Научная статья на тему 'Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ССУЗ педагогического профиля'

Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ССУЗ педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова В. Р.

Substantial content (psychological structure) of quality-integrative criteria revealing organization of worldview of future specialists of pedagogical profile in the process of education in professional college. Cognitive, emotionally valuable, motivationallysemantic, activation productive. All this stands as basis for integral diagnostics and revealing of levels of organization of students worldview within the process of education in professional colleges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of worldview culture of a student of professional college of pedagogical profile

Substantial content (psychological structure) of quality-integrative criteria revealing organization of worldview of future specialists of pedagogical profile in the process of education in professional college. Cognitive, emotionally valuable, motivationallysemantic, activation productive. All this stands as basis for integral diagnostics and revealing of levels of organization of students worldview within the process of education in professional colleges.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ССУЗ педагогического профиля»

Казанский педагогический журнал

2. Двоеносов В. Г., Косппошко В. В. Основы профилактики наркотизации и формирование культуры здоровья в студенческой группе.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2004.

3. Зотова О. И., Кряжева И. К. «Некоторые аспекты социально - психологической адаптации личности. В кн.:; Пси-хо. км ичеекие механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

4. Могилевкин С., КлиниковА. Успешное прохождение кризисов в карьере молодого специалиста как условие реализаций делового и Личностного по ген циала //Управление: персоналом,- 2005. № 20.

5. Мухаметзянова Г.А., Масленникова В. Ш. и др. Теоретико-методологи-

Iі2006

чеакие проблемы становления студентов ССУЗ.” Казань, 2001.

6. Поваренков Ю. II. Психологическое содержание профессионального становления человека,- М.: Издательство У РАС, 2002

7. Рогов М. Мотивация учебной И коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России.- 1998. — №4.

8. Шадриков В. Д. Духовные способности;- М.: ЛОГОС, 1996.

9. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека,- М.: ЛОГОС, 2002.

10.Шакирова Д. М., Вахрушева И. Г., Теория и практика планирования карьеры в вузе.- Казань: КГУ, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ССУЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В. Р. Шамсутдинова, научный сотрудник ІІПП ПО РАО

В условиях социально-экономических и ценностных изменении современной российской действительности существенно пересматриваются приоритетные цели и задачи общего и профессионального образования. В системе среднего профессионального образования педагогического профиля на первый план выдвигаются задачи духовного и творческого развития студентов посредством целостной организации процесса обучения и самообразования на основе гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Одновременно с этим актуализируются задачи индивидуализации ссузовского обучения и дифференциации подготовки специалистов с учётом потребностей обучающихся

ТО

в социальном и профессиональном самоопределении, и в самореализации специалиста посредством социокультурной деятельности.

Формирование мировоззренческой культуры личности студента в условиях ссузовского профессионального образования должно быть осмысленно преподавателем с учётом социально-ценностных отношений, ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества, индивидуальных целей,, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культур-ного развития будущих специалистов, обучающихся в ссузе.

Появляются особые педагогические возможности для формирования ми-

Педагогика и психология профессионального образования

ровоззренческой культуры в условиях целевой организации учебной деятельности, реализующей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов. Система профессионального образования в сеузе объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. Специальная организация в ссузе единого образовательного процесса направляется на ценностно-ориентированное преобразование мировоззренчески значимых мотивов, целей и потребностей у студентов. Для этого требуется педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки ближайшей и дальней жизненной перспективы, на формирование единства в содержании мировоззренческого сознания и деятельностно-поведенческих проявлений личности.

Проведённый сравнительный анализ психолого-педагогических исследований позволил установить, что мировоззренческая культура студента в условиях среднего профессионального образования характеризует будущих специалистов с позиций их научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к жизнедеятельности в обществе. Это выявляется в научно-осмысленном, ценностно-ориентированном и практическом характере мировоззренческих знаний и представлений, самостоятельно выработанных аргументированных взглядах, убеждениях и принципах личности, в ее готовности следовать сформированным мировоззренческим по-

зициям, в волевой саморегуляции поведения в обществе и профессиональной сфере.

Одновременно, мировоззренческая культура студента характеризует спе-циалиста-профессионала в плане социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности. При этом развитая способность к социальным и межкультурным взаимодействиям, их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста.

Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность социально-ориентированной позиции специалиста. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) и самоот-иошения специалиста.

В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и готовность личности следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень сформирован-ности мировоззренческой культуры.

Научно-теоретическая и поведен меско волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления мировоззренческой культуры студента, определять уровень её сформированности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в ссузе, Это и позволило обосновать структурно-психологическую модель становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях социально-психологических проявлений феномена мировоззренческой культуры студента.

На основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и эмпирических показателей проявления мировоззренческой культуры у студентов ссуз педагогического профиля - будущих специалистов образовательной сферы, нами были определены социально-психологические показатели уровней становления мировоззренческой культуры студента в процессе ссузовского обучения.

