Научная статья на тему 'Профессиональная готовность к художественно-творческой деятельности будущего режиссера'

Профессиональная готовность к художественно-творческой деятельности будущего режиссера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЖИССЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьянова О. А.

В статье обоснована актуальность выбранной темы, раскрыта специфика процесса обучения и виды профессиональной деятельности студентов режиссеров. Уточняется понятие «готовность» в контексте среднего профессионального образования, проанализированы существующие исследования по данной теме, обоснована структура готовности к художественно-творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon actuality of the topic, peculiarities of the training process and professional activities of the students-producers. The terra of « readiness » is defined in the context of the secondary professional education; topic-related existing researches are analyzed, structure of readiness to artistic and creative activities is substantiated.

Текст научной работы на тему «Профессиональная готовность к художественно-творческой деятельности будущего режиссера»

О. А. Кирьянова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО РЕЖИССЕРА

Работа представлена кафедрой педагогики высшей школы Иркутского государственного педагогического университета.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор О. А. Лапина

В статье обоснована актуальность выбранной темы, раскрыта специфика процесса обучения и виды профессиональной деятельности студентов режиссеров. Уточняется понятие «готовность» в контексте среднего профессионального образования, проанализированы существующие исследования по данной теме, обоснована структура готовности к художественно-творческой деятельности.

The article dwells upon actuality of the topic, peculiarities of the training process and professional activities of the students-producers. The term of « readiness » is defined in the context of the secondary professional education; topic-related existing researches are analyzed, structure of readiness to artistic and creative activities is substantiated.

Задачи духовного обогащения и развития общества, возрождение и сохранение традиций, культуры страны предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалистов для социальнокультурной сферы (СКС). От качества и уровня подготовки специалиста - будущего режиссера театрализованных представлений к последующей творческой деятельности зависят и художественный уровень представлений и праздников, и качество профессиональной деятельности режиссера в социально-культурной сфере.

Известно, что процесс развития личности человека, ее воспитание и обучение является результатом реализации внутренних задатков личности, ее специальных способностей, психических механизмов саморазвития личности, а также воздействий окружающей среды, детерминированных определенной деятельностью, в нашем случае - творческой. Связь творчества и деятельности позволяет нам рассматривать категорию «художественно-творческая деятельность» и как высшую форму самореализации и самовыражения обучающейся

личности, и как ведущий способ достижения цели профессионального обучения в ссузе культуры - формирование творчески активной личности специалиста, готовой самостоятельно и творчески действовать в современных условиях социально-культурной сферы.

Ведущие специалисты режиссуры массовых мероприятий и театрализованных представлений крайне обеспокоены результатами самостоятельной деятельности выпускников-режиссеров в сфере культуры. Унифицированность культурно-массовых мероприятий, их низкий художественный уровень, стандартные решения, штампованные сценарно-режиссерские приемы являются следствием недостаточно высокого профессионального уровня самостоятельной творческой деятельности выпускников вузов и ссузов культуры.

Выдающийся практик, режиссер-постановщик массовых мероприятий, А. Д. Силин пишет: «Сегодня на повестку дня встал вопрос качества, вопрос художественного уровня наших представлений и праздников. И... во многих случаях этот уровень чрезвычайно низок, особенно на периферии. Это воспитывает дурной вкус и привычку к низкопробному зрелищу у миллионов зрителей. Основная беда всех этих многочисленных культмассовых мероприятий - отсутствие творческой фантазии, банальность постановочных решений, неумение организовать репетиционный процесс. Корень проблемы, на мой взгляд, заключается в недостаточной компетенции многих сценаристов и режиссеров, в их низком творческом потенциале. Можно ли представить себе выпускника режиссерского отделения ГИТИСа, который бы никогда не работал на сцене? Вряд ли. А выпускники отделений клубных массовых представлений и праздников институтов культуры, которые никогда не работали на площади, на ста-

дионе, в парке и во Дворце спорта, - явление типичное»1.

