Научная статья на тему 'Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя'

Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / TEACHING / VISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева О.В.

В работе рассматривается взаимосвязь мировоззренческой культуры учителя и его инновационной деятельности. Отмечено неблагополучное состояние инновационной практики среди педагогов, прослежена ее зависимость от мировоззренческой культуры учителя, на основании чего сделаны выводы и приведены практические ориентиры для преодоления этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examinesthe relationship of worldview and culture of teacher's innovation. It is notedthe unsatisfactory condition of innovative practices among teachers, itsdependence is traced on the ideological culture of teachers, based on which theconclusions are made and practical orientations for overcoming this problem are provided.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя»

УДК 37

О.В. Гусева

МБОУ «СОШ№ 1 г. Петровска Саратовской области, г. Петровск, Россия.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация: В работе рассматривается взаимосвязь мировоззренческой культуры учителя и его инновационной деятельности. Отмечено неблагополучное состояние инновационной практики среди педагогов, прослежена ее зависимость от мировоззренческой культуры учителя, на основании чего сделаны выводы и приведены практические ориентиры для преодоления этой проблемы.

Ключевые слова: педагогика, образование, инновация, мировоззрение.

Сегодня в педагогике самым популярным стало слово «инновация». К сожалению, анализ реальной школьной практики и изучение результатов психолого-педагогических и социологических исследований свидетельствуют о недостаточной готовности учителей вести инновационную деятельность. В чем же причины столь неблагополучного положения? Почему большинство педагогов, имея сегодня массу возможностей, не стремятся к интенсификации своего труда и вследствие этого имеют весьма скромные успехи своих учеников?

О «мировоззренческом неблагополучии в среде педагогов» пишет Е. Ямбург в статье «Педагогические уроки XX века: как мы их усваиваем?»: «Общий хаос в головах и смута в сердцах порождают две причудливо переплетающиеся тенденции: стремление на свой страх и риск склеить развалившуюся картину мира и немедленно представить свой самодеятельный авторский продукт детям как окончательный и непогрешимый, и тоску по единственно верной готовой идеологии, которая, наконец, снова поставит все на свои места и позволит учителю формировать личность ученика по проверенным пропагандистским лекалам».[4, с. 17]

Анализ программ развития образовательных учреждений позволяет сделать вывод о том, что, стараясь соответствовать современным требованиям, школа сосредоточилась на прагматических аспектах образования: адаптации в социуме, креативности, успешности, конкурентоспособности, подчас забывая о духовном, нравственном, мировоззренческом смысле образования.

Мировоззрение есть совокупность устойчивых взглядов, принципов и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности ISSN 2411-2550 79 www.poiournal.ru

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.[2] Мировоззренческий компонент, таким образом, состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к своей деятельности.

Выделим основные моменты и рассмотрим их применительно к данной теме изучения: 1) совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений; 2) определяет отношение к окружающей действительности и видение мира в целом и места человека в этом мире; 3) обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями.

Согласно статистике, большинство учителей современной России, -это люди среднего и старшего возраста, следовательно, все они, безусловно, личности сформировавшиеся, имеющие твердые принципы и взгляды на жизнь. Однако формирование мировоззрения среднестатистического российского учителя происходило в период ломки советской системы и некоторого вакуума педагогических концепций в 1990-е гг. Поэтому нередко можно наблюдать мировоззренческие конфликты между учителем и учеником. Новое поколение, выросшее в эпоху неограниченной свободы и приоритета материальных ценностей, порой не готово к восприятию системы ценностей своего педагога. Но кто должен изменить вектор взаимодействия? Безусловно, учитель.

