Научная статья на тему 'Методика туристско-экскурсионной работы как фактор эффективности патриотического воспитания школьников'

Методика туристско-экскурсионной работы как фактор эффективности патриотического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА / PATRIOTIC EDUCATION / SCHOOLCHILDREN / TOURIST-REGIONAL WORK / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Х. Н.

В статье рассмотрена методика туристско-экскурсионной работы со школьниками и её роль в организации патриотического воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Х. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF TOURIST-EXCURSION WORKS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The article deals with methods of tourist-excursion work with schoolchildren and its role in organization of patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «Методика туристско-экскурсионной работы как фактор эффективности патриотического воспитания школьников»

ладая познавательной активностью, он будет совершенствовать свою познавательную самостоятельность.

Признаки, характеризующие познавательную самостоятельность и познавательную активность учащихся, отличаются, в то же время они связаны подобно тому, как связаны технологи развития и саморазвития. В технологиях развивающего обучения виды самостоятельной познавательной деятельности учащихся поэтапно изменяются: от репродуктивной к поисковой, а от нее к деятельности по выдвижению гипотезы, моделированию явлений, закономерностей. В технологиях саморазвития ученик, овладевая видами рациональной самостоятельной, познавательной деятельности, выполняет поисковую исследовательскую и творческую деятельность, осуществляет самостоятельный выбор приоритетных направлений в решении поставленных задач, сознательно их формулирует.

Перевод учащихся с уровня актуального на уровень потенциального развития невозможно осуществить, не сформировав у них такое качество личности как познавательная самостоятельность. Учитель физики, включая в образовательный процесс совокупность методов и приемов обучения, составляющих базис технологий развития, может оказать помощь ученику в преодолении «зоны ближнего развития» и переводу его на уровень потенциального развития. Достижение такого уровня развития познавательной самостоятельности будет способствовать его самопознанию, самовыражению и самоорганизации. Перечисленные признаки характеризуют такое качество личности ученика как познавательная активность [8].

Формирование познавательной активности является следующим этапом развития ученика - этапом его саморазвития. В процессе познавательного самостоятельного обучения ученик проявляет самостоятельность, как интегральную индивидуальность, которая выступает в нескольких ипостасях:1) регулятивные механизмы организма; 2) регулятивные функции психики; 3) социальные качества личности (интеллект, сила воли); 4) регулятивные механизмы поведения и деятельности ученика [2].

Таким образом, планируя образовательный процесс по физике в школе, развивая и активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель не может не учитывать их психологические особенности, мотивы учения, потребности, индивидуальные особенности, желания и способность к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию. Развивая вышевыде-ленные качества личности, можно осуществить развивающий и саморазвивающийся процесс обучении физике, предполагающий использование совокупности дидактических приемов и средств обучения. В настоящее время разработано более 400 технологий обучения, среди них технологии развития и саморазвития учащихся занимает особое место. Как отмечалось, они связаны между собой так, как связаны друг с другом познавательная самостоятельность и познавательная активность. Для отслеживания их развития учитель должен хорошо знать критерии и показатели, характеризующие эти качества личности, их связи и соотношения.

Библиографический список

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000.

3. Оспенникова, Е.В. Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография: в 2 ч. - Пермь, 2003. - Ч. 1.

4. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

5. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «магистр»). Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г., № 35.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: сб. научных трудов. - М., 1956.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.

8. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. - М., 2006. - Т. 1.

Bibliography

1. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 1977.

2. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2000.

3. Ospennikova, E.V. Modelirovanie informacionno-obrazovateljnoyj sredih ucheniya: monografiya: v 2 ch. - Permj, 2003. - Ch. 1.

4. Merlin, V.S. Ocherk integraljnogo issledovaniya individualjnosti. - M., 1986.

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya «magistr»). Utverzhdyon prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 14 yanvarya 2010 g., № 35.

6. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya: sb. nauchnihkh trudov. - M., 1956.

7. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazanj, 1996.