К сожалению, актуальны на сегодняшний день выводы О. И. Маркова: «Театрализованные представления с их огромным воспитательным потенциалом составляют значительную часть содержания в художественно- педагогической деятельности культурно-досуговых учреждений. Вместе с тем, практика показывает заметную девальвацию качества театрализованных представлений, их несоответствие возросшим потребностям людей, компрометацию художественно-педагогических основ сценарного творчества, что отрицательно сказывается на деятельности учреждений досуга и их эффективности. Сложность задач, которые приходится решать сценаристу-режиссеру, определяют ту меру ответственности, которая должна быть проявлена при его обучении»2.

В настоящее время подготовка специ-алиста-постановщика театрализованных представлений осуществляется в вузах культуры с помощью определенного Государственным стандартом СПО содержания образования и обучения, которые представлены в виде сложившейся практики преподавания учебных дисциплин, объединенных в следующие блоки: общеобразовательные, специальные дисциплины и дисциплины специализации (в нашем случае - дисциплины режиссерского цикла). В рамках темы исследования подробнее рассмотрим дисциплины специализации, в которых процесс обучения учебной художественно-творческой деятельности студентов-режиссеров разделен на составные части:

• предмет деятельности: театральное искусство как способ отражения окружающей действительности и различных аспектов жизнедеятельности человека;

• средства деятельности: технологии актерского и режиссерского творчества;

• цель: постановка театрализованного представления как целостного художественного произведения;

• способы деятельности: репетиционный процесс, организация, подготовка и проведение мероприятия.

Модернизация образования, его структурное и содержательное обновление является многоплановым и разноуровневым процессом. Специалисты социально-культурной сферы должны эффективно решать профессиональные задачи в учреждениях культуры всех типов, быть способными осуществлять междисциплинарный комплексный подход в решении постановочных, преподавательских и управленческих задач социальнокультурной сферы, вести методическую, организационную и просветительную деятельность при работе с любой социальной аудиторией, внедрять современные технологии постановки массовых мероприятий в конкретном учреждении культуры.

В реальных условиях социально-культурной сферы различные виды деятельности, прописанные в профессиограмме специалиста, тесно взаимосвязаны. Работники социально-культурной сферы призваны способствовать воспитанию и развитию личности средствами искусства, созданию условий для ее саморазвития и творческой самореализации.

Однако содержание социально-культурной деятельности так широко, а требования новых социально-экономических условий столь высоки и ответственны, что это вызвало необходимость появления различных специализаций. Специализация - это узкопрофессиональное овладение специалистом социально-культурной деятельности определенными, специфическими знаниями, умениями, навыками, методиками и технологиями в конкретной области художественного творчества. В зависимости от выбранной специализации профессиональный социально-культурный работ-

ник может иметь квалификацию, которая ему присваивается по окончании учебного заведения. В дальнейшем раскрытии темы исследования в контексте подготовки специалиста к творческой дея-тельности для социально-культурной сферы будет рассмотрена специализация 071302.10 «Постановка театрализованных представлений», с последующей присваиваемой квалификацией «Постановщик театрализованных представлений, преподаватель».

Согласно Государственному стандарту среднего профессионального образования и профессиограмме специалиста социально-культурной сферы выпускник специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» в результате освоения основной профессиональной образовательной программы должен быть готов к социально-культурной, художественно-творческой, преподавательской и организационно-управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой. Выпускник по специализации «Постановка театрализованных представлений», с квалификацией «Постановщик театрализованных представлений, преподаватель» должен быть готов:

1) в социально-культурной деятельности - к подготовке и проведению массовых театрализованных представлений и праздников для различных категорий населения: возрастных, социальных, профессиональных;

2) художественно-творческой - к разработке, подготовке и осуществлению сценарных планов, сценариев художественных театрализованных программ и постановок; обеспечению репетиционной работы; раскрытию и реализации творческого потенциала участников любительских коллективов;

3) преподавательской - к профессионально грамотному социально-педагогическому и учебно-методическому веде -

нию постановочного процесса; планированию и реализации образовательновоспитательной работ ы средствами театрального искусства в учреждениях социально-культурной сферы и дополнительного образования детей;

4) организационно-управленческой - к организации работы коллектива исполнителей режиссерского замысла - художественно-постановочной группы; планированию, организации и обеспечению эффективности проведения мероприятий; осуществлению контроля за работой коллектива исполнителей.