Рассмотрим подробнее содержательный состав качественно-интегративных критериев, выявляющих сфор-мированность мировоззренческой культуры у будущих специалистов педагогического профиля в процессе обучения в ссузе. Так, когнитивный компонент в психологической структуре мировоззренческой культуры студента характеризует прежде всего, уровень миропонимания личности.

Оно высвечивается у студентов в научном и системном формировании знаний о традициях народной культуры, целостном восприятии этих традиций в составе духовной культуры российского общества, широком понимании культурно-исторического значения этнокультурных ценностей каждого народа мира. Гибкий и творческий характер миропонимания обусловливает способность будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в разных ситуациях педагогической деятельности: в научном изучении народных традиций, в их компетентном анализе и оценке с точки зрения художественной и практической значимости, в просветительской работе по популяризации духовнокультурных ценностей народа и т. д.

Функционирование когнитивной сферы мировоззрения происходит в процессах активной мыслительной деятельности личности, в рефлексивном отражении поступающей миро-воззренчески-ценной информации

о культурно-историческом прошлом, его преемственной взаимосвязи с настоящим и будущим в культурной жизнедеятельности современного российского общества и духовном мире его граждан. Особую важность имеет позитивное и активное умонастроение личности, познавательная самостоятельность студентов при выработке ценностно-осмысленных взглядов и убеждений о значимости духовно-культурной преемственности предшествующих и последующих поколений. Это формирует у студентов мировоззренческую осознанность накапливаемых теоретических знаний,

Педагогика и психология профессионального образования

развивает способность к аргументации ценностных суждений, обобщений и их конструктивному встраиванию в персональную практику, что и образует, в итоге, научно-теоретическую мировоззренческую готовность будущего специалиста к сознательному и самостоятельному освоению ценностей культуры и гибкому применению их в условиях деятельности в социокультурной образовательной сфере»

Эмоционально-ценностный компонент в составе мировоззренческой культуры студента выявляет, в первую очередь, степень личностной духовно-нравственной зрелости будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу мировоззренческой культуры студента и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности, принадлежащей своему народу и обществу. Духовная наполненность эмоциональио-ценно-стной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях. Базисом для их формирования выступает система социальных норм отношений, духовных ценностей и нравственных идеалов, исторически формировавшихся, принятых, поддерживаемых и воспроизводимых в обществе, запечатленных в образцах его духовной и материальной культуры, в том числе,- произведениях и традициях народного художественного творчества. Это обусловливает, с одной стороны, социально осмысленное восприятие и понимание студентами взаимосвязи

национально-культурных ценностей с общечеловеческими, видение и различение примеров и уроков нравственности в произведениях художественного творчества народа. С другой, высокое ценностное отношение будущих специалистов к проявлениям - «Малой родины» в жизни человека - локальным и региональным народным традициям, формирование духовной потребности беречь и поддерживать родную культуру и осознание личного призвания к этому, как ведущих мотивов к будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, состав мировоззренческих ориентаций будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной мировоззренческой направленности личности. Это обеспечивается формированием системы мировоззренческих — эмоционально нейтральных и заинтересованных, позитивных либо негативных отношений к народной культуре, профессиональной деятельности и своей активной роли в ней. Потому и гармоничное мироощущение как ощущение духовного единства с родной природой, Родиной, культурой народа и чувство личной сопричастности им, позитивное восприятие культурно-исторического прошлого своей страны и оптимистичное самовосприятие, которое отражается в вере в своп силы и надежде на творческие начинания личности, являются важными компонентами эмоциональной сферы духовно зрелого специалиста. С одной стороны, это выступает основой для формирования персональных цельных и позитивно-окрашенных мировоззренческих идеалов в про

13

фесеиональной деятельности личности. С другой - переживания специалистом глубокой эмоциональной удовлетворённости от обретения персональной мировоззренческой ориентации на отечественные идеалы и ценности, национально-культурной самоидентификации, потребности и способности самовоспитания личности на патриотически-ценностной основе. Мотивационно-смысловой компонент в психологической структуре мировоззренческой культуры студента взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного мироосмыс-ления специалистом гуманитарного профиля приобретаемых культурологических и этнокультурных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности. Это и выявляет, в итоге, содержание социокультурной мировоззренческой направленности личности. Содержание мотивационно-смыслового компонента в составе мировоззренческой культуры студента выступает смыслообразующей основой социокультурного функционирования и высвечивает уровень социальной компетентности специалиста как в реализации куль-туро-сберегающей функции в обществе, так и организации межкультур-ного диалога и взаимодействий разных народов и наций.

Анализ психологической литературы показал, что поведение личности включено в систему её мировоззренческих отношений к действительности и выявляет их духовную сущность в системе действий, поступков и различных видов социокультурной деятельности специалиста. При этом

активным поведению и деятельности предшествует состояние поведен чес • ко-волевой мировоззренческой готовности личности.

Компонентами данной готовности выступают: способность специалиста к сознательной и социально ответственной постановке профессио-нально-деятельностных целей и жизненных задач и его активность в их достижении посредством волевой саморегуляции и самоорганизации деятельности. Важными в этом плане выступают и способность специалиста к адекватной самооценке личностных и профессиональных возможностей на основе позитивного самовосприятия и формирования самоуважения к себе, и готовность к постоянному персональному саморазвитию за счёт овладения умениями самопознания и самодиагностики личности, способами профессионального самообразования и нравственного самосовершенствования.

