Научная статья на тему 'Императивы образовательного процесса современного общества'

Императивы образовательного процесса современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЕРАТИВ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИУМ / ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СВОБОДА / ЦЕННОСТИ / КАРТИНА МИРА / КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / IMPERATIVE / IDEOLOGY / SOCIAL MEDIUM / SOCIETY / EDUCATION / FREEDOM / VALUES / WORLD VIEW / CULTURAL REALITY / INFORMATION SPACE / INNOVATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кевбрин Борис Федорович, Айзятов Фярит Ахметович

В статье рассматриваются императивы современного образования. Выделяются мировоззренческие и ценностные универсалии этического аспекта образования. Образование определяется как процесс передачи от одного лица и получения другим лицом знаний и умений. Фундаментализация образования на основе актуальных научных знаний и культуры выступает императивом современной реформы. Инновационная образовательная культура требует формирования нового типа человека, что возлагает особую ответственность на социализацию и образовательные учреждения разного уровня. Современные этические отношения опираются на информационное восприятие действительности в системе культурной реальности, базой которой стала информация. Индивидуум должен определять внешние отношения в системе мировоззрения. Ценностные и мировоззренческие универсалии близки друг к другу, поскольку ценностная универсалия это ценность в индивидуальном осмыслении, в ее философской отрефлектированности. Мировоззренческие универсалии в образовании необходимо транслировать через ценностные: добро, любовь, дружбу. Мировоззрение есть не только осознанное, но и прочувствованное измерение мира индивидом, пропущенное через его внутренний категориально-понятийный аппарат. Инновационные процессы, происходящие в образовательной культуре, способствуют формированию инновационной культуры особой формы человеческой культуры. Инновационная культура способность общества с его гуманитарной, технической и социально-экономической средой к восприятию инноваций. Субъект становится создателем первичных единиц, которые впоследствии могут быть эксплицированы как фреймы. Знание методологии инновационной культуры будет способствовать успешному выполнению профессиональных задач в условиях инновационных изменений в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational imperatives in modern society

The article deals with the imperatives of modern education. The paper shows the ideological and axiological universals of ethical aspect in education. Education is defined as a process of knowledge and skills transmission from one person to another. Based on current scientific knowledge and culture, the fundamentalization of education is considered to be an imperative of the modern reform. The innovative educational culture requires the formation of a new person; this fact places the special responsibility on socialization and various educational institutions. The ethical basis of modern relationships is the perception of reality in the system of cultural reality, which is based on information. The individual must determine the external relations in the worldview system. The ideological and axiological universals are similar because the axiological universal is a value in the individual thinking, in its philosophical reflectivity. The ideological universals in education need to be translated through the axiological ones: goodness, love, friendship. The ideology is not only perceived but also felt by individual world perception, passed through the inner categorical and conceptual framework of the individual. The innovative processes in the educational culture contribute to the formation of the innovation culture, a particular form of individual culture. The innovative culture is the ability of the society having its humanitarian, technical, social and economic environment to the perception of innovations. The subject becomes a creator of primary units, which later can be explicated as frames. The methodical knowledge of innovation culture will contribute to professional challenges in terms of innovations and changes in the educational system.

Текст научной работы на тему «Императивы образовательного процесса современного общества»

УДК 101.1:316:37

https://doi.org/10.24158/fik.2017.10.2

Кевбрин Борис Федорович

доктор философских наук, профессор Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

Айзятов Фярит Ахметович

доктор философских наук, профессор Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации

ИМПЕРАТИВЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация:

В статье рассматриваются императивы современного образования. Выделяются мировоззренческие и ценностные универсалии этического аспекта образования. Образование определяется как процесс передачи от одного лица и получения другим лицом знаний и умений. Фундаментализация образования на основе актуальных научных знаний и культуры выступает императивом современной реформы. Инновационная образовательная культура требует формирования нового типа человека, что возлагает особую ответственность на социализацию и образовательные учреждения разного уровня. Современные этические отношения опираются на информационное восприятие действительности в системе культурной реальности, базой которой стала информация. Индивидуум должен определять внешние отношения в системе мировоззрения. Ценностные и мировоззренческие универсалии близки друг к другу, поскольку ценностная универсалия -это ценность в индивидуальном осмыслении, в ее философской отрефлектированности. Мировоззренческие универсалии в образовании необходимо транслировать через ценностные: добро, любовь, дружбу. Мировоззрение есть не только осознанное, но и прочувствованное измерение мира индивидом, пропущенное через его внутренний категориально-понятийный аппарат. Инновационные процессы, происходящие в образовательной культуре, способствуют формированию инновационной культуры -особой формы человеческой культуры. Инновационная культура - способность общества с его гуманитарной, технической и социально-экономической средой к восприятию инноваций. Субъект становится создателем первичных единиц, которые впоследствии могут быть эксплицированы как фреймы. Знание методологии инновационной культуры будет способствовать успешному выполнению профессиональных задач в условиях инновационных изменений в образовательной системе.