Вышеперечисленные требования к выпускнику ссуза культуры в области постановки театрализованных представлений указывают на необходимость уточнения понятия «готовность» в контексте среднего профессионального образования и создания комплекса педагогических условий формирования и становления профессиональной готовности студента - будущего режиссера к художественно-творческой деятельности в со -циально-культурной сфере.

В педагогике высшей школы готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности активно исследуется как теоретическая и практическая проблема подготовки будущего учителя, преподавателя к различным видам педагогической деятельности. (А. Н. Загре-бина, Р. И. Кузьминов, О. В. Мишутина,

А. Н. Леонтьев, И. Е. Пискарев, Г. И. По-лева, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.). Исследователями выделено многообразие форм и видов готовности: психическая, профессиональная, моральная, мотивационная, нравственно-психологическая и т. д. Ряд диссертаций посвящен проблемам формирования и развития готовности студентов творческих вузов к профессиональной педагогической (Л. Ф. Афонченко), художественнопедагогической (И. В. Прокофьева) и профессионально-творческой деятельности (Г. И. Полева).

В словаре В. Даля готовность определяется как «состояние или свойство го -тового». Готовность к деятельности как свойство или состояние неоднозначно трактуется отечественными исследователями в зависимости от подхода к предмету рассмотрения: одни воспринимают ее как наличие совокупности определенных способностей (Н. Д. Левитов), другие считают ее признаком установки (И. Т. Бжалава), третьи рассматривают ее как условие и регулятор деятельности (Ю. К. Васильев, Ю. И. Янотовская).

Многие исследователи единодушны в понимании готовности как основы осуществления любой деятельности и в признании ее первичным фундаментальным условием выполнения деятельности (Г. А. Асмолов).

Анализ исследований показывает, что категория «готовность» не тождественна понятию «подготовленность». Успешное освоение учебных программ, сформированность определенных знаний, умений и навыков не являются показателями уровня готовности специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности. Готовность к целостной профессиональной деятельности проявляется как соответствие результатов личностного развития будущего специалиста целям и задачам предстоящей профессиональной деятельности и сформированное™ соответственных видов этой деятельности.

Деятельностный подход к формированию содержания профессионального образования позволяет нам рассматривать возможность непрерывного расширения пространства готовности к профессиональной деятельности. В исследовании мы опираемся на выделенные

В. С. Лазаревым и Н. В. Коноплиной следующие признаки сформированное™ деятельности:

1) сформированность ценностного отношения к данной деятельности, т. е. соответствие мотива действий общест-

венному значению формируемой деятельности;

2) культуросообразность способа действий, способность студента решать задачи, которые возникают в процессе его деятельности.

В педагогике понятие и сущность «профессиональной готовности» активно исследуются с 1970-х гг. С общетеоретических позиций данная проблема исследована М. И. Дьяченко, Л. А. Канды-бовичем, Ю. Н. Кулюткиным, В. А. Сла-стениным, К. К. Платоновым, А. И. Щербаковым и др.

К. К. Платонов профессиональную готовность специалиста анализирует как субъективное состояние личности, считающей себя способной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

В контексте нашего исследования особый интерес представляет позиция ученых М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбо-вича, по мнению которых психологическая готовность личности к профессиональной деятельности имеет определенную структуру, в которую входят: «1) положительное отношение к деятельности, профессии; 2) черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требования деятельности, профессии; 3) необходимые знания, умения, навыки; 4) устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, мышления, внимания, эмоциональные и волевые процессы»3.

