Научная статья на тему 'Воспитание культуры межнационального общения как основы формирования этнотолерантности курсантов военного вуза'

Воспитание культуры межнационального общения как основы формирования этнотолерантности курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / ETHNIC TOLERANCE / ETHIC PSYCHOLOGIC ENVIRONMENT / DIDACTIC PROCESS OF UPBRINGING / STRUCTURAL COMPONENTS / FACTORS IN SHAPING CULTURE OF INTERETHNIC RELATIONS / PEDAGOGIC MODELLING / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

В статье представлена модель воспитания культуры межнационального общения у будущих офицеров, разработанная на базе положений педагогики межнационального общения, раскрыты ее основные структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educating Culture of Interethnic Communication as a Basis for Shaping Ethnotolerence among Cadets

The article presents a model for educating culture of interethnic communication among future cadets. Developed following the provisions of interethnic communication pedagogics the author describes its basic structural components.

Текст научной работы на тему «Воспитание культуры межнационального общения как основы формирования этнотолерантности курсантов военного вуза»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Е. В. Сергеева (Ульяновское высшее военно-техническое училище)

В статье представлена модель воспитания культуры межнационального общения у будущих офицеров, разработанная на базе положений педагогики межнационального общения, раскрыты ее основные структурные компоненты.

Ключевыге слова: культура межнационального общения; этническая толерантность; морально-психологическая обстановка; педагогическое моделирование; профессиональная деятельность.

Исторически сложилось так, что состав современных российских вооруженных сил многонационален и проблема интернационального воспитания военнослужащих стоит достаточно остро. Она порождает необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развитию этнической толерантности военнослужащего, воспитанию культуры межнационального общения. В первую очередь проблема должна найти свое решение в отношении будущих офицеров в условиях военного вуза. Именно офицерское звено, являясь элитарной составляющей армии, призвано и способно оказывать непосредственное и наиболее действенное влияние на морально-психологическую обстановку в различных воинских подразделениях. Согласно квалификационным требованиям выпускник военного вуза должен обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев.

С учетом вышесказанного мы считаем актуальной разработку исходных положений модели формирования культуры межнационального общения и этнической толерантности курсантов военного вуза на базе достижений современной педагогики. При этом этническая толерантность рассматривается нами как доминанта культуры межнациональных

отношений, а уровень ее сформирован-ности — как ведущий интегрирующий критерий определения уровня ее развития. Основополагающими при разработке модели стали принципы научнности, системности, культуросообразности и др.

В педагогическом процессе культура межнационального общения, субъектом которой являются будущие офицеры, выступает как способ существования и форма выражения их личностной культуры, обусловленной влияниями культурной среды, где значительную роль играет целенаправленная педагогическая деятельность. Реализоваться она должна в целостном педагогическом процессе воспитания культуры межнационального общения у курсантов военного вуза, модель которого представлена на рисунке. При ее разработке нами изучены различные подходы к моделированию процессов в педагогике: теоретические основы и практическая реализация педагогического моделирования (Е. А. Ямбург), методы исследования педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина), дидактические основы моделирования в педагогике (И. Я. Лернер, В. Э. Штейнберг), теория педагогического проектирования (В. М. Монахов). Модель представляет собой систему, состоящую из цели, методов, факторов, этапов, результата исследуемого процесса.

Что касается поиска путей и средств воспитания культуры межнационального общения, то большинство исследователей опирается на классическое положе-

© Сергеева Е. В., 2009

Методы и формы деятельности Культура социально- Информационная Проектирование воспитательных

в условиях многонациональ- педагогического взаимодействия культура будущего программ на основе модульноного воинского коллектива |—| подчиненного и офицера _ офицера _ компетентностного подхода

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

целостный педагогическим процесс воспитания культуры межнационального общения в военном вузе

Цель: воспитать компетентного офицера, владеющего способами самопознания и самовоспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения, способного передать этот инструментарий другому

Закономерности:

— профессионализм и компетентность будущего офицера зависят от уровня развития этнотолерантности личности, а также КМО;

— этнотолерантность, КМО развиваются эффективно, если их воспитание перерастает в самовоспитание;

— обучение воспитывающее

Принципы:

научности, системности, культуросообразности, целеполагания, модульности, демократизации, координации и динамизма, гуманизации, сознательности, активности, оптимального сочетания общих, групповых, индивидуальных форм организации учебновоспитательного процесса

Компоненты: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий Факторы : социальные, педагогические, социально-педагогические, психологопедагогические

I

Методы воспитания: убеждение, пример, упражнение, целенаправленная беседа, поощрение, гуманитарные технологии, дискуссия, диалог, дебаты, личностно ориентированные методики

Этапы: диагностический, содержательно-операциональный, результативнооценочный

Критерии и показатели воспитания культуры межнационального общения:

морально-ценностные и нормативно-поведенческие

Педагогические условия: разработаны сущностные характеристики понятий «этнотолерантность», «культура межнационального общения», гуманитарные технологии, обеспечивающие личностно-деятельностный характер воспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения

Результат: компетентный офицер-выпускник, готовый к непрерывному самопознанию и самовоспитанию этнотолерантности и повышению уровня культуры межнационального общения, способный передать этот инструментарий другому

Модульно-компетентностная модель процесса воспитания этнотолерантности и культуры межнационального общения курсанта военного вуза

111!111Й1И1!Ш № 3,

ние, сформулированное Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном, о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни человека — разума, чувств и действий [1—3]. Из него следует, что формирование культуры межнационального общения как интегративного личностного качества происходит в результате реализации трех основных структурных компонентов: познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Познавательный компонент включает в себя представления о составных частях и характеристиках, раскрывающих сущность понятия «культура межнационального общения»; о культуре своего народа; об особенностях национальных культур (истории, языка, традиций, обычаев, психологии и др.) и проблемах их развития; о теоретических основах межнационального общения, общепризнанных нормах и правилах поведения при взаимодействии людей различных национальностей и др. Эмоционально-оценочный компонент объединяет в себе эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, аффектах, оценочных суждениях. Поведенческий компонент состоит из действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся либо доброжелательностью и тактичностью, либо формализмом, безучастием, пренебрежительностью.

Среди критериев культуры межнационального общения выделяются:

а) морально-ценностные: осознание и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми; понимание необходимости достижения баланса межнациональных интересов, гармонизация общечеловеческих и национальных интересов; нераздельное чувство национальной и общенародной гордости за принадлежность к человеческому роду; чувство дружбы между народами страны проживания, единой семьи человеческой; забота о судьбах «малой» родины, большой родины, всей планеты Земля; понимание не-

обходимости трудиться на благо своего этноса, народов страны проживания, во имя сохранения человечества; неразрывный и постоянный интерес к культуре своего народа и страны проживания, к мировой демократической культуре; знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов; глубокое уважение к национальному достоинству граждан своей национальности, а также к любой другой, доброжелательность и такт во взаимоотношениях, а в перспективе — отказ от привычки различать людей по национальному и расовому происхождению; правильное понимание национализма как исключительно сложного, неоднозначного и противоречивого феномена; нетерпимость к проявлениям шовинизма и расизма, стремление к овладению культурой межнационального общения;

б) нормативно-поведенческие: знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей различных этнических общностей; соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения; социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия; способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму; навыки общения в многонациональном воинском коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма.

Основными факторами формирования культуры межнационального общения курсантов являются социальные, педа-

ИНТЕГРАЦИЯ

гогические, социально-педагогические и психолого-педагогические.

Социальные факторы выступают как совокупность материальных и духовных сил общества, обеспечивающих его прогрессивное и поступательное развитие. Для того чтобы социальные факторы в полной мере способствовали профессиональной и мировоззренческой подготовке будущих офицеров, необходимы соответствующие социальные условия в области экономики и национальной политики страны, в том числе непосредственно касающиеся армии, сочетающиеся с уважением к культуре, языку, традициям, обычаям всех народов.

Педагогические факторы включают в себя педагогический процесс с культурно-национальной направленностью, общественно-практическую и научноисследовательскую работу курсантов, ориентированную на изучение социальных процессов, включая межнациональные отношения. Педагогический процесс выполняет информационные, организационные, ориентировочные, коммуникативные функции, способствующие становлению будущего офицера как интернационалиста.