Таким образом, поведенческо-волевая готовность в структуре мировоззренческой культуры студента выявляет, с одной стороны, активную настроенность будущего специалиста на мировоззренческое самоопределение в обществе и как бы переводит и закрепляет идейное содержание мировоззрения (убеждения, идеалы, принципы и др.) в позицию личности по отношению к культуре общества и персональному мировоззренческому саморазвитию на культурно-ценностной основе. С другой,- обусловливает практическое становление организованности и целеустремлённости, инициативности и настойчивости в достижении специалистом социально и

Педагогика и психология профессионального образования

индивидуально значимых целей деятельности, при реализации жизненных планов личности в социально и профессионально активной, духовной, коммуникативной и иной деятельности.

Дея т ельностно-проду к т йен ы й компонент в структуре мировоззренческой культуры студента определяет уровень творческого миропреобра-зования, проявляющегося в профессионально-компетентной деятельности специалиста в обществе. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив и задач развития избранной профессиональной сферы, а также стремление к самореализации творческих способностей впей. Неотъемлемыми составляющими деятельностно-продуктивного компонента мировоззренческой культуры студента выступают системное владение специалистом педагогического профиля профессиональными знаниями и умениями, развитая способность проектировать и планировать свою деятельность в образовательной сфере на основе творческого подхода в решении педагогических задач охраны, изучения и распространения культурных ценностей общества.

Вместе с этим, специалисту педагогического профиля требуется и высокая организаторская готовность к осуществлению культурно-просветительной и лекторско-пропагандистской работы с подростками и молодёжью, к реализации деятельности по изучению народных традиций, к постановке концертных программ с использованием художественно-ценного фоль-

клорного материала. Всё это и образует, в итоге, профессиональную компетентность специалиста, осознавшего своё призвание служить родной культуре и способного к нестандартной постановке и решению профессиональных задач, обладающего профессиональным оптимизмом и нацеленного на творческое самоутверждение личности в социокультурной сфере общества.

Таким образом, качественно-интегративные критерии мировоззренческой культуры личности студента в условиях среднего профессионального педагогического образования выявляют содержательное наполнение, качественные характеристики и индивидуальный уровень сформирован-ности её когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-смысло-вого и деятельностно-продуктивного компонентов. Одновременно с этим, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нрав-ственная зрелость, социальная и профессиональная компетентность личности позволяют определить у специалистов гуманитарного профиля уровень становления мировоззренческой культуры в целом. А это выступает основой для целостного социально-педагогического диагностирования проявления уровней сформированно-сти мировоззренческой культуры студента в процессе обучения в ссузе.

Очевидно, что достижение в ссузе высокого (системного, творческого) и среднего (достаточного, сознательного) уровня сформированности мировоззренческой культуры студента -будущего специалиста объективно требует опережающее педагогическое

Казанский педагогический журнал

проектирование системно-технологической организации учебно-познава-тельной деятельности в условиях освоения студентами гуманитарных дисциплин.

Литература:

1. Аболин Л. М. Духовно-нравствен-

ное развитие личности в событийной деятельности.- Казань: Карпол, 2002 —

230 с.

2. Гречаный В. В. Единство мировоззрения и науки как проблема теорети-ко-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика: Сборник научных трудов,- Иркутск: ИГУ, 1988.-

С. 54-68.

3. Гудит Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ТФ «Норд», 2001.- С. 235-259.

Г2006

4. Масленникова В. Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспнтатейьном процессе средствами искусства: дисс. ... канд. пед» наук,-Казань: 1982,- 203 с.

5. Мухаметзянова Г. В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 2 / Г. В. Мухаметзянова,- Казань: Магарпф, 2005,- 447 с.

6. Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания дисциплин естественно-математического цикла: Сб. научных трудов / под ред. Л. А.Воловича,- М.: ИзД-во АПН СССР, 1989,- 94 с.

7. Шакуров Р. X. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинами-ки).- Казань: Центр инйовационНых техно, кипи. 2001,- 180 &

8. Шуртакова Т. В. Формирование миропоззрения студентов средствами искусства / Т. В. ШуртаКова.- Казань: Издательство КГУ, 1987.- 109 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Р. Н. Наурызбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кзылординского Гуманитарного Университета,

Республика Казахстан

За последние 15 лет в социально-экономическом и духовном развитии Казахстана произошли глобальные перемены, повлекшие за собой изменения в ценностных ориентациях сознания и самосознания общества. В этих условиях возрастает необходимость педагогического исследования проблемы формирования национального самосознания личности. В современный период развития общества проблема формирования национального самосознания студенческой молодёжи становится актуальной в силу

ряда причин: важности иитериориза-ции национальных духовных ценностей в процессе воспитания студента как личности и профессионала.

В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылординского Гуманитарного университета идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания, взаимодействии и диалоге культур для развития творческого потенциала в формирований национального самосознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.