В работах ученых, посвященных проблемам готовности специалиста, профессиональная готовность понимается как сложное, многоуровневое, разноплановое системное образование. Несмотря на достаточное разнообразие определений сущности профессиональной готовности, можно выделить три основных подхода:

1) функциональный - сущность готовности рассматривается как определенное функциональное состояние психической

готовности на уровне психофизических реакций и определяется как фон, на котором происходят психические процессы, связанные с установкой к деятельности (Е. С. Кузьмин, Н. Д. Левитов, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев, Б. Е. Фишман и др.);

2) личностный - готовность рассматривается как личностное образование, обеспечивающее эффективность деятельности, которое не является врожденным качеством, а целью и результатом про -фессиональной подготовки специалиста в учебном заведении (М. И. Дьяченко, К. М. Дурай-Новакова, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, Р. Н. Маликова, К. К. Платонов, В. А. Сластенин и др.);

3) функционально-личностный - готовность к деятельности понимается как интегративное новообразование, включающее в себя профессионально-значимые качества, совокупность необходимых для этой деятельности знаний, умений и навыков, а также потребности в осуществлении данного вида деятельности. (Л. К. Веретенникова, Е. А. Орлова, Т. А. Рати и др.).

На основании выделенных подходов мы можем определить готовность к предстоящей деятельности как интегративное новообразование в личности обучающегося, которое представляет собой совокупность внутренних качеств, установок и профессиональных знаний и умений, позволяющих будущему специалисту осуществлять управление и направление своей профессиональной деятельности.

Представленные выше рассуждения, а также специфика художественно-творческой деятельности позволили выявить сущность готовности студента - будущего режиссера к профессиональной деятельности. Мы рассматриваем готовность будущего специалиста к художественно-творческой деятельности как интегративное динамично развивающееся новообразование в структуре лично-

сти будущего режиссера, которое специально формируется в процессе профессионального обучения. Оно представляет собой совокупность внутренних установок, качеств и умений, которые позволят будущему режиссеру независимо и самостоятельно действовать в области постановки театрализованных представлений, осуществляя самостоятельный выбор форм, средств и методов творчества, а также посто-яннуюрефлексию своего опыта и результатов деятельности.

Перенося данное определение в область профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы, необходимо рассмотреть конкретные компоненты и показатели, раскрывающие сущность готовности будущих постановщиков театрализованных представлений к художественно-творческой деятельности. В нашем понимании готовность как сложная целостная система включает в себя технологический, социально-педагогический и психолого-педа-гогический аспекты. При этом технологическая готовность, реализующаяся в организаторской, педагогической, художественно-творческой и другой деятельности специалиста социально-культурной сферы, связана с системой профес-

сиональных знаний, умений и навыков. Социально-психологическая готовность отражает систему отношений личности: к профессии (профессиональная направленность), к себе как к специалисту и творческой личности (профессиональное самосознание), предметному миру, другим людям, профессиональное общение, взаимодействие с людьми. Психологопедагогическая готовность включает в себя духовно-личностные и профессионально-важные качества специалиста: общие (умственные) способности, художественные способности, необходимые для всех видов искусства (сила, богатство, инициативность воображения, образная память, образное мышление), и специальные, необходимые для конкретных видов искусства, в частности режиссерского (художественно-творческие способности, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы, общей культуры, эрудицию, обеспечивающие нормальную работоспособность, развитые психофизические качества).

Структура готовности к художественно-творческой деятельности в логике нашего исследования представлена следующими компонентами, критериями и показателями, зависимость которых между собой мы демонстрируем в табл. 1.

