Научная статья на тему 'Реализация спецкурса как условие формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих'

Реализация спецкурса как условие формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / DISCIPLINE / ETHNOCULTURAL / COMMUNICATION CULTURE / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Д. Е.

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих офицеров к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих. По мнению автора, одно из решений данной проблемы включение этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин и разработка спецкурса «Культура межнационального общения». В статье представлена разработка спецкурса «Культура межнационального общения» в учебно-образовательном процессе военного вуза, который призван обеспечить процесс формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Д. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL COURSE REALIZATION AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICER TO EDUCATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF THE MILITARY PERSONNEL

Article is devoted to a problem of formation of readiness of future officers to education of culture of international communication of the military personnel. One of decisions this, according to the author, is inclusion of an ethnocultural component in the maintenance of subject matters and development of a special course «Culture of international communication». Development of a special course is presented in article «Culture of international communication» in educational process of military higher education institution which is urged to provide process of formation of readiness of future officer to education of culture of international communication of the military personnel.

Текст научной работы на тему «Реализация спецкурса как условие формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих»

3. Кондратенков, Ю.В. Развитие туристско-краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

4. Савзиханова, М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук.

- Махачкала, 2007.

5. Целовальникова, А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006.

Bibliography

1. Ippolitova, N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduthikh uchiteleyj k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Chelyabinsk, 2000.

2. Kardanova, M.M. Patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya sredstvami kraevedeniya // V pomothj uchitelyu: sb. metod. st. - Nalj-chik. - 1989.

- № 28.

3. Kondratenkov, Yu.V. Razvitie turistsko-kraevedcheskoyj deyateljnosti shkoljnikov v municipaljnoyj sisteme dopolnitelj-nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

4. Savzikhanova, M.A. Narodno-patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya v usloviyakh mezhkuljturnoyj kommunikacii: dis. ... kand. ped. nauk. -Makhachkala, 2007.

5. Celovaljnikova, A.S. Patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya starshego shkoljnogo vozrasta v turistsko-kraevedcheskoyj deya-teljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2006.

Статья поступила в редакцию 05.02.13

УДК. 370.179

Matveev D.E. SPECIAL COURSE REALIZATION AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICER TO EDUCATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF THE MILITARY PERSONNEL.

Article is devoted to a problem of formation of readiness of future officers to education of culture of international communication of the military personnel. One of decisions this, according to the author, is inclusion of an ethnocultural component in the maintenance of subject matters and development of a special course «Culture of international communication». Development of a special course is presented in article «Culture of international communication» in educational process of military higher education institution which is urged to provide process of formation of readiness of future officer to education of culture of international communication of the military personnel.

Key words: discipline, ethnocultural, communication culture, culture of interethnic communication.

Д.Е. Матвеев, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: dematveev@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦКУРСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих офицеров к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих. По мнению автора, одно из решений данной проблемы - включение этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин и разработка спецкурса «Культура межнационального общения». В статье представлена разработка спецкурса «Культура межнационального общения» в учебно-образовательном процессе военного вуза, который призван обеспечить процесс формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.

Ключевые слова: дисциплина, этнокультурный компонент, культура общения, культура межнационального общения.

Формирование культуры межнационального общения будущих офицеров в военных вузах представляет собой сложный, динамичный процесс, который находит свое описание во взаимодействии множества элементов системы, интегрированию в единое целое.

Этнокультурный компонент представляет собой специфическую образовательную область, очерчивающую целый комплекс знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочного опыта, подлежащих целенаправленному формированию. Он находит свое выражение как в принципах отбора и структурирования содержания образовательных программ в целом, так и наборе учебных дисциплин, а также в содержании отдельной учебной дисциплины, наборе видов учебной и внеучебной деятельности будущих офицеров.

Выделим дисциплины, обеспечивающие формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих по блокам: блок общих и блок гуманитарных и социальных, экономических дисциплин [1].

В процессе занятий по общим гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам: «Культурология», «Философия», «Политология», «Социология», «Религиоведение» курсанты овладевали знаниями по общей культуре будущих офицеров, мировоззрению и системе ценностей. Данные дисциплины дали курсантам представление о научной, философской, религиозной, художественной, языковой картинах мироздания и месте

человека в нем; о социальных явлениях и процессах общества и культуры, общества и личности; а также о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации.

