УДК 355.33
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВАХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
© Сергей Ярославович ПИНДУС
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации социальнокультурных условий преодоления межнациональных конфликтов в коллективах военнослужащих срочной службы, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Изложена педагогическая программа по формированию межнациональной культуры военнослужащих срочной службы, обоснована ее эффективность.
Ключевые слова: межнациональные конфликты; коллектив военнослужащих срочной службы; формирование межнациональной культуры.
Неразрешенность социально-экономи-
ческих проблем, неустойчивость политической ситуации в России являются благоприятной средой для возникновения конфликтов и обострения отношений между представителями отдельных национальностей. Вышесказанное относится и к Вооруженным силам, которые в своих рядах насчитывают военнослужащих разных национальностей.
За последние годы существенно изменился социальный портрет армии. Сложные процессы, возникшие в сфере межнациональных отношений, резкое изменение социально-демографической ситуации в стране, противоречивый характер отношений между отдельными республиками, возросшая активность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты, - все это нашло свое закономерное отражение в качестве подготовки призывного контингента и в отношении молодежи к военной службе.
Между тем основными параметрами, характеризующими мощь Вооруженных сил, являются их боеспособность и боевая готовность воинских подразделений, где особую роль играют взаимоотношения между военнослужащими. Ответственные задачи, стоящие перед этой категорией населения, такие как боевое дежурство, наряды и т. д., требует слаженности в действиях военнослужащих и культуры во взаимоотношениях. Поэтому поиск путей преодоления межнациональных
конфликтов между военнослужащими представляется достаточно актуальным.
Важнейшей составляющей воспитательной работы в армии является формирование навыков общения между военнослужащими разных национальностей в различных условиях и ситуациях деятельности. Войсковая практика свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых военнослужащими различных национальностей в ситуациях общения и взаимодействия.
В решении проблемы преодоления межнациональных конфликтов в коллективах военнослужащих срочной службы огромным потенциалом, на наш взгляд, обладает социально-культурная деятельность. Правильная и разумная организация досугового времени военнослужащих способствует сплочению воинского коллектива, укреплению дисциплины и повышению культуры межнационального общения.
Педагогические возможности социальнокультурной деятельности изучались Т.Г. Бортниковой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженко-вой, А. Д. Жарковым, Л.С. Жарковой, Е.В. Ли-товкиным, Ю.А. Стрельцовым, А.А. Сукало, В.Я. Суртаевым, Б.А. Титовым, В.Е. Триоди-ным, В. М. Чижиковым и др.
В результате анализа литературных источников нами был определен комплекс социально-культурных условий преодоления межнациональных конфликтов в коллективах военнослужащих срочной службы, который позволяет проводить целенаправленное вос-
питание военнослужащих, формировать у них культуру межнационального общения: построение воспитательной деятельности с военнослужащими в соответствии с законами и требованиями военной присяги, общевоинскими уставами и традициями Российских Вооруженных сил; признание приоритетности формирования культуры межнационального общения у военнослужащих как определяющего характер и уровень подготовки воинов к взаимодействию в процессе воинской службы и решению боевых задач; построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов; использование потенциала социально-культурной деятельности в воспитательной работе для активизации и самореализации духовного потенциала военнослужащих; готовность командиров к осуществлению воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей; осуществление воздействия на личность военнослужащих через образовательную, мыслительную и творческую деятельность; построение воспитательной работы на основе комплексной педагогической программы по преодолению межнациональных конфликтов в коллективах военнослужащих срочной службы; использование критериального аппарата, позволяющего проводить объективную оценку эффективности воспитательной работы с личным составом.
Далее мы провели опытно-экспериментальную работу, которая включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента в работе принимало участие 226 военнослужащих. Из них 116 человек составили экспериментальную группу (военнослужащие в/ч «А») - с ними в дальнейшем проводилась целенаправленная педагогическая работа, а 110 человек (военнослужащие в/ч «В») составили контрольную группу.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики: интерпретированный тест М. Куна, Т. Мак-партланда «Кто я?»; методика «Участие в этнических контактах», направленная на выявление степени реальной и желаемой включенности человека в иноэтнические контакты; анонимное анкетирование испытуемых
для оценки уровней сформированности культуры межнационального общения военнослужащих; математическая обработка и анализ полученных данных.
1. В процессе анализа результатов, полученных по тесту М. Куна, было выявлено, что средний ранг, полученный участниками, составил 5,4. То есть значимость этнического «Я» для испытуемых показала достаточно высокую акцентуацию этнического статуса у военнослужащих, что позволило сделать следующее заключение: тенденция гиперболизации этнической идентичности, значительная выраженность этничности в идентификационных матрицах испытуемых является отражением наличия напряженности в межэтнических отношениях в воинских коллективах и большой вероятности возникновения конфликтов на национальной основе.