8. Selevko, G.K. Ehnciklopediya obrazovateljnihkh tekhnologiyj: v 2 t. - M., 2006. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 01.02.13

УДК 378

Magomedova H.N. TECHNIQUE OF TOURIST-EXCURSION WORKS AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. The article deals with methods of tourist-excursion work with schoolchildren and its role in organization of patriotic education of students.

Key words: patriotic education, schoolchildren, tourist-regional work, technique.

Х.Н. Магомедова, соискатель каф. педагогики Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрена методика туристско-экскурсионной работы со школьниками и её роль в организации патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, школьники, туристско-краеведческая работа, методика.

Патриотическое воспитание школьников является важным направлением воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Дагестан. Для повышения её эффективности, на основе анализа опыта работы отечественных учёных

[1; 2; 3; 4; 5], нами была разработана методика организации туристско-экскурсионной работы со школьниками. Экспериментальная работа по её апробации осуществлялась на базе общеобразовательных школ № 1 с. Урада Шамильского района и №

26, № 42 г. Махачкала Республики Дагестан в 2010-2011 учебном году, поэтапно, согласно следующему алгоритму.

1. В начале учебного года приказом по школе был утвержден состав школьного штаба экспедиции и ответственный за туристско-краеведческую работу в школе.

2. Составление плана работы на год, включая туристско-краеведческие мероприятия в планы классных руководителей школы.

3. В смете на год предусмотрены расходы на туристско-краеведческую деятельность.

4. Проведена регистрация ТОКСовских отрядов и школьных музеев, определены задания для каждого из них.

5. Организованы туристско-краеведческие кружки.

6. Обновлены уголки по туристско-краеведческой работе.

7. Приобретено туристское снаряжение согласно смете.

8. Изготовлено самостоятельное туристское снаряжение.

9. Поданы заявки на РСЮТур на экскурсии в города России и Дагестана на период каникул (зимних, летних).

10. Представителям лучших экспедиционных отрядов рекомендовано принимать участие в районных, городских, республиканских конференциях.

11. Составить график учебных и внеурочных экскурсий на промышленные предприятия, фермерские хозяйства, ООО и малые предприятия.

12. Проводить нормативные соревнования на значок «Юный турист», звание «Юный краевед» и т.п.

13. Проводить многодневные походы на разряды по туризму.

При составлении плана были предусмотрены мероприятия на летний период:

1. Проведение до окончания учебного года каждым отрядом туристских походов и экскурсий на патриотическую тематику по изучению истории края (района).

2. Предусмотреть участие всех классов в школьном туристском слете. Проведение каждым отрядом туристских походов и экскурсий летом продолжительностью от 1-го дня и более.

При составлении плана походов и экскурсий необходимо было предусмотреть: а) цель каждого похода (с обязательным выполнением общественно-полезной работы патриотической направленности); б) разработка маршрутов по району, городу, республике; в) комплектование туристского отряда; г) составление сметы отряда; д) подготовка снаряжения (личного, группового, специального).

Подготовка к походу осуществлялась следующим образом:

1. Отряд разрабатывает маршрут (работает над картой, устанавливает связь с организациями на своем маршруте, подбирает краеведческую литературу, организует встречи с местным краеведами) и отвечает за сбор краеведческого материала.

2. Подготавливается туристское снаряжение, и изготавливаются поделки для походного быта.

3. Отряд отвечает за оформление собранных в походе материалов (достоверность и воспроизводимость, качество выполнения и т.п.).

При осуществлении эксперимента мы придерживались следующих требований к организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы.

1. Экскурсионно-туристская и краеведческая работа, организация и проведение походов, экскурсий, путешествий и соревнований юных туристов рассматривается нами как один из наиболее эффективных методов воспитания патриотизма и обязательная форма внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Основным содержанием экскурсионно-туристской и краеведческой работы с учащимися является патриотическая направленность походов, экскурсий и путешествий, воспитание качеств личности (выносливости, ловкости, смелости), а также расширение кругозора, закрепление знаний, полученных в школе. В общешкольный план внеклассной работы с учащимися экскурсионно-туристская и краеведческая работа должна включаться как самостоятельный раздел.

