Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде'

Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
107
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / НАВЫКИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATION / INTERNATIONAL COMMUNICATION / INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE / INTERNATIONAL INTERACTION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрова Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме формирования у школьников культуры межнационального общения. Автором раскрыта сущность и содержание понятия культуры межнационального общения, предложены практические формы эффективного формирования культуры межнационального общения школьников, развитию у них навыков межнационального взаимодействия.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Theoretic premises and practical forms of formation of culture of international communication in educative medium

The article is dedicated to the problem of formation of culture of intercultural communication in schoolchildren. International communication culture notion essence and content are disclosed by the author and international communication culture effective formation in schoolchildren practical forms, international interaction skills development in them are proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде»

7. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.

8. Ратанова Т.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития старших подростков // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. -№ 2. - С. 90-102.

9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М., 1979.

10. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003. - № 4. - С. 24-29.

УДК 373

Махрова Ирина Александровна

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

irinamkhrv@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена проблеме формирования у школьников культуры межнационального общения. Автором раскрыта сущность и содержание понятия культуры межнационального общения, предложены практические формы эффективного формирования культуры межнационального общения школьников, развитию у них навыков межнационального взаимодействия.

Ключевые слова: общение, межнациональное общение, культура межнационального общения, навыки межнационального взаимодействия.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Именно сейчас, в период падения духовности и нравственных принципов, проблема формирования культуры межнационального общения выходит на первый план, занимает ведущее положение в градации проблем воспитания. В педагогике разрабатываются различные теоретические направления, ведутся научные дебаты о наиболее эффективных методах формирования культуры межнационального общения, путях построения толерантных отношений среди участников образовательного процесса.

Межнациональное общение для отдельных регионов страны является сложной жизненной проблемой. Отсутствие подлинной культуры межнационального общения провоцирует межнациональные конфликты, напряженность в межнациональном общении обнаруживает ограниченность прежних утверждений о нерушимой дружбе народов. В 70-80-е годы XX века в центре внимания находились поиски модели «советского человека» и проблема воспитания культуры межнационального общения (Р. Г Абдула-типов, Т.Ю. Бурмистрова, О.Д. Дмитриев, И.И. Серова и др.) Утверждалось, что культура межнационального общения - часть духовной жизни общества, его культуры; это совокупность... идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения представителей различных национальностей [1, с. 69].

Культура межнационального общения рассматривается как часть политической культуры личности (И.И. Серова), как система характерных для личности, наций, классов, социальных групп или общества в целом идей и убеждений . и проявляется во всех сферах человеческой жизни, цементирует и укрепляет наше общество [2, с. 103].

Отмечается, что культура межнационального общения является частью интернационалистского сознания и поведения, способом установления нормальных отношений между людьми различных национальностей [3, с. 15]. Однако это и особый способ организации личностных взаимоотношений общественных субъектов, представляющих процесс овладения совокупностью норм, способов, форм поведения, способствующих выработке своеобразного эталона взаимоотношений [4, с. 19], и итог развития, и одновременно средство дальнейшего совершенствования национальных отношений [5, с. 80].

Межнациональное общение требует специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [6, с. 194]. Культура межнационального общения строится на уважительном отношении человека к людям различных наций и рас, к их культуре, истории, национальному достоинству; она предполагает выполнение правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [7, с. 26]. Таким образом, культура межнационального общения представляет собой интегральное качество личности, которое проявляется воспитанностью человека в ситуациях межкультур-ного взаимодействия.

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Махрова И.А., 2012

Основы культуры межнационального общения закладываются в условиях общеобразовательной школы, решающей задачи формирования позитивного межнационального общения, культивирования у школьников уважения к истории и культуре своего и других народов.

Школьные коллективы могут быть весьма разнообразными по национальному составу. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Национальная (татарская) гимназия» создана по инициативе татарской общины г. Саратова и при поддержке Министерства образования области. Гимназия реализует естественную потребность этнической группы, второго по численности после русских народа России, сохранить свое национально-культурное своеобразие в условиях полиэтнической общности и взаимопроникновения культур народов Саратовской области. Коллектив учащихся и педагогов гимназии многонационален, он включает представителей не только татарского народа, но и русского, дагестанского, азербайджанского, чеченского, грузинского этноса (в общей сложности 29% от общего числа учащихся).

Мы глубоко убеждены, что одноразовыми мероприятиями и акциями нельзя сформировать навыков не только межкультурного, но и межличностного взаимодействия. Только системно-деятельностный и культурологический подходы смогут обеспечить результат. Поэтому в гимназии была разработана воспитательная система, основанная на лучших традициях и особенностях национальной культуры татарского народа.

Наиболее распространённой формой знакомства с культурой, традициями и ритуалами различных народов и национальностей является введение в учебные планы таких предметов, как история культуры и история мировой культуры или мировой художественной литературы. Знакомство с историей и культурой родного края ведётся на занятиях курса «История народов Поволжья», этому же способствует реализация музейно-краеведческой деятельности. Так, в гимназии действует школьный музей «История татар Поволжья», в котором проводятся занятия краеведческого кружка, организуются встречи учащихся с любителями татарской старины.

Воспитательная система гимназии, как уже было отмечено, основана на принципах народной педагогики. Традиционно проводится фестиваль национальных традиций с участием всех учащихся гимназии. Разработана программа изучения традиций татарского народа, которая способствует сохранению национальной культуры, поддерживает связь поколений. Под руководством классных руководителей каждый класс совместно с родителями ведет поисковую работу по возрождению национальных традиций. Ежегодно в ноябре месяце все классы изуча-

ют и обыгрывают определенную традицию: Карга боткасы (Прилет грачей), Каз омэсе (Ощипывание гусей), Сабантуй, Бабушкин сундук, Аулак ой (Посиделки), Свадебный обряд и рождение ребенка. На праздник приглашаются гости: родители, представители общественности.

