УДК 008:316
М.А. Абрамов, В.Н. Срибный
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
На базе авторского эмпирического исследования суммируются выводы методологического плана по решению межнациональной проблемы в рамках многонационального воинского коллектива. Основное заключение, к которому приходят авторы, то, что комплекс проблем, свойственный вооруженным силам 1980-1990 гг., ныне изменился. В новой иерархии проблем роль межнациональных отношений иная. Решаться проблема межнациональных отношений должна в комплексе с другими, исходя из социокультурной ситуации, характерной для современной России и на основе несколько иных методик по сравнению с применявшимися в советское время.
Межнациональные отношения, многонациональный коллектив, воинская толерантность, национальная культура, этнические стереотипы, национальный вопрос
M.A. Abramov, V.N. Sribny
FORMATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL DIALOGUE OF FUTURE OFFICERS OF INTERNAL FORCES THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
On the basis of the author's empirical research the conclusions about the meth-odoly for deciding international problems within the limits of multinational military col-
lective are summarised. The basic conclusion is that the set of problems peculiar of the armed forces in 1980-1990 have currently changed. In the new hierarchy of problems the role of international relations are different. The problem of international relations should resolved together with a complex of other problems, starting with sociocultural situation characteristic of modern Russia, and on the basis of the different techniques than those applied in the Soviet times.
International relations, multinational collective, military tolerance, national culture, ethnic stereotypes, an ethnic question
Вопрос межнациональных отношений связан с культурологической проблематикой, поскольку является аспектом более широкой проблемы диалога культур. Значимость этой проблемы была показана отечественными мыслителями ещё в XIX веке. Именно тогда была отмечена связь кризисных процессов, обозначившихся в рамках западно-европейской культуры с дефицитом процессов межкультурного диалога как внутри западной культуры (недостаток «знания, сфокусированного сердцем», отмеченный И.В. Киреевским [1], то есть того, что ныне именуется «междисциплинарным подходом» и гуманитарной парадигмой знания), так и вне её (органически присущий Западу недостаток этнотолерантности, согласно Н.Я. Данилевскому [2]). В качестве альтернативы внешне- и внутрикультурной замкнутости отечественными мыслителями выдвигалось сохранение национальной самобытности разных народов, выраженной в их культурном достоянии и ценностных ориентациях. Именно национально-культурное разнообразие - основа богатства творческих проявлений народа и качества жизни всего общества. В этой связи перед образованием встает цель сохранения культурного пространства государства путём восприятия молодым поколением традиционных культурных ценностей. «Задачи образования при такой поставленной цели формулируются как патриотическое и нравственное воспитание, обращенное к идеальным установкам народа» [3].
Сказанное предполагает, что национальное начало является одним из оснований нравственных качеств человека и делает необходимым для военного воспитателя знание религиозных и исторических основ национальных культур народов России. Если национально-культурную составляющую воспитания можно полагать относительно статической, то изменения общекультурной ситуации - динамический компонент. Именно в их взаимодействии происходит формирование воинского коллектива как социокультурной целостности. Поэтому военный воспитатель должен владеть в равной мере знанием основ психологии различных народов нашей страны, их исторического прошлого, современной социокультурной ситуации, и, естественно, знанием требований правовых, служебно-нормативных и иных актов, регламентирующих отношения в воинском коллективе.
Многонациональный коллектив - это область взаимодействия разных культурных традиций. В нашем исследовании мы исходим из такого определения воинского коллектива и из нижеследующего определения проблематики воспитания военнослужащих в воинских коллективах офицерами-практиками: «Многонациональный воинский коллектив можно охарактеризовать как группу военнослужащих различных наций и народностей России, объединенную общими целями, единым руководством и совместной деятельностью по защите государственных интересов и обеспечению общественной безопасности граждан» [4]. Применительно к внутренним войскам следует отметить, что для них культура межнационального общения является одним из важнейших факторов эффективного функционирования. Это связано с тем, что войска правопорядка принимают участие в ликвидации причин и последствий вооруженных конфликтов внутри государства, защищают российских граждан независимо от их национальности. Многонациональ-ность воинского коллектива - непростой социокультурный фактор его жизни и деятельности: многонацио-нальность при разумном подходе командира может способствовать повышению эффективной деятельности, а может и парализовать его деятельность, если в коллективе будут допущены противоречия между представителями разных наций.
На базе результатов авторского исследования межнациональных отношений в курсантском коллективе необходимо сделать вывод, что основное значение в развитии межнациональных отношений в России имеет появление новых конфликтогенов социально-экономического, социально-политического и моральнопсихологического планов. Таким образом, отмечается, что наряду с комплексом относительно традиционных для военного коллектива проблем (обозначенным ещё в советское время - дедовщина, землячества, межрелигиозные противоречия) появился новый - связанный с новой политико-экономической и моральнопсихологической ситуацией в российском обществе. На первый план для современной курсантской молодежи выходят социально-иерархический и социально-экономический факторы, а факторы национальных и религиозных различий, а также продолжительности службы отступают на второй план. Вместе с тем и традиционные проблемы не теряют своей остроты, притом создавшееся положение не является фатальным. Чтобы процесс адаптации представителей разных народов в воинском коллективе проходил успешно, необходимо также, чтобы офицер имел представление о проблематике, характерной для всего воинского коллектива и общества в целом. Для него необходимо знание основных этнических авто- и гетеростереотипов, с которыми курсанты приходят на военную службу. Этнопсихологическая и культурологическая компетентность офицера позволяет минимизировать конфликты межнациональной природы в военном коллек-
тиве и в максимальной мере заменить вынужденное давление по вертикали воинской иерархии самопри-нуждением. Не случайно ныне авторы В.А. Митрахович и А.А. Маркарян ввели понятие «воинской толерантности» [5], подразумевающее терпимость к различиям военнослужащих при неравнодушном отношении, предполагающем неукоснительное следование требованиям нормативно-правовых и служебных документов, а также нормам морали, воинского и общегражданского этикетов.