2. Результаты, полученные в ходе исследования по методике «Участие в этнических контактах» показали, что 24,8 % военнослужащих хотели бы участвовать в собственно этнических контактах в сфере совместной деятельности, собственно этнических и ино-этнических контактах взаимодействуют 62,8 %, из них хотели бы участвовать в контактах только с представителями своей национальности 54,9 % и только 14 % изъявили желание взаимодействовать с представителями других наций. Похожий результат мы получили, оценивая контакты военнослужащих в сфере досуга: 18 % желали бы собственноэтнических контактов, 58 % участвуют в собственноэтнических и иноэтнических контактах, хотя 28,3 % из них хотели бы проводить свободное время с представителями только своей национальности.
Анализ полученных результатов позволяет заключить, что в условиях военной службы каждый второй военнослужащий не желает идти на контакты с представителями иных наций, что подтверждает достаточно высокую вероятность возникновения межнациональных конфликтов в коллективе военнослужащих срочной службы.
3. Далее с военнослужащими проводилось анкетирование, в процессе которого им предлагалось ответить на вопросы разработанной нами анкеты, разбитых на четыре блока в соответствии с выделенными нами критериями: когнитивным, мотивационным, эмоционально-коммуникативным и поведен-
ческо-деятельностным. За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов (максимальный балл - 4, а минимальный - 1). Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 160, а минимальное - 40 баллам.
У каждого испытуемого определялся уровень сформированности культуры межнационального общения с использованием следующей шкалы.
От 40 до 80 баллов - низкий уровень сформированности культуры межнационального общения военнослужащих, который характеризовался негативным отношением к представителям других национальностей. Военнослужащие обладали минимальными знаниями не только о культуре, истории, особенностях межнационального общения, принятых у представителей других национальностей, но и о собственной культуре, истории и традициях. Военнослужащие не знают или не стараются соблюдать общепринятые правила поведения и межнационального общения. Отрицательно относятся к тому, что служат вместе с представителями других национальностей. В их поведении могут наблюдаться национальная и расовая неприязнь, они нередко открыто конфликтуют с представителями других национальностей, могут унижать чувства, традиции представителей других национальностей.
От 81 до 120 баллов - средний уровень сформированности культуры межнационального общения военнослужащих, который характеризуется избирательным отношением к представителям других национальностей. Военнослужащие имеют лишь общие представления о своих национальных особенностях и особенностях других национальностей, владеют частичными знаниями о культуре межнационального общения, не всегда стараются соблюдать нормы и правила поведения межнационального общения. Нейтрально относятся к тому, что служат вместе с представителями других национальностей, к проявлениям несправедливости, к национальной и расовой неприязни.
От 121 до 140 баллов - высокий уровень сформированности культуры межнационального общения военнослужащих, предполагающий овладение полными и осознанными знаниями об особенностях своей национальности и особенностях межнационального
общения. Интересуются культурными, духовными ценностями как своей, так и других национальностей, постоянно стремятся расширять свой кругозор. Они уважительно и доброжелательно относятся к людям независимо от их национальной принадлежности, всегда готовы прийти им на помощь. Им чужда национальная замкнутость, обособленность и эгоизм. Они ориентированы на общечеловеческие ценности, испытывают нетерпимость к несправедливости, к национальной и расовой неприязни.
После проведения анонимного анкетирования у каждого респондента экспериментальной и контрольной групп подсчитывалось общее количество набранных баллов, и в соответствии с этим результатом он был условно отнесен к определенной группе. Данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах незначительно отличались друг от друга (рис. 1).
Проведенный анализ показал, что уровень сформированности культуры межнационального общения у большинства военнослужащих, принимающих участие в экспериментальной работе, невысок, отношение к военнослужащим других национальностей не всегда позитивно, многие военнослужащие предпочли бы служить с представителями своей национальности, что подтверждает высокий риск возникновения конфликтов на национальной почве.
В формирующем эксперименте принимали участие 116 военнослужащих, составивших экспериментальную группу (те же, что участвовали в экспериментальной работе на констатирующем этапе), проходящих службу в в/ч «А», а также штатный офицерский состав в количестве 8 человек, включающий командиров подразделений и офицеров воспитательных структур в этих частях. С военнослужащими, составляющими контрольную группу (в/ч «В»), целенаправленная деятельность по разработанной нами программе, направленной на формирование культуры межнационального общения военнослужащих, не проводилась.