Ключевые слова:

императив, мировоззрение, социум, общество, образование, свобода, ценности, картина мира, культурная реальность, информационное пространство, инновационная культура.

Kevbrin Boris Fedorovich

D.Phil., Professor, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

Ayzyatov Fyarit Akhmetovich

D.Phil., Professor, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation

EDUCATIONAL IMPERATIVES IN MODERN SOCIETY

Summary:

The article deals with the imperatives of modern education. The paper shows the ideological and axiological universals of ethical aspect in education. Education is defined as a process of knowledge and skills transmission from one person to another. Based on current scientific knowledge and culture, the fundamentalization of education is considered to be an imperative of the modern reform. The innovative educational culture requires the formation of a new person; this fact places the special responsibility on socialization and various educational institutions. The ethical basis of modern relationships is the perception of reality in the system of cultural reality, which is based on information. The individual must determine the external relations in the worldview system. The ideological and axiological universals are similar because the axiological universal is a value in the individual thinking, in its philosophical reflectivity. The ideological universals in education need to be translated through the axiological ones: goodness, love, friendship. The ideology is not only perceived but also felt by individual world perception, passed through the inner categorical and conceptual framework of the individual. The innovative processes in the educational culture contribute to the formation of the innovation culture, a particular form of individual culture. The innovative culture is the ability of the society having its humanitarian, technical, social and economic environment to the perception of innovations. The subject becomes a creator of primary units, which later can be explicated as frames. The methodical knowledge of innovation culture will contribute to professional challenges in terms of innovations and changes in the educational system.

Keywords:

imperative, ideology, social medium, society, education, freedom, values, world view, cultural reality, information space, innovation culture.

Элементы императивов современного общества определяют фреймовое обучение как составляющую современного познания. Собственно мировоззренческие универсалии достаточно абстрактны, и важно, каким конкретным содержанием они заполнены. Например, свобода - одна

из принципиально важных мировоззренческих универсалий, но остается спорным вопрос, что именно понимать под ней.

Устойчивость императива социума в материальной сфере обусловлена его экономической эффективностью. Достижение экономического эффекта от образования заключается в том, чтобы гарантировать достаточный и непрерывный экономический рост, обеспечивающий высокий уровень занятости и удовлетворяющий общественные ожидания. Сделать это без истощения материальных ресурсов и загрязнения окружающей среды можно только в образованном, зрелом обществе. Такое общество формируется при условии следования императивам и общественным ценностям, сложившимся на данный момент.

Сегодня становится все более очевидным, что в структуре образования, самой его сущности необходимо новое измерение: в процесс образования на всех его уровнях следует ввести ценностные и мировоззренческие универсалии. Из сказанного явствует, что базовые пути и способы обучения и воспитания личности в условиях современных глобальных проблем и вызовов должны в обобщенном виде выглядеть примерно следующим образом:

- развитие творческого интеллекта в разнообразных формах;

- естественная философия как постановка и совместное размышление, обсуждение смыс-ложизненных задач и ситуаций как приобщение к мировоззренческим универсалиям;

- знакомство с ценностными универсалиями в вариативных формах (например, особых тренингов межкультурного диалога).

Всевозможные и даже взаимоисключающие подходы к образованию определяются результатом вклада в него духовно-нравственной составляющей. Это осуществимо и в рамках таких учебных дисциплин, как труд, физическая культура (возможно, и психическая культура: она имеет существенное значение в культурах Востока), художественная культура и художественное творчество, и в плане личности учителей, прежде всего их высокого духовного и мировоззренческого уровня [1, с. 40].

Основанием современных этических отношений служит информационное восприятие действительности в системе культурной реальности, базой которого стала информация. Индивидуум должен определять внешние отношения в системе мировоззрения. Однако в ней наверняка обнаружатся те или иные знания - например, в картине мира. Определенные пробелы могут содержаться и в идеалах преподавателя, если мы говорим об учении. Одна из составляющих этических элементов мировоззрения - ценности, они должны присутствовать в сознании педагога обязательно. Ценностные универсалии опираются на инварианты этических отношений в определенном состоянии и способны передавать знания в рамках человеческих качеств [2].

