УДК 34.55.21
С.Я.Пиндус
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
В статье представлена модель преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы, рассматриваются этапы данного педагогического процесса, включающие цель, задачи, принципы, условия, формы, средства, содержание, уровни, в своей совокупности позволяющие достигнуть конечного результата.
Ключевые слова: преодоление межнациональных конфликтов, военнослужащие, воспитательный процесс, культура межнационального общения военнослужащих, моделирование, социально-культурная деятельность.
S. Ya.PindusModeling of negotiation process of the international conflicts between the military men of an urgent service.
In clause the model of overcoming of the interethnic conflicts between the military men of a urgent service is submitted, the stages of the given pedagogical process including the purpose, tasks, principles, condition, form, means, contents, levels, in the set allowing are considered to reach final result.
Key words: overcoming of the interethnic conflicts, military men, pedagogical process, culture of interethnic dialogue of the military men, modeling, welfare activity.
Неразрешенность социально-экономических проблем, неустойчивость политической ситуации в России являются благоприятной средой для возникновения конфликтов и обострения отношений между представителями отдельных национальностей. Вышесказанное относится и к Вооруженным Силам, являющимися частью нашего общества, где по-своему отражается его жизнь во всех сферах, в том числе, и в сфере межнациональных отношений.
За последние годы существенно изменился социальный портрет армии. Сложные процессы, возникшие в сфере межнациональных отношений, резкое изменение социально-демографической ситуации в стране противоречивый характер отношений между отдельными республиками, возросшая активность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты, - все это нашло свое закономерное отражение в качестве подготовки призывного контингента и в отношении молодежи к военной службе.
Между тем, основными параметрами, которые характеризуют мощь Вооруженных Сил, являются их боеспособность и боевая готовность воинских подразделений, где особую роль играют взаимоотношения военнослужащих. Поэтому актуальным представляется поиск путей преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими.
В настоящее время в рамках программы, утвержденной Президентом Российской Федерации, осуществляется переход Вооруженных Сил, воинских формирований к единой системе воинского воспитания.
Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего, «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.), Приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», Директивы Министра обороны Российской Федерации 1993 г. № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», где на первый план выдвигается задача организации воспитательной работы с военнослужащими.
Важнейшей составляющей воспитательной работы в армии является формирование навыков общения между военнослужащими разных национальностей в различных условиях и ситуациях деятельности. Войсковая практика свидетельствует о значительных проблемах и затруднениях, испытываемых военнослужащими различных национальностей в ситуациях общения и взаимодействия.
Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль
и психику. Следовательно, возникает необходимость поиска дополнительных возможностей организации воспитательной работы с военнослужащими, что позволило бы преодолеть возникновение межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы.
В решении проблемы преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы огромным потенциалом, на наш взгляд, обладает социально-культурная деятельность.
Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-культурная деятельность дол-жна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [1, 46].
Одним из теоретических и в тоже время универсальных методов научного исследования, применяемых практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления является моделирование. В самом общем смысле модель - материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект - оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты [2].
Необходимость моделирования в социально-культурной деятельности определяется следующими причинами: сложностью социально-культурных процессов, отсроченностью во времени результатов, трудностью в реальной обстановке проверить варианты решения проблем и другими причинами.
В работах А.В. Золотаревой процесс моделирования включает в себя следующие стадии:
- формулировка целей и постановка задач (здесь окончательно оформляются цели и задачи предстоящей деятельности);
- выбор функции, в рамках которой может быть реализована сформулированная цель (образовательные или социально-педагогические функции деятельности);
- выявление из множества известных свойств и характеристик выбранной функции наиболее существенной для реализации цели и решения поставленных задач;
- экспериментальное исследование модели. На этой стадии может быть организован эксперимент или проведено апробирование модели в сходных условиях. Может проводиться корректировка в соответствии с результатами эксперимента:
- разработка плана практических действий по внедрению модели;
- реализация разработанного плана, достижение намеченной цели [3].
Несмотря на всю свою сложность, именно благодаря моделированию возможно создать конкретный идеальный образ деятельности, который позволяет достичь намеченной цели путем последовательного построения определенных структурных блоков.
Педагогический процесс преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими сро-чной службы представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования, что позволяет выделить основные блоки модели, особенности их функционирования, решаемые задачи, содержание, специфику дидактических процессов.
Разработанная нами педагогическая модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих взаимосвязанных блоков: целевой, включающий цель, задачи и социально-культурные условия преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы; организационно-содер-жательный, включающий факторы, принципы, содержание, формы и средства; диагностико-ре-зультативный, характеризующий уровни сформированности культуры межнационального общения военнослужащих.
