УДК 37.013.42 doi: 10. 20310/1810-231X-2016-15-4-20-24
ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
Баранова Алла Саввична
Минский государственный лингвистический университет, Республика Беларусь, г. Минск, e-mail: [email protected]
В статье обоснованы понятия: «мировоззрение», «мировоззренческая культура» и «ценностно-мировоззренческая культура». Раскрыты методологические подходы к формированию ценностно-мировоззренческой культуры педагога: аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный. Рассмотрены компоненты исследуемой культуры, основные мировоззренчески-ориентированные формы обучения и воспитания будущего преподавателя, педагогические условия эффективного формирования ценностно-мировоззренческой культуры.
Ключевые слова: мировоззрение, методологические основания, ценностно-мировоззренческая культура, педагогические ценности, педагогические условия
Формирование мировоззрения специалиста начинается с анализа и осмысления понятий «мировоззрение», «мировоззренческая культура», «ценностно-мировоззренческая культура», «персональная мировоззренческая культура». Мировоззрение рассматривается как целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества, осуществляющее функцию общей жизненной ориентации человека в мире. В основе мировоззрения лежит отношение «человек - мир».
Эти отношения постоянно трансформируются, и в истории человечества выделяют различные отношения: отношения властвования, преобразования; отношения подчинения законам мироздания, «осознанная необходимость»; усиление внимания к внутреннему миру («прежде чем управлять городом и миром, нужно научиться управлять собой»; «забота о себе» (М. Фуко).
Мировоззренческая культура - это совокупность источников и способов познания человеком мироздания, сущности самого человека и его отношения с миром, а также тех учений, теорий, идей, которых он стал придерживаться в результате познания. Мировоззренческая культура включает в себя религию, нравственность, философские взгляды, духовные потребности. Она имеет в широком смысле историко-культурный характер и зависит не только от особенностей ин-
дивида, но и от уровня развития культуры, в которой он рос, от национальных особенностей, от прошлой истории рода и многого другого.
Уровень развития мировоззренческой культуры есть показатель духовности человека и общества. Личность может придерживаться какой-либо одной мировоззренческой парадигмы - космоцентризма, теоцентризма или антропоцентризма, но может иметь эклектическую мировоззренческую культуру, как правило, «пограничную», например, состоящую из элементов язычества и христианства, христианства и космизма и т. д.
Ценностно-мировоззренческая культура личности представляет собой целостную систему интегративных качеств, определяющих направленность личности в процессе обучения на осознание собственного ценностно-смыслового образа и способа освоения базовых ценностных ориентации в профессиональной деятельности. Ценностно-мировоззренческие ориентации в формировании культуры личности педагога основаны на теориях, в основе которых лежат мировоззренческие подходы, влияющие на самоидентификацию обучаемых в условиях образовательной деятельности вуза.
Методологические основания ценностно-мировоззренческой культуры личности педагога формируются на основе интегра-тивного использования следующих педагогических подходов:
а) практико-ориентированный (компе-тентностный) подход как метод моделирования результатов образования в вузе на основе формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности педагогов, обеспечивающих их профессиональную деятельность с высоким уровнем сознания и самосознания;
б) культурологический подход, основывающийся на принципе и способе изучения и организации формирования ценностно-мировоззренческой культуры педагогов, опирающийся на передачу традиции закономерностей профессиональной культуры от поколения к поколению;
в) личностно-ориентированный подход, ставящий в центр обучения личность, ее мотивы, цели, психологический склад, реализующийся на основе разработки индивидуальных образовательных траекторий по формированию ценностно-мировоззренческой культуры личности педагога;
г) аксиологический подход, транслирующий ценности общества в образовательном процессе, развивающий ценностные ориентации и ценностное отношение педагогов к реализации гражданских и социальных функций профессиональной деятельности путем овладения и накопления знаний и опыта.
Мера присвоения и степень актуализации ценностно-мировоззренческой культуры личности педагога определяются через понимание и освоение мира посредством личностного мироощущения, миропонимания, миросознания, мироотношения, а также самопреобразования, самосовершенствования и самоопределения.