Социально-педагогические факторы являются связующим звеном между общественной жизнью и педагогическим процессом. Социальные и социально-педагогические факторы связаны с общественно-практической, служебно-профессиональной и учебной деятельностью. Их использование определяется предъявлением курсантам требований современных вооруженных сил, которые нуждаются в специалистах нового типа, обладающих способностью работать в меняющихся условиях и имеющих широкую эрудицию, владеющих культурой межнационального общения, умеющих творчески применять знания и делать самостоятельный выбор при решении задач; самостоятельно пополнять знания и реализовать их.

Психолого-педагогические факторы — это внутреннее состояние учащихся, участников педагогического процес-

са, их установки, интересы, мотивы, потребности. Культура межнационального общения формируется на основе взаимодействия трех ведущих психологических факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностно-практического. В процессе формирования культуры межнационального общения интеллектуальный фактор выступает в виде индивидуальной познавательной деятельности курсантов, эмоционально-волевой — как отношение к людям разных национальностей, социальной действительности, профессиональной деятельности. Деятельностно-практический фактор проявляется в учебно-познавательной, общественно-практической деятельности, формальном и неформальном общении.

При реализации воспитательных программ на основе модульно-компетентно-стного подхода воспитательная деятельность должна быть приоритетно направлена на реализацию следующих функций:

— изучение личности курсантов, их индивидуальных и национальных особенностей путем наблюдений за характером складывающихся взаимоотношений, за проявлением ими позитивных и негативных качеств; исходя из этого намечаются цели, задачи, планируется предстоящая работа;

— подготовка будущих офицеров к межнациональному взаимодействию в условиях реализации профессиональной деятельности (осмысление сущности воспитательной деятельности через воздействие на национальное сознание обучающихся);

— реализация учащимися целей воспитания культуры межнационального общения, углубление знаний, утверждение интернационалистических чувств и самостоятельных оценочных суждений, проявление воли не с помощью педагогических воздействий, а под влиянием взаимодействия и собственных усилий;

— контроль, анализ и коррекция педагогических действий через направленное наблюдение за поведением курсантов в многонациональном воинском кол-

№ 3, 2009

лективе и выявление причин нетактичного отношения друг к другу;

— совершенствование процесса воспитания новых и традиционных форм и методов, направленных на выявление более действенных принципов формирования навыков и умений межнационального общения;

— создание педагогических условий, в которых внутренние и внешние параметры жизнедеятельности курсантов взаимосвязаны, представляются оптимально ориентированными на новые реалии российской армии и общества в целом. В них необходимо сочетать прогрессивные педагогические технологии с опытом конфессионального воспитания.

Прогнозируемым результатом (за счет внедрения комплекса педагогиче-

ских условий) является компетентный офицер-выпускник, готовый к непрерывному самопознанию и самовоспитанию этнотолерантности и повышению уровня культуры межнационального общения с целью использования их в своей профессиональной деятельности, способный передать этот инструментарий другому.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. — М. : Педагогика, 1983. — С. 251 — 261.

2. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив // А. В. Петровский. — М. : Политиздат, 1982. — 252 с.

3. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — 328 с.

Поступила 03.04.09.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ

Е. Е. Соломин (Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет)

В статье анализируются различные подходы к проблеме совершенствования волевых качеств студентов технического вуза. Рассматриваются возможности развития воли и волевых качеств личности через самовоспитание посредством занятия боксом.

Ключевыге слова: волевые качества; технический университет; динамическая модель компетентного выпускника; бокс.

Важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой в стране социально-экономической реформы, является кадровый потенциал. Возможности реализации программы структурной перестройки экономики, конверсии, расширения производства и формирования рыночных отношений, повышения эффективности и производительности труда формируют и совершенствуют качественные и количественные характеристики рабочей силы.

В последние годы в высшей профессиональной школе ускоряются процессы

© Саламин Е. Е., 2009

реорганизации, развития и совершенствования: идет работа над образовательными стандартами, изменяются структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Однако при этом, как и ранее, основное внимание уделяется усвоению студентами запаса академических знаний [2]. Задачи овладения практическими навыками работы в условиях меняющейся социально-экономической ситуации, совершенствования профессионально важных, в том числе волевых, качеств рассматриваются в гораздо меньшей сте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.