Педагогика и психология профессионального образования
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
О. Н. Нургатина, руководитель центра «Карьера» Института международного бизнеса Камской Государственной инженерно-экономической академии,
г. Набережные Челны
Многообразие образовательных задач на начальном этапе профессионального становления человека обусловлено его возрастными особенностями, закономерностями социально-психологического развития. Это связано с тем, что важным результатом обучения студентов в вузе, является не только знание учебных предметов, но н развитие их личности. Современные процессы обучения и воспитания заставляют педагогов обратить внимание, на проблематику развития ключевых, актуальных свойств личности, которые смогут обеспечить быстрое и эффективное вхождение молодого специалиста в профессиональную среду. Таковыми, на наш взгляд, являются адаптивные способности, которые формируются в процессе всего обучения. Развитие адаптивных способностей студентов вуза будет более эффективным и конструктивным, если в рамках учебно-воспитательного процесса будет реализована психолого-педагогическая поддержка обучающихся с использованием различных технологий на каждом отдельном этапе. В ходе исследования, проведенного в Институте международного бизнеса Камской Государственной инженерно-экономической академии, нами определены факторы, определяющие развитие необходимого уровня адаптивных способностей. Дадим их характеристику.
Первый курс (этап адаптации) характеризуется сложной социально-педаго-гической ситуацией вчерашнего школьника, обусловленной переходом из средней школы в профессиональную. В итоге у первокурсника возникают адаптационные трудности, программируемые как
педагогическими, так и социальными условиями. Адаптационный процесс на данном этапе сопровождается кризисными факторами: незавершенностью процессов профессионального самоопределения, недостаточностью представлений о будущей профессии, неопределенностью жизненных и профессиональных планов и перспектив, потребностью в опеке со стороны преподавателей, трудностями в понимании себя, своих возможностей. Наряду с активной ориентацией на профессию, в мотивационной сфере первокурсника наблюдаются низкие познавательные мотивы. [2,3,7]
Однако, как показывают результаты исследований [1,6], в условиях начальной профессионализации происходит ряд существенных изменений в социально-психологическом и профессиональном развитии личности; формируется мотивация (достижения, познавательная, социальная), развиваются волевые усилия н саморегуляция поведения, идет самоутверждение и достижение определенной позиции в иерархии отношений н оценок, начинается осознание собственных возможностей, интересов, перспектив в избранной сфере деятельности, активизируется творческий потенциал. Наличие этих изменений может рассматриваться как основа для постановки педагогических целей и задач таких, как: обучение студентов приемам рациональной организации споем деятельности, помощь во вхождении в новый коллектив, развитие положительной учебной и профессиональной мотивации, помощь в освоении способов самопознания, самоуправления И саморегуляции, оказание помощи в
7
^^■zmjzn 4- п шгшшггг
Казанский педагогический журнал
решении профессионального самоопределения, определении и оценке своих профессионально-Значимых качеств, способностей, содействие раскрытию творческого и интеллектуального потенциала .
На следующем, <<развивающем»- этапе (соответственно второму курсу), результаты эксперимента выявили следующий ряд противоречий (трудностей) в развитии личности студентов, связанных с процессом адаптации: несформирован-ность адаптационных признаков таких, как низкий интерес к выбранной профессии, снижение интереса к учебе и падение успеваемости, отсутствие жизненных и профессиональных целей, противоречия в личностном самоопределении и ролевом самосознании, низкая мотивированность к трудовой деятельности, информированность профессионально-важных качеств. Усугубляют проблему определенные трудности во взаимоотношениях с социальным окружением. [5]
В тоже время, с переходом на второй курс в развитии личности происходят следующие социально-психологические изменения: продолжает формироваться учебная, профессиональная мотивация, идет развитие индивидуальности, социальных компетенций, дальнейшее самоопределение в коллективе. К концу года приобретают значимость теоретические знания.
Учет особенностей социально-психо-логических и профессиональных признаков адаптации студентов дает основание Для педагогического стимулирования профессионального развития, это ~ помощь в, завершении процесса адаптации к вузу, развитие профессионального самосознания, создание условий для благоприятных взаимоотношений с социальным окружением, ценностно-ориен-тационного единства учебной группы, повышения уровня учебной Ж ирофес-
112006
сиональной мотивации, помощь в дальнейшем самоопределении (профессиональном, социальном и личностном), формирование линии профессиональной и жизненной перспективы, развитие профессионально-значимых качеств.
Третий курс_ период окончания 1-ой ступени образования и последующего выбора специализации. Исследование позволило установить, что данный этап для большей части молодых людей является критическим, По заключению ряда авторов [4,10] «кризисность третьего курса» обусловлена активизацией процесса профессионального самоопределения в связи с появлением специальных предметов в учебном курсе. В этот период растет число студентов, разочарованных в профессии н намеренных в будущем сменить ее. Можно сказать, что третий курс — это период осознания себя с точки зрения профессиональных способностей Ii возможностей.
В то же время, в развитии личности наблюдаются и приобретают особое значение следующие признаки социально психологических новообразований: с началом прохождения практики по специальности происходит осознание себя KäK субъекта профессиональной деятельности, идет активное формирование трудовой мотивации, утверждение в собственных профессиональных способностях Ж возможностях, интенсивное формирование социального самосознания, осмысление себя и своих перспектив в обществе. Главной целью педагогов в работе со студентами III курса становится помощь в определении жизненных ориентиров, и профессиональных перспектив.
