известия вгпу
ке качеств будущих авиационных командиров, к ним можно отнести соблюдение общепринятых и профессиональных норм, мотивы и цели, отношение к приказу, уставу, закону. Учет в процессе профессиональной подготовки переменного летного состава организационно-управленческих стилей позволит преподавателям и курсантам гибко осуществлять развитие организационно-управленческих умений.
Внедрение в образовательный процесс авиационного вуза технологии развития организационно-управленческих умений будущих военных летчиков поможет разрешить противоречие между потребностью в высоком уровне развития организационно-управленческих умений выпускника, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методологических и организационно-методических аспектов осуществления данного процесса - с другой.
литература
1. Аугустинавичуте А. Соционика. СПб. : Terra Fantastica ; М. : Изд-во «АСТ», 1998. 642 с.
2. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11 - 17.
3. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 108 с.
4. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. М. : АСТ - Пресс Книга, 2004. 304 с.
5. Филатова Е.С. Соционика для Вас: Наука общения, понимания и согласия. 2-е изд., пере-раб. Новосибирск : Сиб. хронограф, 1994. 287 с.
6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб. : Питер-Пресс, 1997. 608 с.
Conditions of development of organizational administrative skills of future military pilots
Conditions of development of organizational administrative skills of future state aviation military pilots in learning process in the institute of higher education are regarded as an actual problem, because the level of their development is one of the most important factors of conduct realization in future professional activity on primary positions.
Key words: organizational administrative skills, educational space, conditions of development.
г.а. Николаева
(Знаменск)
теоретические основы формирования культуры межнационального общения у военнослужащих вооруженных сил российской федерации
Дано понятие «культура межнационального общения у военнослужащих». Рассмотрены функции и структурные компоненты культуры межнационального общения как качества личности воина. Раскрыты критерии и показатели оценки уровня ее сформированности у военнослужащего в процессе воинской службы.
Ключевые слова: межнациональное общение, культура межнационального общения, качество личности, взаимопонимание, взаимодействие, интегративность.
Проблема формирования культуры межнационального общения у военнослужащих сегодня как никогда актуальна и затрагивает вопросы, от решения которых во многом зависит не только будущее нашей армии, но могущество и процветание России. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая порой переходит в национальную нетерпимость. Увеличение количества межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, напряженная социально-экономическая ситуация в стране остро обозначили проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной разобщенности.
Особенно резко эта тенденция проявляется в Вооруженных силах РФ, где военнослужащие различных национальностей (согласно военной статистике, в округах и соединениях служат воины 69 - 90 национальностей, в частях и на кораблях - 20 -30, в подразделениях - 7 -15) совместно выполняют служебные обязанности. Ак-
© Николаева Г.А., 2010
туальность данной проблемы заключена в том, что в подразделениях большинство призывников впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт межнационального общения. Отношение к ним со стороны военнослужащих других национальностей бывает разным: положительным, безразличным, а иногда недружелюбным и даже конфликтным.
Обозначенные выше факты подтвердились и в ходе констатирующего эксперимента, проведенного в воинских частях Ракетных войск стратегического назначения и частях Северо-Кавказского военного округа (в эксперименте принимали участие 542 воина). Так, 8,2% военнослужащих враждебно настроены по отношению к сослуживцам других национальностей, 58,6 - проявили избирательный характер негативного отношения к представителям других национальностей. Многие воины не способны полноценно и спокойно взаимодействовать с людьми других национальностей, в подразделениях существуют негативные процессы, которые перерастают в межнациональные конфликты.
Проведенный анализ теории и практики воспитания военнослужащих позволяет выявить противоречия между:
- потребностью Вооруженных сил в военнослужащих, способных осуществлять и решать практические вопросы межнационального общения с представителями различных национальностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач, и реальным уровнем культуры межнационального общения у воинов;
большим количеством теорий по вопросам культуры межнационального общения и недостаточной разработанностью оптимальных педагогических средств формирования культуры межнационального общения у военнослужащих в период прохождения военной службы;
- необходимостью создания условий для формирования культуры межнационального общения у воинов и недостаточным теоретическим обоснованием диагностического инструментария для определения уровня сформированности данного качества личности.
Сказанное выше выдвигает проблему научного обоснования средств формирова-
ния культуры межнационального общения у воинов в учебно-воспитательном процессе в число наиболее актуальных педагогических проблем.
Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках школьного и высшего образования в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова,
З.Т. Гасанова, Р.Р. Имамкулова, Р.И. Ка-диевой, Р.И. Кусарбаева, В.П. Комарова,
О.Н. Поповой, Н.Ф. Чипиновой и др. По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе, ученые выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей, культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям; ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе веротерпимости к религиозным чувствам людей.
