Библиографический список
1. Немировская, Л.З. Культурология. История и теория культуры. - М., 1992.
2. Бромлей, Ю.В. Очерки истории этноса. - М., 1983.
3. Барабанщиков, А.В. Вопросы педагогики. Теория обучения советских воинов. - М., 1960.
4. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - М., 1985.
5. Дробижева, Л.М. О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциологии в современных условиях // Сов. этнография. -1989. - № 1.
6. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. - СПб., 1997.
7. Хасанова, Г.Ф. Интеграция учебного материала: источники, критерии, факторы // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - 1992. - № 3.
8. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования. - М., 1998.
9. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология. - М., 1999.
10. Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. - СПб., 2001.
11. Ладенко, И.С. Интегральные системы и обучение. - Новосибирск, 1993.
12. Талалова, Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. - М., 2003.
13. Панкратов, В.Н. Культура общения офицера. - М., 1993.
Bibliography
1. Nemirovskaya, L.Z. Kuljturologiya. Istoriya i teoriya kuljturih. - M., 1992.
2. Bromleyj, Yu.V. Ocherki istorii ehtnosa. - M., 1983.
3. Barabanthikov, A.V. Voprosih pedagogiki. Teoriya obucheniya sovetskikh voinov. - M., 1960.
4. Barabanthikov, A.V. Pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya vihssheyj voennoyj shkolih / A.V. Barabanthikov, S.S. Mucihnov. - M., 1985.
5. Drobizheva, L.M. O problemakh mezhnacionaljnihkh otnosheniyj i zadachakh ehtnosociologii v sovremennihkh usloviyakh // Sov. ehtnografiya.
- 1989. - № 1.
6. Belyaeva, A.P. Integrativno-moduljnaya pedagogicheskaya sistema professionaljnogo obrazovaniya. - SPb., 1997.
7. Khasanova, G.F. Integraciya uchebnogo materiala: istochniki, kriterii, faktorih // Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike.
- 1992. - № 3.
8. Berulava, M.N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya. - M., 1998.
9. Guzeev, V.V. Integraljnaya obrazovateljnaya tekhnologiya. - M., 1999.
10. Galickikh, E.O. Integrativnihyj podkhod kak teoreticheskaya osnova professionaljno-lichnostnogo stanovleniya buduthego pedagoga v universitete. - SPb., 2001.
11. Ladenko, I.S. Integraljnihe sistemih i obuchenie. - Novosibirsk, 1993.
12. Talalova, L.H. Integracionnihe processih v obrazovanii: kontekst protivorechiyj. - M., 2003.
13. Pankratov, V.N. Kuljtura obtheniya oficera. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 05.02.13
УДК 376.02
Narzulayev S.B., Revyakin Y.T, Petukhov N.A., Yunusov R.I. INFLUENCE OF OCCUPATIONS BY MINI-SOCCER ON DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AT MENTALLY RETARDED TEENAGERS. In article questions of education of coordination abilities which define a level of development of physical quality «dexterity» at mentally retarded teenagers are considered. Authors suggest to apply to increase of efficiency of this operation on the basis of scientifically data retrieveds experimentally the approved trainer occupations on mini-soccer.
Key words: mentally retarded teenagers, coordination abilities, mini-soccer.
С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., вед. н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: [email protected]; Ю.Т. Ревякин, канд. пед. наук, проф. каф. физического воспитания Томского гос. педагогического университета; Н.А. Петухов, канд. пед. наук, доц., н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; Р.И. Юнусов, аспирант Томского гос. педагогического университета.
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье рассматриваются вопросы воспитания координационных способностей, которые определяют уровень развития физического качества «ловкость» у умственно отсталых подростков. Для повышения эффективности этой работы авторы предлагают на основе полученных данных применять экспериментально апробированные учебно-тренировочные занятия по мини-футболу.
Ключевые слова: подростки с умственной отсталостью, координационные способности, мини-футбол.
Одним из самых распространенных в мире видов инвалидности является умственная отсталость (нарушение интеллекта). Различают легкую, умеренную, большую и глубокую формы умственной отсталости.
