Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности'

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ТУРИЗМ / CULTURE / INTERNATIONAL COMMUNICATION / TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засимович Елена Сергеевна

В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности, проведенной на базе ряда Российских вузов. В статье определяется сущность и выявляется специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK OF CULTURE FORMATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF TOURISTIC ACTIVITY

The article discusses the results of experimental work of culture formation of international communication of youth in conditions of touristic activity made on the base of Russian universities. The article identifies the essence and specifics of culture formation of international communication of youth in conditions of touristic activity.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности»

УДК 374

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Елена Сергеевна Засимович

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности, проведенной на базе ряда Российских вузов. В статье определяется сущность и выявляется специфика формирования культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности.

Ключевые слова: культура; межнациональное общение; туризм.

Особенностью Российского государства является то, что оно исторически сложилось и продолжает существовать как многонациональное государство, что всегда накладывало отпечаток на экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В силу этих исторических обстоятельств проблема межнационального общения для России имеет особое значение.

Россия является полиэтничным, поли-культурным, полирелигиозным обществом, а исторически сложившийся многонациональный состав населения Российской Федерации обязывает не только изучать, но и сохранять и развивать многообразие культур народов.

Существенной закономерностью современного общества является рост масштабов межэтнического и межкультурного взаимодействия как массового явления. Являясь одной из форм межнационального, межэтнического взаимодействия социальных общностей и индивидов, межнациональное взаимодействие нуждается в социально-культурном, политико-правовом, морально-психологическом регулировании.

Межнациональное межкультурное общение в настоящее время связано в ряде территорий с трудностями и сложностями переходного периода, межэтническими конфликтами, потоками беженцев и вынужденных переселенцев. Снизить влияние этих неблагоприятных факторов на сознание личности можно лишь в том случае, если удастся совместить сохранение и возрождение культур народов субъектов Российской Федерации.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации (2000 г.) подчеркива-

ется, что сегодня необходимо обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Современная практика межнационального общения требует иного сознания, создания новых правовых, нравственных и социальных норм, регулирующих отношения, в которые вступают этносы и представители разных национальностей в ходе переустройства модели и структуры общества.

В процессе культурной модернизации российской действительности выявляются общие закономерности развития коммуникативной культуры, получая реальную объективацию. Культура общения индивида способствует повышению общего характера культуры, выступает детерминацией социального существования, новой формой социального бытия индивидов [1].

Уникальным и органичным ресурсом в решении задачи формирования культуры межнационального общения является, на наш взгляд, туристическая деятельность, выполняющая функции социальной ориентации и помогающая найти эффективные пути взаимодействия различных культур.

Туризм является наиболее эффективным средством удовлетворения культурных и рекреационных потребностей, т. к. он сочетает различные виды деятельности - оздоровление, познание, восстановление производительных сил, а также является средством духовного, культурного и социального развития личности [2]. Необходимость развития туристической деятельности обусловлена такими качествами молодых людей, как активность, восприимчивость к новым идеям, непритязательность [3].

Исследование проблемы формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности позволило выявить противоречия между:

- актуализацией требований, которые предъявляются современной ситуацией к уровню сформированности культуры межнационального общения молодежи, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы;

- потенциальными возможностями сферы туризма и учреждений культуры и досуга в расширении сферы межнационального общения молодежи и сложившейся инертной системой обучения и воспитания, не отвечающей современным требованиям, а также устаревшими формами построения воспитательного и образовательного процессов;

- наличием отдельного несистематизированного практического опыта по формированию культуры межнационального общения молодежи и отсутствием научных подходов к решению данной проблемы.

Совокупность указанных противоречий позволяет сформулировать проблему, которая состоит в выявлении организационнопедагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Цель исследования заключалась в выявлении и научном обосновании организационно-педагогических условий формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

Настоящее исследование велось в контексте современных теоретико-методологических аспектов социально-культурной деятельности, которым посвящены труды отечественных ученых: А.И. Арнольдова, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Т.Г. Киселе-

вой, Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Трио-дина, Н.Н. Ярошенко и др.

Большое значение для исследования потенциала социально-культурной деятельности в формировании культуры межнационального общения имеют работы М.А. Ари-арского, Т.Г. Бортниковой, О.С. Газмана, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Сур-таева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.

