Т.С. Кузьменко. - М. : Имедис, 1998. - 654 с.
5. Дворкин, Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета : учебное пособие / Л.С. Дворкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 396 с.
6. Мишустин, В.Н. Обоснование принципа единства общей и специальной подготовки в тренировке юных тяжелоатлетов / В.Н. Мишустин, П.А. Сабуркин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 127-130.
7. Морозов, М.Е. Научно-методические особенности начальной подготовки тяжелоатлетов в 10-15-летнем возрасте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Морозов М.Е. - Краснодар, 2001. -24 с.
8. Мюльберг, И.Э. Специфичность развития двигательных качеств как основа для отбора специальных и вспомогательных средств физической подготовки тяжелоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мюльберг И.Э. - М., 1971. - 18 с.
9. Сулейманов, Н.Л. Методические возможности управления тренировочной нагрузкой квалифицированных тяжелоатлетов в соревновательном периоде подготовки / Н. Л. Сулейманов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 136-141.
10. Ченегин, В.М. Методика исследования кожно-гальванических реакций у спортсменов / В.М. Ченегин // Теория и практика физической культуры. - 1975. - № 1. - С. 69-71.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1974), Sketches on physiology of functional systems, Medicine, Moscow.
2. Bayevsky, R.M. (1979), "Cybernetic analysis of a warm rhythm as a method of experimental and applied physiology", Age functional features of heart at physical activities, Stavropol, pp. 63-67.
3. Vorobyov, A.N. (1977), Weightlifting sport: Sketches on physiology and sports training, F&S, Moscow.
4. Garkavi, L.H., Kvakina, E.B. and Kuzmenko, T.S. (1998), Anti-stress reaction and activation therapy. Activation reactions as a way to health through self-organization processes, Imedis, Moscow.
5. Dvorkin, L.S. (2006), Training of the young weight-lifter: manual, Soviet sport, Moscow.
6. Mishustin, V.N. and Ssburkin, P.A. (2011), "Justification of the principle of unity of the general and special preparation in training of young weight-lifters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 127-130.
7. Morozov, M.E. (2001), Scientific and methodical features of initial training of weight-lifters at 10-15-year age, dissertation, Krasnodar.
8. Myulberg, I.E. (1971), Specificity of development of motive qualities as basis for selection of special and supportive applications ofphysical training of weight-lifters, dissertation, Moscow.
9. Suleymanov, N.L. (2015), "Methodical control of the training loads of qualified weightlifters in the competitive period of training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 136-141.
10. Chenegin, V. M. (1975), "Methodic of research of skin and galvanic reactions at athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 69-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2015
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Александр Валентинович Морозов, адъюнкт, Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (ПВИ ВВ МВД РФ), Пермь
Аннотация
Одной из проблем, возникающей в армейской среде, остается - взаимопонимание между военнослужащими разных национальностей. С целью предотвращения и не допущения развития конфликтных ситуаций необходим ряд действенных мер не только воспитательного характера, но и
педагогического. Каждый командир независимо от его воинского звания и должности должен уметь работать с личным составом и предчувствовать ситуацию, развивающуюся в коллективе подчиненного ему подразделения. Одним из вариантов решения может послужить - моделирование тех или иных ситуаций и, как следствие, построение модели формирования культуры межнационального общения с использованием педагогических основ.
Ключевые слова: культура межнационального общения, педагогическое моделирование, признаки межнациональных отношений, взаимодействие военнослужащих, поликультурное воспитание, уровневая градация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p149-154
PEDAGOGICAL PROBLEMS OF MODELING THE PROCESS OF FORMATION OF THE CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION AMONG THE CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Alexander Valentinovich Morozov, the post-graduate military student, Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russia
Annotation
One of the problems arising in the army environment remains the mutual understanding between the military personnel of the different nationalities. For the purpose of prevention and avoiding the development of the conflict situations a number of the effective measures of not only the educational character, but also of pedagogical one is necessary. Each commander irrespective of his military rank and position has to be able to work with the staff and to have presentiment of the situation developing among the staff of the division subordinated to him. Modeling of these or those situations and, as a result, elaboration of the model for the formation of the culture of international communication with application of the pedagogical bases can serve as version for the decision.