Кроме того, ценностные универсалии - наиболее прямой путь к формированию прочных и высоких идеалов, а с ними и той картины мира, которая одна может считаться жизнеутверждающей, несущей импульсы творческой и полнокровной жизни человека. Мировоззрение, на которое должен опираться педагог, складывается именно из ценностных универсалий [3, с. 440]. Оно может не быть ни материалистическим, ни идеалистическим, ни научным, ни религиозным, но оно обязано быть своеобразным мостом между всеми этими частичными мировоззрениями.

Говоря обобщенно, даже неполная, фрагментарная картина мира, вырастающая из высших ценностных универсалий (любви, открытости, доверия, заботливого отношения к окружающим, стремления к творческому труду и т. д.), есть основа истинного, целостного и единого миропонимания - не материалистического, не научного, не религиозного или мистического и др., а именно единого истинного. Мировоззрение, способствующее добру и красоте, каким бы фрагментарным и неполным оно ни было, - единственно верный ориентир в образовании. Путем к нему служат духовные ценности.

Здесь следует особо подчеркнуть, что ценностные и мировоззренческие универсалии должны находиться между собой в отношениях единства, т. е. представать в качестве ценностных мировоззренческих (без союза «и») универсалий. Универсально-всеобщие определения (категории) и принципы составляют ядро мировоззрения и отношения человека. Вот почему приобщение к этим универсально-всеобщим составляющим - одна из важных стратегических тенденций мировоззренческого образования.

Ценностные и мировоззренческие универсалии близки друг к другу, поскольку ценностная универсалия - это ценность в индивидуальном осмыслении, в ее философской отрефлектирован-ности. Мировоззренческие универсалии в образовании необходимо транслировать через ценностные: добро, любовь, дружбу. Мировоззрение есть не только осознанное, но и прочувствованное измерение мира индивидом, пропущенное через его внутренний категориально-понятийный аппарат.

В связи со сказанным представляется уместным выделить две взаимодополняющие и взаи-мооборачиваемые стороны в плане формирования у учащихся мировоззренческих универсалий:

1) рефлексию над ценностями в контексте мировоззренческих универсалий, т. е., по существу, критику наличного узкого горизонта мировоззрения;

2) рефлексию над мировоззренческими универсалиями в свете духовно-нравственных ценностей, определяющую наличную установку на попытку сформировать цельное, внутренне связное миропонимание.

Целостное отношение человека к окружающему миру (природному, социальному, личностному) формируется в мировоззренческих универсалиях, обусловленных культурно-историческими и национально-своеобразными чертами. К этим универсалиям традиционно относят следующие: «мир», «человек», «божество», «душа», «благо», «истина», «красота», «свобода», «судьба», «счастье», «жизнь», «смерть», «страдание», «вечность» и т. д. Их необходимость в педагогическом процессе не подлежит оспариванию, поскольку только таким образом можно преодолеть разрыв между экзистенциально-личностной сферой и познавательно-теоретической культурой, свободной игрой воображения и научно-методологической дисциплиной. Учащаяся молодежь не просто знакомится с мировой философской, художественной, научно-теоретической, духовно-нравственной культурой, но проникается ею, впитывает ее основания, глубже воспринимая культуру собственного народа. Инновационные процессы способны генерировать научное знание, новые эффективные образовательные технологии в прикладном аспекте. Инновационные процессы в образовательных системах реализуются через формирование нового содержания педагогических технологий. В дополнение отметим, что в последнем случае может происходить и некоторая плодотворная инверсия, а именно: не только мировоззренческие универсалии могут выступать в качестве условий приобщения к родной культуре, но и наоборот - родная культура может и обязана служить источником многих мировоззренческих, онтологически-ценностных универсалий. Формой такого приобщения могла бы стать этническая педагогика в ее лучших образцах.

Неразрывная связь мировоззренческих и ценностных универсалий определяется и тем обстоятельством, что учить мыслить - значит не просто обучать основам логики и диалектики как искусству ведения спора. Учить мыслить подразумевает также учить мыслить этично. «Формирование категорий сферы сущности и целостности в индивидуальном развитии определяется рассмотрением смыслов как коррелята целостности, что позволяет увязать проблему формирования категории целостности в процессе индивидуального развития с проблемой формирования и развития личности и рассматривать целостность отношения человека к миру как определяемую целостностью смысловой системы его личности...» [4, с. 105].