Проблемы обучения, воспитания и социализации умственно отсталых детей в коррекционной школе VIII вида взаимосвязаны с вопросами совершенствования процесса их физического воспитания, поиска эффективных методик развития их двигательной сферы, коррекции двигательных действий и повышения уровня развития физических качеств. Особенно это касается категории детей, которые стоят на пороге подготовки к трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей этой категории возможна только в физически активных профессиях,
поэтому уровень развития их двигательных умений и навыков, степень развития физических качеств играет важную роль в их социальной адаптации. Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к физическому труду и к жизни в целом [1].
В настоящее время увеличивается значение Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, соревнований Специальной Олимпиады, повышается роль спорта в физической реабилитации лиц с особыми потребностями. Довольно много учащихся с нарушениями функций центральной нервной системы принимают участие в спортивных соревнованиях, в том числе, по мини-футболу. Его можно использовать в процессе двигательной реабили-
тации детей, направленной на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей, развитие координационных, скоростных способностей, сенсорных и психодинамических качеств, формирование активного стремления к общению и социализации. Мини-футбол отличается многосторонностью воздействия на психофизическое состояние детей и способствует ускорению процесса их адаптации. Игровая деятельность позволяет увеличить двигательную активность, способствует снижению эмоционального стресса, активизации внимания, памяти, мышления, формированию навыков общения, в целом социализации личности [2]. Мини-футбол может выступать в качестве функции регулирования взаимоотношений, обеспечивать удовлетворение внутренних потребностей самореализации. В процессе занятий мини-футболом вырабатываются сложные и разнообразные двигательные навыки, возникают и совершенствуются условно-рефлекторные связи между корой головного мозга, двигательным аппаратом и внутренними органами. Игра в минифутбол на открытых площадках способствует физической закалке, повышению сопротивляемости организма и расширению адаптационных возможностей организма занимающихся [3]. Вместе с тем, педагогическая технология тренировочного процесса в мини-футболе, особенно у подростков с умственной отсталостью нуждается в дальнейшей разработке, большей конкретизации и детализации.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по мини-футболу в коррекционной школе VIII вида.
Предмет исследования - методика воспитания физических качеств у школьников с умственной отсталостью на учебнотренировочных занятиях по мини-футболу.
Цель исследования: оценить влияние разработанной методики занятий мини-футболом на развитие координационных способностей, определяющих уровень развития физического качества «ловкость» у подростков с умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Исследование проводилось на базе коррекционной школы восьмого вида в поселке Моряковский Затон Томской области, где обучаются дети от 6 до 16 лет с диагнозом умственная отсталость. Для школьников с умственной отсталостью легкой степени уроки физического воспитания проводятся 2 раза в неделю по 40 минут, основной задачей которых является удовлетворение потребности школьников в двигательной активности. В процессе физического воспитания учащиеся получают элементарные знания о строении и названиях частей тела, названиях и способах применения спортивного инвентаря, пространственной ориентировке. На занятиях используются общеразвивающие упражнения с предметами и без них, прикладные виды упражнений - ходьба, бег, прыжки, перелазание, лазание, метание. В занятиях используется много имитационных упражнений и широко применяется игровой метод. В процессе учебного дня проводятся физкультминутки и организованная подвижная перемена. Кроме этого по назначению врача школьники посещают один раз в неделю занятия лечебной физической культуры. В школе два раза в год проводятся дни здоровья, регулярно пешие прогулки, игры на свежем воздухе, мини-футбол.
Педагогический эксперимент проводился в течение 2011 -2012 учебного года. Под наблюдением находилось 24 подростка с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 13 - 14 лет. Экспериментальная группа состояла из 13 человек, контрольная группа из 11 человек. По основным параметрам отбора контрольная группа не отличалась существенно от экспериментальной группы (таблица 1, 2).