1. Прежде всего, была разработана педагогическая программа «Армейская дружба сближает народы» по формированию культуры межнационального общения военнослужащих с использованием потенциала со-
циально-культурной деятельности, рассчитанная на 11 месяцев, в которую вошли 116 занятий. Педагогическая деятельность по разработанной программе была направлена на повышение знаний о культуре, традициях и обычаях своего и других народов; на формирование уважительного отношения к людям разных национальностей; способности адекватно воспринимать представителей других национальностей, умения преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач и т. д.
В процессе работы по различным направлениям использовались различные формы деятельности: экскурсии, политинформации, собрания, беседы, обсуждения, дискуссии, викторины, конференции, «круглый
стол», создание видео-музея, экспедиции, кино, театр, телевидение, защита проектов и др. Основным компонентом, в процессе которой происходило формирование необходимых качеств, являлась социально-культурная деятельность, происходило моделирование отдельных сторон деятельности, связанной с формированием культуры межнационального общения у военнослужащих и позволяющей решать поставленные задачи с учетом специфики военной службы. Среди форм такой деятельности использовались: посещение мест воинской славы и захоронений; выступления представителей различных национальностей, театрализованные действия; фестивали солдатской песни; приглаше-
ния родителей; дни открытых дверей и др. В ходе занятий военнослужащие получали возможность в игровой и состязательной форме практически овладевать нужными и интересными для них знаниями, составляющими основу формирования культуры межнационального общения.
2. Проводилась также целенаправленная работа по подготовке командиров к осуществлению педагогической деятельности по формированию культуры межнационального общения военнослужащих. Участие в работе приняло 8 человек: командиры, организаторы культурно-досуговой деятельности.
3. После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с военнослужащими мы провели повторное анкетирование испытуемых с помощью анкеты, применяемой нами на констатирующем этапе эксперимента.
Анкетирование показало, что уровень сформированности культуры межнационального общения военнослужащих, вошедших в экспериментальную группу, значительно повысился.
Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапах эксперимента. Результаты сравнительного анализа повторного анкетирования показали четкую положительную динамику сформированности культуры межнационального общения военнослужащих, вошедших в экспериментальную группу (рис. 2).
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
50,00% 55%
39,00% 37,30%
11% 8,20%
□ Экспериментальная группа -
констатирующий этап эксперимента
□ Контрольная группа -констатирующий этап эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Рис. 1. Сравнительная диаграмма, отображающая соотнесение количества военнослужащих, имеющих разные уровни сформированности культуры межнационального общения, в экспериментальной и контрольной группах (данные констатирующего этапа эксперимента)
60%
5Q%
4Q%
30%
2Q%
1Q%
Q%
55,2Q%
5Q,QQ%
39,00%
3 2,8Q %
11% 12%
Высокий Средний Низкий уровень
уровень уровень
□ Экспериментальная группа -
констатирующий этап эксперимента
□ Экспериментальная группа - формирующий этап эксперимента
Рис. 2. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения в экспериментальной группе (данные констатирующего и формирующего этапов эксперимента)
6Q%
5Q%
4Q%
30%
2Q%
10%
Q%
55,2Q%
5Q,QQ%
32,8Q%
14%
36,4Q%
12%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
□ Контрольная группа -контрольный этап эксперимента
□ Экспериментальная группа -контрольный этап эксперимента
Рис. З. Сравнительная диаграмма, отображающая условное распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения (данные контрольного этапа эксперимента)
Кроме того, мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах (рис. 3).
Таким образом, разработанная и апробированная программа «Армейская дружба сближает народы» с учетом разработанных социально-культурных условий, направленная на повышение знаний о культуре, традициях и обычаях других народов; на формирование уважительного отношения к людям разных национальностей; способности адекватно воспринимать представителей других
национальностей, умения преодолевать
трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей в процессе воинской службы и выполнения боевых задач и т. д. способствовала повышению уровня сформи-рованности культуры межнационального общения военнослужащих.
Поступила в редакцию 24.01.2012 г.
UDC 355.33
SKILLED-EXPERIMENTAL JOB ON APPROBATION OF SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF INTERNATIONAL CONFLICTS OVERCOMING IN MILITARY MEN COLLECTIVES OF URGENT SERVICE
Sergey Yaroslavovich PINDUS, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In the article the results of skilled-experimental job on approbation of welfare conditions of overcoming of the international conflicts in of military men collectives of urgent service are submitted which consist from ascertaining, forming and control stages. The pedagogical program on formation of international culture of the military men of a urgent service is stated, its efficiency is proved.
Key words: international conflicts; collective of military men of urgent service; formation of international culture.