионе. Одновременно следует наполнять каждую из этих социально-профессиональных позиций тем общим, что дает гордость человеку в любой профессии: «мы - профессионалы», «мы - созидатели». В настоящее время многие учебные заведения, чтобы выжить в новых экономических условиях, становятся многопрофильными. В таких учебных заведениях объединяющим началом могут быть понятия «современный специалист», «конкурентоспособный специалист». Такое объединение важно, чтобы развивался студенческий коллектив как единое целое.
Таким образом, при рассмотрении организационно-педагогических и психологопедагогических принципов модели «психолого-педагогической системы персонализированного профессионального воспитания студентов технологического профиля», ориентированной на развитие конкурентоспособного специалиста можно сделать вывод:
- выделенный организационно-педагогический принцип модели отражает внешнюю ориентацию системы профессионального воспитания, ее построение позволяет выпускнику технологического вуза адаптироваться к реальным условиям рынка труда;
- реализация психолого-педагогического принципа профессионального воспитания отражает внутренние условия, в которых преломляется деятельность педагогов, осуществляющих помощь обучающихся в формировании их конкурентоспособности.
Литература
1. Зобнина, Т.А. Проектирование и реализация профессионального воспитания специалиста экономического профиля в системе непрерывного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.А. Зобнина. - Тольятти, -2002.- 21с.
2.Гейжан, Н.Ф. Психолого-педагогические основы индивидуализации профессионального воспитания учащихся профессиональных учебных заведений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Н.Ф. Гейжан. - Спб., 1995.-54с.
3.Степанов, С.Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С.Ю. Степанов [и др.] // Вопр. Психологии. - 1991. - № 5. - С.5-13.
© И. В. Вяткина — ст. препод. факультета социальных, гуманитарных технологий КГТУ. E-mail: Wjatkina@mail.ru.