Анализ современных подходов к исследуемой проблеме привел нас к выводу, что проблема формирования культуры межнационального общения молодежи является актуальной проблемой и может быть решена с помощью туристической деятельности.

Нами в процессе исследования была определена сущность процесса формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, которая представляет собой процесс преобразования личности и ее свойств, предполагающий установку на понимание чужой культуры, признание чужой культурной самобытности, умение включать чужие истины в свою позицию, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Понятие «культура межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности» конкретизируется как совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий, обеспечивающая в процессе туристической деятельности полноценное межнациональное общение, направленное на освоение национальных и общечеловеческих ценностей и целостное развитие и обогащение личности.

Кроме того, мы выявили специфику формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности, которая определяется тем, что при знакомстве с традициями и культурой других народов происходит процесс взаимодействия людей в различных сферах познания, передача и воспроизведение информации, реализуемой в межличностных отношениях, что способствует духовному объединению людей различных народов и наций.

Опытно-экспериментальная работа заключалась в изучении состояния проблемы формирования культуры межнационального общения молодежи в российском обществе, в разработке и апробации педагогической программы по формированию культуры межнационального общения молодежи, осуществляемой в рамках коммуникативно-направленной организации туристической деятельности.

Прежде всего, с целью изучения состояния проблемы формирования культуры межнационального общения молодежи в российском обществе нами был проведен мониторинг деятельности органов управления и учреждений культуры ряда областей.

Проблема состояния уровня формирования культуры межнационального общения молодежи изучалась по следующим параметрам: структура организационного механизма (отделы, управления) и кадровое обеспечение деятельности по данным вопросам в органе управления культуры субъекта Российской Федерации; наличие отдельных планов работы по данному направлению на региональном и муниципальном уровнях, на уровне отдельных учреждений культуры; наиболее крупные мероприятия, проведенные в течение 3-х прошедших лет, а также запланированные на 2009-2011 гг.; наличие методического обеспечения деятельности по данному направлению и потребность в конкретных методических разработках; организационные, технологические, методические инновации в деятельности по данному направлению; прогнозы по поводу реализации данных вопросов органами управления и учреждениями культуры субъекта Российской Федерации в условиях кризиса; предложения органов управления культуры субъекта Российской Федерации о путях решения вопросов формирования межнациональной культуры в обществе, развития межнационального общения и борьбы с ксенофобией средствами культуры.

Изучение особенностей формирования культуры межнационального общения молодежи исследовалось в Московской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской, Курской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Тульской и Ярославской областях.

Проанализировав состояние проблемы, мы пришли к выводу, что во многих россий-

ских регионах проводится большая работа по формированию здоровой, благоприятной атмосферы межнационального согласия, солидарности и сотрудничества. Большую работу проводит Общероссийская общественная организация «Ассамблея народов России» и Общественная палата Российской Федерации.

В то же время следует отметить, что такая деятельность не носит комплексного, целенаправленного характера и должным образом не финансируется. Недостаточно активна деятельность по профилактике правонарушений на этнической и религиозной почве.

Отсюда возникает необходимость совершенствования системы формирования культуры межнационального общения в обществе, что возможно на основе создания центров и площадок культурного взаимодействия, способствующих диалогу и взаимопониманию в межнациональной сфере общения. В ходе констатирующего эксперимента, проведенного в 2006-2007 гг. на базе Российского государственного университета г. Москвы, изучалась сформированность культуры межнационального общения молодых людей. В эксперименте участвовало 348 человек.

С помощью разработанной нами методики «Оценка сформированности культуры межнационального общения» мы выделили 3 уровня сформированности культуры межнационального общения: низкий уровень (2558 баллов); средний (59-91 баллов); высокий (92-125 баллов).

На основе анализа полученных данных все участники констатирующего эксперимента условно были поделены на 3 группы в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения (рис. 1).

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что у подавляющего большинства испытуемых, участвующих в констатирующем эксперименте, уровень сформированности культуры межнационального общения был невысоким, что обусловило необходимость поиска путей и средств повышения у данной категории лиц культуры межнационального общения.

Формирующий эксперимент был проведен в течение 2008-2009 гг. на базе Российского государственного университета г. Москвы.