Таблица 1
Динамика показателей контрольной группы за время эксперимента
№ п/п Вид контрольных испытаний Показатели Достоверность сдвига показателей
До эксперимента После эксперимента
1 Бег 20 метров (сек) 4,9±0,84 4,1 ±0,79 Р>0,95
2 Ведение мяча ногами по прямой 15 метров (сек) 6,8±0,94 5,6±0,63 Р> 0,95
3 Челночный бег 3x10м (сек) 10,1 ±0,55 8,6±0,42 Р>0,95
4 Бег спиной вперед 15 метров (сек) 7,5±0,39 6,1 ±0,27 Р>0,95
5 10 ударов мячом по мини-воротам (пенальти) 3,9 ±0,44 5,1 ±0,48 Р>0,95
6 Прыжки на месте, по сигналу бег с ускорением 15 метров (сек) 7,0±0,38 5,2±0,37 Р<0,95
7 Бег змейкой по кругу 30 метров (сек) 8,3±0,88 6,2±0,90 Р<0,95
Все дети занимались 2 раза в неделю во внеучебное время. Объем учебно-тренировочных занятий по времени у обеих групп был одинаковым и составлял 1 час 30 мин. в одной тренировке по понедельникам и четвергам. У детей экспериментальной группы применяли на тренировках игры и занятия мини-футболом, специальные упражнения для освоения предметных действий с мячом:
1. Перекатывание мяча партнеру, напротив, в положении стоя; перекатывание мяча партнеру через ворота из набивных мячей, через коридор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок, из положения сидя, присев, стоя; прокатывание мяча поочередно ногами вдоль гимнастической скамейки (упражнения направлены на дифферен-цировку мышечного усилия, развитие глазомера, координации и точности движения).
2. Подбрасывание мяча над собой и прием мяча поочередно ногами. (Упражнения направлены на координацию движений ног и точность направления их усилий).
3. Бросок мяча в стену и прием его с остановкой ногой; то же, но после отскока от пола; то же, но после хлопка в ладони; то же, но после поворотов кругом, приседания (упражнения направлены на координацию движений ног, зрительную дифференцировку направления движения, ориентировку в пространстве).
4. Перебрасывание партнеру мяча по воздуху поочередно ногами и ловля мяча двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета); то же, но партнер выполняет остановку мяча ногами (упражнения направлены на пространственную ориентировку, дифференцировку усилий).
5. Жонглирование мячом на месте правой, левой ногой; то же в ходьбе (упражнения направлены на дифференцировку усилий и направления движения, координацию движений ног, концентрацию внимания).
6. Ходьба с жонглированием мячами ногами, с регулярным удержанием его на груди; то же, постепенно увеличивая продолжительность удержания мяч на груди (упражнения направлены на удержание вертикального положения тела при дополнительной нагрузке).
7. Удержание мяча на голове; то же с приседанием (упражнения направлены на способность контролировать положение тела и его звеньев в пространстве).
8. Прием мяча головой после набрасывания его партером; жонглирование мячом головой (упражнения направлены на гибкость в поясничном отделе, способность воспроизводить ритмические усилия, координацию крупной моторики).
9. С расстояния 3 м сбить мячом кеглю; удары мячом по воротам с 7 метров стоя на месте, с трех шагов разбега, с 5 метров (упражнения направлены на дифференцировку пространства и мышечных усилий).
Дети контрольной группы тренировались по программе общефизической подготовки с уклоном на легкую атлетику, применяемой в образовательном учреждении данного вида. В содержание занятий входили: подготовительная часть - строевые упражнения, ходьба и её разновидности, общеразвивающие упражнения без предметов, в движении и на месте, дыхательные упражнения.
В основной части использовались следующие физические упражнения:
> бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного), который направлен на стимуляцию дыхательной и сердечнососудистой систем;
> бег «змейкой», не задевая предметов; то же вдвоем, держась за руки;
> бег по прямой по узкому (30-35 см.) коридору (обозначенному мелом, натянутыми резинками и т.п.);
> бег с подскоками, направлен на формирование ритма движений, соразмерности усилий;
> бег с максимальной скоростью на 10, 20, 30 м. наперегонки;
> бег с подпрыгиванием и доставанием предметов (отметка на стене, подвешенный шарик), способствует координации движений, соразмерности усилий, развитию скоростно-силовых качеств;
> бег по ориентирам (линиям, обозначенные мелом, скакалками), развивает способность к дифференцировке усилий и длины шага;
> бег медленный в чередовании с ходьбой (5-10 мин.) в условиях пересеченной местности;
> бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: принять красивую осанку, позу «аиста», позу «ласточки», направлен на развитие быстроты двигательной реакции, быстроты переключения, координации движений, устойчивости вестибулярного аппарата;
Динамика показателей
> эстафеты, игры, упражнения для развития силы, и задания, включающие элементы соревнований.