Укажем на основные трудности, возникающие у студентов на последнем этапе обучения (четвертый, пятый курсы): у немалого числа старшекурсников отсутствует готовность к поведению на рынке
Jour_2.p65
16.01.09, 12:49
Педагогика и психология профессионального образования
труда и эффективные навыки поведения в новой социально-экономической ситуации. В связи с этим наблюдается тревожность по поводу неопределенности в дальнейшем трудоустройстве. Часто проявляются признаки неудовлетворенности общей вузовской подготовкой.
Важно назвать признаки возникающих социально-психологических новообразований таких, как, повышение уровня личностного и профессионального самоопределения и самосознания, повышение Значений познавательных мотивов и мотивов достижения. За счет вхождения в профессиональную культуру и освоения профессиональных навыков происходит углубление знаний о профессии и формирование профессиональных компетенций и ПВК, становление индивидуального стиля деятельности. Появляется потребность в получении параллельного дополнительного образования. Кроме того, происходит резкое снижение значимости теоретического материала и возрастает роль производственной практики. У студентов наблюдается желание быстрее включиться в любую практическую деятельность.
Нами разработан комплекс методов и задач психолого - педагогической помощи выпускнику: психологическая поддержка, связанная с разъяснением путей преодоления трудностей (организационных, психологических, и др.) в будущей работе; дополнительное развитие (через систему тренингов) профессионально-важных качеств и некоторых практических знаний и навыков, особо необходимых для прохождения производственной практики, плантации на рабочем месте ж в коллективе, трудоустройства и успешного начала профессиональной Деятельности; помощь в освоении планов трудоустройства, алгоритмов поиска работы. Измерение профессиональных навыков Ж специальных способностей с
помощью диагностических процедур, составление характеристики (резюме), отражающей индивидуально - типологические особенности и профессиональные компетенции выпускника, Консультирование с целью рекомендаций, позволяющих успешно пройти процесс адаптации в новой профессиональной среде - определяют задачи построения педагогической деятельности на заключительном этапе.
Завершая обзор результатов представленного выше анализа адаптационных ресурсов обучающихся, необходимо подчеркнуть, что данная схема является среднестатистической, понятно, что развитие каждого студента как субъекта профессиональной деятельности имеет свои индивидуальные особенности.
Итак, определение основных закономерностей социально-психологического и профессионального развития студентов вуза позволяют разработать механизмы реализации любой педагогической технологии, в том числе развития адаптивных способностей.
Полученные нами на разных этапах положительные результаты исследования успешно используются в качестве показателей состояния учебно-воспитательной деятельности вуза. Углубленная информация может использоваться для создания дополнительных условий, направленных на развитие адаптивных способностей студентов, а также как возможность для более детального изучения проблемы.
Литература:
1. Гейжан Н. Ф. Псмхологическме проблемы учебно поспи 1а гельнсЦ работы в учреждениях начального профессионального образования.- СПб.: Учебно-методи-чеекий центр Комитета по Образованию, 1995.
Казанский педагогический журнал
2. Двоеносов В. Г., Костюшко В. В. Основы профилактики наркотизации и формирование культуры здоровья в студенческой группе,- Казань: ЗАО «Новое знание», 2004.
3. Зотова О. И., Кряжева И. К. «Некоторые аспекты социально - психологической адаптации личности. В кн.; Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.. 1979.
4. Могилевкин С., Клиников А. Успешное прохождение кризисов в карьере молодого специалиста как условие реализации делового п личностного потенциала //Управление: персоналом,- 2005. № 20.
5. Мухаметзянова Г.А., Масленникова В. Ш. и др. Теоретико-методологи-
112006
ческие проблемы становления студентов ССУЗ,- Казань, 2001.
6. Поваренков Ю. II. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: Издательство У РАС, 2002
7. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России.- 1998,-№4.
8. Шадриков В. Д. Духовные способности.- М.: ЛОГОС, 1996.
9. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека.- М.: ЛОГОС, 2002.
ХО.Шакирова Д. М., Вахрушева И. Г., Теория и практика планирования карьеры в вузе.- Казань: КГУ, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ССУЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В. Р. Шамсутдинова, научный сотрудник НПП ПО РАО
В условиях социально-экономических и ценностных изменений современной российской действительности существенно пересматриваются приоритетные цели и задачи общего и профессионального образования. В системе среднего профессионального образования педагогического профиля на первый план выдвигаются задачи духовного и творческого развития студентов посредством целостной организации процесса обучения и самообразования на основе гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Одновременно с этим актуализируются задачи индивидуализации ссузовского обучения и дифференциации подготовки специалистов с учётом потребностей обучающихся
ТО
в социальном и профессиональном самоопределении, и в самореализации специалиста посредством социокультурной деятельности.
Формирование мировоззренческой культуры личности студента в условиях ссузовского профессионального образования должно быть осмысленно преподавателем с учётом социаль-но-ценностных отношений, ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества, индивидуальных целей, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культурного развития будущих специалистов, обучающихся в ссузе.
Появляются особые педагогические возможности для формирования ми-