землю и удобряет ее золой, то продолжается еще и доныне» (9, 320). Как видно из приведенных отрывков, перед нами практически классическая система залежно-пере-ложной системы земледелия, бытующей в Зауралье даже в конце XVIII в.
Безусловно, что указанная система существовала и в XVII в. В. И. Шунков приводит данные 1695 г. по Катайс-кой слободе, свидетельствующие о применении зауральскими земледельцами перелога. По 11 населенным пунктам слободы насчитывалось 502 десятины «собинной» запашки, в то же время перелог составлял 4320 десятин. Перелог превышал находящуюся в непосредственном хозяйственном обороте землю в 8,6 раза (12,110). Практически 40-летнее освоение катайских земель не привело к установлению классического трехполья, что еще раз доказывает, что формирование трехпольного севооборота в Европейской России определялось, в том числе, сокращением фонда свободных земель, а в условиях зауральского многоземелья традиционное трехполье оказывалось менее эффективным. Это лишний раз подтверждает правильность выводов по районированию западносибирских систем земледелия И.В. Власовой (малоземелье лесных территорий - трехполье, многоземелье лесостепи и степи - разные варианты перелога), процитированных нами выше.
В XVIII в., как было нами отмечено выше, залежно-переложная система продолжала функционировать в Зауралье и в Западной Сибири в целом. Об этом могут косвенно свидетельствовать данные 1760-х гг., когда буквально за два года (с 1765 по 1767 г.) статистика показала почти двукратное увеличение размеров пашни. Данный совершенно беспрецедентный скачок в размерах пашни А.А. Кондрашенков и М.М. Громыко объяснили тем, что до 1765 г земли, отведенные под пар, в подобной статистике не учитывались, с изменением принципов подсчета произошло резкое увеличение показателей (3,71). Объяснение вполне традиционное, в духе господствующих представлений 1960-х гг. в отечественной историографии о роли и месте трехполья в русском земледелии. Но показатели роста (по Верхотурскому уезду на 70%, а по Ялуторовскому почти в 3 раза) вызывают сомнения в том, что данный прирост мог произойти за счет пара как составной части трехпольного севооборота. Под паром здесь, на самом деле, подразумевались земли, в реальности функционировавшие как перелог и залежи. Тем более, что максимальный рост был отмечен в самом южном, а значит и в самом многоземельном уезде - Ялуторовском (не столь значительный рост в еще одном лесостепном уезде, Ишим-ском, вполне может быть объяснен тем, что в это время большая часть территории этого уезда находилась в стадии первоначального освоения, и значительная часть земельных ресурсов не была еще введена в хозяйственный оборот).
Отметим еще одну особенность функционирования различных систем землепользования в Сибири: в рамках десятинной пашни чаще всего встречалось именно трехполье, по крайней мере, его разновидность, максимально приближенная, насколько это было возможно в зауральских условиях, к классическому. В крестьянских хозяйствах, это утверждает И. В. Власова, наблюдалось большее разнообразие в применяемых системах земледелия (четырехполье, когда к традиционному набору полей присоединяется отдельное ячменное поле, перелог и т.п.) (2, 67). Применительно к XVIII в., по мнению Н.А. Миненко, «классические трехпольные севообороты с применением навозного удобрения существовали лишь на части старозаселенных земель Зауралья, где хлебопашество обычно не приносило значительных выгод» (5, 134).
Таким образом, становится очевидной неоднознач-
ность в оценках тенденций развития различных систем русского землепользования и, в первую очередь, трехпольного севооборота. Видимо, необходимо согласиться с утверждением Л.В. Милова, «что в историографии, посвященной проблемам земледелия XIV-XV вв., весьма четко проступала тенденция к преувеличению темпов становления классического парового трехполья. Действительность была, вероятно, сложнее. И в этот период, и позднее, в XVI столетии, было паровое трехполье, но оно не только сосуществовало с двупольем и перелогом (подсекой), но, как показывают источники XVIII в., соединялось с этими архаичными системами, образуя комбинированные системы земледелия, сочетающие трехпольный севооборот с периодическим забрасыванием и обновлением участков полевой пашни» (4, 24), что оказалось характерным и для Зауралья в рассматриваемый период.
