Казанский педагогический журнал
2. Двоеносов В. Г., Косппошко В. В. Основы профилактики наркотизации и формирование культуры здоровья в студенческой группе.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2004.
3. Зотова О. И., Кряжева И. К. «Некоторые аспекты социально - психологической адаптации личности. В кн.:; Пси-хо. км ичеекие механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
4. Могилевкин С., КлиниковА. Успешное прохождение кризисов в карьере молодого специалиста как условие реализаций делового и Личностного по ген циала //Управление: персоналом,- 2005. № 20.
5. Мухаметзянова Г.А., Масленникова В. Ш. и др. Теоретико-методологи-
Iі2006
чеакие проблемы становления студентов ССУЗ.” Казань, 2001.
6. Поваренков Ю. II. Психологическое содержание профессионального становления человека,- М.: Издательство У РАС, 2002
7. Рогов М. Мотивация учебной И коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России.- 1998. — №4.
8. Шадриков В. Д. Духовные способности;- М.: ЛОГОС, 1996.
9. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека,- М.: ЛОГОС, 2002.
10.Шакирова Д. М., Вахрушева И. Г., Теория и практика планирования карьеры в вузе.- Казань: КГУ, 2003.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ССУЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В. Р. Шамсутдинова, научный сотрудник ІІПП ПО РАО
В условиях социально-экономических и ценностных изменении современной российской действительности существенно пересматриваются приоритетные цели и задачи общего и профессионального образования. В системе среднего профессионального образования педагогического профиля на первый план выдвигаются задачи духовного и творческого развития студентов посредством целостной организации процесса обучения и самообразования на основе гуманистических ценностей и принципов общекультурного развития личности. Одновременно с этим актуализируются задачи индивидуализации ссузовского обучения и дифференциации подготовки специалистов с учётом потребностей обучающихся
ТО
в социальном и профессиональном самоопределении, и в самореализации специалиста посредством социокультурной деятельности.
Формирование мировоззренческой культуры личности студента в условиях ссузовского профессионального образования должно быть осмысленно преподавателем с учётом социально-ценностных отношений, ведущих идеалов, социальных принципов и норм, способов деятельности, присущих конкретной культуре общества, индивидуальных целей,, умонастроений и волеустремлений конкретных субъектов мировоззренчески-культур-ного развития будущих специалистов, обучающихся в ссузе.
Появляются особые педагогические возможности для формирования ми-
Педагогика и психология профессионального образования
ровоззренческой культуры в условиях целевой организации учебной деятельности, реализующей задачи профессиональной подготовки будущих специалистов. Система профессионального образования в сеузе объективно включает в себя ряд взаимообусловленных подсистем: общекультурного развития и воспитания, профессионального обучения и самообразования, самовоспитания и самосовершенствования личности. Специальная организация в ссузе единого образовательного процесса направляется на ценностно-ориентированное преобразование мировоззренчески значимых мотивов, целей и потребностей у студентов. Для этого требуется педагогическое влияние на их ценностные ориентации и профессиональные установки ближайшей и дальней жизненной перспективы, на формирование единства в содержании мировоззренческого сознания и деятельностно-поведенческих проявлений личности.
Проведённый сравнительный анализ психолого-педагогических исследований позволил установить, что мировоззренческая культура студента в условиях среднего профессионального образования характеризует будущих специалистов с позиций их научно-теоретической и поведенческо-волевой готовности к жизнедеятельности в обществе. Это выявляется в научно-осмысленном, ценностно-ориентированном и практическом характере мировоззренческих знаний и представлений, самостоятельно выработанных аргументированных взглядах, убеждениях и принципах личности, в ее готовности следовать сформированным мировоззренческим по-
зициям, в волевой саморегуляции поведения в обществе и профессиональной сфере.
Одновременно, мировоззренческая культура студента характеризует спе-циалиста-профессионала в плане социально осмысленной и практической готовности к компетентно выстроенной профессиональной деятельности на основе гибкой самореализации духовных и творческих сил личности. При этом развитая способность к социальным и межкультурным взаимодействиям, их организация с мировоззренческих, то есть нравственно зрелых, позиций определяет уровень социальной компетентности специалиста.
