УДК 378.147: 37.04 doi: 10.20310/1810-231X-2016-15-4-31-36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
Шаршов Игорь Алексеевич, Макарова Людмила Николаевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e -mail: silans@mail.ru
Борзых Ирина Николаевна
Администрация Тамбовского района, Россия, Тамбовская область
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 15-36-01032 а1
Вопросы воспитания
В статье подробно проанализированы различные трактовки, определения и цели профессионального воспитания студентов. Предложена авторская трактовка сущности профессионального воспитания как сознательно организованного процесса, в котором студент выступает как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных, профессиональных ценностей. Рассмотрены основные задачи воспитательной деятельности Педагогического института ТГУ имени Г. Р. Державина, решение которых направлено на профессиональное воспитание студентов в современных социально-экономических условиях. Предложены основные средства решения поставленных воспитательных задач.
Ключевые слова: профессиональное воспитание, студенты, вуз, педагогический институт, воспитательная деятельность, студенческое самоуправление
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней [1]. В силу сложившихся исторических особенностей российское образование выступает не только как «фактор воспроизводства кадров», но как фундамент их профессионального воспитания.
В отечественной педагогике профессиональное воспитание появилось в литературе в начале 60-х гг., когда вышла монография А. П. Веселова «Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразования» (1961 г.). Речь в этой работе шла, в основном, о профессиональной подготовке рабочих в профессионально-технических училищах [2]. В дальнейших публикациях профессиональное воспитание понималось как формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих про-
изводительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором [3].
В 1978 г. опубликована монография Н. Н. Дьяченко, посвященная профессиональному воспитанию молодежи, где данная проблема рассматривалась как составная часть образования в целом. Главная его задача, по определению автора, состоит в формировании профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда. Это возможно, если формировать у молодежи сознательное отношение к выбору профессии, устанавливать профессиональную пригодность молодых людей к тому или иному виду трудовой деятельности, изучать содержание профессий, обеспечивать молодежь информацией о потребностях предприятий и регионов в профессиях разного типа [4].
Рассмотрим особенности профессионального воспитания студентов вуза, от уровня нравственной и эстетической культуры, широты интересов и гражданской позиции которых напрямую зависят результаты дальнейшего развития российской молодежи
и российского общества в целом. Профессиональное воспитание студентов - сложная, многоаспектная социокультурная и психолого-педагогическая проблема современного высшего образования.
Профессиональное воспитание в этом ключе можно определить как систему мер и способов воздействия воспитателя и формирования у воспитанников определенных профессиональных качеств специалиста (В. В. Кутузов); воспитание профессиональной рефлексии (О. А. Леонова); формирова-
ние способности к профессионально-творческому саморазвитию [5]; целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социально-политических, социокультурных, экономических, организационно-педагогических условий и факторов, в которых осуществляется подготовка будущего специалиста к реализации им ответственных социальных функций [6]. Систематизация определений и целей профессионального воспитания студентов представлена в сводной таблице 1.