Конструктивные попытки учесть специфику культуры межнационального общения военнослужащих как особой социальной группы предпринимались военными исследователями. По мнению К.Н. Лез-нова, «культура межнационального общения - это глубокие интернационалистские знания и убеждения, а также адекватные им действия, проявляющиеся в межличностных отношениях военнослужащих различных национальностей, благотворно влияющих на развитие личности, сплочение многонациональных воинских коллективов, укрепление боевого потенциала Вооруженных сил» [6, с. 62].
В.Ф. Самойленко, В.М. Шевцов в определении культуры межнационального общения делают аналогичный акцент на ее функциональное предназначение, выражающееся во влиянии на развитие личности [7]. В свою очередь, В.В. Лаврик считает, что «культура межнационального общения военнослужащих на межличностном уровне - это совокупность интернационалистски направленных мировоззренческих ценностей, проявляющихся в общении военнослужащих различных национальностей» [5].
Анализируя понятие «культура межнационального общения военнослужащих», следует отметить, что в прошедший период речь шла о воспитании советского патриотизма и интернационализма. Эти понятия были слишком политизированы и не учитывали современные тенденции развития общества. Сегодня они приобрели свой истинный этический смысл, и в настоящее время более правильно говорить о формировании культуры межнационального общения как нравственного качества личности. С этой точки зрения понимание сущности культуры межнационального общения у воинов в нашем исследовании позволило сформулировать следующее его определение: это интегративное качество личности военнослужащего, характеризующееся знаниями о культуре, традициях и обычаях других народов; уважительным и толерантным отношением к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умением преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач.
В структуре личности воина культура межнационального общения выполняет следующие функции:
1) Побуждающую, призванную обеспечить военнослужащему мотив к овладению культурой межнационального общения, направленную на приобретение знаний о культуре, традициях и обычаях своего и других народов, выработку навыков налаживания взаимопонимания и взаимодействия с представителями других национальностей, поддержание атмосферы согласия и взаимного уважения.
2) Смысловую, определяющую осознание и принятие военнослужащим личностного смысла культуры межнационального общения как качества личности.
3) Информативную, отражающую процесс приобретения индивидом объективных знаний и опыта межнационального общения.
4) Регулирующую, определяющую выбор субъектом одобряемых в обществе поступков и действий и готовность отвечать за них и их последствия.
5) Коммуникативную, характеризующую уровень социализации личности военнослужащего, суть которой заключается в сплочении, взаимодействии, регу-
лировании социальных контактов и отношений лиц различных национальностей в воинском коллективе, развитие духовно-нравственных и моральнопсихологических качеств воина.
6) Функцию принятия, проявляющуюся в готовности воина взаимодействовать с военнослужащими других национальностей и выражающуюся в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения, присущих представителям этнических групп, без применения давления, преимущественно при помощи компромиссного и приемлемого для всех решения.
7) Интегративную, обеспечивающую целостность процесса развития культуры межнационального общения у военнослужащего в повседневной жизнедеятельности и выполнения боевых задач. Главное ее предназначение заключается в наличии совокупности представлений и знаний о той или иной этнической общности, ее культуре, реализующихся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному взаимопониманию и взаимодействию между представителями разных национальностей.
Данные функции культуры межнационального общения следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией каждой функции исследуемого нами феномена предполагаются их тесная взаимосвязь и взаимодействие друг с другом.
Наряду с функциями сущность культуры межнационального общения раскрывается в ее структуре. В поисках структурирования данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой, является непременным условием ее существования.
Структура культуры межнационального общения военнослужащего состоит из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-смыслового, познавательнопрактического и поведенческо-интегри-рующего, что, в свою очередь, обусловливает содержание данного понятия.
Мотивационно-смысловому компоненту соответствует побуждающая, смысловая и интегративная функции. Данный компонент является приоритетным в представ-
ленной структуре. Он функционирует на основе потребностно-мотивационной сферы личности. В содержание мотивационносмыслового компонента входят мотивация к овладению культурой межнационального общения; осознание и принятие военнослужащим личностного смысла культуры межнационального общения как качества личности; установка на сотрудничество и компромисс в межнациональных поведенческих отношениях.
В соответствии с содержанием мотивационно-смыслового компонента были определены некоторые общие показатели, по которым можно судить об уровне сфор-мированности культуры межнационального общения у воина: характеристика мотивов участия в межличностном общении и овладении данным феноменом, связанных с формированием культуры межнационального общения; степень интереса к общению с представителями разных национальностей; отсутствие этнических стереотипов; позитивная этническая идентичность; взаимоуважительное, доброжелательное и терпимое отношение к людям других национальностей.