Ценностно-мировоззренческая культура личности педагогов формируется через приобретение мировоззренческих знаний, ценностей, убеждений, идеалов, принципов, отношения к миру; формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности предполагает также эмоционально-волевые установки и мотивы личности, без которых не может эффективно осуществляться процесс овладения знаниями, становления убеждений и идеалов в ценностно- и мировоззренчески-ориентированном образовательном процессе вузов.
Персональная мировоззренческая культура является фундаментальной, целостной, универсальной и интегративной личностной характеристикой. Духовным центром в ее психологической структуре выступает цен-
ностное ядро, которое определяет характер мировосприятия и содержание миропонимания в жизнедеятельности человека, укрепляет его персональные нравственно-этические и эстетические, профессиональные, этно- и социокультурные мировоззренческие ориентации. На их основе формируется мировоззренческая позиция, предельно выявляющая содержание взглядов и убеждений, социальных установок и нравственных принципов поведения в мировоззренческой направленности отношений личности к обществу, другим людям и самой себе в процессах познавательной, коммуникативной и профессиональной деятельности в социуме.
Целью формирования научного мировоззрения педагога является развитие личностных мировоззренческих установок, определяющих способность личности к осознанному и ответственному выбору мировоззренческих ценностей, идеалов, убеждений, что выражается в конечном итоге в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей и диктуется необходимостью формирования научного мировоззрения как целостного и системного духовного образования. Мировоззрение современной молодежи нередко является мозаичным, эклектичным, что затрудняет становление личности. Необходимо усиление ценностного аспекта мировоззрения, так как излишний сциентизм существенно снижает аксиологическую направленность научного мировоззрения, вне такого рассмотрения оно распадается, превращаясь в невременную и непространственную, незначимую для личности совокупность отдельных элементов. Это приводит к снижению роли и значения мировоззренческих ценностей, что выражается в несоблюдении профессионально-этических норм [1; 2].
В настоящее время актуальной задачей является формирование у педагогов основополагающих мировоззренческих ценностей (гражданственности, государственности, патриотизма; развитие профессионально-значимых качеств: личной ответственности, самоотверженности, честности и нравственной чистоплотности, справедливости, неподкупности, объективности), так как в последние годы проявились нестабильность, неопределенность во всех сферах общества, особенно, в духовной, были ослаблены или даже утрачены эти фундаментальные мировоззренческие ценности.
В педагогическом смысле ценности - это представления большинства людей о добре, справедливости, патриотизме, которые являются целью формирования их у будущих педагогов в процессе профессионального обучения [3]. Такие ценности, как приверженность идеям демократии, нацеленность на создание демократических отношений в системе отношений в группе, коллективе; гражданская зрелость и общественная активность (действенный патриотизм); сформированность профессиональной этики; бережное отношение к общечеловеческим и социальным ценностям; уважительное отношение к законам, правам человека; чувство профессионального долга; ответственное отношение к межличностным отношениям, к судьбе друзей, родных, других людей, воспитанников; соблюдение этики межличностных, межнациональных отношений; профессиональная самоотверженность, составляют базу формирования профессионально-ориентированной ценностно-мировоззренческой культуры педагога.
Приоритетными направлениями формирования ценностно-мировоззренческой культуры, которая основывается на единстве мировоззренчески-ориентированных форм обучения и воспитания, являются [4]:
1. Формирование философского аспекта научного мировоззрения будущих педагогов в процессе усвоения философских знаний. Эти знания составляют основу научного мировоззрения, и в этом их особая роль и значение в развитии его архитектоники.
2. Правовая доминанта в формировании научного мировоззрения реализуется при изучении и усвоении всей суммы правовых знаний, необходимых будущему специалисту в профессиональной деятельности.
3. Усиление воспитательной работы как фактора формирования ценностно-мировоззренческой культуры. Становление и развитие основных содержательных аспектов научного мировоззрения и имманентных смысложиз-ненных образований обусловлено не только обучением, но и комплексным применением основных направлений воспитательной работы (правовое, нравственное, патриотическое, профессиональное, эстетическое).