Таблица 1
Систематизация определении и целей профессионального воспитания студентов
Определения и цели профессионального воспитания Автор и год публикации Авторское дополнение с учетом современных целей высшего образования
Формирование положительного отношения к профессии и развитие качеств личности, способствующих производительности труда и удовлетворенности профессиональным выбором А. А. Дворовенко, 1974. Формирование индивидуальных качеств студентов — будущих специалистов, исходя из требований общества и государства
Формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда; сознательное отношение к выбору профессии Н. Н. Дьяченко, 1978; A. П. Беляева, 1989; B. И. Белов, 1984. Необходимо взаимодействие и соучастие студентов
Формирование отношения к профессии, подготовка к решению педагогических проблем в школе (профессиональное воспитание будущего учителя) С. Б. Елканов, 1989. Высокая социальная активность, стремление к поиску нового и способность нахождения нестандартных решений профессиональных и жизненных задач
Специально организованный и контролируемый процесс приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности. Управление обстоятельствами, способствующими формированию у учащихся профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля. Формирование отношения к себе как субъекту деятельности (включая оценку собственных возможностей, способностей, склонностей, мотивов и профессиональных ценностей), к другим (как представителям профессиональной общности и коллегам в конкретном деле), к профессии (как средству достижения жизненных ценностей, самовыражения и самоутверждения) Б. С. Патралов, Н. Ф. Гейжан, 1994; В. Т. Лисовский, 1999; С. В. Рачина, 1997. Отстаивание интересов общности, развитие субъектности, способности к самоуправлению
Перестройка самосознания учащегося с психологической позиции школьника, ученика на позицию специалиста, включенного в профессиональные отношения. Изменение направленности общих и частных самооценок субъекта деятельности, перестройка мотивации с приоритета «мне интересно» на «я способен» М. И. Иванюк, 1981; Н. Ф. Гейжан, 1981, 1995; И. И. Иванова, 2001. Перестройка самосознания с психологической позиции студента-объекта на позицию специалиста-субъекта; перестройка мотивации с приоритета «я хочу» на «я сделаю», «я изменю»
Формирование чувства верности Конституции, уважения к своей профессии, убежденности в необходимости постоянного повышения своего профессионального мастерства Х. Х. Лойт, Е. Д. Проценко, В. П. Сальников, A. В. Стремоухов, Э. В. Суслин, B. И. Хальзов, 1996; В. П. Давыдов, 1996; А. В. Буданов, И. А. Латкова, 1997; А. А. Федотов, 1999; Ю. В. Богомолов, 1999; А. С. Боровых, 2000 Необходимо для повышения общественной значимости профессии и высшего образования, в целом
Формирование отношения к труду; отношения к людям в процессе труда; отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Формирование отношения к профессии: освоение профессиональной этики, понимание общественной миссии своей профессии, формирование ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления решений - социальных, экономических и нравственных A. М. Кузьмин, 1999; B. А. Шуваев, 2000. Условия для роста профессионального мастерства, нравственного, духовного и физического развития специалиста
Двусторонний процесс подготовки студентов к жизни и профессионально-трудовой деятельности Н. Н. Долгих, 2001. Двусторонний процесс профессионального воспитания студентов подразумевает также учет интересов общества (сохранение стабильности, общих цивилизационных норм существования) и специфических интересов индивидуальности (оставить неповторимый след в жизни общества)
Процесс формирования источников профессиональной активности, направленной на освоение содержания и методов профессиональной деятельности В. Д. Провоторов, 2001. Следует учитывать процесс профессиональной адаптации к учебно-профессиональной деятельности, взаимодействию в коллективе
Субъектное становление специалиста Н. М. Борытко, 2002. Ответственность за свои действия
Специально организованная целенаправленная совместная деятельность сотрудников факультетов, курсов, других субъектов и курсантов (слушателей) с учетом влияния общества, государства, их институтов и учреждений, обеспечивающая создание условий для развития и саморазвития личности, отвечающей потребностям будущей профессии и общества. Взаимодействие субъектов воспитания с целью формирования и развития профессионально-важных качеств и выработки стремления к самосовершенствованию в интересах решения служебных задач В. В. Анциферов, 2002; С. Л. Рыков, 2002; М. А. Демина, 2003. Диалектика процессов воспитания и самовоспитания; управления и самоуправления
Формирование, подготовка и развитие профессионально ориентированного сотрудника, обладающего государственно-правовым мировоззрением, способностями к разностороннему развитию и владеющего устойчивыми навыками исполнения должностных обязанностей «О совершенствовании профессиональной подготовки кадров в ОВД РФ»: решение Коллегии МВД России, 2003. ... обладающего социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке.
Развитие профессионального сознания будущего специалиста Т. Н. Гущина, 2004; Е. Е. Чудина, 2004. Профессионально-личностное саморазвитие
Формирование системы ценностей и самосознания обучаемого как субъекта профессионального труда: обогащение профессиональных ценностей, формирование отношения к профессии и представителям профессиональной общности, к коллегам по работе, осознание и оценка себя как будущего субъекта деятельности (в том числе своих знаний, умений, способностей), относящихся к себе как к профессионалу Ч. М. Бурханов, 2004 Воспитание толерантности, уважения к идеям и мнениям других людей, учет их интересов и уважительное отношение к образу жизни, поведению людей, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящее за нормы требований законов
Тем самым, профессиональное воспитание студентов вуза рассматривается нами как сознательно организованный процесс, в котором студент выступает как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных, профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, истории, литературе, психологии. Образованность вне общей культуры превращает личность в хранилище знаний об окружающем мире [7, с. 19-20].