Keywords: culture of international communication, pedagogical modeling, signs of the international relations, interaction of the military personnel, polyculture education, level of gradation.
Культура межнационального общения - чрезвычайно многогранное понятие, поскольку само по себе понятия «культура» и «межнациональное общение» богаты и разнообразны в своих проявлениях. В каждой стране мира имеется национальная культура, но межнациональное общение между представителями различных государств зачастую отсутствует.
Для нас нужна культурологическая направленность обучения и соответствующие ей приближения и образы, которые необходимы для последующего моделирования взаимодействия людей, представляющих различные национальные группы населения в тех или иных условиях жизнедеятельности.
Известно, что моделирование - это такой метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения, называемом моделью. Второй из объектов, называющийся моделью первого, находится в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способен замещать его на определенных этапах познания и даёт при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [3, С. 107].
В.И. Селиванова считает, что использование моделирования в теоретическом исследовании - это не просто способ схематического и четкого представления целостного явления для упрощения понимания сложноорганизованных систем. Это возможность ясно представить целостную картину изучаемой сферы и сузить зону экспериментально-теоретического поиска [2, С. 70].
Г.Г. Кагарманова рассматривает моделирование в педагогической деятельности как «конкретизацию проекта, придание ему формы, объекта, наглядности» [3, С. 101]. Мы, в свою очередь отмечаем, что моделирование - это приближенное описание систем
и процессов, благодаря которому, пренебрегая несущественными сторонами изучаемого объекта, выделяют те, которые оказывают наиболее значимое влияние в его функционировании. Причем при изучении различных процессов необходимо абсолютизировать те или иные доминантные признаки. Пренебрегать можно тем, что в конкретном случае имеет второстепенное значение.
Нас интересует культура межнационального общения курсантов вузов внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Поэтому важным являются те базовые понятия педагогики, которые позволяют формировать ее, добиваться гармонизации деятельности воинского коллектива военного вуза.
Особенностью подразделений внутренних войск МВД России является то, что они отличаются активным социальным и профессиональным взаимодействием субъектов совместной деятельности. От этого взаимодействия существенно зависит жизнедеятельность военнослужащих, успех выполнения служебно-боевых задач. Поэтому важнейшая проблема - это обеспечение такого межнационального взаимопонимания, выработка такой связи между субъектами, такой культуры, которая бы многократно усиливала возможности подразделений внутренних войск МВД России. Когда мы говорим о войсках правопорядка, то нельзя не упомянуть специфику, заключающуюся в многонационально-сти подразделений и воинских частей. Культура межнационального общения в данном случае замыкается не только курсантами, но и национальными культурами тех социальных групп, на территории, проживания которых происходят вооруженные конфликты, где в урегулировании таковых задействованы внутренние войска. Местное население -это наши российские граждане. Учитывать их национальную культуру обязан каждый военнослужащий, при этом не следует нарушать их традиции.
Возникает другая проблема о необходимости перехода к описанию взаимодействия в воинских частях. Отличительными признаками, особенностями в межнациональных отношениях являются: 1) недостаточное владение русским языком - языком межнационального общения; 2) невысокий уровень компетентности в понимании собственной национальной культуры; 3) отсутствие механизмов взаимодействия военнослужащих, с учетом национальных культур. Изучение русского языка должно быть организовано как дополнительное, деятельностное, личностно-ориентированное. Взаимодействие военнослужащих, в процессе совместной образовательной деятельности может быть: 1) бытовое; 2) служебное; 3) учебное; 4) при выполнении служебных и служебно-боевых задач; а также письменное, требующее свободной формы изложения материала.