Общество глобальной компетентности невозможно без личностного развития, важной составляющей которого является компьютерная образованность, которая выступает одним из условий интегрирования человека в жизнь социума. Сегодня интернет стал одним из мобильных средств, значительно расширяющих возможности доступа к знаниям и формирования духовной, культурной личности, существенными чертами которой выступают коммуникативность и толерантность. Толерантность в современном обществе рассматривается не просто как качество человека, но и как «методологическая основа», психологическая установка, способ общения, поведения.

В настоящее время массмедиа, компьютерные технологии, интернет формируют общество. Всемирная сеть превратилась в привычную среду общения, обмена знаниями, идеями, методиками и опытом, что способствует распространению идей открытого общества и формированию новой ступени демократического развития. Современные студенты - самые продвинутые пользователи интернета. Однако далеко не все из них задействуют его огромные возможности. Известно, что студенты скачивают готовые рефераты и во время защиты не могут объяснить, какие источники информации использовали, являются ли они достоверными.

Осмысление и обобщение информации характеризует процесс формирования ценностных универсалий. Это в равной мере относится и к учащимся, и к преподавателям. Распространение интернета, компьютерных технологий создает в обществе пространство для свободного обмена мнениями, нивелирует «единственно истинные» точки зрения, национальные и культурные различия [5, с. 120]. Это пространство формирует толерантное восприятие мировоззрения. Формы изложения мировоззрения в системе современных этических отношений представлены определенным материалом и интерактивным взаимодействием с использованием визуальных и ассоциативных представлений в системе ценностных отношений современного общества. Взгляд на информационные ресурсы определяется в рамках достижения научно-технического прогресса, что обеспечивает обмен данными и опытом и поиск информации, открывает возможности для обучения в системе коммуникативных процессов и дистанционного сотрудничества в различных формах. Кроме того, в самих компьютерных технологиях заложен творческий потенциал: программирование, дизайн, издательская деятельность [6, с. 105].

В научных центрах главной является социальная сеть, определяющая облик современного образования, действуют образовательные порталы, поднимающие образовательный процесс на новый уровень. Значительно облегчается взаимодействие, выражающееся в мобильном доступе к информационным источникам, в возможности перманентного социологического мониторинга

образовательного процесса и на этой основе динамичного совершенствования методологии образования. Становится реальным создание единого информационного пространства.

Информационные технологии занимают приоритетное положение в современной системе образования. Исследования их возможностей, в том числе интернета, выявили ограниченность понимания их сущности, обозначив новые ракурсы в изучении серьезной проблемы, акцентирующие постепенное изменение физической и методологической основы образования.

В начале XXI в. классическая модель образования не успевает за развитием общества, углубляются противоречия между возрастающим объемом инновационных знаний и умений, необходимых работникам для осуществления компетентной профессиональной деятельности, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения классическими образовательными системами - с другой. Для успешной жизнедеятельности в современном информационном (глобальном сетевом) обществе необходимо не только получить образование, способствующее формированию гармоничной личности, но и учиться в течение всей жизни, оценивая при этом результативность и качество системы образования, чтобы это не стало пустой тратой времени.

Развитие образования требует создания в новых социальных условиях комплекса программ и проектов, интегрирующих теоретическое знание в практическую направленность, иначе отход от такой постановки вопроса влечет к потере его (образования) самодостаточности, дееспособности. Содержательный аспект образовательной деятельности приводит к возрастанию научной составляющей в этой системе. На современном этапе научная деятельность характеризуется углублением и междисциплинарным усложнением научного знания, а также разрозненностью и разобщенностью.

Неклассическая наука, обратившая внимание на новые тенденции в процессах социально-экономической действительности, требует нелинейности и нестандартности мышления, вступления в диалог, дискурс, нарратив [7]. Задача образования - научить человека жить в меняющемся мире. На каких основаниях это происходит, зависит не только от содержания образования, но и от достижений науки. В большинстве своем оно должно отталкиваться от образа мира, который представлен на постнеклассическом этапе развития науки.

Сегодня наука постепенно превращается в сферу огромного объема информации, полностью овладеть которым практически невозможно. В таком случае к образованию предъявляются новые требования: формировать у людей новые качества, помогающие им самостоятельно и компетентно оперировать информацией.

В современном обществе существенное значение при функционировании образовательного знания имеет принципиальное совпадение научного и образовательного познания, когда воспитание ведется в ходе активного научного поиска. Значительно возрастает роль фундаментальной науки, осмысления доли научных знаний в складывании фундаментальной основы инновационного образования. Интегрирующая функция знания заключается в слиянии информации с целью получения значимых результатов в процессе практического взаимодействия образовательной и научной сфер. Знание в качестве компетенции становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества.