2. Деятельность органов (муниципального, республиканского уровня):

2.1. по созданию в каждой школе туристско-краеведческих отрядов, постоянно оказывать содействие их деятельности, направленной на проведение в походах и экскурсиях краеведчес-

кой, исследовательской работы по заданиям различных государственных и общественных учреждений и организаций;

2.2. по оказанию помощи в пополнении школьных музеев, их оформлении, выборе профиля;

2.3. по развертыванию туристско-краеведческой работы с учащимися в выполнении Условий акций различного уровня (республиканского и т.п.);

2.4. по проведению в летний период многодневных туристских походов по родному краю для всех членов туристско-краеведческих кружков и желающих.

3. Создать при управлениях образованием из числа наиболее опытных учителей, педагогов дополнительного образования, внешкольных работников, представителей общественности маршрутно-квалификационные комиссии по школьному туризму для осуществления контроля за степенью подготовленности туристских групп школьников и оказания им консультационной помощи при организации походов, путешествий и дальних экскурсионных поездок.

4. Руководство за туристской работой в школе осуществлялось организатором воспитательной работы и учителем-ту-рорганизатором (по Приказу).

Методическую и организационную помощь школе в проведении туристско-краеведческой работы с учащимися оказывалась исследовательской группой и инициативной группой учи-телей-предметников и классных руководителей, родители.

5. Каждый одиннадцатый класс участвовал за период экспериментальной работы в двух-трех туристических походах, один из которых продолжительностью два-три дня с ночлегом в полевых условиях, с привлечением родителей.

6. Поддерживал проводимую экспериментальную работу созданный в школе туристско-краеведческий клуб, по созданной нами программе согласно требованиям Министерства образования Республики Дагестан.

Клуб оформлен приказом по школе. Основной задачей работы туристского клуба была подготовка инструкторов по туризму в масштабах школы, района, города.

7. В экспериментальных школах было организовано туристское самоуправление - в каждом одиннадцатом классе был выбран турорганизатор, который отвечал за туристскую работу; был создан школьный туристский штаб. Для всех классных туроргов проводился семинар по программе туристского минимума.

8. В школе был создан методический уголок по туризму, в библиотеке была выделена специальная полка для литературы по туризму и краеведению и подборка карт-схем. Методический уголок и туристская книжная полка регулярно обновлялись.

9. Осенью был проведен слет-соревнование в школе № 1 с. Урада Шамильского района для учащихся 9-11 классов, в программу которого были включены два вида соревнований с целью проверки у старшеклассников туристских навыков, умений и уровней сформированности патриотизма.

Одной из задач экспериментальной работы являлась организация самообразования педагогов (кадровый элемент условий), который предусматривал самообразование учителей-ис-ториков и классных руководителей по следующим направлениям: «Краеведение»; «История изобразительного искусства»; «История архитектурных стилей»; «Фольклор и этнография»; «Религии и культуры народов мира». Данные направления присутствовали в программе экспериментальной работы в качестве самостоятельных блоков самообразования, так и в интегрированном виде. Занятия проводились в форме семинаров, практические тренинги проводили экскурсоводы городского музея, лекторы ДГПУ, специалисты Министерства по делам молодежи и туризма. По итогам семинаров проводился зачетный туристический поход.

Результаты промежуточных исследований нами докладывались на методических советах экспериментальной школы, на курсах повышения квалификации педагогических кадров, на советах актива туристского клуба при школе. Нами осуществлено обобщение передового педагогического опыта школ республики по организации патриотического воспитания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. Разработанные нами в процессе проведения экспериментальной работы методические рекомендации успешно использовались учителями-предметниками и организаторами воспитательной работы школ Шамильского района и школ республики.

Библиографический список

1. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. -Челябинск, 2000.

2. Карданова, М.М. Патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения // В помощь учителю: сб. метод. ст. - Нальчик. -1989. - № 28.

3. Кондратенков, Ю.В. Развитие туристско-краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

4. Савзиханова, М.А. Народно-патриотическое воспитание учащихся в условиях межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук.

- Махачкала, 2007.

5. Целовальникова, А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006.

Bibliography

1. Ippolitova, N.V. Teoriya i praktika podgotovki buduthikh uchiteleyj k patrioticheskomu vospitaniyu uchathikhsya: dis. ... d-ra ped. nauk. -Chelyabinsk, 2000.