Скорректировав свои взгляды и принципы, именно учитель вначале определяет свое отношение к окружающей действительности и свое видение мира в целом и своего места в этом мире, а уже затем ведет своего ученика по этому трудному пути. Приоритетами педагогики в данном случае становятся воспитание личности, способной к творческому преобразованию мира предметов и мира теорий, в результате которого рождается особый, ранее не существовавший культурный образец. Способ достижения такого результата почти всегда уникален, как и уникальна личность, создавшая его. К знаниям и способам деятельности при этом следует отнести и информационную компетентность, которая, формируясь в условиях творческой инновационной практики, приводит к становлению мировоззрения человека постиндустриального общества, мотивирующего личность на постоянное повышение своей информационной культуры.

Говоря об обусловленности мировоззрения особенностями общественного бытия и социальными условиями, на первый план выступает излюбленная многими тема материального положения и статуса российского учительства. Да, сегодня мы не можем похвастаться высокими зарплатами и высоким же авторитетом своей профессии. Однако справедливости ради следует отметить, что, во-первых, такое

положение сложилось достаточно давно, а во-вторых, сегодня у высокопрофессиональных педагогов есть немало вариантов достойной оплаты своего труда. Не зря говорят: желание ищет возможности, а нежелание - причины.

Таким образом, компоненты мировоззренческой культуры современного человека (и педагога - в особенности) должны находиться в постоянном обновлении, совершенствоваться и соответствовать новым требованиям нового времени. Профессиональное педагогическое мировоззрение должно представлять собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов учителя, основанных на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых научных знаниях, определяющих направленность его профессиональной деятельности и находящих свое выражение в самостоятельной личностной позиции. Не случайно личностно-деятельностный подход в характеристике мировоззренческой культуры учителя выделяет три доминанты: личность, деятельность, творчество. Учитель, идущий в ногу со временем, учитель творческий, деятельный, активный вряд ли вызовет непонимание у своих воспитанников и вряд ли будет использовать в своей педагогической практике привычные и порой устаревшие методы обучения и воспитания.

Поэтому стратегическими ориентирами формирования мировоззренческой культуры учителя как фактора инновационной деятельности становятся:

- повышение профессиональной компетентности учителя;

- умение работать в информационно-образовательной среде;

- толерантность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству;

- готовность к самообразованию на протяжении всей жизни;

- умение применять полученные знания в области информационной культуры в практической деятельности;

- осуществление рефлексии собственной педагогической и инновационной деятельности.

Такой учитель будет не только способен к инновационной деятельности, сами инновации и педагогическое творчество станут для него жизненно необходимыми, поскольку их применение в педагогической практике будет способствовать приобретению творческого, проектно-конструктивного, духовно-личностного опыта. Обществом востребован учитель, выступающий активным субъектом педагогического процесса, способный не только к адаптации, но и готовый работать в новых, изменяющихся условиях. Ведь учитель в широком значении - это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения школьников, помогающий им найти свои жизненные цели и ориентиры.

В ФГОС второго поколения в качестве требований к кадровому обеспечению прямо указано на необходимость педагогам «не только иметь базовое образование, необходимую квалификацию, но и быть способными к инновационной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и быть готовыми к непрерывному образованию в течение всей жизни».[3] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» требует новых учителей, «как глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями, так и являющихся профессионалами в других областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы».[1, с. 3]

Таким образом, современные требования к учителю основаны, прежде всего, на инновационности педагогической деятельности, которая невозможна без развития его мировоззренческой культуры.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». М., 2009.

2. Большая советская энциклопедия. Электронный ресурс. URL: http:// http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/109539/ Мировоззрение

3. ФГОС второго поколения. М., 2015.

4. Ямбург Е.А. Педагогически уроки ХХ века: как мы их усваиваем? // Народное образование. № 1. 2008.

O.V. Guseva

World outlook culture as a factor of innovative activity of a modern teacher

Abstract. This paper examinesthe relationship of worldview and culture of teacher's innovation. It is notedthe unsatisfactory condition of innovative practices among teachers, itsdependence is traced on the ideological culture of teachers, based on which theconclusions are made and practical orientations for overcoming this problem are provided.

Keywords: teaching,education, innovation, vision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.