Необходимо отметить морально-психологическую природу всестороннего кризиса, охватившего наше общество и являющегося базовой причиной обострения межнациональных отношений в вооруженных силах. Здесь очень важно осознание того, что только нравственность человека - самый надежный залог, что полученные им профессиональные, и, прежде всего, боевые навыки будут применены им во благо. Расширить горизонты нравственного сознания человека могут только гуманитарные науки, изобилующие жизненными примерами, доносящими до обучаемых вековую мудрость различных народов, выводы из повседневной практики, из опыта отношений людей друг с другом и с природой.
Следовательно, очень желательно, чтобы в рамках дисциплины «Военная педагогика и психология» был блок, посвященный социальной и национальной психологии. Кроме того, необходимо, чтобы в рамках предмета «Культурология» в ходе изучения основных национальных культур присутствовала информация о национально-психологических особенностях представителей тех или иных культур, характерных особенностях национальных этикетов, специфике языка жестов, свойственной для различных народов.
Необходимо комплексное развитие воинской толерантности: когда задействованы рациональный компонент (проведение лекций, воспитательных бесед, семинаров, чтений, конференций, олимпиад, викторин), эмоциональный (грамотный целенаправленный подбор культурных мероприятий, задействование произведений искусства в воспитательной работе) и действенно-практический (сплочение курсантов разных национальностей общим трудом, постановка перед многонациональным коллективом тех или иных задач, подача деятельного примера конструктивных межнациональных отношений со стороны командиров и начальников, а также курсантов старших курсов). Всё это может помочь наладить в воинском коллективе здоровую атмосферу межнациональных отношений.
Следовательно, педагогический подход в воинском коллективе должен быть универсальным по этике и синергийным по методологии. И ещё раз подчеркнем, что подавление национального начала и игнорирование национальной проблематики могут привести только к усугублению стоящих перед воинским коллективом проблем. Правильный подход, по мнению авторов, заключается в таком социокультурном интегрировании национальных особенностей, чтобы они могли быть задействованы во благо всему коллективу, вооруженным силам и нашей Родине в целом.
Необходимо сделать акцент на том, что замалчивание межнациональной проблематики, а также информационное (и, тем более, силовое) давление - контрпродуктивные подходы. Это доказывает практика советского и постсоветского периодов. Декларативно-назидательный интернационализм советского типа привел к тому, что в советских военных училищах были воспитаны такие личности как Д. Дудаев и А. Масхадов. Для советского времени было характерно замалчивание национально-культурной проблематики, в результате, многие люди утратили иммунитет к идейной заразе национализма, реваншизма, экстремизма. Несомненно, интернационализм современного типа нуждается в обогащении примерами из национальнокультурного контекста представителей различных народов России, в аргументации фактами их исторического прошлого, и только тогда культурные установки, прививаемые будущим офицерам, будут по-настоящему прочными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 2 т. / И.В. Киреевский; под ред. М. Гершензона. М.: Типография Императорского Московского университета, 1911.
2. Данилевский Н.Я. Горе победителям / Н.Я. Данилевский. М.: АЛИР: Облиздат, 1998. 416 с.
3. Бирич И. А. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы: монография / И.А. Бирич, О.Г. Панченко. М. - Екатеринбург: Уральское изд-во; Большая Медведица, 2010. 256 с.
4. Шевченко И.В. Специфика многонационального воинского коллектива / И.В. Шевченко, Т.В. Шевченко // Доклады Академии военных наук. 2006. № 2 (20). С. 110-113.
5. Митрахович В.А. О воинской толерантности / В.А. Митрахович, А.А. Маркарян // К толерантности - через образование: материалы «круглого стола», 29 сентября 2005 г. / сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ Оптим, 2006. С. 68-73.
Абрамов Михаил Александрович - Mikhail A. Abramov-
доктор культурологии, профессор Dr. Sc., Professor
кафедры «Г уманитарные и социальные науки» Head: Department of Humanitarian and Social Scienses
Саратовского военного института внутренних войск Saratov Military Institute of the Ministry
Министерства внутренних дел Российской Федерации Of Internal Affairs of the Rassian Federation
Срибный Василий Николаевич - Vasily N. Sribny -
Аспирант кафедры «Гуманитарные Postgraduate
и социальные науки» Саратовского военного Department of Humanitarian and Social Scienses
института внутренних войск Министерства Saratov Military Institute of the Ministry
внутренних дел Российской Федерации Of Internal Affairs of the Rassian Federation
Статья поступила в редакцию 15.11.11, принята к опубликованию 01.12.11