Принятый в 2016 г. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных
организаций высшего образования [8] акцентирует внимание на возвращение вопросов воспитания в круг государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания студентов в изменившихся социально-экономических условиях. Только через воспитание на демократических началах, с учетом потребностей, интересов и способностей личности воспитуемого можно создать социальную базу гражданского общества, обеспечить реализацию демократических свобод.
Разработанная нами концепция развития Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Держа-
вина [9] содержит реально-действующие механизмы, которые способствуют формированию непрерывной системы профессионального роста педагога в современных социально-экономических условиях. Рассмотрим, как в разработанном нами многоуровневом образовательном комплексе, можно реализовать задачу профессионального воспитания учащихся.
Выпуская будущих бакалавров и магистров, Педагогический институт формирует большой отряд представителей российской интеллигенции, от личностных качеств, гражданской позиции, нравственного и физического здоровья которых зависит будущее нашего общества. Для решения поставленных задач в области воспитательной деятельности необходимо обеспечить обусловленную взаимосвязь реализуемых воспитательных программ организаций-партнеров сетевого Педагогического университета.
Рассмотрим основные задачи воспитательной деятельности, решение которых направлено на профессиональное воспитание учащихся, и проанализируем основные средства их решения.
Создание условий для развития личности, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей в соответствии со стандартом организации воспитательной деятельности образовательных организаций.
Решение поставленной задачи возможно следующими средствами:
- дальнейшее развитие сетевого социокультурного взаимодействия на основе новейших педагогических технологий, позитивно влияющих на характер социокультурного фона региона;
- организация на базе Педагогического института системы городских лагерей для молодежи со специальными тематическими программами обучения и воспитания.
Формирование общекультурных компетенций учащихся, развитие личностных качеств гражданина-патриота и профессионала, способного к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию.
Рассмотрим средства, предлагаемые для решения данной задачи:
- обеспечение координации деятельности сетевых партнеров и повышение эффективности их усилий в воспитании гражданских и патриотических убеждений учащейся молодежи;
- развитие и совершенствование работы центра психолого-педагогического консультирования учащихся образовательных учреждений региона.
Разработка и внедрение системы мер взаимодействия Педагогического института с образовательными организациями и институтами гражданского общества региона, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи.
В качестве средств решения этой задачи мы выделяем:
- взаимодействие с различными молодежными организациями, НКО и другими социальными партнерами, имеющими позитивные программы деятельности и совпадающие цели;
- использование возможностей дополнительного образования в системе повышения квалификации педагогических кадров региона в области воспитания студентов.
Обеспечение потребности населения региона в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии путем подготовки высококвалифицированных педагогов и формирования единства воспитательного пространства региона.
Средствами решения данной задачи выступают:
- формирование мотивации педагогов и учащихся к участию в разработке и реализации разнообразных воспитательных и социально значимых проектов в разных сферах образования;
- привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, участию в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях, в том числе, выполнению нормативов комплекса ГТО.
Развитие форм самоуправления учащихся, общественных объединений, создание условий для их взаимодействия между собой, поддержку созидательной инициативы обучающихся.
Эффективное решение поставленной задачи возможно при использовании следующих средств:
- подготовка обучающихся к самоуправленческой деятельности с привлечением специалистов разных профилей, в том числе по дополнительным образовательным программам;
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения самоуправления учащихся в различных формах, содействующих эффективному решению стоящих перед молодежными лидерами задач;
- содействие информационному обеспечению деятельности органов самоуправления учащихся.
При этом следует подчеркнуть, что студенческое самоуправление в условиях образовательных учреждений как социальный институт обладает значительным воспитательным потенциалом, реализуя особую форму управления, которая предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся как жизнедеятельности высшего учебного заведения, так и будущей профессиональной деятельности; приобретение и развитие профессионально-личностных качеств; активное включение в профессиональное сообщество и оказание студентам содействия в конструировании профессиональной биографии.