В процессе занятий по общепрофессиональным дисциплинам: «Основы педагогики и психологии», «Военная психология», «Военная педагогика», «Отечественная история», «Основы теории национальной безопасности» и др. курсанты приобретали знания о человеке как субъекте образовательного процесса, о его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умения педагогического общения, способность организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, сведения об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; обеспечение международного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач.

Учебные дисциплины рассматривают подготовку будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих с разных сторон в соответствии со спецификой каждого предмета.

Проанализируем возможности такой подготовки по ряду предметов.

Назначение курса «Культурология» как учебной дисциплины в том, что она является основой в воспитании духовных ценностей, формирует в будущих офицерах возвышенную челове-

31530131013132323031013032913230230131283000

ческую духовность. Она является обобщающей дисциплиной, рассматривающей культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех областей - науки, быта, просвещения и общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства и религии [1].

Важным элементом системы подготовки будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения является курс «Этнология». Задачи этого предмета состоят в том, чтобы сформировать этнологический кругозор курсантов, сформировать понятия о типах культур, дать представление о мировоззрении людей прошедших эпох, пробудить уважение и интерес к памятникам прошлого, культуре вообще [2].

На курсе «Религиоведение» будущие офицеры ознакомились с основами религиоведения. Данная наука помогла курсантам осуществить свободное и сознательное самоопределение в мировоззренческой позиции, духовных интересах и ценностях, научить ся грамотно вести мировоззренческий диалог, овладеть искусством понимания других людей, чей образ мысли и действия являются иными.

Важное место отводится курсу «Военная педагогика». Изучение предмета служит научной основой подготовки будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих [3]. Программа курса «Военная педагогика» содержит ценный теоретический материал, дает курсантам знания по этнокультуре [4].

Курс «Военная психология» в нашем процессе построен так, чтобы курсанты непременно рассматривали вопросы этнопсихологии:

- история этнопсихологических знаний;

- сущность национальной психологии;

- области проявления национально-психологических особенностей.

Будущие офицеры изучают также этнопсихологические работы Агеева B.C., Бромлея Ю.В., Волкова Г.Н., Гаврилова В.А., Дробжиевой Л.Н., Душкова Б.А., Кон И.О., Королева С.И., Куликова И.Д., Ладанова И.Д., Резникова Е.Н., Шихирева П.И. и др. В их трудах курсанты видят конкретные задачи по изучению психического склада представителей различиях народов, разрабатываются и применяются новые методы, валидные для этнопсихологии, развивается методологическая база и понятийный аппарат [5].

В процессе подготовки будущих офицеров к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих огромное значение приобретают разработка и внедрение интегрированных курсов. Исходя из понятий, рассматриваемых различными учеными [6; 7; 8; 9], мы обозначили особенности спецкурсов и определили, что наш спецкурс будет носить интегративный характер [10; 11; 12].

Интегративный спецкурс может реализовываться через принципы, которые обозначает Е.В. Терещенкова: принцип единства педагогических целей, принцип единства видов деятельности, принцип связи образования с жизнью, принцип выделения ведущих идей, принцип введения приемов научного познания. Данные принципы построения интегративного спецкурса будут реализованы при следующих условиях, выделенных И.Б. Богатовой: логико-научная и профессиональная обусловленность содержания; информационная емкость и прогностическая ценность; конструктивно-практическая ценность; интегративномодульный подход.

В процессе изучения спецкурса решаются следующие задачи:

- формирование у курсантов убежденности в необходимости систематической и целенаправленной деятельности по подготовке к воспитанию культуры межнационального общения;

- раскрытие возможностей эффективной подготовки к воспитанию культуры межнационального общения будущих офицеров в учебной работе при изучении всех преподаваемых дисциплин, используя существующие программы и учебники;

- вооружение курсантов методикой воспитательной работы этнокультурного содержания.