□ Q % -

□ высокий уровень □ средний уровень

□ низкий уровень

Рис. 1. Условное распределение участников констатирующего эксперимента в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения

В формирующем эксперименте принимали участие те же молодые люди, которые участвовали в констатирующем эксперименте - студенты Российского государственного университета в количестве 87 человек.

Задачами формирующего эксперимента являлась разработка и апробация педагогической программы по формированию культуры межнационального общения молодежи, которая осуществлялась в рамках коммуникативно-направленной организации туристической деятельности.

Прежде всего, организация эксперимента по формированию культуры межнационального общения молодежи в условиях туристической деятельности потребовала осмысления различных методов, используемых для решения задач исследования.

К факторам, побуждающим к активности, относятся: познавательный интерес или личная заинтересованность в познании; творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация; эмоциональное воздействие разных факторов.

Активным групповым методом является способ планируемой активизации коммуникативных процессов в туристической деятельности. Активные групповые методы можно условно классифицировать следую-

щим образом: а) дискуссионные методы; б) игровые методы; в) сенситивный тренинг.

С учетом вышеизложенного нами была разработана программа формирования культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности «Дети Земли».

Целью программы «Дети Земли» явилось теоретическое и методическое обеспечение межнационального общения участников в процессе туристической деятельности.

Программа включала целевой, содержательный, организационный, деятельностный, оценочный и результативный компоненты и предполагала:

1) воспитание умения межнационального общения, предполагающего наличие коммуникативных качеств личности;

2) расширение коммуникативного потенциала человека за счет активизации периферийных личностных образований (способность к эмпатии, конформность дипломатичность, открытость, социальная смелость, эмоциональная устойчивость).

При этом учитывалось, что значимой мотивационной особенностью участников является высокая установка на общение, диалог, конструктивное взаимодействие.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал следующее.

Высокий уровень сформированности культуры межнационального общения наблюдался у 85 %, средний уровень сформи-

рованности культуры межнационального общения - у 15 %, низкий уровень отмечен не был (рис. 2).

□ Q % -низкий уровень

Рис. 2. Условное распределение участников формирующего эксперимента в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межличностного общения

е

о

р

у

о

в

т

с

е

У

и

л

о

9G

SG

7G

6G

6G

4G

3G

2G

1G

58

4 2

85

средний

□ экспериментальная группа в констатирующем эксперименте

□ экспериментальная группа в формирующем эксперименте

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая количество участников констатирующего и формирующего экспериментов в соответствии с выявленными уровнями сформированности культуры межнационального общения

Итак, после реализации педагогической работы по разработанной нами программе зафиксированы существенные изменения показателей сформированности культуры межнационального общения молодежи, что позволяет нам говорить о ее результативности.

Контрольный эксперимент заключался в сравнительном анализе данных констатирующего и формирующего экспериментов (рис. 3).

Итак, сравнив полученные результаты, мы видим высокую результативность программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности. В процессе реализации программы зафиксированы существенные изменения показателей сформированности культуры межнационального общения молодежи, что говорит об эффективности разработанной нами программы.

К тому же исследование позволило выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующий процессу формирования культуры межнационального общения молодежи:

- осуществление целевого воздействия на личность при ее активной включенности в туристическую деятельность;

- учет интегративного подхода, вклю-

чающего аксиологический, гуманистический, социокультурный, личностно-деятельност-

ный, синергетический и др.;

- построение процесса формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры;

- обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеаудиторной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей;

- построение педагогического процесса на основе разработанной программы по формированию культуры межнационального общения молодежи в процессе туристической деятельности.

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1983.

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М., 1996.

3. Квартальнов В.А. Туризм: Теория и практика: Избранные труды: в 5 т. Т. 1. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М., 1998.

Поступила в редакцию 1.04.2010 г.

UDC 374

EXPERIMENTAL WORK OF CULTURE FORMATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF YOUTH IN CONDITIONS OF TOURISTIC ACTIVITY

Elena Sergeyevna Zasimovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

The article discusses the results of experimental work of culture formation of international communication of youth in conditions of touristic activity made on the base of Russian universities. The article identifies the essence and specifics of culture formation of international communication of youth in conditions of touristic activity.

Key words: culture; international communication; tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.