При построении модели формирования культуры межнационального общения (рисунок 1.) нами были учтены следующие требования к моделированию (Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, В.Н. Михеев, В.А. Штофф и др.): модель должна представлять и описывать систему, имеющую цель и результат; модель находится в некотором соотношении сходства и различия с оригиналом; модель замещает оригинал в определенных отношениях в процессе исследования; модель должна обеспечивать возможность получения нового знания об оригинале в результате исследования.
При составлении модели была использована концепция поликультурного воспитания. Суть ее состоит в том, что формирование ценностных ориентиров военнослужащих происходит под влиянием нескольких национальных культур.
Мы рассматриваем комплексную модель, в которой и обучение, и воспитание ориентированы на формирование культурного слоя.
Приобретение курсантами военных вузов внутренних войск МВД России знаний, умений и навыков, направленное на совершенствование их компетентности, способствует интеллектуальному и культурному развитию личности, формированию у нее способности быстро реагировать на запросы времени, отражение современных тенденций воинского обучения и воспитания. Гармонизация межнациональных отношений — это утвердившаяся система взаимоотношений в воинском коллективе, предполагающая уважения
национального характера совместное взаимосогласованное участие в решении служебно-боевых задач и приказов. Оно наступает не сразу и имеет определенные этапы, которые должен пройти военнослужащий в своем развитии.
_Методологическое основание_
Компетентностный подход | Поликультурный подход
_Цель_
Формирование культуры межнационального общения курсантов вузов внутренних войск
Теоретико-методологическое основание Компоненты
\
Педагогические условия
\
Структура культуры межнационального общения
Когнитивный компонент Мотивационно-ценностный компонент Чувственно-эмоциональный компонент Деятельностный компонент
_Результат_
Сформированность культуры межнационального общения курсантов вузов _внутренних войск_
Рис. 1. Модель формирования культуры межнационального общения курсантов вузов внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием педагогических основ
Первоначальный этап состоит в знании языка межнационального общения - это русский язык. Знание русского языка создает необходимое, но еще недостаточное условие, чтобы человек оценил и принял для себя важность другой национальной культуры. Это происходит не отвлеченно само по себе, а наступает в процессе выполнения служеб-но-боевых задач, образовательной деятельности, когда человек приобретает к имеющимся у него образовательным ресурсам еще способность взаимодействовать в многонациональных отношениях.
Как и в остальных многонациональных сообществах, в России и, в частности в армейской среде, одна из магистральных педагогических целей может быть определена -воспитание людей, способных к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающих обостренным чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Из этой цели вытекают задачи воспитания и образования курсантов внутренних войск МВД России: освоение культуры собственного народа; воспитание культурного плюрализма, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения носителей разных субкультур; воспитание в духе мира и сотрудничества. Проблемами воспитания являются не только навыки социальной деятельности, но и межязыковое общение. Эти проблемы ста-
новятся определяющими, когда идет рассмотрение видов действий.
В обществе сложилось мнение о том, что в отдельных воинских частях происходит формирование теневых групп по национальному признаку, в которых существуют лидеры, пытающиеся оказать давление на других военнослужащих.
В широком смысле ведущей целью поликультурного воспитания является устранение в сознании личности противоречия между системами и нормами воспитания и обучения наций. Предполагается взаимная адаптация субъектов воспитания курсантов, отказ большинства от культурного диктата, от стереотипа представления лучших или более значимых культур. К числу других целей поликультурной и полиэтнической педагогики можно причислить формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия подразделения военнослужащих для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям сослуживцев; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур.
Цели поликультурного воспитания в многонациональной среде подразделений внутренних войск МВД России достигаются поэтапно. Последовательность этапов можно представить в следующей цепочке: 1) воспитание непротивления культурному многообразию воинского подразделения; 2) признание уникальности иных культур; 3) понимание и признание неизбежности национального многообразия; 4) принятие полиэтнического и поликультурного социума; 5) воспитание интереса к другим культурам; 6) устойчивый интерес к прочим культурам; 7) межкультурное взаимодействие. (Шр^Ми^е. org/38039/pedagogika/kontseptsii_mezhkulturnogo_dialoga_obrazovanii)
По своему содержанию поликультурное воспитание - это приобретение знаний, достойное образование всех людей, независимо от этнокультурной принадлежности, передача возможно более точной и совершенной информации об иных культурах.
