- достаточно узкие временные рамки освоения дополнительных профессиональных программ снижают возможности вариативности реализации индивидуальных образовательных маршрутов в приемлемом для обучающихся темпе;
- возрастают требования к преподавателям, которые помимо традиционной функции трансляции нового знания и формирования новых профессиональных умений принимают роль тьютора, коуча, консультанта, что требует высокого уровня развития социально-коммуникативных компетенций;
- возрастают требования к материально-техническим ресурсам.
Необходимыми атрибутами современной образовательной среды становятся: компьютерное и мультимедийное оборудование, организация помещений для консультирования, оснащение аудиторий средствами моделирования профессиональных проб. Существенными сегодня становятся и расходы на создание электронных ресурсов дистанционной поддержки и сетевого взаимодействия.
Вместе с тем, наш опыт показывает, что удорожания образовательных услуг не происходит - за счет снижения аудиторной нагрузки, распределения её объемов на индивидуальную самостоятельную работу и снижения расходов на рекламу и продвижение дополнительных профессиональных программ.
Библиографический список
1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М.: Аспект-пресс, 2007. - 363 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. - М: Изд-во ЭКС-МО-Пресс, 2001. - 576 с.
3. Ермакова Л.И. Постклассическая философия и проблемы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. -№ 1. - С. 240-246.
4. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Педагогика. Психология. - 2009. - № 3 (14). - С. 7-16.
УДК 378
Бариев Александр Рашитович
Ивановский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Baralex79_ 79_ [email protected]
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ
В статье раскрывается сущность понятия «культура межнационального общения курсантов вузов МЧС России», предлагается авторское определение данного понятия, рассматриваются основные структурные компоненты культуры межнационального общения, раскрывается ее значение для будущей профессиональной деятельности специалистов МЧС России.
Ключевые слова: культура межнационального общения, взаимодействие, толерантность.
В современном российском обществе сложились условия повышенной социальной тревожности, поскольку последние десятилетия характеризуются обострением национальных противоречий, наличием конфликтов в ходе межнациональных контактов. В этой связи возникает потребность научного осмысления проблем межнационального общения и подготовки специалистов разных уровней к его регулированию, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
В образовательных учреждениях МЧС России обучаются, общаются и взаимодействуют курсанты, которые принадлежат к различным национальным группам, ориентируются на различные культурные ценности и нормы поведения. Много-национальность курсантских подразделений влечет за собой ряд проблем, влияющих на общение:
- непонимание другой культуры и плохое знание языка партнера по общению;
- объединение по национальному признаку -землячество;
- наличие национальных особенностей общения;
- низкая осведомленность курсантов по вопросам организации общения, непонимание сущности межнационального общения, отсутствие культуры межнационального общения, несформирован-ность толерантности в общении.
Будущие инженеры пожарной безопасности должны быть готовы к взаимодействию с многонациональным личным составом. Важно сопровождать такое взаимодействие в процессе профессиональной подготовки курсантов, помочь им приобрести положительный опыт межнационального общения, необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности, поскольку все подразделения МЧС являются многонациональными
Одной из главных задач профессионального образования является формирование у обучаемых ряда профессионально значимых личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что наличие у человека личностных качеств, теоретических знаний и практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять стоящие перед ним задачи
© Бариев А.Р., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
117
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
и функциональные обязанности, еще не означает, что человек готов в любой момент времени совершить необходимые действия с требуемой результативностью. Очень многое зависит от волевой настроенности, внутренней собранности, мотивации. Современный образовательный процесс ориентирован на интеграцию специальных знаний, умений и навыков как основы формирования высокого уровня профессиональных качеств личности, что также определяет культуру межнационального общения.
Можно выделить общесоциальный источник существования проблемы культуры межнационального общения курсантов, который кроется в их низкой осведомленности по вопросам организации общения, непонимании существа и значимости правил данного общения и совместной деятельности. Негативные тенденции усиливаются неблагоприятными обстоятельствами, которые создаются различными социальными отклонениями в обществе. В исследовании О.А. Кононовой выделено три категории факторов, которые создают появление проблем межнационального общения у курсантов:
- общенациональные, имеющие место в любой многонациональной стране;
- общеармейские, проявляющиеся в условиях конкретного подразделения;
- локальные и специфические, которые порождаются индивидуальными особенностями курсантов, взаимоотношениями непосредственно в их среде, а также частыми расхождениями требований к общению; в процессе межнационального общения существуют препятствия психологического характера, такие, как неуверенность, страх, враждебность, подозрительность [4].
Таким образом, одним из приоритетных направлений в процессе профессиональной подготовки курсантов должно стать формирование культуры межнационального общения.