Таблица 1

Структура готовности к художественно-творческой деятельности

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели готовности

Мотивационно- ценностный Профессиональная направленность 1) потребность в творческой деятельности, в реализации творческих идей и замыслов; 2) удовлетворенность выбранной профессией

Содержательно- операционный Профессионально- ориентированное творческое мышление 1) креативность - способность создавать оригинальные сценарии и режиссерские замыслы культурно-досуговых мероприятий;

Продолжение таблицы

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели готовности

2) адекватность в выборе методов, приемов, средств и вариантов действия для решения проблемных творческих задач и ситуаций

Эмоционально- волевой Самостоятельность в художественнотворческой деятельности 1) мобилизация и управление внутренними ресурсами, волевой активностью и позитивными эмоциями в процессе создания сценического произведения; 2) сознательное преодоление внутренних и внешних препятствий для достижения поставленной цели

Рефлексивно- оценивающий Профессио- нальное самосознание 1) потребность в самоанализе, само-изучении и самонаблюдении; 2) устойчивая мотивация на самосовершенствование своей профессиональной деятельности, адекватную оценку ее уровня и своих способностей

Каждый выделенный нами критерий готовности к художественно-творческой деятельности включает в себя показатели, представляющие собой конкретные составляющие готовности будущего режиссера к последующей художественнотворческой деятельности. Такое понимание структуры и содержания готовности наглядно демонстрирует переход от общего к частному в раскрытии интегра-тивности и динамичности рассматриваемого явления. Выявленные компоненты профессиональной готовности будущего режиссера демонстрируют установки, умения и качества личности, необходимые будущему специалисту СКС в области постановки театрализованных представлений. При этом каждый компонент готовности представляет собой сложное интегративное явление, проявляющееся через ряд показателей. Именно эти показатели, являясь конкретизированными проявлениями результата педагогического воздействия, могут быть диагностированы и послужить характеристиками оп-

ределения уровня готовности к художественно-творческой деятельности.

Данные результаты и рассмотренные выше компоненты, критерии и показатели готовности позволили нам описать три последовательных уровня готовности студентов - будущих режиссеров к художественно-творческой деятельности в социально-культурной сфере: достаточный, оптимальный и совершенный (творческий).

Эмпирические исследования, проведенные в Иркутском областном училище культуры, наряду с положительными тенденциями: осознание студентами и преподавателями режиссерских специализаций необходимости профессионального обучения и формирования профессиональной направленности художественно-творческой деятельности, также выявили следующее:

1) отсутствие понимания необходимости формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности в СКС как единства профессио-

нального и общекультурного развития, духовно-личностных и профессиональных качеств обучающихся;

2) ориентирование процесса обучения художественно-творческой деятельности на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, а не на его результат - социально-значимую цель: комплексную подготовку будущего специалиста СКС к художественно-творческой деятельности;

3) отсутствие продуманных, взаимообусловленных и взаимосвязанных педагогических условий, формирующих и обеспечивающих готовность к специалиста к художественно-творческой деятельности;

4) недостаточную осознанность значения и ценности творчества, творческой деятельности, ее процесса и результата для развития и воспитания индивидуальности будущего специалиста-ре-жиссера и для качественного профессионального решения художественно-творческих задач в социально-культурной сфере.

Таким образом, в процессе анализа системы профессиональной подготовки студентов - будущих режиссеров нами

были выявлены компоненты, критерии, показатели и основные уровни готовности специалиста к художественно-творческой деятельности в социально-культурной сфере. Как мы видим, значение сформированной готовности к художественно-творческой деятельности для специалиста социально-культурной сферы достаточно велико. Включенное наблюдение реального педагогического процесса и диагностирующие исследования показывают, что данное качество не формируется у будущих режиссеров самостоятельно или стихийно. Возникает необходимость целенаправленного формирования готовности к художественно-творческой деятельности. Мы полагаем, что создание и включение в процесс профессиональной подготовки специальной системы педагогических условий позволит качественно изменить всю систему профессионального образования и обучения с целью формирования такой творчески активной личности специалиста, которая способна продемонстрировать высокий уровень готовности к самостоятельной художественно-творческой деятельности в условиях изменяющейся социально-культурной сферы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Силин А. Д. Театр выходит на площадь. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. М.: ВНМЦ НТ И КПР, 1991. С. 3-4.

2 Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: Учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004. С. 9.

3 Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.