Список литературы
1. Вилков О.Н. Тобольск - центр хлебной торговли Западной Сибири
XVII в.// Русское население Поморья и Сибири (период феодализма). - М, 1973.
2. Власова И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье и
Западной Сибири в Х^1-Ш11 вв. - М., 1984.
3. Кондрашенков А. А. Крестьяне Зауралья в Х^1-Х^Ш вв. - Ч. 2. -
Челябинск, 1969.
4. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского
исторического процесса. - М., 2001.
5. Миненко Н.А. Традиции и новации в народной агрономии Зауралья в
XVIII-первой половине XIX в.// Государственные крестьяне Урала в эпоху феодализма: Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 1992.
6. Патканов С.К. Сочинения: В 2 т. Очерк колонизации Сибири. - Т. 2. -
Тюмень, 1999.
7. Первое столетие сибирских городов. XVII век/Серия: История
Сибири. Первоисточники. Вып. VII. - Новосибирск, 1996.
8. Покровский Н.Н., Ромодановская Е.К. Предисловие// Тобольский
архиерейский дом в XVII веке. Серия: История Сибири. Первоисточники. - Вып. IV. - Новосибирск, 1994.
9. Полное собрание ученых путешествий по России. - СПб., 1824. - Т. 6.
10. Соколов П.И. Исторический ход развития земледелия в Западной
Сибири. - СПб., 1891.
11. Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Серия: История Сибири.
Первоисточники. Вып. IV. - Новосибирск, 1994.
12. Шунков В.И. Вопросы аграрной истории России. -- М., 1974.
\
А.Н. Никитин
Курганский пограничный институт ФСБ России
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА
Аннотация
В статье раскрывается значение педагогической культуры офицера для обучения, воспитания и подго-
товки курсантов. Системообразующим фактором педагогической культуры офицера будут выступать мировоззренческие универсалии: деятельностная, аксиологическая (ценностная) и личностная, которые включают индивида в систему социальных отношений и коммуникаций, т.е. без их использования формирование педагогической культуры становится невозможным.
Ключевые слова: военная школа, педагогическая культура офицера, мировоззренческие универсалии, деятельностная, аксиологическая, личностная универсалии.
A.N. Nikitin
Kurgan Border State College of the FSB of Russia
MINDSET UNIVERSALS AS COMPONENTS OF THE PEDAGOGICAL CULTURE OF THE HIGH-RANK OFFICER
Annotation
The article discloses the meaning of the pedagogical culture of the high-rank officer for training, attitude development and processing of cadets. The backbone factor of the pedagogical culture of the high-rank officer is represented through mindset universals such as activity, axiological (value) and personal, which involve an individual into the system of social relations and communications, i.e. without using them pedagogical culture development becomes impossible.
Keywords: military school, the pedagogical culture of the high-rank officer, mindset universals, activity, axiological and personal universals.
Одной из функций военной школы является подготовка творческой, ответственной личности профессионала, способной оперативно, грамотно, адекватно ситуациям применять полученные знания в процессе деятельности. Офицеры - основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск, от уровня их профессиональной подготовки, готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех подразделения.
Подготовка офицерских кадров в высшем учебном заведении обусловливается характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития военного дела. Все это «...требует формировать у будущих офицеров наряду с общими качествами, присущими всем ... специалистам, еще немало других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности.» (1, 4).
Военно-профессиональные качества личности офицеров формируются в ходе профессиональной подготовки, однако их последующее необходимое совершенствование, развитие и закрепление, отражающее их становление как военных профессионалов, происходит уже непосредственно в войсках. Успех в обучении, воспитании и подготовке военнослужащих к защите Отечества зависит от педагогической культуры офицера, активное овладение которой как составным компонентом общей культуры начинается во время обучения в военно-учебном заведении, где ее формированию способствуют быт курсантов, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе, а также целенаправленный педагогический процесс.
Формирование и совершенствование педагогической
культуры офицера идет в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическая подготовка: командирская подготовка (изучение вопросов военной педагогики и психологии); общественно-государственная подготовка офицерского состава; научно-теоретические семинары и конференции по проблемам военного образования и воспитания, лектории и военно-педагогические чтения; изучение и внедрение у себя в подразделении передового военно-педагогического опыта учебно-воспитательной работы и другие формы. Данное направление находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения.