Педагогическими условиями формирования ценностно-мировоззренческой культуры специалистов являются:
- направленность методов, форм, средств обучения и воспитания на утверждение
гуманистической парадигмы мировоззренчески-ориентированного процесса обучения и воспитания путем их использования в мировоззренчески-акцентной системе обучения гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, предметам правовой специализации, усиления их гуманистического потенциала и основных направлений воспитательной работы, ориентированных на гуманизацию отношений всех участников этого процесса. Такой подход способствует гуманизации научного мировоззрения будущих специалистов, которая определяет личность как высшую ценность и направлена на формирование у педагогов гуманистических мировоззренческих качеств: уважения прав и свобод личности, приверженности демократии, гуманистическим ценностям, толерантности, нетерпимости к необоснованному насилию и т. п.;
- усиление работы по активизации и актуализации таких индивидуальных качеств и свойств личности, как инициативность, целенаправленность, заинтересованность в своем мировоззренческом становлении с учетом особенностей феномена сознания личности, её интенции, направленности как на осознание самой себя, своей экзистенции, так и на познание мира и предстоящей профессиональной деятельности;
- мониторинг мировоззренческих взглядов, убеждений, ценностей, идеалов личности посредством проведения тестирования, анкетирования, опросов, изучения личных дел и т. п. и использование их результатов в дальнейшей работе по формированию научного мировоззрения. Необходима также специальная система индивидуального диагностирования мировоззренческих качеств и свойств будущих специалистов, их учет в мировоззренчески-ориентированном процессе обучения и воспитания учащихся;
- активизация стремления педагогов к всесторонней имманентной самоактуализации, развитии своих потребностей, способностей, творческих возможностей. Если потребности глубоко осмыслены, то их значение для личности педагога многократно возрастает и часто имеет решающее значение в жизни и профессионально-педагогической деятельности. Важны потребности в духовном росте, становлении системы ценностей, реализации своих возможностей и способностей, самоуважении, что в конечном счете выражается в самоактуализации. Исходя из
экзистенциально-феноменологического подхода, мировоззрение всегда предполагает познание собственного «Я» и мира и редуцируется в зависимости от принципов, постулируемых тем или иным миропониманием.
В качестве инвариантных условий формирования мировоззренческой культуры выделяют: структурирование содержания обучения по критериям развития мировоззренческой культуры; установка на целостное мировосприятие, системное миропонимание и гибкое мироотношение; личный опыт социокультурной деятельности; ценностно-ориентирующий диалог в учебной и внеучебной работе; контроль проявлений мировоззренческой культуры по заданным критериям; поддержка и коррекция проявлений мировоззренческой культуры личности.
В условиях деформации личности педагога осуществление профессиональной роли, особенно если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время, оказывает заметное влияние на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям, многие признаки, явления профессиональной деформации (деформированные стереотипы, шаблоны поведения, оценки и др.) необходимо корректировать путем формирования ценностно-мировоззренческой культуры. Для преодоления негативных явлений профессиональной деформации личности саморазвитие личности выступает условием мировоззренчески целостного гносеологического, эмоционально-ценностного, действенно-активного освоения человеком общественной жизни, отраженной в системе духовных ценностей и идеальных эталонов норм отношений.
Значимой является образовательная технология мировоззренческой самоактуализации личности, при которой ценностно-ориентирующий диалог и сотрудничество находятся в центре системы «человек-человек»: проблемные лекции и семинары, участие в дискуссиях и диспутах, в практикумах обеспечивают реальные возможности для высказывания и сопоставления различных позиций и мнений. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности педагога осуществляется в процессе реализации технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях учебного процесса,
максимально приближенных к практической деятельности [5]. Эффективность внеучебной деятельности в плане мировоззренческого развития личности обусловлена активным включением в разнообразные практические и жизненные ситуации коммуникативного, профессионально-ориентированного и проблемного характера.
Эффективны технологии профессионально-мировоззренческого проектирования. Отличительной особенностью данной технологии является формирование самостоятельного опыта по приобретению знаний и умений в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. В процессе выполнения проектных заданий (подготовка и организация мероприятия, изучение литературы, разработка плана лекции и др.) приобретаются умения моделирования и планирования, осуществляется самостоятельный выбор алгоритма своих действий, принятие решений, выбор способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в неординарной ситуации.