Совокупность ценностных отношений к избранной профессии и функциям деятельности, к окружающим людям, представителям разных культур и народов, и к культуре своего общества образует профессиональную и гражданскую направленность социально-ориентированной позиции специалиста. Содержание мировоззренческой направленности личности закрепляется в социокультурной деятельности, которая интегрирует сформированные мировоззренческие свойства и качества мироотношения (мировосприятия, миропонимания, миропреобразования и др.) и самоот-иошения специалиста.
В то же время, мировоззренческая ориентация личности на общечеловеческие социокультурные нормы, на духовно-патриотические идеалы родной культуры и готовность личности следовать им в своих делах и поступках высвечивают степень сформирован-ности мировоззренческой культуры.
Научно-теоретическая и поведен меско волевая готовность, духовно-нравственная зрелость, профессиональная и социальная компетентность личности при педагогическом анализе могут выступить как основные качественно-интегративные критерии, позволяющие фиксировать процесс становления мировоззренческой культуры студента, определять уровень её сформированности у будущих специалистов в процессе профессионального обучения в ссузе, Это и позволило обосновать структурно-психологическую модель становления мировоззренческой культуры личности в системе профессионального образования специалистов в основных показателях социально-психологических проявлений феномена мировоззренческой культуры студента.
На основе сравнительного анализа теоретически выделенных критериев и эмпирических показателей проявления мировоззренческой культуры у студентов ссуз педагогического профиля - будущих специалистов образовательной сферы, нами были определены социально-психологические показатели уровней становления мировоззренческой культуры студента в процессе ссузовского обучения.
Рассмотрим подробнее содержательный состав качественно-интегративных критериев, выявляющих сфор-мированность мировоззренческой культуры у будущих специалистов педагогического профиля в процессе обучения в ссузе. Так, когнитивный компонент в психологической структуре мировоззренческой культуры студента характеризует прежде всего, уровень миропонимания личности.
Оно высвечивается у студентов в научном и системном формировании знаний о традициях народной культуры, целостном восприятии этих традиций в составе духовной культуры российского общества, широком понимании культурно-исторического значения этнокультурных ценностей каждого народа мира. Гибкий и творческий характер миропонимания обусловливает способность будущего специалиста к актуализации и адекватному применению приобретённых знаний в разных ситуациях педагогической деятельности: в научном изучении народных традиций, в их компетентном анализе и оценке с точки зрения художественной и практической значимости, в просветительской работе по популяризации духовнокультурных ценностей народа и т. д.
Функционирование когнитивной сферы мировоззрения происходит в процессах активной мыслительной деятельности личности, в рефлексивном отражении поступающей миро-воззренчески-ценной информации
о культурно-историческом прошлом, его преемственной взаимосвязи с настоящим и будущим в культурной жизнедеятельности современного российского общества и духовном мире его граждан. Особую важность имеет позитивное и активное умонастроение личности, познавательная самостоятельность студентов при выработке ценностно-осмысленных взглядов и убеждений о значимости духовно-культурной преемственности предшествующих и последующих поколений. Это формирует у студентов мировоззренческую осознанность накапливаемых теоретических знаний,
Педагогика и психология профессионального образования
развивает способность к аргументации ценностных суждений, обобщений и их конструктивному встраиванию в персональную практику, что и образует, в итоге, научно-теоретическую мировоззренческую готовность будущего специалиста к сознательному и самостоятельному освоению ценностей культуры и гибкому применению их в условиях деятельности в социокультурной образовательной сфере»
Эмоционально-ценностный компонент в составе мировоззренческой культуры студента выявляет, в первую очередь, степень личностной духовно-нравственной зрелости будущих специалистов. Его содержание образует духовно-ценностную основу мировоззренческой культуры студента и определяет способы духовно наполненной жизни и нравственного совершенствования личности, принадлежащей своему народу и обществу. Духовная наполненность эмоциональио-ценно-стной сферы высвечивает глубинную суть персональной мировоззренческой культуры - её ценностное ядро, которое конкретизируется в личностно-значимых ценностях и ведущих мировоззренческих ориентациях. Базисом для их формирования выступает система социальных норм отношений, духовных ценностей и нравственных идеалов, исторически формировавшихся, принятых, поддерживаемых и воспроизводимых в обществе, запечатленных в образцах его духовной и материальной культуры, в том числе,- произведениях и традициях народного художественного творчества. Это обусловливает, с одной стороны, социально осмысленное восприятие и понимание студентами взаимосвязи