2. Самостоятельная военно-педагогическая деятельность офицера с подчиненными военнослужащими с целью решения поставленных педагогических задач, которая контролируется вышестоящими начальниками, но планируется, осмысливается, осуществляется и анализируется самим офицером. Именно в этом направлении огромное влияние на военно-педагогическое становление офицера, на совершенствование его общей и профессиональной культуры оказывает морально-психологический климат, который сложился в части. Здесь большое значение имеют организация жизни в воинском коллективе, организация труда и службы офицеров, господствующее коллективное мнение и настроение, соблюдение системы уставных взаимоотношений, наличие традиций и т. д.
3. Постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание: подготовка и анализ каждого своего учебного занятия; изучение военной, педагогической и психологической литературы; ознакомление с последними исследованиями в этих областях; изучение передового и новаторского педагогического опыта в военном учебно-воспитательном процессе. Кроме того, совершенствованию педагогической, а в целом и общей культуры, способствует изучение военно-исторической и мемуарной литературы. Просмотр и обсуждение лучших отечественных и зарубежных кинофильмов на армейские темы помогают не только рационально понять, но и эмоционально пережить различные нравственные ситуации, возникающие в жизни военнослужащих и требующие от офицеров того или иного командирского и педагогического решения.
Системообразующим фактором в формировании педагогической культуры офицера будут выступать предельные основания, представленные мировоззренческими универсалиями, которые задают целостный, обобщенный образ человеческого мира, «аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта» (2, 11). Формы человеческой активности (деятельность, поведение и общение) обеспечивают воспроизводство и развитие искусственно созданной человеком предметной среды, сложной системы человеческих отношений, социальных институтов и духовной жизни общества. Предпосылкой данного воспроизводства и развития является существование неких программ поведения, общения и деятельности, образующих исторически накапливаемый социальный опыт, закрепляемых в виде мировоззренческих универсалий, которые «включают» индивида в систему социальных отношений и коммуникаций, т.е., по нашему мнению, без их использования формирование педагогической культуры офицера становится невозможным.
В процессе формирования педагогической культуры офицера выделим три мировоззренческие универсалии: деятельностную, аксиологическую (ценностную) и личностную.
Деятельностная. Система средств формирования педагогической культуры офицера включает различные виды деятельности: научную, политическую, педагогическую и т.д. Деятельность - целенаправленный процесс изменения и преобразования мира. Особенности ее организации и осуществления отражают направленность личности, которая является системой доминирующих мотивов деятельности, формирующихся на основе познания мира и в процессе становления сознания. Это одно из кардинальных качеств личности, являющееся сплавом мотивов и форм поведения.
Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на:
- репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);
- продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.
Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, обладающая не только высокой социальной значимостью, но и выходящая за пределы обыденного, т.е. связанная с особыми условиями. Вооруженная защита Отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как частица общества, поэтому в ней находят отражение все те-социально-экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а также все закономерности международной обстановки.
Как часть общественной жизни, воинская деятельность представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются (военный опыт прошлого и современная воинская деятельность). Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.
Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа после-довательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.
На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Одним из представлений о воинской деятельности является единство двух ее сторон - субъективной и объективной. В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению воина, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно-смысловую сферу своей деятельности.
В современных условиях жизнь людей, их личные отношения прагматизируются и технологизируются. И по-
этому ориентированность военной реформы Вооруженных Сил России на гуманизацию воинской деятельности, предусматривающей отношение « к каждому военнослужащему как к самобытной личности, ищущей в военной службе способ самовыражения, и вместе с тем как к одному из представителей социального сословия, обладающего своей профессиональной честью, традиционной этикой и моралью» (3, 25) соединяет с аксиологической.
Аксиологическая. Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Каждое исторически конкретное общество может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей воинской деятельности, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социального признания воинской деятельности (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение системы ценностей воинской деятельности отдельной личностью является одним из условий ее социализации и поддержания нормативного порядка в обществе.
Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. Еще Платон отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость -воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств воинов и проявление их в условиях войны.
Специфика функционирования Вооруженных Сил России в современных условиях, когда «для восстановления прерванной связи времен, возрождения лучших традиций отечественного офицерства, идентификации российских воинов с национальными культурными ценностями, объединение усилий государства, общества, всех институтов культуры становится первоочередной задачей» (4, 409), и обусловливает наличие аксиологической универсалии в формировании педагогической культуры офицера. Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности.