Неотъемлемым организационно-методическим условием формирования мировоззренческой культуры педагога являются эвристические задачи и задания. В процессе их решения происходят ценностно-направленные изменения в компонентах структуры формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности, равно как и их познавательной деятельности. Система мировоззренческих знаний и ценностей, содержание процессов мировосприятия, миропонимания, миропреобразования у человека, посвятившего себя определенной профессии, интегративно характеризуют специалиста с позиций готовности к мировоззренчески системному (научно-теоретическая готовность), духовно и нравственно зрелому осмыслению культурно-ценностной информации (духовно-нравственная зрелость), готовности применять ценностные убеждения и принципы в социальной и профессионально компетентной деятельности, в обществе (социальная и профессиональная компетентность), в саморегуляции поведения (поведенческо-волевая готовность).
Формирование мировоззренческой культуры педагога осуществляется более эффективно в условиях субъект-субъектной парадигмы, усиления субъектного начала, в условиях самоактуализации и самореализации личности, в условиях самостоятельного поиска смысложиз-
ненных ориентиров. Показателями достижения высокого уровня ценностно-мировоззренческой культуры у педагогов выступает персональная готовность к активной социокультурной деятельности в обществе, позиция глубокого осознания духовно-культурных ценностей, личная потребность и практическая способность вносить творческий вклад в деятельность по изучению, сохранению и популяризации духовных традиций и нравственных идеалов культуры.
Литература
1. Дмитриева Е. В. Формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2003.
2. Салов А. И. Этическое мировоззрение учителя: особенность и назначение // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 5(193). С. 9-14.
3. Исаев И. Ф., Макарова Л. Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002.
4. Баранова А. С. Формирование ценностно-мировоззренческой культуры личности педагога // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2014. С. 44-51.
5. Пац М. В. Профессиональное мировоззрение педагога: новые смыслы // Известия Южного
федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 11. С. 107-113.
References
1. Dmitrieva E. V. Formirovanie profession-al'no-pedagogicheskogo mirovozzreniya budushche-go uchitelya [Formation of professionally-pedagogical outlook of the future teacher]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Astrahan', 2003.
2. Salov A. I. Eticheskoe mirovozzrenie uchitelya: osobennost' i naznachenie [The ethical worldview of the teacher: the singularity and purpose] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 5(193). S. 9-14.
3. Isaev I. F., Makarova L. N. Professionalizm prepodavatelya: kul'tura, stil', individual'nost' [The professionalism of the teacher: culture, style, personality]. M.; Belgorod, 2002.
4. Baranova A. S. Formirovanie cennostno-mirovozzrencheskoj kul'tury lichnosti pedagoga [Formation of values and ideological culture of the teacher personality] // Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya i studenta: tradicii, problemy, perspektivy [Professional-personal development of the teacher and the student: traditions, problems and prospects] / otv. red. L. N. Makarova, I. A. SHar-shov. Tambov, 2014. S. 44-51.
5. Pac M. V. Professional'noe mirovozzrenie pedagoga: novye smysly [Professional teachers worldview: new meanings] // Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2013. № 11. S. 107-113.
* * *
VALUATION AND IDEOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER: ESSENCE AND CONDITIONS OF FORMATION
Baranova Alla Savvichna
Minsk state linguistic university, Republic of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]
The article substantiates the concept of «worldview», «ideological culture» and «valuation ideological culture». The author reveals the methodological approaches to the formation ideological culture of the teacher: axiological, cultural, student-centered, and competence-based. The author examined the components of the studied culture, basic forms of ideologically-oriented training and education of future teachers, pedagogical conditions of effective formation ideological culture.
Key words: worldview, methodological basis, valuation and ideological culture, pedagogical value, pedagogical conditions
Об авторе:
Баранова Алла Саввична, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета
About the author:
Baranova Alla Savvichna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogical Department, Minsk state linguistic university