Педагогическая модель преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими
срочной службы
Цель: преодоление межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы |
л es
Социально-культурные условия построение воспитательной деятельности на основе законов и требований военной присяги, общевоинских уставов и традиций; признание приоритетности формирования культуры межнационального общения у военнослужащих как определяющего характер и уровень подготовки воинов к взаимодействию; построение педагогической деятельности на основе модельного представления; использование потенциала социально-культурной деятельности в воспитательной работе; использование различных социально-культурных технологий для активизации и самореализации духовного потенциала военнослужащих; готовность командиров и психологов к осуществлению воспитательной работы; осуществление воздействия на личность военнослужащих через образовательную, мыслительную и творческую деятельность; разработка и реализация комплексной педагогической программы;
использование критериального аппарата._
Задачи:
формировани
е культуры
межнационал
ьного
общения
военнослужа
щих
формирование национального компонента (патрио-тического сознания индивида -осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов) и т.д.
формирование интернационально го компонента: доброжелательног о отношения к представителям др. национальностей, формирование культуры межнациональног о общения
формирование политической культуры, в т.ч. и в сфере национальных отношений,
включающей политической отношение
оценку ситуации, к системе
политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов,
симпатий и антипатий, убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в военной деятельности.
Педагогическая работа по преодолению межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы
$
$ &
а
к &
-К
к о а а
о ■
о
о й<
ьй
с
а
о-^
Кг
О Л
Фак
тор
ы
Принципы
Содержание
Формы
Средства социально-культурной деятельности
^
8 И
о
<ц
V 8 и О
Из
<ц
а
- личностной направленности;
- личностного подхода;
- личностной самоценности;
- дифференцированного подхода;
- активности;
- деятельностного подхода;
- добровольности;
- доброжелательности;
- интегративности;
- коллективизма и др.
- программа
«Армейская
дружба
сближает
народы»;
взаимодействие с музеями, центрами культуры, с общественными организациями и др.
экскурсии,
политинформац
ии,
собрания, беседы, обсуждения, викторины, конференции, круглый стол, создание видеомузея, походы, экспедиции, защита проектов и др.
живое слово;
кино;
спорт;
самодеятельность; искусство; литература и др.
Уровни сформированности культуры межнационального общения
военнослужащих:
низкий, средний, высокий
чз Ъ 2
I I г
Результат: преодоление межнациональных конфликтов между военнослужащими
срочной службы
Дадим краткую характеристику каждого из компонентов педагогической модели.
Цель - преодоление межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть следующие задачи исследования:
- формирование культуры межнационального общения военнослужащих;
- формирование национального компонента (патриотического сознания индивида - осознание отношения к Родине, своему народу, усвоение определенной шкалы ценностей и установок, становление ценностных ориентаций, развитие национальной гордости, исторического самосознания, обычаев, традиций, нравов);
- формирование интернационального компонента: доброжелательного отношения к представителям др. национальностей, формирование культуры межнационального общения;
- формирование политической культуры, в т.ч. и в сфере национальных отношений, включающей оценку политической ситуации, отношение к системе политической власти и ее институтам, формирование политических взглядов, симпатий и антипатий, убеждений и подготовку к реализации этих убеждений в военной деятельности.
Нами разработаны также социально-культурные условия преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы:
• построение воспитательной деятельности в соответствии с законами и требованиями военной присяги, общевоинскими уставами и традициями Российских Вооруженных Сил;
• признание приоритетности формирования культуры межнационального общения у военнослужащих как определяющего характер и уровень подготовки воинов к взаимодействию в процессе воинской службы и решению боевых задач;
• построение педагогической деятельности на основе модельного представления, содержащего совокупность взаимосвязанных и последовательных компонентов;
• использование потенциала социально-культурной деятельности в воспитательной работе для активизации и самореализации духовного потенциала военнослужащих;
• использование различных социально-культурных технологий для активизации и самореализации духовного потенциала военнослужащих;
• готовность командиров к осуществлению воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей;
• осуществление воздействия на личность военнослужащих через образовательную, мыслительную и творческую деятельность;
• построение воспитательной работы на основе комплексной педагогической программы по преодолению межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы;
• использование критериального аппарата, позволяющего проводить объективную оценку эффектив-ности воспитательной работы с военнослужащими.
Организационно-содержательный блок модели характеризует используемые и учитываемые в педагогическом процессе по преодолению межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы:
• факторы:
Продуктивность педагогического процесса зависит от ряда факторов. В процессе преодоления межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы возникает множество путей взаимодействия между внутренним состоянием личности и внешними условиями. В нашем исследовании мы будем опираться на учет следующих факторов.
К педагогическим факторам мы относим: изучение политических идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение военнослужащих; включение военнослужащих в совместную социально-культурную деятельность; наличие четко сформулированных целей.