В заключительной части использовались упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, игры на внимание [4].
И в контрольной и в экспериментальной группе до и после проведения эксперимента проводилось контрольные испытания развития координационных способностей. Результаты тестирования были зафиксированы, был проведен анализ полученных результатов и их сравнительная характеристика. Повторное обследование позволило оценить динамику изучаемых показателей и сделать вывод об эффективности экспериментальной методики.
Одной из главных задач, решаемых в процессе адаптивного физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку [5; 6]. Мы использовали различные контрольные испытания, результаты которых во многом определяются уровнем развития координационных способностей.
Анализируя результаты исследования, можно констатировать, что при использовании в учебно-тренировочном процессе занятий мини-футболом у подростков с умственной отсталостью отмечается выраженная положительная тенденция изменений изучаемых показателей, в основе которых находятся координационные способности. Все изменения показателей были заметно значительнее в экспериментальной группе, чем в контрольной, что подтверждает более высокую эффективность разработанной программы по отношению к общепринятой.
Таблица 2
ьной группы за время эксперимента
№ п/п Вид контрольных испытаний Показатели Достоверность сдвига показателей
До эксперимента После эксперимента
1 Бег 20 метров (сек) 5,1 ±0,15 3,9±0,43 Р<0,95
2 Ведение мяча ногами по прямой 15 метров (сек) 6,9±0,23 5,1 ±0,48 Р< 0,95
3 Челночный бег 3x10м (сек) 10,3±0,35 7,9±0,34 Р<0,95
4 Бег спиной вперед 15 метров (сек) 7,4±0,27 5,6±0,24 Р<0,95
5 10 ударов мячом по мини-воротам (пенальти) 4,0 ±0,30 6,1 ±0,28 Р<0,95
6 Прыжки на месте, по сигналу бег с ускорением 15 метров (сек) 6,9±0,28 5,1 ±0,27 Р<0,95
7 Бег змейкой по кругу 30 метров (сек) 8,2±0,44 5,8 ±0,70 Р<0,95
Библиографический список
1. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых. - М., 1997.
2. Ануфриева, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. -М., 1997.
3. Веневцев, С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: метод. пособие. - М., 2004.
4. Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика. - М., 1996.
5. Веневцев, С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев. - М., 2004.
6 Нарзулаев, С.Б. Формирование модели психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего обучения детей как комплексная педагогическая проблема / С.Б. Нарзулаев, Н.А. Петухов, Д.Ф. Гильмутдинов // Мир науки, культуры, образования: международный научный журн. - Горно-Алтайск. - 2010. - № 6(25).
Bibliography
1. Vayjzman, N.P. Psikhomotorika umstvenno otstalihkh. - M., 1997.
2. Anufrieva, A.F. Kak preodoletj trudnosti v obuchenii deteyj. Psikhodiagnosticheskie metodiki. Korrekcionnihe uprazhneniya. - M., 1997.
3. Venevcev, S.I. Adaptivnihyj sport dlya lic s narusheniyami intellekta: metod. posobie. - M., 2004.
4. Vayjzman, N.P. Reabilitacionnaya pedagogika. - M., 1996.
5. Venevcev, S.I. Ozdorovlenie i korrekciya psikhofizicheskogo razvitiya deteyj s narusheniem intellekta sredstvami adaptivnoyj fizicheskoyj kuljturih / S.I. Venevcev, A.A. Dmitriev. - M., 2004.
6 Narzulaev, S.B. Formirovanie modeli psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya korrekcionno-razvivayuthego obucheniya deteyj kak kompleksnaya pedagogicheskaya problema / S.B. Narzulaev, N.A. Petukhov, D.F. Giljmutdinov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya: mezhdunarodnihyj nauchnihyj zhurn. - Gorno-Altayjsk. - 2010. - № 6(25).
Статья поступила в редакцию 05.02.13