национально-культурных ценностей с общечеловеческими, видение и различение примеров и уроков нравственности в произведениях художественного творчества народа. С другой, высокое ценностное отношение будущих специалистов к проявлениям - «Малой родины» в жизни человека - локальным и региональным народным традициям, формирование духовной потребности беречь и поддерживать родную культуру и осознание личного призвания к этому, как ведущих мотивов к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, состав мировоззренческих ориентаций будущего специалиста взаимосвязывается с содержательной стороной мировоззренческой направленности личности. Это обеспечивается формированием системы мировоззренческих — эмоционально нейтральных и заинтересованных, позитивных либо негативных отношений к народной культуре, профессиональной деятельности и своей активной роли в ней. Потому и гармоничное мироощущение как ощущение духовного единства с родной природой, Родиной, культурой народа и чувство личной сопричастности им, позитивное восприятие культурно-исторического прошлого своей страны и оптимистичное самовосприятие, которое отражается в вере в своп силы и надежде на творческие начинания личности, являются важными компонентами эмоциональной сферы духовно зрелого специалиста. С одной стороны, это выступает основой для формирования персональных цельных и позитивно-окрашенных мировоззренческих идеалов в про
13
фесеиональной деятельности личности. С другой - переживания специалистом глубокой эмоциональной удовлетворённости от обретения персональной мировоззренческой ориентации на отечественные идеалы и ценности, национально-культурной самоидентификации, потребности и способности самовоспитания личности на патриотически-ценностной основе. Мотивационно-смысловой компонент в психологической структуре мировоззренческой культуры студента взаимосвязан с процессами широкого, социально-нравственного мироосмыс-ления специалистом гуманитарного профиля приобретаемых культурологических и этнокультурных знаний, социально ответственного выбора им способов персонального поведения и профессиональной деятельности. Это и выявляет, в итоге, содержание социокультурной мировоззренческой направленности личности. Содержание мотивационно-смыслового компонента в составе мировоззренческой культуры студента выступает смыслообразующей основой социокультурного функционирования и высвечивает уровень социальной компетентности специалиста как в реализации куль-туро-сберегающей функции в обществе, так и организации межкультур-ного диалога и взаимодействий разных народов и наций.
Анализ психологической литературы показал, что поведение личности включено в систему её мировоззренческих отношений к действительности и выявляет их духовную сущность в системе действий, поступков и различных видов социокультурной деятельности специалиста. При этом
активным поведению и деятельности предшествует состояние поведен чес • ко-волевой мировоззренческой готовности личности.
Компонентами данной готовности выступают: способность специалиста к сознательной и социально ответственной постановке профессио-нально-деятельностных целей и жизненных задач и его активность в их достижении посредством волевой саморегуляции и самоорганизации деятельности. Важными в этом плане выступают и способность специалиста к адекватной самооценке личностных и профессиональных возможностей на основе позитивного самовосприятия и формирования самоуважения к себе, и готовность к постоянному персональному саморазвитию за счёт овладения умениями самопознания и самодиагностики личности, способами профессионального самообразования и нравственного самосовершенствования.
Таким образом, поведенческо-волевая готовность в структуре мировоззренческой культуры студента выявляет, с одной стороны, активную настроенность будущего специалиста на мировоззренческое самоопределение в обществе и как бы переводит и закрепляет идейное содержание мировоззрения (убеждения, идеалы, принципы и др.) в позицию личности по отношению к культуре общества и персональному мировоззренческому саморазвитию на культурно-ценностной основе. С другой,- обусловливает практическое становление организованности и целеустремлённости, инициативности и настойчивости в достижении специалистом социально и
Педагогика и психология профессионального образования
индивидуально значимых целей деятельности, при реализации жизненных планов личности в социально и профессионально активной, духовной, коммуникативной и иной деятельности.
Дея т ельностно-проду к т йен ы й компонент в структуре мировоззренческой культуры студента определяет уровень творческого миропреобра-зования, проявляющегося в профессионально-компетентной деятельности специалиста в обществе. Содержание данного компонента включает личностно-ценностное отношение специалиста к профессии, понимание им перспектив и задач развития избранной профессиональной сферы, а также стремление к самореализации творческих способностей впей. Неотъемлемыми составляющими деятельностно-продуктивного компонента мировоззренческой культуры студента выступают системное владение специалистом педагогического профиля профессиональными знаниями и умениями, развитая способность проектировать и планировать свою деятельность в образовательной сфере на основе творческого подхода в решении педагогических задач охраны, изучения и распространения культурных ценностей общества.