К организационным факторам мы относим: эффективные современные способы организации педагогической деятельности по формированию позитивного отношения к закону, знание военнослужащими Устава, традиций Вооруженных сил, своих обязанностей перед государством и обществом; участие в мероприятиях, направленных на укрепление воинской дисциплины и пр.
Сложные, противоречивые процессы, происходящие в современном обществе, обуславливают спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт
старших по-колений, но и обогатить его собственными достижениями.
• принципы:
Преодоление межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы -сложный и многогранный процесс. Он функционирует на основе комплекса педагогических принципов. Принципами педагогического процесса называют определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования и развития личности.
Принципы в социально-культурной сфере - это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные черты и закономерности социально-культурного процесса.
Мы выделяем следующие основные принципы, с учетом которых строился педагогический процесс по формированию культуры межнационального общения военнослужащих в процессе социально-культурной деятельности.
Принцип личностной направленности. Он выступает как один из ведущих принципов. Именно личностная направленность определяет ориентацию на общечеловеческие, гражданско-патриотические ценности. Гражданско-патриотические ценности занимают в иерархии жизненных ценностей личности особое место.
С этим принципом тесно взаимодействует принцип личностного подхода.
Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) личности военнослужащего. Учет индивидуальных особенностей — это один из аспектов более общего, личностного подхода к человеку.
Принцип личностной самоценности. Данный принцип, с одной стороны, подчеркивает ценность становления индивидуальности во всех ее проявлениях в культурно-образовательном пространстве современности, ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности, с другой, ориентирует на развитие и формирование личностной целостности.
Принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе ряда факторов: выявления индивидуальных, культурных потребностей и интересов исследуемой категории людей; ориентации на развитие процессов самопознания, самореализации, самосовершенствования и взаимоподдержки.
Принцип активности - предполагает активные деятельные формы проведения свободного времени, во время которых военнослужащие принимают участие в культурной жизни, занимаются спортом, самодеятельными формами проведения досуга с целью развития своих способностей и самосовершенствования. К сожалению, сегодня в иерархии наиболее ценных качеств в людях активность и инициативность не тождественны готовности к участию в решении общих дел, а чувство долга -ответственности за то, что происходит в стране.
Следование принципу активности означает возложение на человека ответственности за реализацию возможности организовать активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.
Принцип деятельностного подхода. В соответствии с этим принципом развитие личности происходит только в процессе деятельности.
Принцип добровольности предполагает свободный выбор видов, форм деятельности, предполагающий комфортность и удовлетворение интересов каждой личности.
Принцип доброжелательности предполагает опору на положительное в личности и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия, так как раскрытие положительных резервов личности становится возможным лишь в атмосфере благожелательности.
Принцип интегративности предполагает осуществление целостного воспитательного воздействия, слияние педагогического процесса воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессами обучения и развития.
Принцип коллективизма. Уровень развития личности во многом зависит от уровня развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования общечеловеческих ценностных ориентаций личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Для реализации принципа коллективности используются: групповые формы работы, участие в многообразной общественной жизни, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
• содержание, реализуемое в программе «Армейская дружба сближает народы», взаимодействие с общественными организациями, с музеями, центрами культуры и др.;
• средства социально-культурной деятельности:
- живое слово; кино; спорт; самодеятельность; искусство; литература и др.
• формы:
При разработке модели педагогического процесса по преодолению межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы следует особо назвать формы работы - способы разъяснения политических идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение военнослужащих.
Система педагогических мероприятий включает в себя работу специальных курсов, школ, семинаров, политинформаций и пр.
Большую роль в воспитании военнослужащих играют средства массовой информации. К формам воспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи, комментарии и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой воспитательной работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории, декады, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшими в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не используется должным образом и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Немаловажную роль в решении проблемы играют такие средства информации как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение.
Таким образом, мы выделили следующие формы социально-культурной деятельности: экскурсии, экспедиции, лекции, беседы, политинформации, собрания, походы, викторины, конференции, круглый стол, создание видео-музея, защита проектов и др.
Последний блок, выделяемый в представленной модели - диагностико-результативный, характеризующий уровни сформированности культуры межнационального общения военнослужащих.
В нашем исследовании выделяются высокий; средний и низкий уровни сформированности культуры межнационального общения военнослужащих. Данные уровни можно охарактеризовать количественными и качественными показателями. В этом случае уровни рассматриваются как ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие педагогического явления.
Таким образом, педагогический процесс, направленный на преодоление межнациональных конфликтов между военнослужащими срочной службы в нашем исследовании основан на педагогическом потенциале социально-культурной деятельности.
Литература
1. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т.Г., Черниченко В.И., Ярошенко Н.Н. - М.: МГУКИ, 2001.
2. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губницкий, Г.В. Кораблева, В.Р. Лутченко. - М.: Инфра, 1997.
3. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.