2. Kardanova, M.M. Patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya sredstvami kraevedeniya // V pomothj uchitelyu: sb. metod. st. - Nalj-chik. - 1989.

- № 28.

3. Kondratenkov, Yu.V. Razvitie turistsko-kraevedcheskoyj deyateljnosti shkoljnikov v municipaljnoyj sisteme dopolnitelj-nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

4. Savzikhanova, M.A. Narodno-patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya v usloviyakh mezhkuljturnoyj kommunikacii: dis. ... kand. ped. nauk. -Makhachkala, 2007.

5. Celovaljnikova, A.S. Patrioticheskoe vospitanie uchathikhsya starshego shkoljnogo vozrasta v turistsko-kraevedcheskoyj deya-teljnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2006.

Статья поступила в редакцию 05.02.13

УДК. 370.179

Matveev D.E. SPECIAL COURSE REALIZATION AS A CONDITION OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICER TO EDUCATION OF CULTURE OF INTERNATIONAL COMMUNICATION OF THE MILITARY PERSONNEL.

Article is devoted to a problem of formation of readiness of future officers to education of culture of international communication of the military personnel. One of decisions this, according to the author, is inclusion of an ethnocultural component in the maintenance of subject matters and development of a special course «Culture of international communication». Development of a special course is presented in article «Culture of international communication» in educational process of military higher education institution which is urged to provide process of formation of readiness of future officer to education of culture of international communication of the military personnel.

Key words: discipline, ethnocultural, communication culture, culture of interethnic communication.

Д.Е. Матвеев, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ СПЕЦКУРСА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена проблеме формирования готовности будущих офицеров к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих. По мнению автора, одно из решений данной проблемы - включение этнокультурного компонента в содержание учебных дисциплин и разработка спецкурса «Культура межнационального общения». В статье представлена разработка спецкурса «Культура межнационального общения» в учебно-образовательном процессе военного вуза, который призван обеспечить процесс формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.

Ключевые слова: дисциплина, этнокультурный компонент, культура общения, культура межнационального общения.

Формирование культуры межнационального общения будущих офицеров в военных вузах представляет собой сложный, динамичный процесс, который находит свое описание во взаимодействии множества элементов системы, интегрированию в единое целое.

Этнокультурный компонент представляет собой специфическую образовательную область, очерчивающую целый комплекс знаний, умений, навыков и эмоционально-оценочного опыта, подлежащих целенаправленному формированию. Он находит свое выражение как в принципах отбора и структурирования содержания образовательных программ в целом, так и наборе учебных дисциплин, а также в содержании отдельной учебной дисциплины, наборе видов учебной и внеучебной деятельности будущих офицеров.

Выделим дисциплины, обеспечивающие формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих по блокам: блок общих и блок гуманитарных и социальных, экономических дисциплин [1].

В процессе занятий по общим гуманитарным и социальноэкономическим дисциплинам: «Культурология», «Философия», «Политология», «Социология», «Религиоведение» курсанты овладевали знаниями по общей культуре будущих офицеров, мировоззрению и системе ценностей. Данные дисциплины дали курсантам представление о научной, философской, религиозной, художественной, языковой картинах мироздания и месте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

человека в нем; о социальных явлениях и процессах общества и культуры, общества и личности; а также о роли этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации.

В процессе занятий по общепрофессиональным дисциплинам: «Основы педагогики и психологии», «Военная психология», «Военная педагогика», «Отечественная история», «Основы теории национальной безопасности» и др. курсанты приобретали знания о человеке как субъекте образовательного процесса, о его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития; о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умения педагогического общения, способность организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, сведения об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; обеспечение международного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач.

Учебные дисциплины рассматривают подготовку будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих с разных сторон в соответствии со спецификой каждого предмета.

Проанализируем возможности такой подготовки по ряду предметов.

Назначение курса «Культурология» как учебной дисциплины в том, что она является основой в воспитании духовных ценностей, формирует в будущих офицерах возвышенную челове-

31530131013132323031013032913230230131283000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.