Вместе с этим, специалисту педагогического профиля требуется и высокая организаторская готовность к осуществлению культурно-просветительной и лекторско-пропагандистской работы с подростками и молодёжью, к реализации деятельности по изучению народных традиций, к постановке концертных программ с использованием художественно-ценного фоль-
клорного материала. Всё это и образует, в итоге, профессиональную компетентность специалиста, осознавшего своё призвание служить родной культуре и способного к нестандартной постановке и решению профессиональных задач, обладающего профессиональным оптимизмом и нацеленного на творческое самоутверждение личности в социокультурной сфере общества.
Таким образом, качественно-интегративные критерии мировоззренческой культуры личности студента в условиях среднего профессионального педагогического образования выявляют содержательное наполнение, качественные характеристики и индивидуальный уровень сформирован-ности её когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-смысло-вого и деятельностно-продуктивного компонентов. Одновременно с этим, научно-теоретическая и поведенческо-волевая готовность, духовно-нрав-ственная зрелость, социальная и профессиональная компетентность личности позволяют определить у специалистов гуманитарного профиля уровень становления мировоззренческой культуры в целом. А это выступает основой для целостного социально-педагогического диагностирования проявления уровней сформированно-сти мировоззренческой культуры студента в процессе обучения в ссузе.
Очевидно, что достижение в ссузе высокого (системного, творческого) и среднего (достаточного, сознательного) уровня сформированности мировоззренческой культуры студента -будущего специалиста объективно требует опережающее педагогическое
Казанский педагогический журнал
проектирование системно-технологической организации учебно-познава-тельной деятельности в условиях освоения студентами гуманитарных дисциплин.
Литература:
1. Аболин Л. М. Духовно-нравствен-
ное развитие личности в событийной деятельности.- Казань: Карпол, 2002 —
230 с.
2. Гречаный В. В. Единство мировоззрения и науки как проблема теорети-ко-ценностной интерпретации // Мировоззрение, наука, практика: Сборник научных трудов,- Иркутск: ИГУ, 1988.-
С. 54-68.
3. Гудит Д. Мировоззрение: для чего мы живем и каково наше место в мире. Ярославль: ТФ «Норд», 2001.- С. 235-259.
Г2006
4. Масленникова В. Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспнтатейьном процессе средствами искусства: дисс. ... канд. пед» наук,-Казань: 1982,- 203 с.
5. Мухаметзянова Г. В. Избранные педагогические труды: в 3-х т. Т. 2 / Г. В. Мухаметзянова,- Казань: Магарпф, 2005,- 447 с.
6. Формирование научного мировоззрения у учащихся средних ПТУ в процессе преподавания дисциплин естественно-математического цикла: Сб. научных трудов / под ред. Л. А.Воловича,- М.: ИзД-во АПН СССР, 1989,- 94 с.
7. Шакуров Р. X. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинами-ки).- Казань: Центр инйовационНых техно, кипи. 2001,- 180 &
8. Шуртакова Т. В. Формирование миропоззрения студентов средствами искусства / Т. В. ШуртаКова.- Казань: Издательство КГУ, 1987.- 109 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Р. Н. Наурызбаева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Кзылординского Гуманитарного Университета,
Республика Казахстан
За последние 15 лет в социально-экономическом и духовном развитии Казахстана произошли глобальные перемены, повлекшие за собой изменения в ценностных ориентациях сознания и самосознания общества. В этих условиях возрастает необходимость педагогического исследования проблемы формирования национального самосознания личности. В современный период развития общества проблема формирования национального самосознания студенческой молодёжи становится актуальной в силу
ряда причин: важности иитериориза-ции национальных духовных ценностей в процессе воспитания студента как личности и профессионала.
В процессе преподавания педагогических дисциплин Кзылординского Гуманитарного университета идеи этнокультурного образования направлены на создание национальной системы обучения и воспитания, взаимодействии и диалоге культур для развития творческого потенциала в формирований национального самосознания студентов.