Систематически в гимназии проходят педагогические советы, в рамках которых педагоги обсуждают не только теоретические, но и практические аспекты формирования культуры межнационального общения школьников, проходят открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Гимназия как образовательное учреждение, реализующее этнические потребности татар, выполняет функции постоянно действующего национально-культурного центра всей многочисленной общины татар области. НТГ является ресурсным центром для 9 татарских школ Саратовской области. Администрация гимназии, учителя татарского языка и литературы фактически осуществляют учебнометодическое руководство коллегами. На базе МОУ «Национальная (татарская) гимназия» при поддержке Министерства образования Саратовской области и Саратовской региональной татарской национально-культурной автономии ежегодно в феврале проходит межрегиональная научно-практическая конференция «Народы Поволжья: история, образование, культура», в которой принимают участие учащиеся общеобразовательных учреждений г. Саратова, Димитровграда Ульяновской области, г. Казани, г. Балаково, г. Петровска и Саратовской области. Ребёнок, овладевая знаниями об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, накапливая знания о себе, учится воспринимать окружающих такими, какие они есть. Включение детей в познавательную и творческую деятельность позволяет создать среду, воспитывающую толерантность.

Решению вопроса формирования культуры межнационального общения детей и подростков служат предметы эстетической направленности:

- вокал и хор (учащиеся обучаются искусству исполнения народных песен);

- хореография (педагог — хореограф помогает учащимся гимназии познать премудрости народного танца, классического и современного; занятия по хореографии стоят в расписании каждого класса);

- изобразительное искусство (ребята любят фантазировать и рисовать, и часто организуют свои выставки под руководством Л.В. Савкиной, познают особенности декоративно-прикладного народного творчества.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование культуры межнационального общения возможно лишь в том случае, когда оно осуществляется с опорой на сложившиеся веками народные традиции и обычаи той местности, края, республики, где проживают учащиеся, на богатей-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

165

шую культуру народа, представителями которого они являются.

Формирование у учащихся культуры межнационального общения происходит активнее при использовании на уроках национальной музыки, песен, которые способны оказать огромное положительное влияние на нравственно-эмоциональную сферу учащихся. Оригинальные песни, особенно фольклорные, содержат в себе много культурных реалий. Песенные тексты отражают особенности образа жизни и быта народа, а также специфические черты его характера и менталитета. Люди других национальностей испытывают такие же чувства - любят, страдают, переживают, радуются и т.д. Песенное и танцевальное народное творчество - драгоценное национальное достоинство, отражающее историю народа и переходящее из поколения в поколение, является и по сей день важным источником формирования культуры межнационального общения.

Итак, в гимназии создаются условия для формирования культуры межнационального общения.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Социалистическая культура межнационального общения // Научный коммунизм. - 1989. - № 5.

2. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения в СССР. - М.: Мысль, 2006. - 254 с.

3. Гасанов З. Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.

4. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. - 688 с.

5. Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск: Изд-во «Университетское», 2006. -159 с.

6. Суставов В. Культура межнационального общения // Коммунист вооруженных сил. - 1988. -№ 10. - С. 9-16.

7. Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Советская педагогика. - 2001. -№ 12. - С. 18-20.

УДК 373

Гуцев Олег Владимирович

Управление ФСИН России, Московская область

likashin@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕВЕНЦИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ОСУЖДЕННЫХ

В данной статье анализируется состояние рецидивной преступности в исправительных учреждениях УИС, а также основные направления и формы социально-педагогической работы с различными категориями осужденных. Ключевые слова: рецидивная преступность, ресоциализация, субкультура осужденных, исправление.

недавнего времени криминальная обстановка в стране характеризовалась ус. тойчивым ростом количества зарегистрированных преступных посягательств. Так, в 2005 году в России зарегистрировано 3554738 преступлений (что на 22,8% больше, чем в 2004 году) [1], в 2006 - 3855373 (увеличение на 8,5% по сравнению с 2005 годом) [2]. Однако начиная с 2007 года наметились положительные тенденции к снижению количества преступлений в местах лишения свободы. Так, в 2007 году было зарегистрировано 3582541 преступление (что на 7,1% ниже показателей 2006 года) [3], в 2008 - 3209862 (по сравнению с 2007 годом сокращение преступлений произошло на 10,4%) [4], в 2009 - 2994820 (на 6,7% меньше, чем в 2008 году) [5], в 2010 - 2628799 (сократилось на 12,2% по отношению к 2009 году) [6]. По состоянию на 01.10.2011 года зарегистрировано лишь 1850100 преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следовательно, можно предположить, что по итогам текущего года общее количество преступлений сократится по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Положительная динамика снижения ежегодно регистрируемых преступлений как в целом по стране, так и в учреждениях УИС, обусловлена позитивными изменениями в социально-экономической сфере и уголовно-судебной политике Российской Федерации.

Вместе с тем определенную обеспокоенность вызывает состояние рецидивной преступности. В ближайшие годы она может негативно сказаться на общем состоянии национальной безопасности нашего государства.

Сохраняющейся уровень рецидивной преступности в стране во многом обусловлен отсутствием системы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также недостатками в организации работы социальных педагогов по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Рецидивная преступность относится к наиболее опасным видам противоправной деятельности, препятствующей восстановлению социальных связей осуждённых, способствующая формированию устойчивых криминальных групп и связей. Основная

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Гуцев О.В., 2012