Одним из фактов результативности свидетельствует уровневая градация сформи-рованности культуры межнационального общения курсантов как важнейшей личностной и профессиональной компетенции. Высшим уровнем является гармонизация отношений: тогда, когда общение людей разных национальностей взаимообогащает, радует и способствует усилению их потенциала. Средний уровень определяется тем, что специалисты способны понимать друг друга и выполнять боевые задачи. Начальный уровень характеризуется общим пониманием курсантов о представителях других этносов, готовности предсказать и предугадать стиль поведения военнослужащего другой национальности.
Таким образом, в результате процесса моделирования с целью формирования культуры межнационального общения курсантов вузов внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием педагогических основ мы можем говорить о следующих тенденциях. Менталитет военнослужащих, представляющих различные национальности, сближается, что позволяет сформулировать принципы деятельности по обеспечению гармонизации межнациональных взаимоотношений: дополнительное изучение русского языка, знакомство с традициями культуры народов России и национальных культур, представленных на русском языке. Сложность формирования культуры межнационального общения связана с ее недостаточной развитостью у курсантов внутренних войск МВД России, в том числе, низкой сформированности у командиров, которые, зачастую, не зная особенностей национального своеобразия подчиненных военнослужащих, не способны конструктивно решать вопросы, возникающие в повседневной деятельности подразделения и в условиях выполнения служебно-боевых задач. Поэтому, принимая во внимание мозаичность современной культуры личности курсантов, можно утверждать, что сегодня важной нерешенной проблемой является формирование культуры межнационального общения военнослужащих, представляющий собой сложный социально-педагогический процесс, в котором одновременно формируется культура межнационального общения, как социума, так и личности. В этой связи разра-
ботку технологий, форм и видов деятельности по формированию культуры межнационального общения курсантов необходимо моделировать с учетом специфики социокультурного образовательного пространства, приведенных выше принципов и педагогических условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кагарманова, Г.Г. К вопросу о моделировании педагогической деятельности / Г.Г. Кагарманова // Путь науки. - 2014. - № 6. - С. 100-102.
2. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. - М. : Академия, 2003. - 336 с.
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М. : Республика, 1991. - 719 с.
REFERENCES
1. Kagarmanova, G.G. (2014), "To a question of modeling of pedagogical activity", Way of science, No. 6, pp. 100-102.
2. Selivanov, V.S. (2003), Fundamentals of the general pedagogics: Theory and technique of education, Academy, Moscow.
3. Ed. Frolov, I.T. (1991), Philosophical dictionary, Republic, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2015
УДК 796.077.5
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Ольга Федоровна Мухачёва, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург). Александр Юрьевич Клопов, Заслуженный работник ФК РФ, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Аннотация
В статье отражены результаты работы коллектива СДЮШОР, направленные на повышение спортивного результата обучающихся отделения тхэквондо (ВТФ). Ключевые слова: тхэквондо, восстановление, нагрузка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p154-156
ORGANIZATION OF RECOVERY PROGRAMS IN SPECIALIZED CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOL OF OLYMPIC RESERVE
Olga Fedorovna Mukhacheva, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexander Yuryevich Klopov, Honored Worker of the Russian Federation in physical culture, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics
Annotation
The article describes the results of the children and youth Sports School of Olympic reserve staff to improve the athletic performance of the studying at Taekwondo department (WTF). Keywords: taekwondo, restoration, loading.
С целью оценки планирования учебно-тренировочного процесса c тренерско-преподавательским составом отделения тхэквондо в ноябре 2011 года было проведено