Важная особенность заключается в том, что современный человек достигает своей идентичности и целостности своей природы в рамках глобального сетевого общества и сетевой культуры. Глобальное сетевое общество - индивидуализированное общество. Если ранее социальная идентичность формировалась путем привязанности человека к месту жительства или профессиональному сообществу, то тенденцией современного общества стал переход к более слабым экстерриториальным коммуникационным связям. По М. Кастельсу, «такая индивидуализированная связь с обществом... является специфической формой социальности» [8, с. 155-156].

Современная образовательная культура - результат огромных перемен, которым подверглась система отечественного образования за последнее время. Она формируется в образовательном сообществе и выполняет в нем нормативную функцию. С одной стороны, выступает как составная часть общей культуры общества, с другой - представляет собой относительно самостоятельную подсистему, отражающую своеобразие культурной деятельности, обусловливающую специфику системы целей и ценностей, реальное место института образования в обществе. Именно она определяет сферу человека в рамках социальной направленности всех общественных процессов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов - комплексной деятельности по разработке, распространению и использованию чего-либо нового. Образование превращается в активный социальный институт. Его приоритетной задачей становится интенсификация инновационной деятельности.

Инновационные процессы, происходящие в образовании, открывают новые возможности и перспективы для человека. Инновации являются одним из факторов развития общества, но пред-

полагают также всесторонние новшества в различных областях практики при сохранении системы динамического единства старого, современного и нового представлений [9, с. 220]. Эти процессы способны генерировать научное знание в системе новых эффективных образовательных технологий прикладного аспекта. Реализация инновационных процессов в образовательных системах возможна через формирование нового содержания педагогических технологий. Складывание характерного управления в образовательной культуре может привести к затуханию инновационного развития.

Инновационные процессы, происходящие в образовательной культуре, способствуют формированию инновационной культуры - особой формы человеческой культуры, предполагающей тесную взаимосвязь с другими ее формами, прежде всего правовой, управленческой, предпринимательской. Инновационная культура - способность общества с его гуманитарной, технической и социально-экономической средой к восприятию инноваций [10, с. 58]. Субъект становится создателем первичных единиц, которые впоследствии могут быть эксплицированы как фреймы. Знание методологии инновационной культуры будет способствовать профессиональным задачам в условиях инновационных изменений в образовательной системе.

Итак, образованием называется процесс передачи от одного лица и получения другим лицом знаний и умений, который возможен в атмосфере интеллектуального, личного общения. Кроме того, ему требуются постоянная модернизация, перемены. Фундаментализация образования на основе современных научных знаний и культуры выступает императивом реформы.

Современная инновационная образовательная культура требует формирования нового типа человека, что возлагает особую ответственность на социализацию и образовательные учреждения разного уровня.

Ссылки:

1. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. М., 2011. С. 26-43.

2. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 103-108.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Философия истории. М., 2013. 880 с.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология : курс лекций. М., 2002. 208 с.

5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 2001. 264 с.

6. Гартман Н. Познание в свете онтологии. М., 2012. 670 с.

7. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века. М., 1994. 432 с.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. 608 с.

9. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М., 1997. 423 с.

10. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология : учеб. пособие. М., 2006. 416 с.

References:

Bibler, VS 1997, On the edge of the logic of culture. The book of selected essays, Moscow, 423 p., (in Russian). Bim-Bad, BM 2002, Lectures on pedagogical anthropology, Moscow, 208 p., (in Russian).

Castells, M & Shkaratan, OI (transl.) 2000, The information age: economics, society and culture, Moscow, 608 p., (in Russian).

Gadamer, G-G 2011, 'History of concepts as a philosophy', Aktual'nost'prekrasnogo, Moscow, pp. 26-43, (in Russian).

Hartmann, N 2012, Cognition in the light of ontology, Moscow, 670 p., (in Russian).

Hegel, GWF 2013, Phenomenology of the spirit. Philosophy of history, Moscow, 880 p., (in Russian).

Husserl, E 2001, Cartesian meditations, St. Petersburg, 264 p., (in Russian).

Ovcharova, RV & Gizatullina, ER 2011, 'Psychological structure of the morality of a teenager's personality', Pedagog-icheskoye obrazovaniye v Rossii, no. 3, pp. 103-108, (in Russian).

Zhuravlev, AL, Sosnin, VA & Krasnikov, MA 2006, Social psychology, study guide, Moscow, 416 p., (in Russian). Zotov, AF & Melville, YuK 1994, Western philosophy of the 20th century, Moscow, 432 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.