Соответствующие технологии организации воспитательной деятельности должны быть компетентностно-развивающими, позволяющими конструировать индивидуальные траектории профессионального воспитания студентов в соответствии с личностно-ориентированной парадигмой образования, в частности, строиться на основе модульного принципа и сетевых форм организации данного процесса.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons-_doc_-LAW_140174/
2. Веселов А. П. Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профтехобразовании. М., 1961.
3. Дворовенко А. А. Отношение учащихся к профессии и задачи профессионального воспитания // Труды лаборатории социально-педагогических проблем профессиональной
ориентации учащейся молодежи. Кемерово, 1971. Вып. 1. С. 85-94.
4. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. М., 1978.
5. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005.
6. Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Курск, 2001.
7. Салов С. М. Мониторинг профессионального воспитания будущего педагога как условие повышения эффективности образовательного процесса вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2006.
8. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://www.gasu.ru-/univer/science/OBP/inf_material/standart.pdf
9. Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Шар-шов И. А., Курин А. Ю. Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157158). С. 7-18.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Fed-eral'nyj zakon [Federal Law «On Education in the Russian Federation»] ot 29.12.2012 g. № 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons-_doc_-LAW_140174/
2. Veselov A. P. Professionale vospitanie v SSSR: ocherki po istorii srednego i nizshego proftekhobrazovanii [Professional training in the Soviet Union: Essays on the History of the middle and lower TVE]. M., 1961.
3. Dvorovenko A. A. Otnoshenie uchashchihsya k professii i zadachi professional'nogo vospitaniya [The attitude of students to the profession and vocational training objectives] // Trudy laboratorii so-cial'no-pedagogicheskih problem professional'noj ori-entacii uchashchejsya molodezhi. Kemerovo, 1971. Vyp. 1. S. 85-94.
4. D'yachenko N. N. Professional'noe vospitanie molodezhi [Professional education of youth]. M., 1978.
5. Sharshov I. A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v vuze [Professional-creative self-development of subjects the educational process at university]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Belgorod, 2005.
6. Reprincev A. V. Teoreticheskie osnovy professional'nogo vospitaniya budushchego uchitelya [Theoretical bases of professional education of future teachers]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Kursk, 2001.
7. Salov S. M. Monitoring professional'nogo vospitaniya budushchego pedagoga kak uslovie pov-ysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo processa vuza [Monitoring of the professional training of future teachers as a condition of improve the efficiency educational process of the university]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2006.
8. Standart organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya [Standard of organizing educational activities of educational institutions of higher educa-
tion]. URL: http://www.gasu.ru-
/univer/science/OBP/inf_material-/standart.pdf
9. Gushchina T. I., Makarova L. N., Shar-shov I. A., Kurin A. YU. Koncepciya razvitiya peda-gogicheskogo instituta Tambovskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni G. R. Derzhavina [The concept of Pedagogic Institute development of Tambov state university named after G. R. Derzhavin Tambov State University] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 5-6 (157-158). S. 7-18.
* * *
CONTENTS OF PROFESSIONAL TRAINING STUDENTS IN MODERN UNIVERSITY
Sharshov Igor Alekseevich, Makarova Lyudmila Nikolaevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: silans@mail.ru
Borzyh Irina Nikolaevna
Administration of the Tambov Region Russia, Tambov
The research is executed with assistance of RGNF, the project 15-36-01032 a1
In article the authors analyzed different interpretations of the definition and the purposes of professional training of students. The authors proposed interpretation of the essence the professional training as a consciously organized process in which the student acts as the subject of its own development, self-cognition, self-education and self-actualization when a person assign the spiritual, moral and professional values. Authors describe the main tasks of the educational activities the Pedagogical Institute of TSU named after GR Derzhavin, the solution of which is directed to the professional training of students in the modern social and economic conditions. They proposed the basic means of solving the educational problems.
Key words: professional training, students, university, pedagogical Institute educational activities, student autonomy
Об авторах:
Шаршов Игорь Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления фундаментальной и прикладной науки Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Макарова Людмила Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
Борзых Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, заместитель главы администрации Тамбовского района Тамбовской области
About the authors:
Sharshov Igor Alekseevich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Fundamental and Applied Science Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Makarova Lyudmila Nikolaevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin
Borzykh Irina Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of Administration of the Tambov District of the Tambov Region