В цикле наук о человеке понятие «культура» принадлежит к наиболее фундаментальным. Данное понятие очень емкое, так как включает в себя и нравственность, и весь круг идей и творчества человека, и быт, и традиции. «Культура всегда, с одной стороны, - определенное количество унаследованных текстов, а с другой - унаследованных символов» [6, с. 8]. Дидактическое понятие культуры включает в себя воспитание гражданина России средствами национальной культуры.
Таким образом, «культура - это исторически развивающаяся, многоликая, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, а также процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни [2, с. 3]. Культура неотделима от истории народа, так как выражает его коллективную память. «Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, все-
гда подразумевает неразрывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [6, с. 8].
Культурное взаимодействие является постоянным и существенным компонентом общения между людьми. Культура охватывает духовную жизнь общества - сферу, в которой создаются, сохраняются и накапливаются духовные ценности, знания, нормы и исторический опыт не только народа в целом, но и конкретной личности. Поэтому культура является областью наиболее устойчивого взаимодействия людей, их взаимного обогащения и понимания. Важным условием развития любой культуры является открытость внешним влияниям.
Анализ работ, посвященных проблемам межнационального общения, свидетельствует о многогранности данного понятия. Межнациональное общение рассматривается как базовый элемент межнациональных отношений (В.Г. Крысько, Н.Г. Мазурина) [5; 7]. Под межнациональным общением понимается также совокупность специальных знаний и умений, адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия (В.Х. Абэлян, З.З.Гасанова и другие) [1; 3]. В педагогической литературе межнациональное общение определяется также как процесс обмена знаниями о психологии, обычаях, традициях, ценностях разных народов, вследствие чего проявляется уважение, толерантность к другим национальным культурам и представителям других национальностей [3]. Нам представляется важным, что необходимо говорить, прежде всего, о культуре межнационального общения. Мы конкретизируем данное понятие и определяем культуру межнационального общения как интегративное качество личности, включающее толерантность, знание культуры иной национальности, уважение к культуре других национальностей, умение осуществлять межличностные контакты с учетом этнических и национальных особенностей, стремление изучать язык другой национальности, готовность к положительному взаимодействию с носителями различных национальных культур, чувство коллективизма, помогающее достигать взаимопонимания и согласия.
Мы выделяем в культуре межнационального общения следующие компоненты:
Когнитивный компонент в структуре культуры межнационального общения курсантов вузов МЧС характеризует, прежде всего, уровень понимания значимости культуры общения, знания об общечеловеческих ценностях, комплекс знаний об этно-демографической ситуации в своей стране, других странах и мире в целом; знания о культуре разных национальностей, психологии, обычаях, традициях, ценностях разных народностей, научное и сис-
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
темное формирование культуры межнационального общения. Гибкий и творческий характер культуры межнационального общения обуславливает способность курсантов к актуализации и адекватному применению приобретенных знаний в разных ситуациях межнационального общения в процессе профессиональной деятельности.
Деятельностный компонент в структуре культуры межнационального общения курсантов вузов МЧС характеризует участие курсантов различных национальностей в совместной деятельности, преодоление замкнутости членов подразделения по национальному признаку, развитие доброжелательных отношений между курсантами разных национальностей.
Эмоционально-поведенческий компонент характеризуется гармонизацией межнациональных отношений, проявлением толерантности и уважения к культуре разных национальностей. Поступки и действия курсантов проявляются в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, организации безконфликтного общения; проявление тактичности, чуткости и справедливости в отношении взглядов, убеждений и идеалов курсантов различных национальностей.
Рефлексивный компонент в структуре культуры межнационального общения определяет уровень саморазвития и самооценки личности будущего специалиста МЧС России, умение контролировать свое поведение в процессе межнационального об-
щения в различных учебно-профессиональных ситуациях и в быту.
Формирование культуры межнационального общения курсантов вузов МЧС России предполагает реализацию каждого из выделенных компонентов в процессе профессиональной подготовки, с учетом их сформированности.
Библиографический список
1. Абэлян В.Х. Социально-педагогические аспекты становления культуры межнациональных отношений субъектов образовательного процесса: Дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 1998. - 122 с.
2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч. 1 - М., 1994. - 325 с.
3. Гасанова З.З. Воспитание культуры межнационального общения в семье // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. - Ростов н/Д., 1999. - С. 100-102.
4. Кононова О.А. Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008. - 23 с.
5. Крысько В.Г. Этнопсихология. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб, 1994. - 145 с.
7. Мазурина Н.Г. Межнациональные отношения в условиях полиэтнического мегаполиса (на материалах г. Москвы): Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2008. - 23 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
119