Кроме того, в рамках спецкурса мы актуализировали ранее изученный и пересмотрели его с точки зрения равенства всех национальностей и гуманных взаимоотношений военнослужащих. Данный спецкурс был прочитан для будущих офицеров на VI курсе, поэтому все вопросы рассматривались с точки зрения воспитания культуры межнационального общения военнослужащих в многонациональных воинских коллективах.

Исходя из целей, задач и содержательного плана, мы определили последовательность изложения спецкурса «Культура межнационального общения».

В разделе курса «Введение» были сформулированы следующие задачи: сформировать понятийно - категориальный аппарат, необходимый для изучения ведущих проблем воспитания культуры межнационального общения военнослужащих. Изучение раздела «Введение» осуществлялось на основе включения курсантов в процесс овладения первой вводной темы «Теоретические основы культуры межнационального общения».

Первый тип заданий был ориентирован на поиск сущности основных идей изучаемой проблемы. Основная цель поиска как механизма подготовки будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения состояла в том, чтобы научить курсантов находить источники, необходимые для уточнения основных понятий.

Второй тип заданий ориентировал курсантов на формирование умения составлять отзыв на научно-методическую литературу по проблемам воспитания культуры межнационального общения военнослужащих. Основная цель оценки как механизма подготовки заключалось в формировании у будущих офицеров умения анализировать и оценивать современные проблемы образования через призму культуры межнационального общения.

Третий тип заданий ориентировал на формирование умений выбирать из содержания лекции проблемы воспитания культуры межнационального общения, которые могут быть предметом дискуссии. Основная цель выбора как механизма подготовки заключалась в том, чтобы научить курсантов определять и выбирать в изучаемой теме ключевые проблемы, связанные с воспитанием культуры межнационального общения военнослужащих.

Изучение темы «Методы, средства и приемы воспитания культуры межнационального общения» осуществлялось через анализ и сравнение имеющихся знаний о методах воспитания культуры межнационального общения. Первый тип заданий развивал у курсантов умение определять методы воспитания культуры межнационального общения и оценивать их значимость в подготовке будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.

Второй тип заданий ориентировал будущих офицеров на умение оценивать значимость методов воспитания культуры межнационального общения военнослужащих в перспективе своей практической воспитательной деятельности. Третий тип заданий ориентировал курсантов на формирование умений определять понятия средств воспитания культуры межнационального общения военнослужащих. По ним будущие офицеры по выбору должны разработать воспитательное мероприятие с военнослужащими. Это составляет четвертый тип заданий курсантов.

При изучении темы «Воспитательное значение военных игр» осуществлялось решение следующих задач: рассмотреть характерные черты военных игр и научить курсантов анализировать эти игры; формировать у будущих офицеров творческий подход к организации военных игр. Первый тип заданий ориентировал курсантов на изучение истории возникновения военных игр, их характерных черт, особенностей их организации. Поиск, как механизм подготовки будущих офицеров к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих, способствовал формированию у курсантов умений анализировать литературу по военной игре.

Второй тип заданий способствовал формированию у курсантов творческого подхода к организации военных игр. Будущим офицерам предлагалось организовать военных игру (на выбор) с группой однокурсников. Для этого курсанты выбирают военную игру.

В рамках спецкурса «Культура межнационального общения» проводились проблемные дискуссии, диспуты, конференции. На занятиях анализировали ситуации из практики многонациональных воинских коллективов, решали задачи, творческие задания, занимались исследовательской работой. В процессе этих занятий курсанты рассматривали следующие вопросы: умение общаться с представителями других национальностей, как вести себя по отношению к представителям других национальностей, умение разрешать межнациональные конфликты и ряд других.

При изучении данного спецкурса имели место анализ ситуаций, связанных с отрицательными проявлениями по отношению к военнослужащим другой национальности, создание условий, способствующих осознанию курсантов необходимости и важности владения способами общения в многонациональном воинском коллективе [13].

Библиографический список

1. Немировская, Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992.

2. Бромлей, Ю.В. Очерки истории этноса. - М., 1983.

3. Барабанщиков, А.В. Вопросы педагогики. Теория обучения советских воинов. - М., 1960.

4. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - М., 1985.

5. Дробижева, Л.М. О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциологии в современных условиях // Сов. этнография. -1989. - № 1.

6. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб., 1997.

7. Хасанова, Г.Ф. Интеграция учебного материала: источники, критерии, факторы // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - 1992. - № 3.

8. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования. - М., 1998.

9. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология. - М., 1999.

10. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. - СПб., 2001.

11. Ладенко, И.С. Интегральные системы и обучение. - Новосибирск, 1993.

12. Талалова, Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. - М., 2003.

13. Панкратов, В.Н. Культура общения офицера. - М., 1993.

Bibliography

1. Nemirovskaya, L.Z. Kuljturologiya. Istoriya i teoriya kuljturih. - M., 1992.

2. Bromleyj, Yu.V. Ocherki istorii ehtnosa. - M., 1983.

3. Barabanthikov, A.V. Voprosih pedagogiki. Teoriya obucheniya sovetskikh voinov. - M., 1960.

4. Barabanthikov, A.V. Pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya vihssheyj voennoyj shkolih / A.V. Barabanthikov, S.S. Mucihnov. - M., 1985.

5. Drobizheva, L.M. O problemakh mezhnacionaljnihkh otnosheniyj i zadachakh ehtnosociologii v sovremennihkh usloviyakh // Sov. ehtnografiya.

- 1989. - № 1.

6. Belyaeva, A.P. Integrativno-moduljnaya pedagogicheskaya sistema professionaljnogo obrazovaniya. - SPb., 1997.

7. Khasanova, G.F. Integraciya uchebnogo materiala: istochniki, kriterii, faktorih // Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike.

- 1992. - № 3.

8. Berulava, M.N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya. - M., 1998.

9. Guzeev, V.V. Integraljnaya obrazovateljnaya tekhnologiya. - M., 1999.

10. Galickikh, E.O. Integrativnihyj podkhod kak teoreticheskaya osnova professionaljno-lichnostnogo stanovleniya buduthego pedagoga v universitete. - SPb., 2001.

11. Ladenko, I.S. Integraljnihe sistemih i obuchenie. - Novosibirsk, 1993.

12. Talalova, L.H. Integracionnihe processih v obrazovanii: kontekst protivorechiyj. - M., 2003.

13. Pankratov, V.N. Kuljtura obtheniya oficera. - M., 1993.

Статья поступила в редакцию 05.02.13

УДК 376.02

Narzulayev S.B., Revyakin Y.T, Petukhov N.A., Yunusov R.I. INFLUENCE OF OCCUPATIONS BY MINI-SOCCER ON DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT MENTALLY RETARDED TEENAGERS. In article questions of education of coordination abilities which define a level of development of physical quality «dexterity» at mentally retarded teenagers are considered. Authors suggest to apply to increase of efficiency of this operation on the basis of scientifically data retrieveds experimentally the approved trainer occupations on mini-soccer.

Key words: mentally retarded teenagers, coordination abilities, mini-soccer.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., вед. н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: batyr-54@mail.ru; Ю.Т. Ревякин, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания Томского гос. педагогического университета; Н.А. Петухов, канд. пед. наук, доц., н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Р.И. Юнусов, аспирант Томского гос. педагогического университета.

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассматриваются вопросы воспитания координационных способностей, которые определяют уровень развития физического качества «ловкость» у умственно отсталых подростков. Для повышения эффективности этой работы авторы предлагают на основе полученных данных применять экспериментально апробированные учебно-тренировочные занятия по мини-футболу.

Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, координационные способности, мини-футбол.

Одним из самых распространенных в мире видов инвалидности является умственная отсталость (нарушение интеллекта). Различают легкую, умеренную, большую и глубокую формы умственной отсталости.

Проблемы обучения, воспитания и социализации умственно отсталых детей в коррекционной школе VIII вида взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств. Особенно это касается категории детей, которые стоят на пороге подготовки к трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей этой категории возможна только в физически активных профессиях,

поэтому уровень развития их двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств играет важную роль в их социальной адаптации. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к физическому труду и к жизни в целом [1].

В настоящее время увеличивается значение Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, соревнований Специальной Олимпиады, повышается роль спорта в физической реабилитации лиц с особыми потребностями. Довольно много учащихся с нарушениями функций центральной нервной системы принимают участие в спортивных соревнованиях, в том числе, по мини-футболу. Его можно использовать в процессе двигательной реабили-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.