Формирование у военнослужащих мотивационно - смыслового компонента культуры межнационального общения осуществляется преимущественно на учебных занятиях и мероприятиях по культурнодосуговой и спортивно-массовой работе, которые включают в себя организацию выставок по национальной культуре; экскурсии в музеи и комнаты боевой славы; проведение национальных вечеров, посвященных памятным датам исторического значения, юбилеям выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев; проведение фольклорных концертов с исполнением национальных песен и танцев; организация встреч с общественными организациями патриотической направленности и традиционных религиозных конфессий, ветеранами войн и военной службы; организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд; проведение спортивных соревнований по национальным видам спорта и играм.
Познавательно-практический компонент отражает наличие у военнослужащего знаний о культурах, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения своего и других народов; знаний норм и правил поведения при взаимодействии людей раз-
ных национальностей; знаний о конфликтах, причинах возникновения и возможности их преодоления; ориентацию на общечеловеческие ценности. Ему соответствуют информативная, регулирующая и интегративная функции.
Специфика познавательно-практического компонента состоит в том, что он направлен на овладение знаниями о богатстве других этнокультур без ущерба для ценностей собственной, а также расширение знаний о нормах, традициях, моделях поведения между представителями разных этнических общностей.
Показателями сформированности познавательно-практического компонента являются характер владения основными понятиями культуры межнационального общения; полнота, осознанность знаний по культуре межнационального общения; потребность в расширении знаний о культуре, обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения своего и других народов; соблюдение нравственных и правовых норм поведения в процессе воинской службы; уважение к ценностям, принятым в обществе.
Вышеобозначенная деятельность базируется на реализации когнитивной активности у воинов в рамках учебновоспитательной работы по следующим направлениям: проведение занятий по
общественно-государственной подготовке (лекций, бесед, диспутов, семинаров, проблемных дискуссий, викторин, «круглых столов» и др.) и организации информационной работы (демонстрации художественных фильмов, репродукций картин и т.д.; прослушивание и просмотр информационных и тематических радио- и телепередач; средств массовой информации; стенной печати).
Поведенческо-интегрирующий компонент включает умение идти на контакты с лицами других национальностей, успешно выполнять совместную деятельность; преодолевать конфликтные ситуации в общении и действовать в соответствии с моральными и нравственными нормами по отношению к «чуждому», «иному»; способность к взаимовыручке, сотрудничеству, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки представителей иных национальностей. Этот компонент работает на реализацию коммуника-
тивной и интегративной функций, а также функции принятия.
О сформированности данного компонента судим по следующим показателям: постоянное взаимодействие и сотрудничество с представителями разных национальностей; способность и умение разрешать конфликты; неагрессивное и невраждебное реагирование на особенности людей других национальностей; удовлетворенность военно-профессиональной деятельностью.
Процесс формирования культуры межнационального общения у воинов выражается в умении преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами воинского коллектива в результате их разнообразной деятельности.
В соответствии с содержанием поведенческо-интегрирующего компонента в качестве основного средства формирования культуры межнационального общения была выбрана организация психологической работы в подразделении, которая реализуется в ходе проведения ролевых и деловых игр, тренингов, «культурного ассимилятора».
Таким образом, такое понимание культуры межнационального общения у воинов позволяет выстроить эффективный процесс формирования данного качества личности.
Литература
1. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. 338 с.
2. Дадов И.А. Адыгейская этнопедагоги-ка в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (на примере Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
3. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников) : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 1999. 128 с.
4. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Нар. образование. 1993. №5.
С. 65 - 67.
5. Лаврик В.В. Культура межнационального общения военнослужащих в Вооруженных силах многонационального государства : дис. канд. ... филос. наук. М., 1992. 225 с.
6. Лезнов К.Н. Культура межнационального общения в воинском коллективе // лектору и пропагандисту. 1989. №2. С. 62.
7. Самойленко В.Ф., Шевцов В.М. Культура межнационального общения в советском воинском коллективе. М. : ВПА, 1989.
Theory of formation of international communicational culture at military personnel of Russian Federation armed forces
There is given the definition of international communicational culture at military personnel.
There are regarded the functions and constructs of international communicational culture as a personal quality of a soldier. There are revealed the criteria and factors of assessment of its development at military men at the process of military duty.
Key words: international communication, international communicational culture, personal quality, mutual understanding, cooperation, integration.
о.и. михайленко
(Нальчик)
особенности
акмеологического
сопровождения
педагогической
деятельности в системе
университетского
образования
Раскрывается проблема внедрения акмеологического сопровождения педагогической деятельности в образовательный процесс высшей школы, подразумевающего рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.
Ключевые слова: акмеология, моделирование педагогической деятельности, акмеологическая служба, акмеологическая культура.
Социально-экономические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сфе-
© Михайленко О.И., 2010