Личностная. Формирование и совершенствование педагогической культуры - процесс сложный и длительный, требующий не кратковременного, а непрерывного, в течение всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил человека, постоянного самообразования и самовоспитания. Тем не менее, высокая педагогическая культура может и должна стать достоянием каждого целеустремленного офицера, стремление которого к самовыражению проявляется в мотивационной сфере профессионализма.
Психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности. Так, по мнению А.К.Марковой (5, 224), мотивация к профессиональной деятельности включает следующие структурные элементы:
- профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;
- профессиональные намерения - осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности;
- ценностные ориентации в профессиональной деятельности - выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных мента-литетов, правил профессиональной этики;
- мотивы профессиональной деятельности, внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;
- профессиональные притязания - стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;
- профессиональные ожидания - мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.
Все указанные и другие побуждения к деятельности находятся в сложном отношении между собой, что и обусловливает противоречивость профессиональных устремлений специалиста. Для офицера путь к профессии предполагает в качестве основной мотивационной компоненты наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, которая предполагает стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля являются первыми нравственными ступенями восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей - защитить чужую жизнь.
Обобщив вышесказанное, можно заключить, что мировоззренческие универсалии характеризуются как:
1. Деятельностная: навыки и умения офицера ставить и решать педагогические задачи, активность в их решении, уровень развития педагогической техники, результативность военно-педагогической деятельности.
2. Аксиологическая: принятие и овладение педагогическими ценностями - знаниями, идеями, концепциями, имеющими в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы.
3. Личностная: уровень развития интеллектуальных и нравственных качеств офицера, степень развития его психолого-педагогических качеств, педагогических способностей, авторитет.
Таким образом, педагогическая культура офицера -это сложное образование, проявляющееся в степени овладения офицером военно-педагогическим опытом, степени его совершенства в военно-педагогической деятельности, уровне развития его личности как военного педагога. Между рассмотренными типами универсалий всегда имеется взаимная корреляция, поэтому они возникают, развиваются и функционируют как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. В своем сочетании и взаимодействии мировоззренческие универсалии составляют основание педагогической культуры офицера.
Список литературы
1. Варваров В.И., Вдовюк В.И., Давыдов В.П. и др. Психология и
педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/Под ред. А.В.
Барабанщикова. - М.: Воениздат, 1989.
2. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -
1994. - № 6.
3. Гуманизация войнской деятельности и реформа Вооруженных Сил:
Материалы международной конференции. - М., 1994.
4. Кердан А. Б. Воспитание чести офицера Вооруженных Сил России //
Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности
и субъектности личности: Сб.науч.ст. - Екатеринбург, 2008.
5. Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и
проблемы. - М., 1994.
■
W Т/
тм
С.М. Плотников
Курганский государственный университет
О НЕКОТОРЫХ ТРАНСФОРМАЦИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
С развитием дистанционного образования меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Появление преподавателя-консультанта обусловлено необходимостью помощи обучаемому правильно ориентироваться в информационно-коммуникативном пространстве образовательного процесса.
Ключевые слова: интернет, дистанционное образование, преподаватель-консультант.
S.M. Plotnikov Kurgan State University
ABOUT SOME TRANSFORMATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS UNDER THE INFLUENCE OF MODERN TECHNOLOGIES
Annotation
With development of distance education the role of the teacher in the educational process has changed. The appearance of the counselor is caused by necessity of helping the trainee to look into the information and communication space of the educational process.
Keywords: the Internet, distance education, the counselor.
Глобальное информационно- коммуникационное пространство (далее по тексту - Интернет) за последнее два десятилетия получило развитие и проникло во все сферы общественной жизни. Также не обошло стороной влияние Интернета и такой социальный институт как образование.
Как один из важнейших социальных институтов образование претерпевает трансформацию, диктуемую императивами современного общества. Необходимо отметить, что одним из важнейших аспектов трансформации является развитие дистанционного образования на базе новых технологий.
Дистанционное образование (далее по тексту - ДО) на современной стадии приняло уже достаточно определенные формы, методы, организацию (4). На конференциях различного уровня сегодня отмечаются определен-